Доклад Ростехнадзора о лицензировании в 2018 году
Ростехнадзор оценил, насколько эффективным в 2018 году было лицензирование ОПО I, III и III классов опасности.Данные отразились в развернутом докладе, который опубликован на сайте Центрального аппарата ФСЭТАН (см. разделы «Деятельность» – «Проведение проверок» – «Ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля» – «Ежегодные доклады по лицензированию»).
Ростехнадзор включил в доклад:
- оценку основных показателей эффективности (статистика обращений, сроки рассмотрения документов, статистика проверок, нарушений, наказаний и т.д.);
- анализ причин отказа в предоставлении и переоформлении лицензии;
- перечень нарушений, которые ведут к административным наказаниям, приостановлению действия и аннулированию лицензии;
- список мер, которые призваны исключить грубые нарушения лицензионных требований;
- свой взгляд на основные проблемы при эксплуатации ОПО и т.д.
Нарушения лицензионных требований
Нарушения лицензионных требований в 2018 году стали основной причиной:- отказа в предоставлении и переоформлении лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО;
- наложения на лицензиата административных штрафов и других наказаний согласно КоАП РФ;
- приостановления действия и аннулирования лицензии на эксплуатацию ОПО.
Ростехнадзор выделяет следующие нарушения:
1) На ОПО используют оборудование с истекшим сроком службы (ресурсом).
2) При эксплуатации технических устройств нарушают нормы обоснования безопасности машин и оборудования, подготовленного согласно ТР ТС.
3) При эксплуатации технических устройств нарушают требования руководств (инструкций) по эксплуатации, в том числе при:
- пуске в работу;
- использовании по прямому назначению;
- техническом обслуживании и всех видах ремонта;
- периодическом диагностировании, испытании;
- перевозке, упаковке, консервации и хранении.
5) На ОПО отсутствуют приборы и системы контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, когда их обязательность установлена ФНП и ФЗ №116 (см. часть 1 статьи 9).
6) Отсутствуют положительные заключения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) в соответствии со статьями 7 и 13 ФЗ №116.
7) ОПО эксплуатируют с нарушением требований промышленной безопасности, установленных ФНП, ФЗ №116 и подзаконными актами.
По данным Ростехнадзора за 2018 год, 53 % владельцев ОПО I, II и III классов опасности нарушают лицензионные требования, что отражается в результатах надзорных мероприятий.
Грубые нарушения лицензионных требований
В 2018 году Ростехнадзор зафиксировал 363 грубых нарушения лицензионных требований. В двух случаях был причинен вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде.Среди причин грубых нарушений Ростехнадзор выделяет:
- эксплуатацию лицензиатами изношенного оборудования;
- оформление экспертными организациями положительных заключений ЭПБ на технические устройства, здания и сооружения, фактически не соответствующие требованиям промышленной безопасности.
1) усиливает лицензионный контроль;
2) выявляет юридические лица и ИП, которые эксплуатируют ОПО без лицензии;
3) взаимодействует с правоохранительными органами (МВД, прокуратура);
4) формирует перечень организаций:
- допускающих грубые нарушения лицензионных требований;
- эксплуатирующих оборудование с истекшим сроком службы;
- допустивших отклонения от проектной документации при строительстве ОПО.
Основные проблемы при эксплуатации ОПО
Основные проблемы при эксплуатации ОПО, с точки зрения Ростехнадзора, заключаются в следующем (см. раздел 5 доклада):1. Собственники и руководители организаций, эксплуатирующих ОПО, ответственные специалисты на объектах не подвергают всестороннему анализу нарушения в области промышленной безопасности (которые выявили внешние и внутренние проверки, аудит промышленной безопасности и т.д. – примечание МТК Эксперт).
2. Мероприятия, которые направлены на профилактику и предотвращение нарушений, носят формальный характер (например, выполняются не все рекомендации по результатам ЭПБ, технического диагностирования и освидетельствования, игнорируются данные отчета по результатам аудита промбезопасности и т.д. – примечание МТК Эксперт)
При этом Ростехнадзор отмечает, что институт лицензирования в его нынешнем виде учитывает реальное неудовлетворительное состояние промышленной безопасности при эксплуатации ОПО I, II и III классов опасности.
Скачать Доклад Ростехнадзора о лицензировании за 2018 год
в формате PDF (41,9 Мб)
в формате DOC (227 Кб)