МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Госнадзор за промышленной безопасностью: перемены к лучшему?

Июль 2021, помимо жары, принес долгожданное… вступление в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Законодатели постарались на славу. Расписали, что можно и что нельзя.

От «пафосных» принципов госнадзора:

  • Законность и обоснованность.
  • Стимулирование добросовестности.
  • Соразмерность вмешательства в дела контролируемых лиц.
  • Охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц.
  • Недопустимость злоупотребления правом.
  • Соблюдение охраняемой законом тайны.
  • Открытость и доступность информации о госнадзоре.
  • Оперативность при осуществлении госнадзора.
До вполне конкретных «надзорных действий» (то, что могут делать контролеры при проверках).

Закон в 100 с лишним страниц действительно ОГРОМЕН (по форме и содержанию). Много привычных вещей, под которые подвели «нормативную базу». Много «новинок» (для теории и для практики).

Но главное… ФЗ №248 «внушает» контролерам «фундаментальную» мысль – профилактика гораздо важнее проверок. Сначала «стимулируй добросовестность», потом (если не поняли) – приходи с (карающим) визитом.

«А что с нашей промышленной безопасностью?».

К работе Ростехнадзора закон применим. Более того… Изменили ФЗ №116, чтобы соблюдать «букву и дух» нового контрольно-надзорного законодательства (см. статью 16 в новой, уже действующей, редакции).

Формулировки, как всегда, общие и немного «туманные».

Поэтому… Правительство РФ выпустило постановление от 30.06.2021 № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» (уже действует), где «разжевали» и пояснили все тонкости новой надзорной системы.

«И как же изменится госнадзор за промышленной безопасностью?».

Об этом сейчас поговорим.

Больше профилактики, меньше проверок

Хорошо сказал зам. министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев: «Предотвращение (=профилактика) нарушений в деятельности контрольных органов должно превалировать над наказанием».

То есть… Не спешите «наказывать рублем». Сначала «помогите информационно», надавите на совесть или пригрозите «дубинкой».

В промышленной безопасности всё то же самое. Есть пять «профилактических стимуляторов»:

1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений;
4) стимулирование добросовестности («оценка соответствия критериям добросовестности за 5 лет»);
5) консультирование.

Давайте каждый разложим по полочкам.

1. Информирование

Здесь всё просто. Ростехнадзор должен выкладывать на своих сайтах актуальную информацию:
  • нормативно-правовые акты (перечень и тексты):
  • новости об изменениях;
  • руководства по безопасности;
  • методические рекомендации;
  • телефоны для консультаций;
  • отчеты, доклады, планы проверок;
  • запросы, пожелания, предложения и т.д.
Главное – «не молчать» и вовремя обновлять. А там… глядишь кто-то и прочитает.

2. Обобщение правоприменительной практики

Тут оперативностью не разживешься. Доклад готовят один раз в год (до 1 апреля) и размещают на сайте Центрального аппарата Ростехнадзора. Есть там раздел «Открытый Ростехнадзор» (страничку с докладами ищите внизу левой колонки меню).

В докладах информация разделена по видам надзора. Можно посмотреть:
  • статистику аварий;
  • количество проверок;
  • объемы штрафов;
  • перечень типовых (самых частых) нарушений.

Насколько полезно? Судите сами. «Профилактический потенциал» явно низковат (хотя цифры по штрафам иногда поражают).

3. Объявление предостережений

Еще не получали? Тогда вы – счастливый человек. Ростехнадзор больше года обкатывает такой формат. Рассылает буквально «пачками».

Суть проста. Если владельца (эксплуатанта) ОПО заподозрили/уличили в нарушении промышленной безопасности (без вреда и ущерба), ему придет специальная бумага:

Предостережение
 

В документе будет «ультимативная» просьба – «принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований».

На предостережение можно возразить. На предостережение нужно ответить (рассказать о принятых мерах).

Главное, помните – все сказанное (написанное) может быть использовано против вас… при проведении выездных проверок.

Подробности? А вы посмотрите:

  • Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082 (п. 42-49).
  • Административный регламента ФСЭТАН по осуществлению федерального госнадзора в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258 (п. 92-103).
  • Порядок организации работ по профилактике нарушений обязательных требований, утв. приказом Ростехнадзора от 21.11.2019 № 447 (п. 34-36).
  • Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.
Картина сразу прояснится.

4. Стимулирование добросовестности

Абсолютная «новинка». Получается, раньше контролеры не верили в людей.

«Наконец-то! Нас, добросовестных, радеющих за промышленную безопасность, оценят по заслугам!».

Лишь бы по заслугам не наказали… Поэтому притормозите с восторгами. Реально «ликовать» могут только «добросовестные» владельцы ОПО I и II классов опасности.

Если у вас III класс – не спешите радоваться (у IV класса вообще нет плановых проверок).

Чтобы стать «добросовестным» в глазах Ростехнадзора, нужно:

1) Подать заявление на «оценку добросовестности» (автоматически ничего не будет, форма заявления пока не ясна).
2) Доказать, что на ОПО не было аварий, инцидентов, несчастных случаев «в течение 5 лет до даты проведения оценки».
3) Создать на ОПО систему управления промышленной безопасностью (вне зависимости от класса опасности) и подтвердить, что она есть и работает (для ОПО III и IV классов, «первоклассники» и «второклассники» ее создавать обязаны).
4) Доказать, что соблюдаете требования к обязательному страхованию ОПО (скорее всего, запросят копии страховок за последние 5 лет).

Вот так вот, граждане… Чтобы Ростехнадзор «оценил» и зауважал, нужно много сделать и доказать.

Одна система управления ПБ чего стоит… Это вам не просто ППК с журналами и актами. Это СИСТЕМА со своими «законами и порядками» (без бюджета не обойтись). Почитайте постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243. 

«Ну что уж тут… Сделаем систему. Остальное-то без проблем…».

Вы уверены, что за 5 лет ничего не было? Ни одного инцидента? Тогда поздравляем! Вы образцовый владелец ОПО. Смело подавайте заявку.

Ростехнадзор 30 календарных дней на нее посмотрит, подумает, прикинет и…

Сообщит о «соответствии/несоответствии критериям добросовестности». А еще пересмотрит частоту плановых проверок (но «надзорные льготы» – только на следующий год после оценки).

«Добросовестные» получат «+1 год»:
  • владельцев ОПО I-II класса опасности будут планово проверять не чаще 1 раза в течение 2 лет;
  • владельцев ОПО III класса опасности – не чаще 1 раза в течение 4 лет.
Если «недобросовестный» – проверки в «базовой комплектации» (I-II класс – раз в год, III класс – раз в 3 года, IV класс – без плановых проверок).
Для закрепления материала – почитайте:
  • п. 50-57 положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082;
  • статьи 8 и 48 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
«Добросовестность» не влияет на частоту внеплановых проверок (хотя, наверное, может их предотвратить).

Суть в том, чтобы показать – «нарушать НЕВЫГОДНО!» (хотя штрафы тоже отлично доносят эту мысль).

5. Консультирование

Да-да… Ростехнадзор должен бесплатно «выйти к народу». Рассказать, показать, научить, наставить.
Консультировать будут:
  • устно – по телефону, по видео-конференц-связи (не реже 1 раза в месяц), на личном приеме или… при проведении проверок («одной рукой дают, другой – забирают»);
  • письменно – ответы на обращения граждан (20-30 дней).
Диапазон вопросов заявлен широкий. Тут вам разъяснят:
  • положения НПА, содержащих обязательные требования, соблюдение которых проверяют при госнадзоре;
  • положения НПА, регламентирующих госнадзор;
  • порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц Ростехнадзора.
Но самое главное (здесь нам в помощь п. 7 статьи 50 ФЗ № 248 о госнадзоре):

«Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования, не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований».

То есть… за рассказ о нарушениях не накажут. Смело идите (звоните) и консультируйтесь!

Наказание теперь вообще «не является самоцелью» (слова уже упомянутого зам. министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева). Теперь «целью контрольно-надзорных органов должно стать выполнение обязательных требований и недопущение рисков».

Интересно, согласится ли с этим Ростехнадзор? Ведь как бы нам не хотелось… Профилактика НЕ ОТМЕНЯЕТ проверок.

К нам все-таки едет «ревизор»

Профилактика профилактикой, а «классический надзор» по расписанию.

Из всего многообразия «узаконенных» контрольных мероприятий Ростехнадзору достались два (привычных) вида:
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.
Есть еще «постоянный госнадзор» за ОПО I класса опасности, но это отдельная (тоже знакомая) «песня».

Странно… Почему бы Ростехнадзору «не оседлать прогресс» и не добавить, скажем, «контрольную закупку»? Например, топлива на АГЗС, услуг «крановых» организаций? Или «рейдовый осмотр»? Тоже хорошая штука.

Так нет же… Они «играют классику». Ну, почти… Изменилась (обновилась) «начинка» проверок. То есть набор (надзорных) действий, которые совершают контролеры «в боевых условиях».

Например, на выездных проверках Ростехнадзор может:
  • проводить осмотр;
  • поводить опрос;
  • получать письменные объяснения;
  • истребовать документы;
  • проводить инструментальное обследование;
  • организовывать экспертизу;
  • ставить эксперимент.
Документарные попроще. Они ж почти бесконтактные. Поэтому разрешено:
  • получать письменные объяснения;
  • истребовать документы;
  • организовывать экспертизу (скорее всего, документов, хотя…).
Давайте и здесь… о каждом действии поподробней.

1) Осмотр
Всё просто. Пришел инспектор. Погулял. Поглядел (на здания, сооружения, помещения, территорию). Потрогал (например, технические устройства). Составил протокол осмотра.
Ломать (вскрывать, разбирать, демонтировать) ничего нельзя.
Да и гулять инспектору в одиночку нельзя (вдруг заблудится). Рядом должен быть «представитель контролируемого лица» (эксплуатанта ОПО).
Посмотрите при случае статью 76 ФЗ № 248 о госнадзоре.

2) Опрос
Хорошо хоть не «допрос» (с пристрастием). Хотя…
Инспектор может разговаривать с людьми на объекте и получать от них «устную информацию», которая касается проверки (соблюдения обязательных требований).
Поговорил, поговорил и… (обязательный) протокол опроса составил. А там как в кабинете следователя – «ознакомьтесь… распишитесь».

3) Получение письменных объяснений
«Старший брат» опроса. Одних можно послушать, а других – за парту посадить. Пишите, мол, «объяснительную». Почему нарушаем… кто виноват… что делать (будем)…
Инспектор может запросить «письменные свидетельства» у эксплуатанта ОПО (видимо, руководителя организации), его представителя (должностного лица), у неких свидетелей (видимо, работников ОПО). Главное, чтобы писать «умели».
Если «не умеют», контролер может сам «составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации…».
А дальше – точно кабинет следователя:
«…знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления». Тут главное, чтобы читать «умели».
Посмотрите при случае статью 79 ФЗ № 248 о госнадзоре.

4) Истребование документов
Что здесь сказать? Самый «ходовой» и самый «древний» инструмент в арсенале контрольных органов. «Родился» вместе с госнадзором и не собирается «уходить в вечность».
Инспектор может запросить любые документы, которые относятся к промышленной безопасности вашего ОПО и касаются «предмета проверки» (например, надзор за промышленной безопасностью, лицензионный контроль, надзор за соблюдением ТР ТС и т.д.).
«Заветный» список можно подсмотреть в Административном регламенте ФСЭТАН по осуществлению федерального госнадзора в области промышленной безопасности, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258 (п. 15).
А там уж… всё запросит Ростехнадзор или только часть – зависит от инспектора, состояния ОПО, «градуса» беседы и т.д.
Любопытный момент. В новом Положении о федеральном госнадзоре в области промышленной безопасности (ПП от 30.06.2021 № 1082) нет ни слова о проверочных листах (списках контрольных вопросов). Видимо, задумка провалилась, так и не «родившись».

5) Инструментальное обследование
«Эх, давно не брал я в руки… специальное оборудование и технические приборы…». Так может воскликнуть контролер, если надумает проводить инструментальное обследование, например, трубопровода или сосуда на ОПО.
Да-да, так тоже можно. Статья 82 ФЗ № 248 о госнадзоре и п. 17 Положения о федеральном госнадзоре за промышленной безопасностью (ПП от 30.06.2021 № 1082) разрешают.
Суть инструментального обследования понятна, правда?
Это замеры (значений, показателей, действий), испытания с применением спецсредств (к коим относятся измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты).
Причем проводить могут сами инспектора (наряду с приглашенными профильными специалистами).
Главное, чтобы имели «допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов».
Поэтому не забудьте проверить документы («корочки»). А то глядишь, и обследование можно признать незаконным.

6) Экспертиза
«Старший брат» инструментального обследования (что-то «родственников» развелось).
Здесь инспектор уже не «при делах» (может только организовать, привлечь). Работают профессионалы.
Наш с вами случай – это «экспертиза промышленной безопасности», которую может организовать Ростехнадзор в ходе проверки.
Ну, не нравиться ему что-то… в зданиях, сооружениях, технических устройствах (а своей компетенции не хватает). И на помощь приходят они – ЭКСПЕРТЫ. Аттестованные. Без личной заинтересованности. Без ИП. Полностью независимые субъекты, которые могут разбить в пух и прах доводы «контролируемых лиц».
Но и владельцы ОПО здесь не бесправны. Назначил Ростехнадзор экспертизу – значит можно (почитайте статью 84 ФЗ № 248 о госнадзоре):
  • сказать контролеру, что у вас есть конфликт интересов с экспертом, экспертной организацией (они оказывали нам услуги, они нас «ненавидят» и т.д.);
  • присутствовать (с разрешения контролера) при проведении экспертизы;
  • давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением экспертизы (обязательно прочитайте! мало ли что напишут).
7) Эксперимент
К сожалению, на людях… Вот уж «новинка» так «новинка».
Теперь инспектор может использовать на проверке «тест-ситуацию» – объявлять учебную тревогу. Она имитирует «возникновение аварии» на ОПО.
Таким способом контролер проверит готовность эксплуатанта ОПО «к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии ПМЛА».
1 рабочий день. Никакой остановки технологических процессов. Условия, приближенные к «боевым».
Эх, не видать нам больше «спокойных» проверок…
А вот короткие – 100% увидим. Теперь срок выездной и документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Раньше было 30 дней с нередким продлением.
Так что «проверяйте быстрее, граждане… не задерживайте… не отвлекайте от работы хороших людей».
А то вот разрешили вам… использовать «для фиксации доказательств нарушений обязательных требований» фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации (наверное, осциллограф или дагерротип). Нигде от вас не спрятаться…
А зачем прятаться? Ведь рядом с инспектором должен быть «представитель контролируемого лица». Обязательно. Хоть из космоса прилетай…
А если контролируемое лицо в «единственном экземпляре»? Например, ИП без сотрудников, и с ним что-то случилось?
Ну… здесь теперь правила другие (посмотрите п. 23 Положения о федеральном госнадзоре за промышленной безопасностью, утв. ПП от 30.06.2021 № 1082).
Если ИП не может присутствовать на проверке из-за «наступления обстоятельств непреодолимой силы», то проверку можно… перенести (!) «на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств».

Всё бы хорошо… Вот только смущают «обстоятельства непреодолимой силы», перечисленные в Положении о федеральном госнадзоре за промышленной безопасностью (см. п. 23):
  • военные действия;
  • катастрофа;
  • стихийное бедствие;
  • крупная авария;
  • эпидемия;
  • другие чрезвычайные обстоятельства;
  • болезнь ИП и его близких родственников;
  • участие ИП в судебном процессе или исполнение судебных решений;
  • нахождение в отпуске.
Что, простите?.. Отпуск – это форс-мажор? Его приравняли к войнам, болезням и бедствиям?

«Ребята, я в отпуске. Через год вернусь… Тогда и приходите в гости…».

Как бы нас не захлестнула «волна переносов».

А может Ростехнадзор начал заботиться о моральном здоровье своих «подопечных»? Тогда это точно ПРОГРЕСС. Не технический, но социальный…
Хотя с техническим всё тоже обстоит неплохо в новой контрольно-надзорной системе. Нас ждет «цифровизации контроля».

Уже работает плюс-минус в штатном режиме ФГИС «Единый реестр проверок» https://proverki.gov.ru/portal (если вашей проверки в нем нет, она незаконна).

Вот пришел к вам контролер, а вы – в Интернет. И знать будете – кто такой, зачем пришел, что проверит (и может ли вообще проверять). Короче, забота о правах и свободах.

Еще появился Реестр обязательных требований https://ot.gov.ru/ (по всем видам деятельности и бизнеса), который обещает быть полезным. Пока работает в тестовом режиме («допиливают» и наполняют).

И практическая «вишенка» на «контрольном торте». Каждому надзорному мероприятию будут присваивать QR-код. Его нанесут на все документы, связанные с проверкой.

«Прочитал» QR-код смартфончиком – и сразу попал на запись в «Едином реестре контрольных мероприятий» (реестре проверок). Ничего вводить и искать не нужно.

Кстати… Проверку теперь можно признать недействительной, если были допущены «грубые нарушения к организации и осуществлению» госнадзора. Такое «счастье» дает статья 91 ФЗ № 248.

Что за грубые нарушения? А вот они:
  • нет оснований для проведения проверки (ну нет у меня ОПО…);
  • проверка не согласована с органами прокуратуры (если согласование является обязательным, как при внеплановых проверках);
  • нарушены требования об уведомлении контролируемого лица (если уведомление является обязательным);
  • нарушена периодичность плановых проверок (3 года еще не прошли, а вы уже заявились…);
  • проверки нет в плане проведения контрольных (надзорных) мероприятий (или во ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»);
  • при проверке оценивали соблюдение НПА, которые не содержат обязательных требований;
  • к проверке привлекали посторонних лиц, участие которых не предусмотрено ФЗ № 248 о госнадзоре;
  • нарушены сроки проведения проверки (интересно, Ростехнадзор быстро «перестроится» на 10 рабочих дней?);
  • в ходе проверки совершались избыточные надзорные действия, не предусмотренные ФЗ № 248 о госнадзоре и ПП от 30.06.2021 № 1082 (например, досмотр вместо осмотра, испытание вместо инструментального обследования);
  • инспектор требовал документы, информацию, материалы, вещества, которые не относятся к предмету проверки (или изымал оригиналы таких документов).
А еще… С результатами проверки можно не согласиться. И обжаловать решения инспектора. Обязательно – в досудебном порядке.

Не согласен – обжалуй!

«Что вы тут понаписали… я такого не нарушал… а это что вообще?».

Не согласны с результатами проверки? В гневе от решений Ростехнадзора?

Теперь выход есть. Можно обжаловать действия контролеров. Причем до суда. В нашей родной промышленной безопасности действует «обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб».

Вы можете обжаловать:
  • акт проверки;
  • решение по результатам проверки (штраф, приостановление деятельности и т.д.);
  • предписание об устранении нарушений;
  • решение о проведении проверки;
  • действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора.
Главное, не опоздать!
  • Жалобу на решения Ростехнадзора (+ акт проверки), действия (бездействие) его работников нужно подать в течение 30 календарных дней с момента, когда ваши права были нарушены.
  • Жалобу на предписание нужно подать в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
За 20 рабочих дней ваши претензии рассмотрят (под микроскопом). Что-то сделают… Что-то ответят…
Например:
  • оставят жалобу «без удовлетворения»;
  • отменят решение полностью или частично;
  • отменят решение полностью и примут новое решение (главное, чтобы в вашу пользу);
  • признают действия (бездействие) инспекторов незаконными и вынесут «решение по существу» (что бы это не значило).
Почитайте главу 9 (статьи 39-43) ФЗ № 248 о госнадзоре. Там написано много интересного (жаль, на «канцелярском наречии»).

Кстати, пожаловаться можно через портал «Госуслуги». Там заработал сервис «Досудебное обжалование решений надзорных органов».



Жалобы принимают даже от физических лиц.

Вот так выглядит «жалоба» на Госуслугах.




«Промежуточные итоги» и решение госоргана «жалобщик» будет получать на e-mail.

Жалобу можно отозвать на любом участке «пути» вплоть до ответа контролеров. Вот только подать повторную жалобу с той же претензией уже не получится.

Хотите ругаться – ругайтесь один раз… Главное, держать себя в руках.

В жалобе нельзя:
  • материться;
  • оскорблять чиновников;
  • угрожать жизни, здоровью, имуществу самих чиновников и членов их семей.
Давайте будем культурными, цивилизованными людьми.

В конце концов, новое законодательство о госнадзоре, по словам зам. министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, должно «поменять культуру работы контрольных органов».

Да, не все заработает «с листа». Да, будет долгий переходный период. Но в России принято хвалить «хотя бы за намерение». Так что давайте похвалим законодателей. Они старались… для нашего с вами (бизнес) «комфорта» и (промышленной) безопасности.


 

Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru