МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Новые ГОСТы.

08.08.2024

С 1 сентября 2024 года вводятся в действие новые стандарты, касающиеся требований безопасности к подвесным канатным дорогам:
  • ГОСТ Р 71237-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Электрооборудование. Требования безопасности»;
  • ГОСТ Р 71234-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Подвижной состав. Требования безопасности»;
  • ГОСТ Р 71233-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Приводы и другое механическое оборудование. Требования безопасности».

Вышеуказанные ГОСТы вводятся впервые.
 
Применение положений новых стандартов на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия пассажирских подвесных канатных дорог и их конструктивных элементов требованиям безопасности.

Рассмотрим подробнее новые документы.

ГОСТ Р 71237-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Электрооборудование. Требования безопасности».

ГОСТ Р 71237-2024 устанавливает требования безопасности к электрооборудованию (кроме силовых устройств в приводных системах)  пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД), используемые при их проектировании и изготовлении, ремонте и реконструкции.

Cтандарт распространяется на все электрооборудование ППКД, в том числе:
  • точки подключения к источнику электропитания;
  • системы электропитания, расположенные вне ППКД:
          - гибкие кабели;

          - токопроводы;

          - шины.

Действие стандарта не распространяется на:
  • сложную электронику;
  • и встроенное программное обеспечение.
Требования ГОСТ Р 71237-2024 распространяются на ППКД, которые:
  • вновь проектируются;
  • впервые ввозятся на территорию Российской Федерации.
Согласно новому стандарту, для электрических устройств ППКД необходимо применять принципы безопасности,  соответствующие опасным ситуациям:
  • случайный контакт человека с находящимся под напряжением металлическим элементом;
  • отказ функций электрических устройств безопасности;
  • снижение и превышение напряжения, частоты и силы тока;
  • возникновение короткого замыкания, замыкания на землю или обрыва;
  • неисправность электрических или электронных компоне) предсказуемые внешние воздействия, в частности, условия окружающей среды и электромагнитные поля.
Согласно новому стандарту, для каждой отдельной функции электрического устройства безопасности определяется категория опасности для человека:
  • опасная ситуация, которая не может привести к причинению вреда здоровью человека (отсутствие индивидуальной опасности);
  • опасная ситуация, которая может привести к легким (обычно обратимым) травмам человека;
  • опасная ситуация, которая может привести к серьезным (обычно необратимым) травмам или смерти человека.
В соответствии с возникшей опасной ситуацией, принимаются  меры, обеспечивающие перевод электрических устройств в безопасное состояние.

Функции безопасности электрических устройств, согласно стандарту, должны быть распределены по четырем классам требований с учетом соответствующей категории опасности и вероятности предотвращения этой опасности.

В новом стандарте представлены требования к испытаниям электрических устройств безопасности:
  • все неисправности, которые могут ухудшить работу устройств безопасности, должны распознаваться с уровнем обнаружения неисправностей соответствующего класса требований;
  • если испытания (контроль) проводят перед началом ежедневной эксплуатации или перед каждым пуском ППКД, то ее запуск должен производиться только в том случае, если в ходе контроля не было обнаружено никакой неисправности;
  • периодичность испытаний зависит от класса требований, а также от показателей отказоустойчивости, связанных с безопасностью.
Кроме того, при работе с ППКД, ГОСТ Р 71237-2024 определяет следующие правила:
  • приостановка функций безопасности при работе ППКД в штатном режиме не допускается;
  • не допускается одновременное отключение всех функций безопасности, при ремонте их можно отключать только по отдельности или в группах;
  • для отключения функций безопасности следует использовать комбинацию переключений, чтобы избежать отключения одним ключом или выключателем;
  • при отключении функций безопасности при ремонте управление движением следует осуществлять только из машинного отделения;
  • отключение функций безопасности должно быть однозначно отображено на индикаторном табло и сопровождаться световой сигнализацией;
  • для защиты от молнии и обеспечения заземления на станциях ППКД необходимо использовать соответствующие устройства и оборудование, соблюдая требования нормативных актов.
Кроме прочего, ГОСТ Р 71237-2024 содержит требования к:
  • функциям обеспечения безопасности, таким как:
         - защитные цепи;

         - контроль положения каната;
  • устройствам сигнализации и индикации;
  • информационно-телекоммуникационному оборудованию;
  • системам управления подвижным составом и телефонной связи маятниковой ППКД.
Ознакомиться с полным текстом ГОСТ Р 71237-2024 можно по ссылке.
 

ГОСТ Р 71234-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Подвижной состав. Требования безопасности»

ГОСТ Р 71234-2024 устанавливает требования безопасности к подвижному составу (ПС) одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД) и его конструктивным элементам, применяемые при:
  • проектировании;
  • изготовлении;
  • ремонте;
  • реконструкции.
Стандарт не распространяется на:
  • маятниковые ППКД;
  • буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
  • грузовые канатные дороги;
  • стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге;
  • канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
  • паромы, приводимые в движение канатами.
 В ГОСТ Р 71234-2024 представлены факторы риска, которые могут привести к опасной ситуации:
  • перегрузка ПС;
  • повреждение элементов ПС, вызванное износом, усталостью, деформацией, старением, коррозией;
  • столкновения;
  • повреждение несуще-тягового каната в месте прикрепления зажима;
  • нарушение отцепления-прицепления зажима;
  • недостаточное сопротивление проскальзыванию или отрыву зажима;
  • самопроизвольное срабатывание двери кабины ПС;
  • недостаточная прочность и жесткость защитных конструкций;
  • затрудненный доступ к средствам эвакуации для обслуживающего персонала, задействованного при эвакуации пассажиров;
  • огонь (пожар);
  • проведение при регламентных работах, ремонте и (или) реконструкции ПС замены деталей и узлов на не соответствующие заменяемым по своим характеристикам.
Также в новом документе указаны меры, которые необходимо обеспечить   для исключения или минимизации факторов риска:
  • установка табличек с информацией о разрешенном количестве и запрещенных действиях пассажиров, правилами их поведения в случае остановки ППКД;
  • разработка эксплуатационных документов, включающих сведения об эвакуационном оборудовании и способах его применения;
  • соблюдение требований, касающихся выбора материалов, расчетов и испытаний;
  • применение резервных элементов в соответствии с проведенной оценкой риска;
  • соблюдение требований к габаритам и наличию демпфирующих устройств на внешней стороне ПС;
  • беспрепятственное прохождение зажимов по трассе ППКД;
  • ограничение раскачивания ПС в поперечном направлении при заходе-выходе на станции, а также при движении относительно промежуточных опор с возможным применением направляющих устройств;
  • усталостную прочность зажимов;
  • автоматический контроль отцепления-прицепления зажимов;
  • контроль усилия, создаваемого зажимами в процессе работы;
  • применение конструкции фиксированных зажимов, позволяющей выполнять их периодическое перемещение без нарушения регулировки силы зажатия пружин;
  • невозможность снижения усилия зажатия зажима до недопустимого значения;
  • контроль закрывания и блокировки дверей перед отправлением ПС; мониторинг положения и скорости движения ПС до открывания и закрывания дверей; контроль усилия, необходимого для открывания-закрывания дверей; применение уплотнения дверей из мягкого и эластичного материала;
  • оснащение кресел спинкой, подлокотниками, защитной скобой и подножками, покрытыми материалами, препятствующими скольжению обуви;
  • безопасное расположение дополнительных приспособлений (креплений для лыж, держателей для саней и т.п.) на конструкции ПС;
  • наличие поручней и точек крепления для страховочных приспособлений согласно плану эвакуации, а также покрытия крыши ПС, исключающего скольжение обуви;
  • применение конструкций платформ для технического обслуживания, позволяющих безопасно проводить техническое обслуживание и эвакуационные мероприятия;
  • огнестойкость и пожаробезопасность конструкции ПС;
  • применение при регламентных работах, ремонте и реконструкции ПС деталей и узлов, соответствующих требованиям настоящего стандарта.
Новый ГОСТ, кроме прочего, содержит  общие требования к конструкции.

В том числе, указано, что конструкция ПС должна обеспечивать доступ к его элементам для выполнения проверок, технического обслуживания и регламентных работ.

В стандарте также указаны требования к технической документации и к её содержанию.

Кроме того, новый стандарт определяет требования к элементам подвижного состава ППКД, таким как:
  • зажимы;
  • подвеска и промежуточная рама;
  • кабины и кресла ПС;
  • платформы для технического обслуживания;
  • кабины для пассажиров, относящихся к маломобильным группам населения.
 Ознакомиться с полным текстом ГОСТ Р 71234-2024 можно по ссылке.

ГОСТ Р 71233-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Приводы и другое механическое оборудование. Требования безопасности»

ГОСТ Р 71233-2024 устанавливает требования безопасности к приводам и другим механическим системам одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог, применяемые при:
  • проектировании;
  • изготовлении;
  • ремонте;
  • реконструкции.
Стандарт не распространяется на:
  • маятниковые ППКД;
  • буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
  • грузовые канатные дороги;
  • стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге;
  • канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
  • паромы, приводимые в движение канатами.
Согласно общим положениям ГОСТ Р 71233-2024, относительно приводов и другого механического оборудования ППКД, должны выполняться следующие условия:
  • привод должен обеспечивать наработку не менее 22500 часов с момента первого ввода в эксплуатацию;
  • привод должен иметь два двигателя с отдельными источниками питания;
  • доступ к элементам привода должен быть обеспечен для проведения проверок и технического обслуживания;
  • закрытые полости конструкции должны быть защищены от коррозии и иметь дренажные отверстия;
  • крепежные детали должны соответствовать стандартам прочности и быть защищены от самоотвинчивания;
  • при проектировании и изготовлении стальных конструкций следует соблюдать стандарты качества;
  • соответствие конструктивных решений критериям долговечности должно быть подтверждено расчетом;
  • сварные соединения должны выполняться квалифицированным персоналом;
  • детали для ремонта привода должны соответствовать технической документации и проходить соответствующие проверки;
  • если анализом риска установлена необходимость резервирования, в конструкции должно быть предусмотрено наличие резервных элементов.
 Также в  новом стандарте приведены требования к:
  • тормозам приводов;
  • функциям управления и безопасности приводов;
  • шкивам;
  • механическим устройствам на трассе пассажирских подвесных канатных дорог;
  • станционным устройствам пассажирских подвесных канатных дорог;
  • материалам, используемым для изготовления деталей и узлов.
Кроме прочего, в новом документе представлены требования к технической документации, которая должна соответствовать ГОСТ 2.102 и содержать:
  • основные технические данные;
  • эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации, паспорт);
  • конструкторскую документацию (чертежи, расчеты, подтверждающие соответствие конструкции требованиям настоящего стандарта и обоснованность принятых конструктивных решений, гидравлические, пневматические и электрические схемы, описание систем управления и сигнализации);
  • сертификаты на применяемые материалы;
  • программу и методику приемо-сдаточных испытаний конструктивных элементов или изделия в целом.

Ознакомиться с текстом ГОСТ Р 71233-2024  можно по ссылке.


Новые стандарты действуют с  1 сентября 2024 года.

Также с 1 сентября вводятся в действие следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 71238-2024
Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Методы испытаний.
  • ГОСТ Р 71235-2024
Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Натяжные устройства. Требования безопасности.
  • ГОСТ Р 71236-2024
Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Принципы расчета нагрузок и их комбинаций.
 
 


Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru