МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Эксплуатация лифтов в 2024 году: замыслы и фантазии

«Госнадзор окрыляет». Так сказали бы наши законодатели о своей работе в лифтовой отрасли. Шутка ли. После 01.03.2023 их буквально «прорвало» на судьбоносные перемены. К надзору добавились «чувствительные» индикаторы риска, обновление базы ГОСТов, «профилактические» программы и новая «проверочная» практика (статья 9.1.1 КоАП РФ заработала в полную силу).

Но даже этого оказалось мало. Товарищи вошли во вкус и продолжают «реформировать».

Вы, наверное, слышали, что в октябре 2023-го появились новые Правила по лифтам (которые, правда, мало чем отличаются от текущей версии и начнут действовать только с 01.09.2024).

А в ноябре… Минпромторг с Минстроем сформулировали очередной вариант Плана мероприятий («Дорожной карты») по развитию лифтовой отрасли в РФ. Документ, кстати, «рождается в муках». Его обсуждают и перекраивают с 2019 года.

Нынешний («антисанкционный») взгляд… с одной стороны должен стимулировать региональные программы капремонта (замену «ветхих» лифтов) и поддержать отечественных производителей (загрузить их производственные мощности). А с другой – повысить качество монтажа и эксплуатации объектов, квалификацию персонала, а также… местами «оцифровать» лифтовую отрасль.

В общем, планы, как видите, весьма наполеоновские. Стоит ли ожидать другого от наших госорганов? Жаль… пока это лишь «бумажные» слова. «Дорожная карта» на обсуждении в аппарате Правительства. Но и сейчас… поверьте, товарищи, нельзя пройти мимо ее «проектного» содержания. Там есть так-и-и-ие мероприятия, от которых разбирает гомерический смех. И в то же время волосы встают дыбом.

Если «карту» (в таком виде) утвердят, она ой как «перетряхнет» наше с вами лифтовое хозяйство. Поэтому… будем надеяться на благоразумие правительственных чиновников. А пока… давайте разбирать «инновации», которые для удобства разделим на «замыслы» и «фантазии». Сначала посмотрим на вполне жизнеспособные, но «шокирующие»…

Замыслы

Тут нас поразили три вещи.

Во-первых, чиновники предлагают вернуть Ростехнадзору полномочия «по участию в вводе лифта в эксплуатацию, при замене и монтаже» (прямая цитата, но «кривая» формулировка из первоисточника).

Мол, совсем распоясались наши (будущие) эксплуатанты. Проходят «вводный квест» кто в лес, кто по дрова. Голый формализм, сплошные нарушения и прочие «неконтролируемые» поступки (зачем, спрашивается, делали новый ГОСТ Р 55969-2023 с детальным описанием процедуры?). Значит им снова нужна твердая… надзорная… рука.

Да и механизм уже обкатан (помните ведь… по замене и модернизации?). Так что организационных проблем или того хуже… «истерики» в отрасли «новинка» точно не спровоцирует. Вот только (заметьте, «дорожная» формулировка этого не отрицает)…

…если Ростехнадзор будет приезжать на ввод КАЖДОГО (в т.ч. «свежепостроенного») объекта, то… крыша поедет у самого госоргана. Это ж сколько надо людей и времени, чтобы охватить всю массу ежедневно вводимого (в разных регионах) лифтового хозяйства? И стоит ли того ожидаемый результат мероприятия – «повышение качества монтажа лифтов»?

Уверены, мнений здесь будет много. Но что-то подсказывает… и без того загруженным контролерам этот (свободный от штрафов) «подарок» никуда не упирался…



А вот от второго «интересного предложения» наш любимый госорган вряд ли откажется. Еще бы. Ему хотят вернуть плановые проверки лифтовых организаций. «Заложить» их на самый верх – в пункт 5 статьи 135.1 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ (который, собственно, «подарил» нам госнадзор за лифтами). Ну а что? Как-то ж надо повышать качество эксплуатации? Чтобы объекты стабильно работали, не падали, не застревали, были близки к идеалу.

Да, эксплуатанты «взвоют». Ведь большинство из них не застало время, когда лифты были опасными производственными объектами или даже планово проверялись на соответствие ТР ТС 011/2011. А потенциальные нарушения есть у всех (есть-есть, не спорьте – почитайте новости Ростехнадзора с отчетами о внеплановых проверках).  И штрафы по лифтам, увы, скромностью не отличаются (особенно за «грубые» нарушения).

Но что делать? Безопасность требует жертв. Прежде всего – финансовых (чтобы человеческих стало меньше). И если это для вас плохая новость, то следующая «задумка» чиновников просто взорвет ваш мозг лифтовую отрасль.

Они (на полном серьезе) хотят ввести («трам-пам-пам»!):
  • «лицензирование деятельности по выполнению работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, а также аварийно-техническому обслуживанию объекта».
Спросите, как? Просто добавить в часть 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ размытую формулировку:
  • «деятельность по выполнению работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем лифтового хозяйства»…
…в «объятия» которой попадут почти все участники лифтового рынка (кроме производителей и продавцов).



Вы только представьте…

Все «монтажники» и «ремонтники» будут получать лицензии (а их услуги непременно вырастут в цене). Торговые и деловые центры будут получать лицензии. Управляющие компании в жилых домах вообще будут получать ДВЕ лицензии (на управление МКД и на эксплуатацию лифтов). И всё ради дополнительного контроля. Как будто сейчас нам живется сладко.

Вот оно как, товарищи. Лифтовую сферу может накрыть разрушительная разрешительная волна. Вопрос – многие ли выживут в этом «шторме»? На него хотелось бы не узнать ответа, пока жива надежда на благоразумие правительственных чиновников.

Ладно, хватит о грустном. Переходим ко второй части нашего повествования и посмотрим на чиновничьи…

«Фантазии»

Здесь, как вы, наверное, догадались, речь пойдет о виртуальном пространстве. То есть… о «цифровизации лифтовой отрасли». Чтобы:
  • повысить «прозрачность и безопасность» эксплуатации лифтов;
  • в режиме онлайн планировать их обслуживание и ремонт;
  • из электронных реестров черпать (актуальные) сведения «о техническом состоянии» и «проведенных регламентных работах»…
…Минпромторг с Минстроем придумали много хороших (IT) инициатив. Например:
  • создать единый реестр (ВСЕХ) объектов лифтового хозяйства (где можно в числе прочего писать о результатах технического освидетельствования и сразу видеть «ущербные» лифты);
  • перевести в электронный вид паспорта уже введенных в эксплуатацию объектов (а их на секундочку 550 тыс. штук по разным оценкам);
  • создать систему «электронных паспортов на лифтовую продукцию» (типа производитель начинает, эксплуатант продолжает и т.д. до «естественной смерти» лифта);
  • создать цифровую платформу, где можно автоматически мониторить состояние лифтов и формировать предиктивную (т.е. «пророческую») аналитику.
И будет лифтовое хозяйство как на ладони. Для нас с вами («общественный контроль», полезная штука) и для чиновников (в т.ч. надзорных органов). Зачем тогда, спрашивается, плановые проверки? Для пополнения «бюджетного баланса»? Или «виртуальный мир» сам по себе, а реальный никто не отменял?

В общем, есть в этих задумках кое-какие противоречия. Вы только не подумайте… по факту-то они шикарные. Доступ к информации (которая сейчас «живет» на ветхой бумаге).

Дистанционный контроль. Общественное внимание и «спокойствие». Только туго у нас идет разработка публичных электронных сервисов (реестров, платформ и прочих IT-излишеств).

Потому и записали их в «фантазии». Ведь что показывает практика? До реализации таких «новинок» они должны повариться в собственном соку минимум «пятилетку».

А если совсем серьезно… в ближайшие 2-3 года лифтовую сферу ждут значительные реформы. Чиновники «закусили удила» и готовы творить новые законы. «Шок» от появления госнадзора уже прошел. Впереди другие вызовы, справляться с которыми мы будем помогать вам словом и делом. Не переключайтесь!