Человеческий фактор
23.01.2023«…если рассмотреть систему ТЕХНИКА – ЧЕЛОВЕК – ОРГАНИЗАЦИЯ,
то на основании анализа… можно определить, что человек оказывается…
не только главным, но и наиболее слабым звеном этой системы»
Журнал «Безопасность труда в промышленности», № 5, 1973 год
Тяжела жизнь эксперта. Из года в год мы изучаем статистику и практику Ростехнадзора. Читаем отчеты об авариях, новости о проверках, доклады, перечни, сводки. И видим в них… практически одно и то же.
Сходные формулировки. Одинаковые причины. Похожие выводы.
Что это? Ростехнадзор (без «творческой жилки») пишет под копирку? Или… ситуация в отрасли не меняется? И аварии, штрафы, запреты, «посадки»… никого? ничему? не учат?
Вроде и госорган старается (новости, отчеты, доклады, перечни). Даже ведет раздел «Уроки, извлеченные из аварий». Правда, только по объектам нефтегазового комплекса. Но, согласитесь, было бы полезно его «посещать». Иногда. Для общего развития.
И периодически заглядывать, например, в «Доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности… при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности». За любой год (мы вот читали свежий, за 2021-й).
А там… какой надзор ни возьми. Только доходишь до «типовых нарушений», возникает чувство, что ростехнадзоровцы… списывали друг у друга.
Хотя причина, разумеется, не в этом. Просто «грабли» очень уж соблазнительны. Да и как без штрафов-то? Коллеги за своего не признают…
Поэтому… вперед к нару… свершениям. У вас «богатый» выбор. Можно:
- неудовлетворительно организовывать и осуществлять производственный контроль (а то и вовсе забыть о его существовании);
- работать без аттестации по промышленной безопасности у руководителей и специалистов или (чтобы наверняка «быть в тренде») купить поддельные протоколы (ведь ваши сотрудники и так всё знают);
- забить на технологию выполнения некоторых операций (нарушать технологические регламенты, производственные инструкции, паспорта крепления и управления кровлей в шахтах и т.д.);
- эксплуатировать технику с истекшим сроком службы, без документации, обследований и экспертиз (она ж и так в строю, зачем лишние деньги тратить).
- регистрировать ОПО;
- получать лицензию на его эксплуатацию;
- исправлять «недокомплект» в Сведениях, характеризующих… (зачем вносить «лишнее» оборудование, участки, целые здания);
- ставить ТУ на учет;
- назначать ответственных и делать другие «ненужные» вещи.
Но лучше… оставайтесь «белой вороной». Эксплуатируйте без нарушений. Соблюдайте законодательство. Работайте на совесть, без оглядки на большинство.
Да, вы «разочаруете» контролеров. Зато сохраните бюджет (и нервы) в неприкосновенности.
Если вы руководитель организации, прислушайтесь к инспекторам-«металлургам», которые пишут в уже упомянутом Докладе (за 2021 год), что:
- «…основные нарушения…, ставшие причиной аварий и случаев смертельного травматизма…, связаны с формальным подходом руководителей эксплуатирующих организаций к вопросам функционирования систем управления промышленной безопасностью и производственного контроля».
И пожалейте-таки «моральное» здоровье сотрудников Ростехнадзора. Ведь им остается только посочувствовать. Из раза в раз… одно и то же. Тут и железные нервы с педагогическим образованием вряд ли спасут, когда народ к информации не восприимчив.
Воистину… всё давно написано и разжевано. В НПА. На сайтах. В журналах. Нужно только поискать. Ну, и подумать, конечно. Понять прочитанное. Но вы же специалист, правда? Нет? Тогда что вы делаете на опасном производственном объекте? Ведь у вас наверняка даже…
Нет аттестации по промышленной безопасности
А кстати, почему? Неужели и в этой «несправедливости» кто-то виноват?Конечно. Ростехнадзор, кто же еще. Ведь ОН придумал такой СЛОЖНЫЙ (и «бесполезный») экзамен, который к тому же… сдать НЕРЕАЛЬНО.
Поэтому будем сидеть, ныть, ждать, бояться. И упорно отрицать главную причину – банальное нежелание готовиться. Изучать НПА или на худой конец… ответы на вопросы тестирования (которых в интернете пруд пруди). А еще тренироваться, для чего есть куча платных и (о чудо) бесплатных онлайн сервисов.
Кто-то непременно пожалуется на нехватку времени. Где его взять, когда в ассортименте другая («профильная») работа? И плевать, что без аттестации работать вообще нельзя.
Ах да… еще будут ссылаться на собственный интеллектуальный уровень. Мол, не могу всё это себе в голову запихнуть. Понять. Усвоить. Выдать правильный ответ по требованию.
И что получается? Назвались специалистом, а умом не вышли? Не можете подготовиться к профильному экзамену? Да еще по теме, которая и так должна быть знакома, коль вы работаете на ОПО.
Нет, товарищи. Всему виной… лень-матушка. И щепотка непрофессионализма, который сложно представить в такой ответственной сфере, как промышленная безопасность.
Да ладно аттестация. Где-то рядом бродит…
Низкий уровень производственного контроля
Вернее, «формальная и малоэффективная деятельность» лиц, его организующих и осуществляющих.Это вообще основная причина БОЛЬШИНСТВА нарушений (аварий, инцидентов, несчастных случаев). Конечно, если верить «Перечню часто встречающихся нарушений обязательных требований» в сфере деятельности Ростехнадзора и собственным «экспертным ощущениям».
Хотя самим «нарушителям» кажется, что они всё делают правильно. Что аварии – происки «злого рока». Инциденты – козни злопыхателей. А несчастные случаи… работникам «на роду написаны». «Мы тут при каких делах?».
И правда… кому ж это надо – выполнять «основные задачи» производственного контроля:
- обеспечивать и контролировать соблюдение требований ПБ;
- анализировать состояние ПБ;
- разрабатывать меры по улучшению;
- проводить «настоящие» внутренние проверки (а не просто зайти в цех чайку попить).
Весь этот внутренний контроль… да еще деньги на него тратить, время свое бесценное. Лучше сидеть в кабинетике (пока не отправили в другие интересные места), раскладывать пасьянс, обсуждать последние новости и чутка критиковать руководство (компании, региона, страны).
Ведь мы сами… ничего не можем сделать. Ни документы составить (когда в интернете куча шаблонов). Ни объект обойти, оборудование посмотреть, с персоналом пообщаться.
Зачем напрягаться, когда можно обвинить… например, отсутствие денег. Но много ли их надо, чтобы пройтись по объектам или самостоятельно разработать НТД (особенно если вспомнить, что шаблонов и примеров в интернете вагон, а вы все-таки… специалист).
Хотя нет… виноват пофигизм начальства, тут к гадалке не ходи. Вы же «маленький человек», «ничего не решаете» и т.д. Слушайте, а вы им точно рассказали, что нужно делать? Для чего? Чем чревато? Может, забыли? Чтобы не брать на себя лишней работы и ответственности…
Всё рассказали? Ну что ж… в руководстве тоже сидят люди. Вполне «погрешимые». Склонные к тем же «порокам», что и их сотрудники.
Вспомните аварию на шахте «Листвяжная» (25.11.2021), после которой от души тра… тряхнули всю угольную отрасль и придумали «однозначный» вывод экспертизы промышленной безопасности.
Ростехнадзор в сентябре 2022-го (почти год спустя) завершил-таки ее расследование. Технические причины оставим за скобкой (хотя в их «появлении» тоже виноваты люди). Взглянем на причины организационные.
Госорган выделил три (разумеется, основные):
- системное искажение результатов контроля аэрологической безопасности (кто искажал? сотрудники… люди);
- игнорирование данных индивидуальных газоанализаторов (кто игнорировал? сотрудники… люди);
- нахождение людей и осуществление ими производственных операций в загазированных горных выработках (кто допускал такое? руководители, ИТР, которые, к сожалению… тоже люди).
Согласны, шахта – объект крупный и непредсказуемый. ПК здесь – вещь трудо- и ресурсоемкая. Можно не уследить.
Вы думаете, с «малыми» объектами всё проще? Ха… у них те же проблемы. Вернее, желание «не отбиваться от большинства».
Пример № раз… авария с башенным краном ООО «Кранофф». Плохой ПК. Нет аттестации. И прочие прегрешения.
Пример № два – авария с аммиачно-холодильной установкой ООО «Иркутский хладокомбинат». Нет ПК. Да к тому же «отсутствует контроль за действиями подчинённого персонала со стороны непосредственного руководителя – начальника компрессорного цеха». Воистину «человеческий фактор».
Пример № три… растительное сырье. Авария и групповой несчастный случай в цехе экстракции. Неудовлетворительный ПК, причем с расшифровочкой. Мол, не проводят товарищи лабораторный или экспресс-анализ воздушной среды, пользуются «кривым» технологическим регламентом, неправильно оформляют наряды-допуски и т.д.
Хватит? Или еще один? Про совсем уж малый объект…
Автомобильный кран ООО «ПИК» в г. Иркутск капитально ремонтировал мост и… с этого моста упал. Да не просто так, а потому что решил поднять железобетонную плиту, «масса которой превысила грузоподъемность крана на 24,76 %». Среди причин аварии тот же «неудовлетворительный ПК». В купе:
- с эксплуатацией крана «в неработоспособном состоянии, с неисправными приборами безопасности, без проведения ЭПБ, технического освидетельствования» (неужели сам кран так решил работать? или все-таки люди «помогли»?);
- с отсутствием проекта производства работ (ППР) на выполнение строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных операций (кран бы сам такой документ не сделал… видимо, ждал помощи от Ростехнадзора) и т.д.
«А что удивляться? Не соблюдают правила безопасности, которые подробно расписаны…»
Так это следствие, а не причина. Причина же всем известна. Только о ней… неприятно говорить. Банальное человеческое распи… разгильдяйство (на всех уровнях организации труда). Халатность. Нежелание думать о других. Готовность делать все на отъ… спустя рукава. Наплевательское отношение к работе (моя-то ж..па в тепле). Перекладывание ответственности (а я что? мое дело маленькое, пусть начальство решает).Короче, «лучшие» качества многих людей (неважно, владеющих или надзирающих). Тот самый… «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР».
Может, пора задуматься (каждому сотруднику любого ОПО… каждому сотруднику… каждому… человеку) – хорошо ли я делаю свою работу? Качественно ли выполняю возложенные на меня обязанности? Нет? Тогда какого хрена здесь делаю…
Да, вы рискуете положить начало неприятному внутреннему процессу – рефлексии. Высшей форме самокопания (после психотерапии, конечно). На нее не закроешь глаза. От нее не убежишь в отпуск. Ведь она гнездится в голове 24/7, без перерыва на обед и ночной отдых. И очень не любит наплевательского к себе отношения.
Это вам не банальная «совесть», которую можно заткнуть. Это ПРОЦЕСС, который внедряется во все сферы жизни. Цепляется. Вгрызается. Гложет. В лучшем случае – приводит к переоценке ценностей. В худшем – к депрессии и регулярным рандеву с плюс-минус известным специалистом.
Поэтому вопросами не задаемся. Продолжаем сидеть на рабочих местах. Делать все так, как привыкли. Качественно? Хорошо. Нет? Да, ладно… сойдет. Деньги-то все равно платят. Значит, работаю нормально. Да и платят сущие копейки. За них даже в носу ковыряться грех.
Кто ж вас держит? Увольняйтесь. Не занимайте чужое место. Но уж если остались… будьте добры работать. Трудиться качественно и «самозабвенно». А там глядишь, и зарплату повысят. И возможности какие-никакие придут. И жизнь наладится. А всё почему? Потому что трудились качественно. Не халтурили. Не ныли. Не перекладывали ответственность. Другими словами – честно делали то, на что подписались…
Ух, какая отповедь получилась. В лучших традициях социальной психологии.
Но статью давайте закончим… «устами» Ростехнадзора. Прямой цитатой из «Доклада о правоприменительной практике…» за 2021 год (раздел… последний – «Надзор в угольной промышленности»):
- «Результаты анализа причин смертельного травматизма свидетельствуют о том, что основной причиной по-прежнему остается «человеческий фактор». Недостаточная квалификация специалистов и руководителей предприятий, а иногда и умышленное игнорирование ими требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, несоблюдение производственной дисциплины влекут за собой трагедии. Также можно констатировать, что нарушения требований промышленной безопасности, приводящие к смертельному травматизму и авариям, допускаются в результате неудовлетворительной организации технологических процессов, неэффективности систем управления промышленной безопасностью и производственного контроля».
Получается… технологии идут вперед, становятся «умными» и безопасными. А в нашей ПБ-шечке с тех времен (к сожалению)… ничего не изменилось. Такой вот… «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР».