МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Госнадзор за лифтами с 1 марта 2023 года

14.03.2023

«Лифты остались без надзора…». За последние десять лет эта фраза повторялась дважды. Сначала в 2013 году, после «судьбоносных» изменений в сфере промышленной безопасности (и вступления в силу ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»). Потом в 2021-м, когда в очередной раз щелкнула «гильотина».

Профсообщество ахнуло. Эксплуатанты вздохнули с облегчением. А простые граждане, которые пользуются (неисправными) лифтами каждый день… пришли в недоумение. Кому писать? Кому звонить? Кому жаловаться? В общем, отрасль опять погрузилась в пучину «бесправия» в ожидании лучшей жизни.

Ждать пришлось почти 2 года. Зато результат превзошел все мыслимые и немыслимые прогнозы. В декабре 2022-го на свет наконец-то родился… отныне и (хочется верить) навсегда… «Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

Более того… лифты и другие объекты из списка выше (видимо, для упрощения формулировок) получили новое «юридическое наименование» (термин, понятие… называйте как хотите) – опасные технические устройства зданий и сооружений. Отразится ли этот факт на их судьбе? Пока непонятно. Да и не в этом суть.

Суть в том, что «надзорный механизм» уже запущен. С 1 марта 2023 года не только обрел юридическую силу новый вид госконтроля, но и начало действовать:
Хоть сейчас организуй контрольно-надзорные мероприятия.

Кто их проводит? Разумеется, Ростехнадзор и его территориальные органы. Они ведут учет объектов… пардон… опасных технических устройств и знакомы с ними не первое десятилетие. Будут проверять всё, кроме объектов, подведомственных Минобороны, СВР, ФСИН, ФСО, ФСБ, Главному управлению специальных программ Президента РФ (обычная ситуация).

Вообще, это эпохальное событие в лифтовой отрасли. Гораздо «мощнее», чем надзор за соблюдением требований ТР ТС, который появился в 2013 году. «Несомненный успех», по мнению лифтового сообщества. Поэтому заслуживает пристального внимания.

В статье мы рассмотрим порядок и особенности нового госконтроля за опасными техническими устройствами зданий и сооружений. Но сначала короткая…

Предыстория

Дело в том, что к «эпохальному событию» и «несомненному успеху» шли не очень прямыми путями.

Еще в октябре 2021 года Ростехнадзор по поручению зам. Председателя Правительства РФ М.Хуснуллина от 27 июля 2021 г. МХ-П16-10187 и при поддержке Минстроя России разработал проект федерального закона:
Документ изменил бы Градостроительный кодекс РФ и закрепил на «верхнем уровне» федерального законодательства:
  • термин «опасные технические устройства зданий и сооружений» (статья 1 ГрК РФ);
  • право Ростехнадзора (в оригинале – «уполномоченного органа») устанавливать порядок безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений (сейчас он утвержден постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, по которому «плачет гильотина»);
  • «общие контуры» федерального госнадзора в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.
Но… проект получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия.

Минэкономразвития не согласилось с доводами разработчиков о «высокой проблемности» опасных технических устройств зданий и сооружений. Мол, аварий на них происходит мало (всего-то 0,001 %). Риски минимальны. Отдельный вид госнадзора не нужен.

Короче, документ завернули без шансов на дальнейшее продвижение.

Всё могло бы на этом заглохнуть, но… законотворцы пошли другим путем.

Добавили в «резиновый» Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»:
…которая, собственно, и дала возможность организовывать и осуществлять федеральный госнадзор «в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений».

Номинально – «до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего правовое регулирование» в этой сфере. Но будет ли ФЗ – большой вопрос. Как видим, для «запуска процесса» статьи оказалось достаточно.

Поэтому теперь Ростехнадзор может контролировать и проверять:
  • деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанную с использованием и содержанием опасных технических устройств зданий и сооружений, которые принадлежат им «на праве собственности либо ином законном основании»;
  • сами опасные технические устройства, а также процессы, связанные с их использованием и содержанием.
Давайте поближе посмотрим на эти…

Проверки

Владельцы (эксплуатанты) опасных технических устройств могут выдохнуть – плановых проверок не будет. Зато внеплановые… как по учебнику. Хоть выездные, хоть документарные.

Правда, «срок проведения» у них один – не больше 10 рабочих дней. То есть 2 недели. Не много и не мало. Хватит, чтобы совершить все «надзорные действия». А их, кстати, солидный ассортимент.

Например, в ходе документарной (т.е. «бесконтактной») проверки Ростехнадзор может:
  • получать письменные объяснения от владельца или эксплуатанта – то есть комментарии по документам (причем запрос придет по телефону либо электронной почте – контактировать с вами физически госорган в этом случае не может);
  • «истребовать» документы, которых нет в распоряжении госоргана или других органов исполнительной власти (для уточнения, подтверждения, доказательства и т.д.) и которые относятся к предмету проверки (другие запрашивать нельзя согласно части 6 статьи 72 ФЗ № 248 о госконтроле);
  • проводить экспертизу – в данном случае, видимо, документов, потому что на объект госорган выезжать не может (и посылать туда экспертов тоже).
Выездная проверка пообъемней. Там в распоряжении госоргана 7 надзорных действий:

1) Осмотр (т.е. визуальное обследование объекта – устройств, помещений и т.д. без вскрытия и порчи таковых).

2) Опрос (разговор «по душам» и под запись с участниками событий – руководством и сотрудниками контролируемого лица).

3) Получение письменных объяснений (в общем, то же самое, что при документарной проверке, только «объяснительную» пишут в присутствии инспектора).

4) Истребование документов (любых, которые относятся к предмету проверки – т.е. связаны с использованием и содержанием опасных технических устройств).

5) Инструментальное обследование (не только посмотрят, но и потрогают… с помощью специальных приборов и оборудования; может проводить как сам инспектор, так и приглашенный им эксперт).

6) Испытание (протестируют работоспособность всех систем, их функциональность и безопасность; может проводить как сам инспектор, так и приглашенный им специалист).

7) Экспертиза (в данном случае – и документов, и оборудования; специальное исследование, которое проводит исключительно эксперт или экспертная организация по поручению инспектора).

Пункты 5, 6 и 7 могут выполняться одновременно, если в проверке участвует специализированная организация (которую пригласил Ростехнадзор).

Кстати… госорган может использовать фото-, аудио- и видеоматериалы, чтобы фиксировать и доказывать нарушения обязательных требований (хотя это не новость, 21 век на дворе). Их потом прикладывают к акту проверки.

«Но ведь Ростехнадзор не придет просто так? В любой день… час, когда ему заблагорассудится?».

Конечно, нет. Для внеплановой проверки нужны веские основания. Например, обращения граждан, организаций, сообщения в СМИ о том, что вы злостный нарушитель. Еще чуть-чуть, и причините вред жизни и здоровью людей (или уже его причинили). Полный список «причин» можно найти:
  • в статье 10  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • в статьях 57  и 66  Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Сам Ростехнадзор уже высказался по этой теме. И обещает внепланово проверять только «по обращениям граждан и организаций», содержащим:
  • «…информацию о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты наступления данных негативных последствий нарушения обязательных требований».
Причем под «непосредственной угрозой» госорган будет понимать:
  • «…высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, <…> когда отсутствие мер реагирования надзорных органов неминуемо влечет наступление негативных последствий».
Что это может быть? Например, ситуации, когда (по словам того же Ростехнадзора):
  • лифт движется с открытыми дверями;
  • кабина лифта проходит крайние положения первого и последнего этажа;
  • нет двусторонней переговорной связи из кабины лифта с диспетчером;
  • двери шахты лифта можно открыть снаружи без специального ключа и т.д.
Отдельно стоит сказать про индикаторы риска, которые тоже приводят к внеплановым визитам. Ростехнадзор их утвердил – приказом от 17.02.2023 № 72. Целых три штуки (хотя первый и третий очень похожи друг на друга).

Вот, например. Ваше опасное техническое устройство отработало назначенный срок службы. Вы проигнорировали этот факт и не сообщили госоргану о выводе его из эксплуатации (мол, прекратили использование, проводим демонтаж или планируем модернизацию). Прошел месяц («30 календарных дней», а то вдруг на февраль выпадет), и Ростехнадзор забеспокоился. А не сходить ли к товарищам, похоже, они нарушают. Смотреть будут, естественно, по реестру. Но если вашего устройства там нет, к вам будут другие вопросы…

Кстати, о реестре. Второй индикатор как раз о нем. И касается новоиспеченных владельцев опасных технических устройств зданий и сооружений. Допустим, они построили административный центр, в котором есть лифты. Ввели объект в эксплуатацию. Потом закрутились и забыли подать в Ростехнадзор уведомление для постановки лифтов на учет. Прошло 20+ рабочих дней, и госорган опять забеспокоился. Неужели и здесь нарушители? Вроде только «жить» начинают. Видимо, надо ехать (и ведь поедут).

Во втором примере (индикаторе) интересный момент. Получается, Ростехнадзор будет мониторить базы Минстроя России, чтобы отлавливать «уклонистов». Вот уж воистину… от «надзорного ока» никто не скроется.

Видите, товарищи, поводов более чем достаточно. Никакие плановые проверки не нужны. Поэтому самое время узнать…

Что контролирует Ростехнадзор

Конечно, соблюдение обязательных требований. По принципу «3 в 1». То есть в рамках одной проверки госорган может проконтролировать:

1) Соблюдение требований «об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (наличие действующего полиса ОСОПО согласно ФЗ № 225).

2) Соблюдение Правил (порядка) организации безопасного использования и содержания лифтов, ППИ, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (по крайней мере, пока не появилась их новая версия – Ростехнадзор уже занимается ее разработкой).

Здесь, как минимум, нужно обратить внимание на:
  • п. 4 (комплекс мер по безопасному использованию и содержанию объектов);
  • п. 9 (наличие необходимой документации);
  • п. 16-17 (требования к работам по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и т.д.).
Ну и не допускать (своевременно исправлять) нарушения, перечисленные в приложении №1 к Правилам.

3) Соблюдение «изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом» обязательных требований, установленных Техническими регламентами Таможенного союза. В частности:
  • статьями 3-5 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;
  • статьей 6 ТР ТС 011/2011 (подтверждение соответствия лифта при вводе в эксплуатацию, в период эксплуатации, по окончании назначенного срока службы и т.д.);
  • приложением №1 к ТР ТС 011/2011 (требования безопасности к лифтам);
  • ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», если речь идет о ППИ, пассажирских конвейерах и эскалаторах (там много пунктов, которые касаются в том числе вертикального транспорта – от объема сопроводительной документации до формата подтверждения соответствия).
«А зачем разбивать на три пункта? Все эти требования и так есть в Правилах организации безопасного использования и содержания…».

Разумеется. Но… у каждого из этих пунктов существует своя административная…

Ответственность

Под каждый комплекс обязательных требований – своя статья КоАП РФ. Поэтому (теоретически) Ростехнадзор может выписать не один штраф, а сразу два или три.

Судите сами. За нарушение «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов…» наказывают по статье 9.1.1 КоАП РФ (наконец-то она заработает в полную силу). Если найдут «обычное» нарушение, оштрафуют:
  • должностное лицо – на сумму от 2000 до 5000 рублей;
  • юридическое лицо – на сумму от 20 000 до 40 000 рублей.
Скромно, если сравнивать с промышленной безопасностью. Но где сейчас взять «обычные» нарушения? Как правило, они все создают «угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии». А там наказания совсе-е-е-м другие:
  • граждане (т.е. физические лица, выполняющие работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, ремонту и т.д.) заплатят от 3000 до 5000 рублей;
  • должностные лица (администрация и ответственный персонал) – от 20 000 до 30 000 рублей (или будут дисквалифицированы «на срок от одного года до полутора лет»);
  • юридические лица – от 300 000 до 350 000 рублей (а еще их работу по эксплуатации объектов могут приостановить «на срок до 90 суток»).
Это уже кое-что, но до ОПО все равно не дотягивает…

А если добавить штраф за «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»? Там отдельная статья – 9.19 КоАП РФ. И санкции посерьезней. Прежде всего, для юридических лиц.

Должностные лица «подарят» бюджету «скромные» 15 000 – 20 000 рублей.

А вот юридические лица – от 300 000 до 500 000 рублей при любом раскладе, если нет действующего полиса ОСОПО.

Вот так, товарищи… в данном случае «скидки суммируются». И должностное лицо (например, директор или кто-то из ответственных) «в едином порыве» может заплатить минимум 17-35 тыс. рублей, а максимум – 25-50 тыс. рублей штрафа.

С юридическими лицами (а ведь это могут быть небогатые ТСЖ/ТСН) еще печальней. Их «штрафной минимум» (!) – 320-600 тыс. рублей. А «максимум» (зачастую неподъемный) – 540-850 тыс. рублей.

Не хило, правда? А ведь к ним может добавиться статья 14.43 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов.

Да, владельцев (эксплуатантов) по ней обычно не штрафуют, но кто знает…

Вдруг вы неправильно подтверждаете соответствие лифта «в период эксплуатации» или «по окончании назначенного срока службы» (не проводите тех. освидетельствование, «забили» на обследование). И Ростехнадзор не хочет «записывать» это нарушение в статью 9.1.1 КоАП РФ. Тогда… будет еще один штраф:

  «Обычное» нарушение «Грубое» нарушение
(причинило вред)
Повторно совершенное «грубое» нарушение
Должностные лица 10 000 – 20 000 руб. 20 000 – 30 000 руб. 30 000 – 40 000 руб.
Юридические лица 100 000 – 300 000 руб. 300 000 – 600 000 руб. 700 000 – 1 000 000 руб.
 
И его «приплюсуют» к двум вышеназванным. Согласитесь, товарищи, невыгодно быть «нарушителем».

Но… не штрафом единым. Есть еще…

Профилактика нарушений

Сам Ростехнадзор называет ее приоритетным направлением. Мол, не проверки нам нужны, а «добросовестное соблюдение обязательных требований». Что профилактика будет – спору нет. Но станет ли от этого меньше надзорных мероприятий? Хм, скоро увидим.

Лучше давайте о том, КАК будут профилактировать. Есть 3 способа – два «безопасных» и один «рискованный».

1) Информирование. Госорган должен размещать на своих сайтах полезные материалы. Например, тексты и перечни НПА, руководства по соблюдению обязательных требований, перечень индикаторов риска, проверочные листы и т.д. Сюда же входит информационная рассылка бумажных либо электронных писем. Ваша задача – читать, вникать и прислушиваться.

2) Обобщение правоприменительной практики. По сути – ежегодный доклад по результатам федерального госнадзора, который будет публиковаться на сайте Ростехнадзора «до 15 марта года, следующего за отчетным» (первый документ мы увидим в 2024 году). Как правило, там собрана статистика (сколько объектов, сколько эксплуатантов, сколько проверок, сколько аварий, сколько штрафов собрали и т.д.), перечислены типовые нарушения, «проанализированы» причины аварий, даны рекомендации о том, «как жить дальше» и т.д. Ваша задача – ознакомиться и сделать выводы (что подтянуть, что исправить, чего избегать).

3) Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Это мероприятие посерьезней. Если поведете себя «неправильно», можете нарваться на внеплановую проверку. Формат, хорошо знакомый владельцам ОПО. Лифтовым организациям он будет в новинку.

На нашем сайте есть статья о предостережениях, правда, из сферы промышленной безопасности. Но… принцип и алгоритм действий те же. Поэтому чтение будет полезным.

Если вкратце, ситуация такова. Ростехнадзор «откуда-то» узнал, что вы нарушаете (например, не ставите лифты на учет). Но «железобетонных» оснований для проверки нет. Поэтому он присылает вам «бумагу», в которой сообщает о своем знании и предлагает принять меры. «Исправьте, товарищи, иначе худо будет…».

На предостережение нужно ответить. Мол, каемся, исправили, больше не нарушаем.

На предостережение можно (письменно) возразить (в течение «10 рабочих дней со дня его получения»). Мол, всё нормально, ничего не нарушаем, у вас ложные сведения. И парочку (документальных) доказательств отправить для верности. А там глядишь – и конструктивный диалог с госорганом завяжется.

Кстати, о диалоге. Странно, что в списке профилактических мероприятий нет «консультирования». Это когда вы можете обратиться в госорган за разъяснениями «по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля» (подъехать лично или позвонить), и вам эти разъяснения  должны дать.

Получается, Ростехнадзор пока не готов общаться на тему госнадзора за лифтами. Возможно, ситуация изменится. В конце концов, всегда можно подать письменное обращение, на которое они обязаны ответить.  Как говорится, чем бы эксплуатант не тешился, лишь бы аварий становилось меньше. Кстати, это ключевой показатель эффективности «новорожденного» госнадзора.

Короче, товарищи, Ростехнадзор к бою готов. Есть «инструменты», санкции и нормативная база. Возможно, страну накроет волна внеплановых проверок вертикального транспорта. Даже если нет, госоргану есть чем заняться. Например (по его же собственным словам):
  • актуализировать постановление Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов…»;
  • разработать и утвердить проверочные листы (списки контрольных вопросов), ответы на которые будут свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.
Остались вопросы? Нужна консультация? Обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.



Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru