МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Кольцевые одноканатные дороги для транспортирования людей. Новые ГОСТы

25.06.2025

1 сентября 2025 года вводятся в действие новые стандарты, касающиеся подвесных кольцевых одноканатных дорог для транспортирования людей.

ГОСТ Р 71889-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Автоматизированная система управления. Требования безопасности.»

ГОСТ Р 71892-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Тестирование программного обеспечения. Общие требования.»

ГОСТ Р 71893-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Линейные сооружения. Требования безопасности.»

Вышеуказанные документы вводятся впервые. Рассмотрим их подробнее.
 

ГОСТ Р 71889-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Автоматизированная система управления. Требования безопасности.»

ГОСТ Р 71889-2025 определяет требования безопасности для автоматизированных систем управления (АСУ) одноканатными кольцевыми пассажирскими подвесными канатными дорогами, применяемыми в процессе их проектирования и производства.

Стандарт не распространяется:
  • на маятниковые канатные дороги;
  • буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
  • фуникулеры;
  • грузовые канатные дороги;
  • стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
  • паромы, приводимые в движение канатами.
Требования стандарта распространяются на все автоматизированные системы пассажирских подвесных канатных дорог.

Документ применяется к оборудованию автоматизированных систем управления (или элементам оборудования), которое работает от сети переменного тока с номинальным напряжением питания не более 1000 В между фазами, а также работающему от сети постоянного тока с номинальным напряжением питания не более 1500 В.

В новом стандарте приведены основные факторы риска, которые могут привести к опасным ситуациям при эксплуатации АСУ ППКД, а также меры для устранения или минимизации таких факторов.

Согласно новому документу, автоматизированная система управления канатными дорогами должна обеспечивать управление и контроль за:
  • главным приводом;
  • аварийным приводом;
  • гидравлической системой тормозов;
  • антиблокировочной системой;
  • гидравлической системой натяжения каната;
  • системой распределения подвижного состава на канате и станциях;
  • колесным конвейером (при его наличии);
  • посадочным конвейером (при наличии);
  • системой парковки на станции;
  • текущим состоянием оборудования, сигналами датчиков, положением органов ручного управления;
  • положением каната на линейных и пристанционных опорах;
  • диагностикой состояния датчиков и оборудования ППКД;
  • индикацией и предупредительной сигнализацией.
Кроме этого, АСУ ППКД должна обеспечивать работу ППКД в режимах:
  • на главном приводе;
  • на аварийном приводе;
  • на вспомогательном приводе;
  • с персоналом на приводной и обводной станциях;
  • без персонала на  приводной и обводной станциях;
  • загрузка и парковка подвижного состава.
В новом ГОСТе представлены также требования к функциям управления и регулирования ППКД, в том числе к приводам и натяжным устройствам.

Указано. что на ППКД должен быть обеспечен автоматический контроль следующих режимов:
  • отключения при превышении скорости;
  • срабатывания рабочих тормозов;
  • отслеживания замедления движения;
  • функции безопасности в зоне выезда, въезда и прохождения подвижного состава по станциям для ППКД, с отцепляемыми зажимами.
Также в стандарте представлены требования к электропитанию и техническому обслуживанию АСУ.
 
Кроме этого, указано, что техническое обслуживание оборудования АСУ осуществляется посредством:
  •  операций контрольного характера - осмотры, надзор за соблюдением инструкций и правил эксплуатации, испытания, проверки технического состояния;
  • технологические операции восстановительного характера – регулировка, наладка очистка замена вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов.
В приложении к стандарту представлен пример расположения устройств безопасности на ППКД.

ГОСТ Р 71889-2025 начинает действие с 1 сентября 2025 года.
 

ГОСТ Р 71892-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Тестирование программного обеспечения. Общие требования.»

ГОСТ Р 71892-2025 устанавливает общие принципы проверки функционирования программного обеспечения автоматизированных систем управления одноканатными пассажирскими подвесными дорогами, предназначенных для управления оборудованием, выполнения контрольных и информационных функций безопасности в процессе их эксплуатации.

Стандарт определяет значение уровня полноты безопасности программного обеспечения в зависимости от значения категории опасности ППКД.

Документ определяет требования к процессам планирования, составу проверок, функций безопасности и документации тестирования программного обеспечения автоматизированных систем управления одноканатными пассажирскими подвесными дорогами.

Стандарт не рассматривает процессы тестирования ПО АСУ ППКД на этапах разработки спецификации требований, проектирования архитектуры, реализации компонентов и интеграции ПО.

Стандарт не распространяется:
  • на маятниковые канатные дороги;
  • буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
  • фуникулеры;
  • грузовые канатные дороги;
  • стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
  • паромы, приводимые в движение канатами.
В новом стандарте представлены положения по идентификации рисков, а также защитные меры.

Согласно документу, в состав организационных и технологических защитных мер по обеспечению безопасности эксплуатации ПО АСУ ППК должны входить:
  • резервирование технических средств, ПО и информационного обеспечения, каналов передачи информации в АСУ ППКД;
  • меры по применению и вводу в действие резервных технических средств и ПО АСУ ППКД при наступлении опасных событий;
  • меры по восстановлению ПО АСУ ППКД после наступления опасных событий.
В новом документе также представлены требования к организации и выполнению процесса тестирования.

В ходе проведения тестирования должна быть проведена проверка выполнения функций безопасности:
  • текущее состояние оборудования, положение органов ручного управления и сигналов датчиков безопасности в основных режимах работы АСУ ППКД;
  • цепей безопасности для нормального или аварийного режимов остановки ППКД;
  • диагностика состояния датчиков устройств управления и безопасности;
  • каналов связи, обмена данными и сигналами между контроллерами, персоналом станций и ПО АСУ;
  • связи с пультами и панелями управления, табло и информационными экранами монитора оператора станции;
  • функций контрольных проверок и регулирования параметров оборудования, устройств управления и безопасности;
  • функций предиктивной подсистемы анализа состояния узлов и агрегатов оборудования.
Согласно документу, процесс тестирования ПО минимально должен включать:
  • разработку стратегии тестирования ПО АСУ ППКД;
  • определение состава тестовых сценариев;
  • определение состава и разработку спецификаций тестирования;
  • определение состава и распределение ролей персонала, задействованного в тестировании;
  • разработку графика процесса тестирования;
  • разработку, оформление и утверждение планов тестирования;
  • рассылку полученных планов тестирования, заинтересованным сторонам.
Кроме этого, стандарт содержит требования к оформлению результатов тестирования.

Минимальный набор документации, предоставляемой разработчиком на тестирование:
  • план тестирования;
  • спецификацию проекта тестирования;
  • спецификации процедур тестирования;
  • спецификации контрольных примеров тестов.
В ходе выполнения тестирования и после его завершения разработчиком должны быть оформлены документы:
  • журналы выполнения тестов;
  • отчет о сбоях и отказах ПО;
  • отчет о ходе тестирования;
  • отчет о завершении тестирования.
ГОСТ Р 71892-2025 действует с 1 сентября 2025 года.
 

ГОСТ Р 71893-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Линейные сооружения. Требования безопасности.»

ГОСТ Р 71893-2025 устанавливает требования безопасности к линейным сооружениям одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД), применяемые при проектировании, изготовлении, ремонте и реконструкции.
 
Стандарт не распространяется:
  • на маятниковые канатные дороги;
  • буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
  • фуникулеры;
  • грузовые канатные дороги;
  • стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
  • паромы, приводимые в движение канатами.
Новый стандарт предъявляет требования к следующим конструкциям и конструктивным элементам линейных сооружений:
  • резьбовые соединения;
  • сварные соединения;
  • фланцевые соединения;
  • решетчатые конструкции;
  • стальные несущие конструкции;
  • алюминиевые несущие конструкции;
  • железобетонные и предварительно напряженные бетонные конструкции;
  • композитные конструкции из стали и бетона;
  • деревянные конструкции.
 Кроме этого, ГОСТ Р 71893-2025 содержит:
  • специальные требования к конструкциям;
  • требования к основаниям и фундаментам;
  • требования к трассе и зонам безопасности;
  • особенности методов расчета и конструирования;
  • требования к монтажу и предельные отклонения параметров сооружений;
  • методы приемки и испытаний.
В новом документе представлены методы контроля и диагностики линейных сооружений, которые применяются в процессе эксплуатации или технического освидетельствования и должны быть отражены в руководстве по эксплуатации.
 
Ежегодные ревизии линейных сооружений должны включать визуальный контроль:
  • железобетонных конструкций на предмет наличия трещин, ржавчины влажных пятен, налета, обнаженной арматуры, сколов и выветривания, водоотведения от  фундаментов;
  • металлоконструкций на предмет наличия трещин, особенно по сварным швам, коррозии, деформации, отсутствующих или ослабленных болтов и заклепок, неплотных соединений и недостаточного дренажа;
  • деревянных конструкций на наличие признаков гниения, заражения вредителями древесины, неплотных клеевых швов и соединений;
  • прочих сооружений и конструкций, подъемных лестниц, лестничных пролетов, ограждений и рабочих площадок;
  • анкерных болтов на предмет состояния антикоррозийной защиты;
  • грунтовых анкеров на предмет повреждения антикоррозийной защиты;
  • местности в непосредственной близости от канатной дороги на предмет выявления просадок, оползней и подтоплений;
  • зоны безопасности, состояния деревьев вдоль трассы, ограждений, противопожарного оборудования, противолавинных сооружений, оборудования по оказанию первой помощи, специальных инструментов;
  • выборочный контроль момента затяжки гаек на анкерных болтах, если иное не указано в руководстве по безопасности;
  • проверку изменения силы предварительного натяжения грунтовых анкеров;
Периодические инспекции линейных сооружений проводят каждые пять лет, они включают:
  • выборочную проверку состояния болтовых и шпилечных соединений всех несущих конструкций;
  • проверку якорей.
Специальные инспекции линейных сооружений проводят в определенные временные сроки, которые зависят от отработки дороги, такие инспекции должны включать:
  • проверку ответственных элементов конструкции, подверженных усталостным нагрузкам;
  • геодезический контроль планово-высотного расположения ответственных элементов конструкции.
ГОСТ Р 71893-2025 действует с 1 сентября 2025 года.

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru