Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Новые ГОСТы.
08.08.2024С 1 сентября 2024 года вводятся в действие новые стандарты, касающиеся требований безопасности к подвесным канатным дорогам:
- ГОСТ Р 71237-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Электрооборудование. Требования безопасности»;
- ГОСТ Р 71234-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Подвижной состав. Требования безопасности»;
- ГОСТ Р 71233-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Приводы и другое механическое оборудование. Требования безопасности».
Вышеуказанные ГОСТы вводятся впервые.
Применение положений новых стандартов на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия пассажирских подвесных канатных дорог и их конструктивных элементов требованиям безопасности.
Рассмотрим подробнее новые документы.
ГОСТ Р 71237-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Электрооборудование. Требования безопасности».
ГОСТ Р 71237-2024 устанавливает требования безопасности к электрооборудованию (кроме силовых устройств в приводных системах) пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД), используемые при их проектировании и изготовлении, ремонте и реконструкции.Cтандарт распространяется на все электрооборудование ППКД, в том числе:
- точки подключения к источнику электропитания;
- системы электропитания, расположенные вне ППКД:
- токопроводы;
- шины.
Действие стандарта не распространяется на:
- сложную электронику;
- и встроенное программное обеспечение.
- вновь проектируются;
- впервые ввозятся на территорию Российской Федерации.
- случайный контакт человека с находящимся под напряжением металлическим элементом;
- отказ функций электрических устройств безопасности;
- снижение и превышение напряжения, частоты и силы тока;
- возникновение короткого замыкания, замыкания на землю или обрыва;
- неисправность электрических или электронных компоне) предсказуемые внешние воздействия, в частности, условия окружающей среды и электромагнитные поля.
- опасная ситуация, которая не может привести к причинению вреда здоровью человека (отсутствие индивидуальной опасности);
- опасная ситуация, которая может привести к легким (обычно обратимым) травмам человека;
- опасная ситуация, которая может привести к серьезным (обычно необратимым) травмам или смерти человека.
Функции безопасности электрических устройств, согласно стандарту, должны быть распределены по четырем классам требований с учетом соответствующей категории опасности и вероятности предотвращения этой опасности.
В новом стандарте представлены требования к испытаниям электрических устройств безопасности:
- все неисправности, которые могут ухудшить работу устройств безопасности, должны распознаваться с уровнем обнаружения неисправностей соответствующего класса требований;
- если испытания (контроль) проводят перед началом ежедневной эксплуатации или перед каждым пуском ППКД, то ее запуск должен производиться только в том случае, если в ходе контроля не было обнаружено никакой неисправности;
- периодичность испытаний зависит от класса требований, а также от показателей отказоустойчивости, связанных с безопасностью.
- приостановка функций безопасности при работе ППКД в штатном режиме не допускается;
- не допускается одновременное отключение всех функций безопасности, при ремонте их можно отключать только по отдельности или в группах;
- для отключения функций безопасности следует использовать комбинацию переключений, чтобы избежать отключения одним ключом или выключателем;
- при отключении функций безопасности при ремонте управление движением следует осуществлять только из машинного отделения;
- отключение функций безопасности должно быть однозначно отображено на индикаторном табло и сопровождаться световой сигнализацией;
- для защиты от молнии и обеспечения заземления на станциях ППКД необходимо использовать соответствующие устройства и оборудование, соблюдая требования нормативных актов.
- функциям обеспечения безопасности, таким как:
- контроль положения каната;
- устройствам сигнализации и индикации;
- информационно-телекоммуникационному оборудованию;
- системам управления подвижным составом и телефонной связи маятниковой ППКД.
ГОСТ Р 71234-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Подвижной состав. Требования безопасности»
ГОСТ Р 71234-2024 устанавливает требования безопасности к подвижному составу (ПС) одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД) и его конструктивным элементам, применяемые при:- проектировании;
- изготовлении;
- ремонте;
- реконструкции.
- маятниковые ППКД;
- буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
- грузовые канатные дороги;
- стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге;
- канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
- паромы, приводимые в движение канатами.
- перегрузка ПС;
- повреждение элементов ПС, вызванное износом, усталостью, деформацией, старением, коррозией;
- столкновения;
- повреждение несуще-тягового каната в месте прикрепления зажима;
- нарушение отцепления-прицепления зажима;
- недостаточное сопротивление проскальзыванию или отрыву зажима;
- самопроизвольное срабатывание двери кабины ПС;
- недостаточная прочность и жесткость защитных конструкций;
- затрудненный доступ к средствам эвакуации для обслуживающего персонала, задействованного при эвакуации пассажиров;
- огонь (пожар);
- проведение при регламентных работах, ремонте и (или) реконструкции ПС замены деталей и узлов на не соответствующие заменяемым по своим характеристикам.
- установка табличек с информацией о разрешенном количестве и запрещенных действиях пассажиров, правилами их поведения в случае остановки ППКД;
- разработка эксплуатационных документов, включающих сведения об эвакуационном оборудовании и способах его применения;
- соблюдение требований, касающихся выбора материалов, расчетов и испытаний;
- применение резервных элементов в соответствии с проведенной оценкой риска;
- соблюдение требований к габаритам и наличию демпфирующих устройств на внешней стороне ПС;
- беспрепятственное прохождение зажимов по трассе ППКД;
- ограничение раскачивания ПС в поперечном направлении при заходе-выходе на станции, а также при движении относительно промежуточных опор с возможным применением направляющих устройств;
- усталостную прочность зажимов;
- автоматический контроль отцепления-прицепления зажимов;
- контроль усилия, создаваемого зажимами в процессе работы;
- применение конструкции фиксированных зажимов, позволяющей выполнять их периодическое перемещение без нарушения регулировки силы зажатия пружин;
- невозможность снижения усилия зажатия зажима до недопустимого значения;
- контроль закрывания и блокировки дверей перед отправлением ПС; мониторинг положения и скорости движения ПС до открывания и закрывания дверей; контроль усилия, необходимого для открывания-закрывания дверей; применение уплотнения дверей из мягкого и эластичного материала;
- оснащение кресел спинкой, подлокотниками, защитной скобой и подножками, покрытыми материалами, препятствующими скольжению обуви;
- безопасное расположение дополнительных приспособлений (креплений для лыж, держателей для саней и т.п.) на конструкции ПС;
- наличие поручней и точек крепления для страховочных приспособлений согласно плану эвакуации, а также покрытия крыши ПС, исключающего скольжение обуви;
- применение конструкций платформ для технического обслуживания, позволяющих безопасно проводить техническое обслуживание и эвакуационные мероприятия;
- огнестойкость и пожаробезопасность конструкции ПС;
- применение при регламентных работах, ремонте и реконструкции ПС деталей и узлов, соответствующих требованиям настоящего стандарта.
В том числе, указано, что конструкция ПС должна обеспечивать доступ к его элементам для выполнения проверок, технического обслуживания и регламентных работ.
В стандарте также указаны требования к технической документации и к её содержанию.
Кроме того, новый стандарт определяет требования к элементам подвижного состава ППКД, таким как:
- зажимы;
- подвеска и промежуточная рама;
- кабины и кресла ПС;
- платформы для технического обслуживания;
- кабины для пассажиров, относящихся к маломобильным группам населения.
ГОСТ Р 71233-2024 «Подвесные канатные дороги для транспортирования людей. Дороги кольцевые одноканатные. Приводы и другое механическое оборудование. Требования безопасности»
ГОСТ Р 71233-2024 устанавливает требования безопасности к приводам и другим механическим системам одноканатных кольцевых пассажирских подвесных канатных дорог, применяемые при:- проектировании;
- изготовлении;
- ремонте;
- реконструкции.
- маятниковые ППКД;
- буксировочные канатные дороги, в том числе безопорные;
- грузовые канатные дороги;
- стационарные и передвижные аттракционы на канатной тяге;
- канатно-буксировочные установки, предназначенные только для водных видов спорта;
- паромы, приводимые в движение канатами.
- привод должен обеспечивать наработку не менее 22500 часов с момента первого ввода в эксплуатацию;
- привод должен иметь два двигателя с отдельными источниками питания;
- доступ к элементам привода должен быть обеспечен для проведения проверок и технического обслуживания;
- закрытые полости конструкции должны быть защищены от коррозии и иметь дренажные отверстия;
- крепежные детали должны соответствовать стандартам прочности и быть защищены от самоотвинчивания;
- при проектировании и изготовлении стальных конструкций следует соблюдать стандарты качества;
- соответствие конструктивных решений критериям долговечности должно быть подтверждено расчетом;
- сварные соединения должны выполняться квалифицированным персоналом;
- детали для ремонта привода должны соответствовать технической документации и проходить соответствующие проверки;
- если анализом риска установлена необходимость резервирования, в конструкции должно быть предусмотрено наличие резервных элементов.
- тормозам приводов;
- функциям управления и безопасности приводов;
- шкивам;
- механическим устройствам на трассе пассажирских подвесных канатных дорог;
- станционным устройствам пассажирских подвесных канатных дорог;
- материалам, используемым для изготовления деталей и узлов.
- основные технические данные;
- эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации, паспорт);
- конструкторскую документацию (чертежи, расчеты, подтверждающие соответствие конструкции требованиям настоящего стандарта и обоснованность принятых конструктивных решений, гидравлические, пневматические и электрические схемы, описание систем управления и сигнализации);
- сертификаты на применяемые материалы;
- программу и методику приемо-сдаточных испытаний конструктивных элементов или изделия в целом.
Ознакомиться с текстом ГОСТ Р 71233-2024 можно по ссылке.
Новые стандарты действуют с 1 сентября 2024 года.
Также с 1 сентября вводятся в действие следующие стандарты:
- ГОСТ Р 71238-2024
- ГОСТ Р 71235-2024
- ГОСТ Р 71236-2024
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru