Кольцевые одноканатные дороги для транспортирования людей. Новые ГОСТы
25.06.20251 сентября 2025 года вводятся в действие новые стандарты, касающиеся подвесных кольцевых одноканатных дорог для транспортирования людей.
ГОСТ Р 71889-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Автоматизированная система управления. Требования безопасности.»
ГОСТ Р 71892-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Тестирование программного обеспечения. Общие требования.»
ГОСТ Р 71893-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Линейные сооружения. Требования безопасности.»
Вышеуказанные документы вводятся впервые. Рассмотрим их подробнее.
ГОСТ Р 71889-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Автоматизированная система управления. Требования безопасности.»
ГОСТ Р 71889-2025 определяет требования безопасности для автоматизированных систем управления (АСУ) одноканатными кольцевыми пассажирскими подвесными канатными дорогами, применяемыми в процессе их проектирования и производства.Стандарт не распространяется:
- на маятниковые канатные дороги;
- буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
- фуникулеры;
- грузовые канатные дороги;
- стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
- паромы, приводимые в движение канатами.
Документ применяется к оборудованию автоматизированных систем управления (или элементам оборудования), которое работает от сети переменного тока с номинальным напряжением питания не более 1000 В между фазами, а также работающему от сети постоянного тока с номинальным напряжением питания не более 1500 В.
В новом стандарте приведены основные факторы риска, которые могут привести к опасным ситуациям при эксплуатации АСУ ППКД, а также меры для устранения или минимизации таких факторов.
Согласно новому документу, автоматизированная система управления канатными дорогами должна обеспечивать управление и контроль за:
- главным приводом;
- аварийным приводом;
- гидравлической системой тормозов;
- антиблокировочной системой;
- гидравлической системой натяжения каната;
- системой распределения подвижного состава на канате и станциях;
- колесным конвейером (при его наличии);
- посадочным конвейером (при наличии);
- системой парковки на станции;
- текущим состоянием оборудования, сигналами датчиков, положением органов ручного управления;
- положением каната на линейных и пристанционных опорах;
- диагностикой состояния датчиков и оборудования ППКД;
- индикацией и предупредительной сигнализацией.
- на главном приводе;
- на аварийном приводе;
- на вспомогательном приводе;
- с персоналом на приводной и обводной станциях;
- без персонала на приводной и обводной станциях;
- загрузка и парковка подвижного состава.
Указано. что на ППКД должен быть обеспечен автоматический контроль следующих режимов:
- отключения при превышении скорости;
- срабатывания рабочих тормозов;
- отслеживания замедления движения;
- функции безопасности в зоне выезда, въезда и прохождения подвижного состава по станциям для ППКД, с отцепляемыми зажимами.
Кроме этого, указано, что техническое обслуживание оборудования АСУ осуществляется посредством:
- операций контрольного характера - осмотры, надзор за соблюдением инструкций и правил эксплуатации, испытания, проверки технического состояния;
- технологические операции восстановительного характера – регулировка, наладка очистка замена вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов.
ГОСТ Р 71889-2025 начинает действие с 1 сентября 2025 года.
ГОСТ Р 71892-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Тестирование программного обеспечения. Общие требования.»
ГОСТ Р 71892-2025 устанавливает общие принципы проверки функционирования программного обеспечения автоматизированных систем управления одноканатными пассажирскими подвесными дорогами, предназначенных для управления оборудованием, выполнения контрольных и информационных функций безопасности в процессе их эксплуатации.Стандарт определяет значение уровня полноты безопасности программного обеспечения в зависимости от значения категории опасности ППКД.
Документ определяет требования к процессам планирования, составу проверок, функций безопасности и документации тестирования программного обеспечения автоматизированных систем управления одноканатными пассажирскими подвесными дорогами.
Стандарт не рассматривает процессы тестирования ПО АСУ ППКД на этапах разработки спецификации требований, проектирования архитектуры, реализации компонентов и интеграции ПО.
Стандарт не распространяется:
- на маятниковые канатные дороги;
- буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
- фуникулеры;
- грузовые канатные дороги;
- стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
- паромы, приводимые в движение канатами.
Согласно документу, в состав организационных и технологических защитных мер по обеспечению безопасности эксплуатации ПО АСУ ППК должны входить:
- резервирование технических средств, ПО и информационного обеспечения, каналов передачи информации в АСУ ППКД;
- меры по применению и вводу в действие резервных технических средств и ПО АСУ ППКД при наступлении опасных событий;
- меры по восстановлению ПО АСУ ППКД после наступления опасных событий.
В ходе проведения тестирования должна быть проведена проверка выполнения функций безопасности:
- текущее состояние оборудования, положение органов ручного управления и сигналов датчиков безопасности в основных режимах работы АСУ ППКД;
- цепей безопасности для нормального или аварийного режимов остановки ППКД;
- диагностика состояния датчиков устройств управления и безопасности;
- каналов связи, обмена данными и сигналами между контроллерами, персоналом станций и ПО АСУ;
- связи с пультами и панелями управления, табло и информационными экранами монитора оператора станции;
- функций контрольных проверок и регулирования параметров оборудования, устройств управления и безопасности;
- функций предиктивной подсистемы анализа состояния узлов и агрегатов оборудования.
- разработку стратегии тестирования ПО АСУ ППКД;
- определение состава тестовых сценариев;
- определение состава и разработку спецификаций тестирования;
- определение состава и распределение ролей персонала, задействованного в тестировании;
- разработку графика процесса тестирования;
- разработку, оформление и утверждение планов тестирования;
- рассылку полученных планов тестирования, заинтересованным сторонам.
Минимальный набор документации, предоставляемой разработчиком на тестирование:
- план тестирования;
- спецификацию проекта тестирования;
- спецификации процедур тестирования;
- спецификации контрольных примеров тестов.
- журналы выполнения тестов;
- отчет о сбоях и отказах ПО;
- отчет о ходе тестирования;
- отчет о завершении тестирования.
ГОСТ Р 71893-2025 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Линейные сооружения. Требования безопасности.»
ГОСТ Р 71893-2025 устанавливает требования безопасности к линейным сооружениям одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД), применяемые при проектировании, изготовлении, ремонте и реконструкции.Стандарт не распространяется:
- на маятниковые канатные дороги;
- буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
- фуникулеры;
- грузовые канатные дороги;
- стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге, в том числе водные канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
- паромы, приводимые в движение канатами.
- резьбовые соединения;
- сварные соединения;
- фланцевые соединения;
- решетчатые конструкции;
- стальные несущие конструкции;
- алюминиевые несущие конструкции;
- железобетонные и предварительно напряженные бетонные конструкции;
- композитные конструкции из стали и бетона;
- деревянные конструкции.
- специальные требования к конструкциям;
- требования к основаниям и фундаментам;
- требования к трассе и зонам безопасности;
- особенности методов расчета и конструирования;
- требования к монтажу и предельные отклонения параметров сооружений;
- методы приемки и испытаний.
Ежегодные ревизии линейных сооружений должны включать визуальный контроль:
- железобетонных конструкций на предмет наличия трещин, ржавчины влажных пятен, налета, обнаженной арматуры, сколов и выветривания, водоотведения от фундаментов;
- металлоконструкций на предмет наличия трещин, особенно по сварным швам, коррозии, деформации, отсутствующих или ослабленных болтов и заклепок, неплотных соединений и недостаточного дренажа;
- деревянных конструкций на наличие признаков гниения, заражения вредителями древесины, неплотных клеевых швов и соединений;
- прочих сооружений и конструкций, подъемных лестниц, лестничных пролетов, ограждений и рабочих площадок;
- анкерных болтов на предмет состояния антикоррозийной защиты;
- грунтовых анкеров на предмет повреждения антикоррозийной защиты;
- местности в непосредственной близости от канатной дороги на предмет выявления просадок, оползней и подтоплений;
- зоны безопасности, состояния деревьев вдоль трассы, ограждений, противопожарного оборудования, противолавинных сооружений, оборудования по оказанию первой помощи, специальных инструментов;
- выборочный контроль момента затяжки гаек на анкерных болтах, если иное не указано в руководстве по безопасности;
- проверку изменения силы предварительного натяжения грунтовых анкеров;
- выборочную проверку состояния болтовых и шпилечных соединений всех несущих конструкций;
- проверку якорей.
- проверку ответственных элементов конструкции, подверженных усталостным нагрузкам;
- геодезический контроль планово-высотного расположения ответственных элементов конструкции.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru