МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Новый административный регламент по надзору за промбезопасностью на ОПО

5 апреля 2016 года вступил с силу Приказ Ростехнадзора от 12 февраля 2016 г. № 48. Документ утвердил Административный регламент по исполнению ФСЭТАН государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО.

Вместе с этим утратил силу прежний административный регламент (утв. Приказом Минприроды от 30 октября 2008 г. № 280) – соответствующее решение вынесло Министерство природных ресурсов и экологии РФ, выпустив Приказ от 17.02.2016 № 39 «О признании утратившим силу приказа Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280» (документ также вступил в силу 05.04.2016г.).

В данной статье мы представим обзор основных положений административного регламента и дадим краткий комментарий по ключевым из них.

Основные положения административного регламента

Следует отметить, что спустя 8 лет ФСЭТАН получила свой собственный административный регламент по надзору за ОПО. Он устанавливает требования к порядку исполнения Ростехнадзором государственной функции и определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых в рамках контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО.

Также в документе излагается порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Ростехнадзора, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (п. 1 Регламента).

Административным регламентом определен предмет федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Им является – соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности требований, установленных Федеральным законом № 116-ФЗ (и иными подзаконными актами), а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов, а в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением обоснования безопасности ОПО, соблюдение требований такого обоснования безопасности (п. 4 Регламента).

В частности, надзор в области промбезопасности ведется за следующими видами деятельности (п. 4 Регламента):
  • проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности;
  • подготовка и переподготовка работников ОПО в необразовательных учреждениях (имеются в виду учебные центры предприятий, которые эксплуатируют ОПО, учебные центры без лицензии и т.д.).
В новом Регламенте определен состав должностных лиц ФСЭТАН, которые осуществляют надзор в области ПБ, а также права и обязанности этих сотрудников (п. 5-8).

Так, надзор может осуществляться:

а) руководителем Ростехнадзора;

б) заместителями руководителя Ростехнадзора и начальниками структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального госнадзора в области ПБ;

в) заместителями начальников структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора, начальниками отделов и заместителями начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора;

г) сотрудниками РТН категории «специалисты» ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Ростехнадзора, которые являются главными государственными инспекторами;

д) сотрудниками РТН категории «специалисты» старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Ростехнадзора, которые являются государственными инспекторами;

е) руководителями территориальных органов Ростехнадзора и их заместителями (начальниками отделов и заместителями начальников отделов, специалистами – главными гос. инспекторами, специалистами – гос. инспекторами).

Указанные выше должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, осуществляющие надзор, имеют право:
  • запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от владельца ОПО информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки посещать ОПО и проводить обследования используемых при осуществлении деятельности в сфере ПБ зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать владельцам ОПО предписания об устранении выявленных нарушений;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.
Вместе с этим должностные лица Ростехнадзора не имеют права:
  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Ростехнадзора (его территориальных органов), от имени которого действуют эти должностные лица;
  • проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ;
  • проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ порядке;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. Исключением является внеплановая проверка на основании обращений и заявлений о нарушениях, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера (п.п. «б» п. 7 статьи 16 ФЗ № 116)
  • требовать представление документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами, и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу владельцам ОПО предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (речь идет о взятках, плате «за прохождение проверки» и т.д.);
  • требовать при проведении документарной проверки владельца ОПО сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Ростехнадзором от иных органов государственного контроля (надзора).
Следует помнить, что при проведении проверок должностные лица Ростехнадзора обязаны (п. 7 Регламента):
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы владельцев ОПО;
  • проводить проверку на основании распоряжения или приказа Ростехнадзора, с котором они должны ознакомить владельца ОПО;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • не препятствовать представителю владельца ОПО присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять владельцу ОПО (его представителю) информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить его с результатами проверки;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании владельцами ОПО;
  • соблюдать сроки проведения проверки;
  • не требовать от владельца ОПО документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ и т.д.
В Регламенте также прописаны права и обязанности владельцев ОПО, в отношении которых проводятся надзорные мероприятия.

Так, владелец объекта (его представитель) имеет право:
  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от Ростехнадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Ростехнадзора;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке;
  • в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в Ростехнадзор в письменной форме возражения в отношении акта и (или) выданного предписания в целом или его отдельных положений.
Вместе с этим владельцы ОПО обязаны обеспечить присутствие своих представителей (в том числе ответственных за производственный контроль, за безопасную эксплуатацию ОПО и т.д.) при проведении проверок.

Регламентом определен срок проведения плановой либо внеплановой проверки –  не более чем 30 рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений инспекторов РТН срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

Особо отмечено, что срок проведения проверок в отношении юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению владельца ОПО. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Согласно п. 19 Регламента, для ОПО I класса опасности устанавливается режим постоянного госнадзора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 455.

Пунктом 20 Регламента определен исчерпывающий перечень административных процедур, которые включает гос. функция по надзору, а именно:
  • разработка ежегодного плана проведения плановых проверок;
  • подготовка и проведение плановых проверок;
  • подготовка и проведение внеплановых проверок;
  • оформление результатов проверок;
  • подготовка и осуществление постоянного госнадзора на ОПО I класса опасности;
  • контроль за исполнением выданных предписаний.
Подробная блок-схема исполнения государственной функции представлена в Приложении № 2 к Регламенту.

Разработка ежегодного плана проведения плановых проверок (п. 21-32)

Окончательный вариант ежегодного плана проведения проверок Ростехнадзор и его территориальные органы формируют до 31 декабря года, предшествующего году «надзорному», и размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Проверки организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

а) в отношении ОПО I или II класса опасности – не чаще чем один раз в течение одного года;

б) в отношении ОПО III класса опасности – не чаще чем один раз в течение трех лет.

Основанием для включения проверки в ежегодный план является истечение выше указанного периода, начиная со дня, когда:
  • принято решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
  • проведена регистрация ОПО;
  • окончано проведение последней плановой проверки.
Согласно п. 28 регламента в ежегодный план проверок могут вноситься изменения в случае:
  • невозможности проведения проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией юр. лица;
  • прекращения владельцем ОПО деятельности по эксплуатации (использованию) объектов, подлежащих проверке;
  • изменения класса опасности подлежащего проверке ОПО (в части исключения плановой проверки из ежегодного плана) и т.д.
В ежегодных планах проверок, которые размещаются на сайтах управлений РТН, указываются следующие сведения:
  • наименования юр. лиц и ФИО ИП, места нахождения ЮЛ или места фактического осуществления деятельности ИП;
  • наименование и место нахождения ОПО, в отношении которого планируется контрольное мероприятие;
  • цель (например, лицензионный контроль, надзор в области промышленной безопасности и т.д.) и основание (соответствующие разделы законодательства) проведения каждой плановой проверки;
  • дата начала (либо конкретная дата – напр., 06.06.2016, либо цифровое обозначение месяца – «12» (декабрь), «10» (октябрь) и т.д.) и сроки проведения (количество рабочих дней) каждой плановой проверки;
  • наименование территориального органа и (или) подразделения центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющего плановую проверку.
Подготовка и проведение плановых проверок (п. 33-51)

Руководствуясь утвержденным планом, Ростехнадзор и его территориальные органы проводят проверки владельцев ОПО.

Основанием для проведения плановых проверок служит приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора.

Приказ (распоряжение), копия которого вручается проверяемой организации, должен содержать следующие сведения:
  • Наименование надзорного органа – Ростехнадзор или наименование его территориального управления.
  • ФИО и должность сотрудников РТН, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых экспертов, представителей экспертных организаций.
  • Наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка, а также место нахождения юридического лица или место фактического осуществления деятельности ИП.
  • Наименование и место нахождения ОПО.
  • Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.
  • Правовые основания для проведения проверки, в том числе перечень подлежащих проверке обязательных требований.
  • Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проверки.
  • Перечень нормативных документов, регулирующих осуществление государственного надзора, включая соответствующие административные регламенты;
  • Перечень документов, представление которых владельцем ОПО необходимо для достижения целей и задач проверки.
  • Даты начала и окончания проверки.
Согласно п. 37 Регламента Ростехнадзор должен уведомить владельца ОПО о проведении проверки не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения через направление ему копии приказа (распоряжения) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Особо отмечено, что при плановой проверке членов СРО Ростехнадзор обязан уведомить саморегулируемую организацию для обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении надзорных мероприятий.

Плановые проверки Ростехнадзора могут быть документарными и/или выездными.

Предметом документарной проверки являются:
  • сведения, содержащиеся в документах владельца ОПО (юридического лица, ИП), устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности;
  • документы, используемые при осуществлении деятельности на ОПО (например, разрешительные документы) и связанные с исполнением обязательных требований ПБ, исполнением предписаний и постановлений Ростехнадзора.
При документарной проверке Ростехнадзор в первую очередь рассматривает документы на ОПО, которые есть в его распоряжении (данные из реестра ОПО, копии нормативно-технических документов), акты предыдущих проверок, в том числе материалы об административных правонарушениях. Если же достоверность изложенных в этих документах сведений вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение владельцем ОПО обязательных требований, Ростехнадзор направляет мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые материалы. Владелец ОПО предоставляет дополнительные документы в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации, либо в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

При выявлении ошибок, противоречий либо несоответствий в представленных документах Ростехнадзор направляет владельцу ОПО информацию об этом и требует представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Если и после рассмотрения пояснений (или при их отсутствии) у Ростехнадзора останутся вопросы, он вправе инициировать выездную проверку.

Обратите внимание – согласно п. 46 Регламента выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Ростехнадзора, обязательного ознакомления владельца ОПО с приказом (распоряжением) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Если в ходе плановой проверки обнаружены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, инспекторы Ростехнадзора реализуют следующие полномочия:
  • составляют акт проверки, в котором фиксируют факты выявленных нарушений;
  • выдают предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их выполнения;
  • при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, возбуждают дела об административных правонарушениях и обеспечивают их рассмотрение в установленном порядке, а также решают вопрос о привлечении к административной ответственности.
Подготовка и проведение внеплановых проверок (п. 52-59)

Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
  • истечение срока исполнения владельцем ОПО ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
  • поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений граждан (организаций), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • наличие приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка тоже может быть документарной и/или выездной. При проведении внеплановой документарной проверки в отношении взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности рассматриваются также уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 294-ФЗ.

Согласно п. 56 Регламента, о проведении внеплановой выездной проверки (за исключением проверки по обращениям граждан – см. выше) Ростехнадзор уведомляет владельца ОПО не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

О внеплановой проверке «по обращениям…» владельца ОПО уведомлять запрещено, а сами надзорные мероприятия могут быть проведены незамедлительно с извещением органа прокуратуры.

По результатам внеплановой проверки также составляются акт, предписание и протокол об административном правонарушении.

Оформление результатов проверок (п. 60-70)

Когда инспекторы Ростехнадзора завершат сбор и анализ необходимой информации в рамках проверки, они перейдут к оформлению ее результатов. А именно:
  • Составят акт проверки.
  • Оформят предписания об устранении нарушений обязательных требований промбезопасности.
  • Составят протокол об административном правонарушении.
  • Вынесут постановление по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается владельцу ОПО. Если для составления акта проверки нужно получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, то такой акт составляется в срок не более 3 рабочих дней после завершения надзорных мероприятий.

Согласно п. 65 Регламента в акте проверки указываются:
  • дата, время и место составления акта;
  • наименование федерального органа, осуществляющего надзор (Ростехнадзор или его территориальный орган);
  • дата и номер приказа (распоряжения) о проведении проверки;
  • ФИО и должности лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого владельца ОПО и ФИО его представителя, который присутствовал при проведении проверки;
  • наименование и местонахождение проверяемого ОПО;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере и лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки представителей владельца ОПО, о наличии их подписей или отказе от совершения подписи;
  • подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
К акту проверки могут прилагаться:
  • протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения работников владельца ОПО, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  • предписания об устранении выявленных нарушений;
  • иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
По результатам плановой или внеплановой проверки при выявлении нарушений обязательных требований Ростехнадзор обязан выдать предписание владельцу ОПО об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Сроки выполнения предписания устанавливаются исходя из характера выявленного нарушения, степени его влияния на обеспечение промышленной безопасности, а также минимально необходимого времени для его устранения.

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается владельцу ОПО под расписку об ознакомлении.

По результатам надзорных мероприятий инспекторы Ростехнадзора при выявлении административного правонарушения и отсутствии необходимости проведения административного расследования составляют протокол об административном правонарушении и (или) постановление о назначении административного наказания в порядке, установленном КоАП РФ.

Подготовка и осуществление постоянного госнадзора на ОПО I класса опасности (п. 71-80)

Постоянный госнадзор на ОПО I класса опасности осуществляется на основании графиков проведения мероприятий по контролю в отношении конкретного объекта.
Владельцы ОПО I класса опасности обязаны предоставлять уполномоченным должностным лицам Ростехнадзора беспрепятственный доступ к опасным производственным объектам, документам и средствам контроля безопасности таких объектов.

Постоянный госнадзор включает в себя следующие мероприятия по контролю:
  • обход и осмотр зданий, сооружений, помещений на ОПО I класса опасности, территории или частей территории на объекте, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
  • проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности;
  • проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
  • проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ);
  • рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на ОПО I класса опасности предусмотрено обязательными требованиями ПБ, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям;
  • рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности;
  • рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение владельцем ОПО I класса опасности, обязательных требований;
  • рассмотрение сведений о планируемых владельцем ОПО I класса опасности мероприятиях, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, их анализ и оценка на предмет своевременности, полноты и достаточности;
  • наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на ОПО I класса опасности;
  • наблюдение за соблюдением требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
  • наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности;
  • проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов, а также профилактике аварий, повреждений и инцидентов;
  • проверка правильности идентификации ОПО.
Согласно п. 74 Регламента график проведения надзорных мероприятий в отношении конкретного ОПО I класса опасности принимается Ростехнадзором и должен содержать:
  • наименование надзорного органа (Ростехнадзор или его территориальный орган);
  • сведения о юридическом лице или ИП, эксплуатирующем ОПО I класса опасности;
  • сведения об ОПО I класса опасности, в отношении которого установлен режим постоянного госнадзора (наименование, местонахождение ОПО, номер в реестре ОПО).
Постоянный госнадзор могут осуществлять руководитель, заместители руководителя Ростехнадзора (его территориальных органов), начальники, заместители начальников структурных подразделений Ростехнадзора (его территориальных органов), главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы Ростехнадзора (его территориальных органов).

Если при выполнении надзорных мероприятий Ростехнадзор выявляет нарушения обязательных требований ПБ, при которых причиняется или может быть причинен вред здоровью граждан или окружающей среде, он принимает оперативные меры по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений вплоть до приостановления работы на ОПО.

Результатами осуществления постоянного госнадзора на ОПО I класса опасности являются:
  • акт проверки;
  • запись в журнале постоянного госнадзора;
  • внесение сведений о результатах мероприятий по контролю в надзорное дело;
  • в случае выявления нарушений – выдача предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждение дела об административном правонарушении, осуществление производства по делу об административном правонарушении (либо передача его на рассмотрение в судебные органы), а также принятие других мер, предусмотренных законодательством РФ.
Контроль за исполнением выданных предписаний (п. 81-84)

Согласно п. 81 Регламента основанием для осуществления контроля за исполнением выданного Ростехнадзором (его территориальным органом) предписания является истечение срока устранения нарушений обязательных требований на ОПО, указанных в предписании.

Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок. Контроль за устранением владельцем ОПО выявленных нарушений осуществляется в виде внеплановой документарной и (или) выездной проверок.

Если владельцу ОПО нужно продление сроков устранения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам, он вправе не позднее 10 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения направить в Ростехнадзор (его территориальный орган) аргументированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

К ходатайству нужно приложить:
  • документы, обосновывающие продление срока;
  • материалы о ходе устранения нарушения к моменту направления ходатайства;
  • документы, подтверждающие проведение владельцем ОПО организационно-технических мероприятий, которые обеспечивают безопасное ведение работ на ОПО до устранения нарушений, указанных в предписании.
Ростехнадзор принимает решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания в срок не более 10 рабочих дней со дня его регистрации. Информация доводится до владельца ОПО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Напоминаем вам, что невыполнение в срок даже одного пункта законного предписания Ростехнадзора может повлечь за собой наложение штрафа (ст. 19.5 КоАП РФ):
  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.
Заключительные положения

Раздел IV Регламента (п. 85-89) содержит информацию о порядке и формах контроля за исполнением государственной функции по надзору в сфере промышленной безопасности.

В разделе V (п. 90-113) изложен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Ростехнадзора и его должностных лиц.

В Приложении № 1 приведен исчерпывающий перечень территориальных управлений Ростехнадзора с подробными контактными данными.

Приложение № 2 содержит блок-схему исполнения Ростехнадзором госфункции по надзору в области промышленной безопасности.