Изменен ФЗ «О промышленной безопасности ОПО» № 116
19.01.2024Подписан Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. №637-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и в отдельные законодательные акты.
Законопроект был внесен в Госдуму в апреле 2021 года.
Рассмотрели подробно и прокомментировали внесенные правки.
Изменения в отношении экспертизы промышленной безопасности
Законом о внесении изменений уточняется определение понятия эксперт в области промышленной безопасности в ст. 1 ФЗ № 116. Указано, что эксперт может соответствовать квалификационным требованиям профстандарта, либо проходить аттестацию:Было | Стало |
эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности | эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, которое соответствует квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, обладает специальными знаниями в области промышленной безопасности и соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности |
Так, так… это что-то новенькое, точнее что-то старенькое. Все уже привыкли, что аттестация экспертов, как и работников ОПО, проходит в Ростехнадзоре. Но до 2015 года аттестация экспертов проводилась в так называемых НОАП. Представляете? Такая вотчина была в руках коммерческих организаций или некоммерческих (в кавычках наверно правильнее писать «некоммерческих»)! Конечно же аккредитованных государством! Но видимо, что-то работало не так (ну, или для кого как!).
В общем, накопился ряд противоречий и вопросов к системе аттестации через НОАП. Поэтому появилось Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.05.2015 N 509, и понеслась переаттестация экспертов по промышленной безопасности в Ростехнадзоре.
Помню, как все носились с горящими теми самыми местами. Подготовка к аттестации стоила космических денег. В общем, были лихие времена. С годами всё улеглось, цены на подготовку упали, вопросы и задачи на экзаменах стабилизировались. Наступила наша любимая, родная стабильность!
И вот тебе на… реинкарнация НОАП. Только называться теперь это будет ЦОК (Центр оценки квалификации) или НОК (Независимая оценка квалификации). Как они будут работать пока неизвестно, но без участия Ростехнадзора там наверняка не обойдется. Как минимум в комиссию по аттестации представитель Ростехнадзора будет или должен входить.
Ну, и наверняка, появление ЦОКов приведёт к экстерриториальному развитию ситуации. Напомню, сейчас аттестация экспертов проходит только в Москве в Центральном аппарате Ростехнадзора! А вы не знали? Да! Да! Представляете, эксперт, например, из Камчатки должен лететь в Москву, снимать гостиницу, сдавать аттестацию. А если не сдал? В общем, капец.
Предполагаю, что ЦОКи будут открываться и в регионах, и это упростит жизнь местным экспертным организациям и сэкономит время на дорогу, проживание и т.д.
Главное, чтобы эти ЦОКи не превратились в магазины по выдаче удостоверений!
Ждем развития ситуации с ЦОКами. Когда хоть один откроется и начнет работать, станет понятен порядок сдачи экзамена, стоимость и другие организационные вещи, а также станет понятно, куда больше очереди на аттестацию, в Ростехнадзор или ЦОК? Тогда на многие вопросы получим ответы.
В настоящий момент существует профессиональный стандарт «Специалист в сфере промышленной безопасности» (далее – Специалист), утвержденный Приказом Минтруда России от 16.12.2020 N 911н.
В трудовые функции Специалиста в частности входит:
- Экспертиза технических устройств на опасном производственном объекте в соответствующей сфере (области);
- Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте в соответствующей сфере (области).
Но я не увидел в перечне трудовых функций экспертизу проектной документации, декларации промышленной безопасности, обоснования безопасности ОПО. Интересно? Правда?
Если для аттестации экспертов через ЦОК будет использоваться этот профстандарт, то он, конечно, требует серьезной доработки.
Я попытался найти ЦОК в котором можно сейчас пройти аттестацию по действующем профстандарту и не нашел. Короче ребята… ситуация еще очень сырая, расходиться не надо, а вот запасаться попкорном, читать ленту новостей и следить за изменением нормативных документов в этой части надо!
Погнали дальше…
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы устройства;
- если фактический срок его службы технического устройства превышает десять лет (на данный момент двадцать лет).
Также это относится к зданиям и сооружениям, расположенным на ОПО.
Думаю, что эксплуатирующие организации не сильно обрадовались такому нововведению, и речь не о выводе о полном соответствии, а об уменьшении срока фактического срока службы технического устройства в два раза с двадцати лет на десять.
Рекомендации?
- При покупке новых технических устройств следите за тем, чтобы в паспорте бы указан срок службы. Если не указан, то требуйте от завода изготовителя, чтобы указал и как можно больше. Такой ерундой (не указанием срока службы) любят страдать иностранные изготовители.
- Ждать вступления в силу, рассматриваемого ФЗ, и проводить экспертизу, если срок службы не указан и составляет уже более 10 лет, но менее 20.
- Свой вариант.
Здания и сооружения ОПО после истечения срока эксплуатации
В новом законе указано, что решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, которые предназначены для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей или грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока эксплуатации таких зданий и сооружений, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации, принимает руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, либо руководитель обособленного структурного подразделения такой организации на основании положительного заключения ЭПБ зданий и сооружений.Такое решение оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа. Документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом решении должны содержаться сведения о реквизитах заключения ЭПБ, подтверждающих его включение в реестр. Кроме того, устанавливается срок дальнейшей безопасной эксплуатации указанных зданий и сооружений.
Вообще непонятно, о чем это и для чего? Какое-то масло масляное. Решение принимает руководитель организации на основании положительного заключения ЭПБ? Положительного? Что в таком случае даёт ещё и решение руководителя? Экспертная организация и так выдала положительное заключение. Что ещё нужно?
Видимо какая-то хитрость есть, о которой мы не знаем, но скоро точно узнаем.
Обоснование безопасности при техническом перевооружении и капитальном ремонте
Новым документом скорректирован 4 пункт 3 статьи Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».Предусматривается, что обоснование безопасности ОПО можно будет разрабатывать при техническом перевооружении ОПО или капитальном ремонте линейного объекта.
Такое обоснование направляется организацией, эксплуатирующей ОПО, в Ростенадзор в течении десяти рабочих дней со дня завершения капремонта или технического перевооружения.
Также уточняется кем утверждаются изменения, вносимые в документы:
Было | Стало |
4. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается. Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. |
4. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, проектной документации на капитальный ремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности опасного производственного объекта. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, утверждаются застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании опасного производственного объекта) либо руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасного производственного объекта и внесенные в него изменения (при их наличии) направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, а в случае проведения капитального ремонта линейного объекта или технического перевооружения опасного производственного объекта с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта - в течение десяти рабочих дней со дня их завершения. Изменения, внесенные в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей такой опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения. |
Обязательный аудит СУПБ для ОПО I класса
Организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, будут обязаны обеспечивать проведение аудита СУПБ (системы управления промышленной безопасностью).Сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года предоставляются коллегиальным органам управления данных организаций и их учредителям (начало действия требования предполагается с 25 сентября 2025 года).
Если в процессе проведения аудита системы управления промышленной безопасностью будут выявлены нарушения требований ПБ, организации, эксплуатирующие ОПО, будут обязаны принимать меры по устранению нарушений.
Учитывая рекомендации по результатам аудита, ОПО будут обязаны скорректировать меры по снижению риска аварий (данное требование планируется вводить с 25 сентября 2025 года).
Повис в воздухе вопрос: аудит должен быть независимый или может быть внутренний, так сказать комиссией внутри организации? Вопросы к самой процедуре аудита. Нужно ли результаты проведенного аудита направлять в Ростехнадзор? Тоже вопрос.
Мы периодически сами работаем с крупными компаниями с масштабной корпоративной культурой внутренних аудитов и проверок. Поверьте, в некоторых организациях, сотрудники больше боятся внутренней проверки, чем Ростехнадзора, т.к. могут работы лишиться за косяки свои, а вот проверка Ростехнадзора это, так сказать, общая оценка организации, а не локальная, конкретного сотрудника.
Проверку Ростехнадзора все ждут и готовятся, и заранее угадать, где найдут замечания не всегда получается. Кажется, что сделали всё что могли, ан нет, про какую-нибудь несчастную молниезащиту или мониторинг состояния здания забыли… получите и распишитесь.
В общем, к аудиту тоже пока много вопросов. Тем более с учетом того, что на ОПО 1-го класса опасности осуществляется постоянный надзор, т.е. инспектор может ходить на объект, как на работу. Фиксируя нарушения, он должен сразу уведомлять об этом эксплуатирующую организацию. Зачем аудит? Ждем развития ситуации.
Лично я к подобным историям отношусь, как в школе к открытым урокам учителя. Всё помнят это мероприятие? Когда учитель прям порхает на уроке, всех любит и всем доброжелателен, и все ученики на этом прекрасном уроке получают только пятерки и, как милые зайчики, на все ответы знают вопросы, и даже Вовочка тянет руку.
Критиковать все умеют, скажете вы! Это наша любимая забава, скажете вы!
Какие предложения?
- Всё-таки дать разъяснение смысла и необходимости аудита.
- Как по мне, законов и норм по промышленной безопасности достаточно. Нужно четче следить за их исполнением. А особенно следить за устранением выявленных нарушений.
- Больше выпускать разъяснений к нормативным документам, т.е. инструкцию к инструкции. А то иногда выходят нормативные документы, а как ими пользоваться непонятно.
Ростехнадзор считает, что для организаций, эксплуатирующих ОПО, сама эксплуатация ОПО — это основная работа. Но это не так!
Основная работа у них это: производство тепловой энергии, выпуск продукции, оказание услуг различных, хранение и реализация продукции на основе опасных веществ. В этом они спецы и профи!
Эксплуатация ОПО требует широкого кругозора знаний нормативной документации, насмотренности документов, умения работать с нормативными документами. В общем, нужно быть в тонусе определенном.
А когда ты раз в пять лет обновляешь положение о производственном контроле, то какой тут будет тонус? Ты смиренно ждешь очередной проверки Ростехнадзора. Инспектор приходит на проверку, делает тебе «аудит», выписывает штраф, далее ты всё устраняешь и ждешь следующего «аудита» через три года.
Я не призываю положения и приказы менять каждый год, и менять к ним требования каждый год. Но нужно больше давать разъяснений по тем или иным документам, которые должна вести эксплуатирующая организация.
Расследование причин аварий на ОПО
При расследовании причин аварии на ОПО создается специальная комиссия, возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти в области ПБ или его территориального органа.В состав такой комиссии дополнительно будут включаться:
-
представители профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих ОПО;
-
представители профессионального объединения страховщиков (если отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО).
Разработка декларации промышленной безопасности
Новым документом уточняется перечень оснований для разработки декларации ПБ для ОПО, находящегося в эксплуатации:- в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр последней декларации ПБ;
- в случае увеличения более чем на 20 % количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
- в случае изменения требований промышленной безопасности;
- по предписанию надзорных органов при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в декларации, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора.
Госнадзор в области ПБ на объектах военного назначения
Также, согласно Законопроекту, государственный надзор в области ПБ на объектах, которые используются для разработки, изготовления, испытаний, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения должен осуществляется подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обороны.Законопроектом в том числе отмечено, что общественный инспектор в области промышленной безопасности вправе принимать участие в контрольных (надзорных) действиях, проводимых при осуществлении постоянного государственного контроля.
Применение новых требований планируется с 1 сентября 2024 года, за исключением некоторых норм, которые будут актуальны с 1 сентября 2025 года.
С уважением, эксперт по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru