МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

5 новых «поводов» для внеплановой проверки Ростехнадзора

9.03.2022

«Говорят, под Новый год что ни пожелается – все всегда произойдет…». Да… (хоть мы этого и не желали), произошло одно весьма интересное событие. Вы могли его не заметить (ну, как минимум, не придать значения).

Ростехнадзор утвердил «индикаторы риска нарушения обязательных требований» для госнадзора в области промышленной безопасности. Прямо в канун (30.12.2021) опубликовал приказ № 397 от 23.11.2021. Документ уже «работает» (с 10.01.2022) и ждет своих первых «клиентов».

Почему это важно? Граждане… да нам ведь презентовали 5 новых «поводов» для проведения внеплановых проверок!

Конечно, если верить Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (см. статью 23, часть 9), индикаторы сами по себе не являются «полноценными» нарушениями (но «кричат» о наличии таковых). Они всего лишь помогают контролерам… принять решение «о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия» (идти иль не идти… вот в чем вопрос…).

Но… смотрите, какая штука. Плановых проверок становится все меньше (об этом трубят из каждого «официального утюга»). Сборы по штрафам падают (Ростехнадзор вынужден скрепя сердце раздавать предупреждения, чтобы, ни приведи Минюст… не «подорвать» экономическую деятельность поднадзорных организаций). Количество аварий растет (на 13 % в 2021 году).
Вы правда думаете, что наш госорган не «оседлает» ситуацию? И не начнет проводить больше проверок внеплановых? Хм… мы оптимизмом не богаты.

Ведь то, что есть сейчас… Всего три основания для «случайных визитов» (из которых лишь одно – железобетонно рабочее… см. п. 56 Административного регламента, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258):
1) проверка выполнения ранее выданного предписания;
2) заявления и обращения (граждан, организаций, органов госвласти, СМИ) о фактах нарушений обязательных требований ПБ, которые создают угрозу причинения вреда (а если угрозы нет, и вовсе не проверишь…), могут привести к авариям или, собственно, причиняют вред, приводят к авариям;
3) исполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ и органов прокуратуры.

Ростехнадзору такого явно недостаточно.

А тут… 5 новых. Да, «поводов». Не оснований (то есть еще подумают, прийти или нет… может, позвонят, сделают внушение… или предостережение отправят). Вот только… слабо верится, что нашему госоргану это помешает. Захотят – придут (а они захотят…).

Поэтому… давайте от лирики перейдем к делу. И по буквам разберем каждый утвержденный «индикатор».

№1 «Многовато инцидентов»

Сподвигнуть Ростехнадзор на внеплановую проверку может:
  • «Поступление… информации о трех и более инцидентах, произошедших на ОПО в течение одного календарного года».
Вы же помните, да? Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения» (раньше был – № 480). Пункт 32 (и не подпунктом меньше). «Не реже одного раза в квартал» нужно подавать в территориальное управление Ростехнадзора (по месту нахождения ОПО) «информацию о произошедших инцидентах».

А еще… о них положено «оперативно сообщать». Мно-о-о-го кому. В том числе Ростехнадзору (посмотрите на досуге п. 5 и Приложение №2 к Порядку, утв. приказом № 503).

Госорган информацию собирает. Инциденты считает. Выводы делает (…а не сходить ли к товарищам в гости… как-нибудь… внезапно).

Вообще это «новинка». Раньше такое вроде как не практиковалось (разве что в советское время).

Аварии – да. Ростехнадзор приходит (хотя бы для расследования). А инциденты были внутренним делом (если никто не пострадал) и внутренней ответственностью владельца ОПО. Ну… уведомили. Отчитались. Приняли меры… и хорош.

Теперь же… сами видите. Три в год – многовато будет. Значит что-то не та-а-к. Нарушают товарищи… Не мешало бы навестить. Авось протокольчик составим. Штрафиком разживемся…
«Так мы не будем сообщать… Сами ж говорите – «внутренняя кухня». Двушечка в год, и хватит…».

Ну да… внутренняя… Опять же… если нет пострадавших.

Или, например… «доброжелатели» решат послать весточку в Ростехнадзор. Мол, такой-то и такой-то… хочет замять… Ваши же сотрудники могут.

Так что «шифрование» – не выход! Выход – НЕ ДОПУСКАТЬ инцидентов. Оборудование чинить. Людей инструктировать. За безопасностью работ следить (есть такая штука… производственный контроль называется).

Глядишь, и отчет квартальный будет «нулевым». И госорган даже смотреть не захочет в вашу сторону. Во всяком случае… по этому «поводу».

А другие… всегда найдутся.


№2 «Есть аварийный потенциал…»

Индикатор, похоже, сделали специально для АГЗС и подъемных сооружений (прежде всего, башенных кранов). Заинтересовало? Тогда посмотрите, как «великолепно» он звучит (цитата из приказа № 397, расшифровка последует…):
  • «Наличие в акте технического расследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на ОПО, эксплуатируемом юридическим лицом (ИП), в случае если такое юридическое лицо (ИП) эксплуатирует ОПО III-IV классов опасности, отнесенные к категории ОПО по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты аварии)».
Жутко, правда? Вы что-нибудь поняли?

А суть на самом деле проста.

У вас есть несколько объектов одного типа. Скажем… сети газопотребления, башенные краны, АГЗС. На одном из ОПО приключилась авария. Так вот… Ростехнадзор может внепланово «пробежаться» по остальным объектам (в поисках «аварийных» нарушений) и, разумеется… много чего найти.

Собственно, это регулярно практикуется (теперь – на вполне законных основаниях… даже санкция прокуратуры не нужна).

Помните аварию в Новосибирске? Взрыв на АГЗС (2021 год). Там Ростехнадзор сразу накинулся на все ОПО провинившегося СИБГАЗа-Еврогаза-ЭкоГаза (http://usib.gosnadzor.ru/news/65/903/?sphrase_id=201108). Нашли 60 (!) нарушений (всего на двух газовых заправках). Кончено, запретили работу на 3 месяца (авария-то была очень серьезной… для ОПО IV класса опасности).

Похожий пример из 2020-го. В Волгограде рванула АГЗС ООО «Газэнергосеть-Поволжье». И Нижне-Волжский Ростехнадзор внепланово проверил 17 (!) газовых заправок, которые эксплуатировала компания. Не рекорд, но раскопали 90 нарушений – в среднем, 5 штук на каждый ОПО (http://nvol.gosnadzor.ru/news/65/629/?sphrase_id=97947).

Давайте еще пример. На этот раз с подъемными сооружениями. 28 июня 2021 года на строительном объекте ООО «Промышленная компания» произошла авария – в результате сильного порыва ветра упал башенный кран. Ростехнадзор аварию расследовал (http://cntr.gosnadzor.ru/news/65/1070/) и параллельно (правда, с задержкой в 4 месяца) проверил другие объекты «виновника торжества» (http://cntr.gosnadzor.ru/news/65/1065/). Совокупный штраф – 720 тыс. рублей (500 тыс. «за аварию», 220 тыс. – за 13 нарушений по другим ОПО).

То же самое было в 2019-м (с плавным переходом в 2020-й). Уже в Северо-Западной вотчине. Началось с гусеничного крана. Упала себе стрела на проезжую дворовую часть перед магазином, никого не покалечила (кроме «совести» владельца). Ростехнадзор провел расследование, выявил причины (http://szap.gosnadzor.ru/news/65/608/?sphrase_id=186594) и под шумок… внепланово проверил два башенных крана, которые работали на этом же объекте (http://szap.gosnadzor.ru/news/65/611/?sphrase_id=186594). А что? Признак опасности один… Итог – 21 нарушение, штрафы и временный запрет деятельности.

Короче, граждане… перед нами самый «проверкоемкий» индикатор риска. Гарантия внеплановой – 95% (а то и все 100%... зависит от масштабов аварии и количества «подозрительных» ОПО). И вы же понимаете, сколько всего могут найти по ходу… Тут вам и «неверный класс опасности» (привет владельцам АГЗС), и не вся информация в Сведениях ОПО, и работа без страховки ОСОПО (здесь вообще отдельный штраф), и отсутствие лицензии (еще один привет «заправщикам»).

Кстати, о лицензиях…

№3 «Затянули с лицензированием»

Самый «опасный» индикатор, который «мигает» почти всем новоиспеченным владельцам ОПО I, II и III классов опасности.

Почему? Из-за «математики». Смотрите сами.

Собственно, внеплановая проверка может «прилететь» за:
  • «Отсутствие в реестре… сведений о лицензии юридического лица (ИП) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации… ОПО, деятельность по эксплуатации которого подлежит лицензированию».
И вот какая штука… Согласно п. 15 Административного регламента по лицензированию ОПО, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454:
  • «Предоставление (отказ в предоставлении) лицензии осуществляется в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления».
Казалось бы, здорово… Оптимистический расклад. Всего плюс-минус 2 месяца. Укладываемся в срок.

Но вы заметили слово «отказ»? Отказывать вам тоже будут 2 месяца. А потом еще 2 месяца на новую попытку. Опять отказ? Что ж… Идем на «третий круг». Другие 45 рабочих дней.

Как вам такая «математика»? 6 месяцев уже насчитали, и это не предел.

Причем никаких странностей, фантазий и «страшилок». Обычный… реалистичный… расклад.

Могут отказать по результатам документарной проверки (не все документы… не те документы… ошибки в документах… мало ли поводов). Могут отказать по результатам выездной предлицензионной проверки (которую даже пандемия не берет). И два «веселых» месяца… превращаются… в полгода-год. Ростехнадзор мало волнует, что вы подавали и подаете документы.

Придут (теперь есть «повод») и… оштрафуют за отсутствие лицензии (минимум 220 000 руб.). А если увидят, что вы эксплуатируете ОПО (чего не можете делать без лицензии), то с удовольствием накажут за «грубое нарушение» (минимум 540 000 руб.).

Поэтому, граждане… Если не уверены, что получите лицензию с первой попытки (без «тормозов» и проволочек) – ГОТОВЬТЕ документы для лицензирования ДО или хотя бы в процессе регистрации ОПО (ибо список там не маленький). Чтобы… получил Свидетельство о регистрации… быстренько согласовал («допилил») НТД… и прямой наводкой в Ростехнадзор – лицензироваться.

Да, скоро «бумагу» вообще перестанут выдавать (будет только запись в реестре лицензий). И срок (по анонсам) с 01.03.2022 станет меньше (максимум 30 рабочих дней с даты приема заявления). Но стоит ли рассчитывать на «милость» Ростехнадзора, пути которого, как известно… трудновато прогнозировать.

№4 «НЕДОконсервировали ОПО»

Очень «странный» индикатор… Сейчас вы поймете, почему.

Итак, контролеры могут внезапно нагрянуть, если:
  • Обнаружили в госреестре ОПО сведения об объекте III-IV класса опасности «по истечении 2 лет с даты внесения сведений в реестр заключений ЭПБ об экспертизе промышленной безопасности, проведенной в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта» (при условии, что на ОПО не проводились проверки в течение 2 лет до даты внесения ЭПБ в реестр).
Канцелярский слог, как всегда, «прекрасен». Давайте переведем на «человеческий» язык. У вас есть ОПО III-IV класса опасности (ну, скажем… сеть газопотребления или сосуды какие…). Вы решили объект ликвидировать или законсервировать. Сделали документацию (в народе – «проект»). Провели ЭПБ документации. Внесли заключение ЭПБ в госреестр. Даже «распотрошили» объект и… по какой-то причине не сняли его с учета в Ростехнадзоре (остался «висеть» в реестре ОПО).

Госорган сей недочет увидел и (как бы) грозит вам внеплановой проверкой.

Ничего не смущает? Правильно. Здесь всё в интересах Ростехнадзора. Ну… он продолжает надзирать за «несуществующим» ОПО (хотя нет… пока объект в реестре, он де-юре СУЩЕСТВУЕТ). Например, требовать отчет о производственном контроле. Штрафовать на 200 000 руб. за его неподачу.

Неужели госорган (в кое-то веки) забоится о нас? Не-е-е-т. Скорее повод нашел для нового наказания…

Ведь есть четкий порядок (в НПА не ищите, он «известен» только на практике):
  • решение о консервации-ликвидации ОПО, оформленное приказом по организации (с назначением ответственных и т. д.);
  • разработка документации («проекта») на консервацию-ликвидацию;
  • ЭПБ проекта;
  • регистрация заключения ЭПБ в Ростехнадзоре;
  • собственно, «физическая» консервация-ликвидация (остановка процессов, отключение от коммуникаций, демонтаж оборудования, «удаление следов преступления» и т. д.);
  • снятие ОПО (+ технических устройств) с учета в Ростехнадзоре («выведение из реестра»).
Нарушил порядок (сначала ликвидировал, потом сделал проект… это самый частый «недуг») = нарушил требования ПБ. Не сделал хоть что-то из списка = нарушил требования ПБ.

Ростехнадзор, видимо, опасается, что вы… продолжаете эксплуатировать объект. Но уже как бы нелегально? Полулегально? Или нет? Сложно понять логику этого индикатора… Вот если бы вы сняли ОПО с учета и продолжали работать, тогда понятно… Вина налицо. Штраф выписан. Прокуратура приглашена.

Но здесь-то в чем подвох? Если объект «мертв» или «полумертв», что вы можете нарушить? Кроме требований к регистрации ОПО (вовремя снимать с учета) и того порядка, который мы описали выше… Достаточно будет предостережения. Зачем внеплановая проверка?

Похоже… перед нами – камень в огород «недобросовестных» (или просто забывчивых) владельцев ОПО. Как бы напоминание… В реальности объекта нет. Юридически он существует. Конечно, Ростехнадзор захочет проверить… вдруг вы случайно («хитрые схемы», «фиктивная» ЭПБ, наивная мысль, что ОПО удаляют из реестра автоматически). А может продолжаете работать… на «воображаемом» объекте.

Вообще… есть ощущение, что этот индикатор сделали «в довесок». Может план стоял – «не меньше 5 штук». Четыре адекватных нашли. В пятом решили пофантазировать.

К тому же… здесь опять «кривая математика». Ростехнадзор спохватится только через 2 года ПОСЛЕ внесения ЭПБ в реестр. Но только в том случае, если не проверял ОПО за 2 года ДО этого внесения.
Получается разлет в 4 года. Ну явно не оперативная реакция. За это время… на месте ОПО могут построить торговый центр. Даже компания-владелец может исчезнуть со всех радаров. Кстати, для этого есть свой индикатор…


№5 «Пропали без вести (из ЕГРЮЛ/ЕГРИП)»

Наконец-то «качественный» индикатор. Что называется, «с заботой о безопасности».

Ростехнадзор может внепланово проверить (только вопрос – кого?), если обнаружил, что:
  • сведения о юридическом лице (ИП), эксплуатирующем ОПО III-IV класса опасности, исключены из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Вы же знаете, да? ОПО не может просто так «кануть в Лету». Им должен кто-то владеть. За него должен (постоянно) кто-то отвечать.

Если владелец ликвидирован (иначе почему он пропал из ЕГРЮЛ-ЕГРИП), то ОПО рискует тоже «пропасть с радаров» («пойти по рукам», натворить дел… особенно в случае с передвижными ПС… да и башенные краны могут «переехать»). А всех «собак» на кого повесят? Конечно, на Ростехнадзор. Мол, не уследил. Не проконтролировал.

Оно ж по правильному как? При ликвидации юридического лица/индивидуального предпринимателя (в связи с банкротством или «по собственному желанию») ОПО либо продолжает свое существование, либо «умирает». То есть:
  • объект можно продать (подарить) – при этом новый владелец регистрирует ОПО на себя и снимает (ответственность) с предыдущего;
  • объект можно законсервировать и («полумертвый») продать или сразу ликвидировать («умертвить», чтоб не мучался) – в этом случае ОПО тоже снимают с учета, правда, силами текущего владельца (того, что «собрался на покой»).
Но ведь кто-то пойдет по «кривой дорожке». И просто исчезнет (а там… гори все ОПО синим пламенем… особенно сети газопотребления…). Что делать госоргану? Решать ситуацию. Причем быстро.

И здесь (как назло) выплывают два момента.

Во-первых, Ростехнадзор не зарекомендовал себя «оперативно бдящим» (а тут еще сравнивать ЕГРЮЛ-ЕГРИП с реестром ОПО… в своих-то базах разобраться не можем…). Есть подозрение, что за этим индикатором они следить не будут (или будут… но крайне неохотно).

Во-вторых, где найти «потеряшку»? Из реестров «налоговой» пропал. Телефоны не отвечают… Только ехать (например, на адрес ОПО или в офис компании… а может домой к ИП). Поэтому внеплановая проверка – скорее необходимость, чем «мера устрашения» или «повод докопаться». Концы-то искать нужно. Иначе зачем было придумывать индикатор…

«Да зачем вообще они нужны… Без них что ли проблем мало?».

Ну, граждане… ФЗ № 248 о госконтроле «сказал» – Ростехнадзор исполнил. В меру сил и юридического образования.

А нам остается… следить за «панелью», кабы что не «мигнуло». Короче, соблюдать и держаться. Все индикаторы подъемны (даже аварии с инцидентами).

Но уж коли не уберег Минюст… обращайтесь. Мы проконсультируем и поможем.



Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru