Грузоподъемные краны – технические особенности и класс опасности
Одной из ключевых сфер применения грузоподъемных механизмов (ГПМ) является процедура строительства. Для возведения зданий и сооружений промышленного/гражданского назначения различной высотности и площади организуется строительная площадка, на которой стационарно устанавливаются ГПМ. В зависимости от площади будущего сооружения и необходимости складирования стройматериалов выбирается размер стройплощадки.
В состав строительной площадки входят:
- огражденная по периметру территория с въездными воротами;
- подъездные пути с твердым покрытием для доставки материалов автотранспортом (в ряде случаев – подъездные пути для железнодорожного транспорта);
- территория для складирования материалов и складские помещения;
- подкрановые пути (возможно, для нескольких кранов);
- грузоподъемный механизм (механизмы);
- возводимое здание (его часть).
Функция крана состоит в том, чтобы перемещать груз из одной точки площадки в другую.
Данное оборудование делает всю строительную площадку опасным производственным объектом 4 класса опасности (согласно п. 6 Приложения 2 ФЗ № 116 от 21.06.1997).
Классификация ГПМ (грузоподъемных кранов)
Грузоподъемные краны разделяются по следующим параметрам:1. Конструкция (особенности расположения функциональных элементов ГПМ, характер опоры, фиксирующей ГПМ) – краны мостовые, башенные, козловые, полукозловые и т.д.
2. Грузоподъемность (предельная масса груза, поднимаемого ГПМ) – может варьироваться от 0,5 до 900 тонн в зависимости от типа грузоподъемного крана.
3. Вылет стрелы (при наличии таковой – горизонтальное расстояние от вращающейся оси поворотной части ГПМ до вертикальной оси крюка).
4. Тип установки на опорные конструкции – различают:
- краны мостовые опорные (с опорой на надземный подкрановый путь);
- краны мостовые подвесные (крепится к нижним полкам подкранового пути);
- краны башенные (устанавливаются на площадке-фундаменте и перемещают груз посредством стрелы);
- краны портальные (с опорой на наземный подкрановый путь);
- краны полупортальные (с опорой на наземный подкрановый путь);
- краны козловые (с опорой на наземный подкрановый путь);
- краны полукозловые (одна опора примыкает к наземному подкрановому пути, другая – к опорной стойке) и т.д.
- краны автомобильные;
- краны-манипуляторы,
- краны рельсовые;
- краны шагающие;
- краны гусеничные;
- краны пневмоколесные и т.д.
- ГПМ с ручным приводом;
- ГПМ с механическим приводом;
- ГПМ с электрическим приводом;
- ГПМ с гидравлическим либо пневматическим приводом;
- ГПМ с комбинированным приводом.
Одним из ключевых функциональных показателей различных типов кранов является их грузоподъемность. При этом брутто-показатель грузоподъемности ГПМ складывается из веса:
- самого груза;
- съемных приспособлений захвата груза;
- несъемных приспособлений захвата груза;
- каната (лебедки).
Грузоподъемность зависит от типа (вида) крана и колеблется от 0,5 тонны у ГПМ «Пионер» до 900 тонн у козлового крана специального назначения.
Важно понимать, что регистрация ОПО, в данном случае площадки со стационарно установленным грузоподъемным краном, является обязательной процедурой. Нужно заполнить карту учета ОПО, Сведения об ОПО, подготовить заявление в Ростехнадзор. Кроме того, после регистрации площадки ГПМ как опасного производственного объекта сам кран нужно поставить на учет в Ростехнадзоре как техническое устройство.