Изменение порядка проведения расследования причин аварий, инцидентов на ОПО
С 1 января 2021 года утратил силу Приказ Ростехнадзора от 19 августа 2011 года N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Актуальным документом стал Приказ Ростехнадзора от 8 декабря 2020 года N 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения».Документ значительно сокращен, и несколько разделов полностью удалены:
Раздел III. Порядок расследования причин аварий и происшествий на объектах использования атомной энергии.
Удаленные пункты Раздела III: |
36. Порядок образования комиссий по расследованию аварий и происшествий, порядок передачи информации об авариях и происшествиях, порядок расследования причин аварий и происшествий, порядок учета и оформления отчетов по расследованию аварий и происшествий на объектах использования атомной энергии установлены (регламентируются) соответствующими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. 37. Порядок работы комиссии по техническому расследованию, определенный в главе II настоящего Порядка, применяется в том числе в отношении объектов использования атомной энергии, на которые распространяется действие Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии" (НП-043-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2011 года N 672 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2012 года, регистрационный N 23122; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 18). (Абзац в редакции, введенной в действие с 10 марта 2015 года приказом Ростехнадзора от 25 декабря 2014 года N 609. - См. предыдущую редакцию) Расследование причин аварий и инцидентов на таких объектах, связанных с грузоподъемными кранами, проводится в соответствии с настоящим Порядком комиссией эксплуатирующей организации с обязательным участием представителя межрегионального территориального управления Службы по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, в котором зарегистрировано указанное оборудование. |
Раздел V. Порядок организации и проведения расследования причин аварий в электроэнергетике.
Удаленные пункты Раздела V: |
46. Порядок расследования причин аварий в электроэнергетике (за исключением аварий на атомных станциях) регламентируется Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года N 846 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст.5243) (далее - Правила). 47. Расследование аварий, произошедших на технических устройствах, применяемых на опасных производственных объектах и регистрируемых в территориальных органах Ростехнадзора, не подлежащих расследованию согласно пункту 4 Правил, осуществляется в соответствии с разделом II настоящего Порядка. 48. Расследование причин аварий в электроэнергетике в случаях, установленных Правилами, проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. 49. Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения информации об аварии руководителем Службы или, по его поручению, руководителем территориального органа Службы. 50. В случае принятия решения о проведении расследования причин аварии для формирования комиссии по расследованию причин аварии (далее - комиссия) оперативно, но не позднее 3 часов с момента принятия решения, уведомляются федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные пунктом 11 Правил, посредством электронной, факсимильной и иных видов связи. 51. В состав комиссии с учетом поступивших предложений включаются должностные лица Службы, уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти и организаций, определенных Правилами, а также представители субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Правил). 52. Комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и иных членов комиссии. 53. Решение о проведении расследования и назначении комиссии, а также внесении изменений в ее состав оформляется приказом руководителя Службы или ее территориального органа, принявшего решение о расследовании причин аварии и создании комиссии. 54. Приказ о расследовании причин аварии и создании комиссии доводится Службой или ее территориальным органом до федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики (уполномоченного органа в сфере электроэнергетики), и членов комиссии в срок не позднее 48 часов с момента получения информации об аварии. 55. Оформление результатов расследования и систематизация информации об авариях в электроэнергетике осуществляются в соответствии с порядком, установленным разделами 3 и 4 Правил. |
Основное же значимое изменение приказа состоит в том, что на основании действующего документа больше не нужно направлять оперативное сообщение об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в Прокуратуру РФ.
Также изменился состав комиссии по расследованию причин аварий:
Было | Стало |
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение (далее - ГТС) | субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение; |
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, собственника ГТС (но не более 50% членов комиссии) | организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение и (или) собственника гидротехнического сооружения (но не более 30% членов комиссии) |
страховых компаний, с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или ГТС, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; | страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или гидротехническое сооружение, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (при отсутствии указанного договора в состав комиссии включаются представители профессионального объединения страховщиков) |
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах | федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
вышестоящего органа или организации (при наличии таковых); | вышестоящего органа или организации (при наличии) |
профсоюзных организаций; | профсоюзных организаций; |
других организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации | другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Внесено уточнение о количестве членов при расследовании аварии. Ранее было написано, что должно быть нечетное количество членов. Теперь написано, что их должно быть менее чем пять человек.
Изменилась редакция мероприятий, которые проводятся в ходе проведения расследования причин аварии комиссией:
Было | Стало |
1) производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в необходимых случаях - видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии; | 1) производит осмотр, фотографирование или видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии; |
2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки участвовавших военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и других аварийно-спасательных подразделений, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии; | 2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки участвовавших аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований (при наличии), оперативные журналы организации и аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований (при наличии) о ходе ликвидации аварии; |
3) опрашивает очевидцев аварии и должностных лиц, получает от них письменные объяснения; | 3) опрашивает очевидцев аварии и, получает от них устные и письменные объяснения; |
4) выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения; | 4) выясняет обстоятельства, связанные с аварией и предшествовавшие ей, устанавливает причины их возникновения; |
5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования; | 5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования; |
6) выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, безопасности ГТС; | 6) выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, послуживших причиной аварии; |
7) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям; | 7) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям; |
8) проверяет качество принятых проектных решений и внесенных в них изменений; | 8) проверяет соблюдение обязательных требований в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений при принятии проектных решений и внесенных в них изменений, а также наличие экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации; |
9) проверяет соответствие области применения оборудования; | 9) проверяет соответствие области применения оборудования, установленного изготовителем, условиям эксплуатации, а также наличие необходимых разрешительных и эксплуатационных документов; |
10) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала; | 10) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала; |
11) проверяет квалификацию промышленно-производственного персонала поднадзорного Службе объекта; | 11) проверяет квалификацию специалистов, участвующих в организации и осуществлении производственного контроля, а также работников, участвующих в производственных процессах на опасном производственном объекте; |
12) проверяет наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; | 12) проверяет наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте |
13) проверяет качество технической документации на эксплуатацию поднадзорного Службе объекта; | 13) проверяет соблюдение обязательных требований в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений технической документации на эксплуатацию объекта; |
14) устанавливает причины аварии и сценарий ее (его) развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования); | 14) устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений, технического эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования); |
15) определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности ГТС, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения; | 15) выявляет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения; |
16) предлагает меры по устранению причин аварии, а также по предупреждению возникновения подобных аварий; | 16) предлагает меры по устранению причин аварии, а также по предупреждению возникновения подобных аварий; |
17) определяет в установленном порядке ориентировочный (предварительный) размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей. | 17) определяет предварительный размер причиненного вреда. |
Помимо этого, в некоторых пунктах появились незначительные дополнения и уточнения:
В п. 8, 9 (старая редакция п. 10) изменено требование к составу комиссии, расследующей аварию: «назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии».
В п. 20 (старая редакция п. 21) изменились требования к срокам составления актов причин аварий. В старой редакции срок составлял 3 рабочих дня, в новой он увеличился до 7 рабочих дней лиц: «По результатам технического расследования причин аварии в течение 7 рабочих дней с даты подписания акта технического расследования причин аварии руководитель организации издает внутренний распорядительный акт, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, по обеспечению безаварийной и стабильной работы опасного производственного объекта…»
П. 25 старой редакции полностью удален: «Комиссией по техническому расследованию принимаются к рассмотрению подлинники документов, с которых, при необходимости, снимаются копии и/или делаются выписки, заверяемые должностным лицом организации, в которой произошла авария. Представляемые документы не должны содержать подчисток и ненадлежаще оформленных (не заверенных в установленном порядке) поправок и дополнений».
П. 61 старой версии полностью удален: «До выяснения обстоятельств утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и устранения ее причин по предписанию должностных лиц Службы может быть приостановлено действие соответствующей разрешительной документации (лицензии, разрешения), выданной данной организации».
Коротко о расследовании инцидентов…
В п. 29. Приказа № 503 написано так: Техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.
Соответственно, как и ранее, организация должна разрабатывать и утверждать Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа.
Резюмируя анализ изменений можно сделать один вывод, что в новую редакцию Приказа внесено очень много мелких изменений.
Задаваться вопросом существенны эти изменения или нет, не стоит. Нужно скорее думать о том, как выстроить работу на опасных объектах, чтобы аварий, инцидентов и утрат взрывчатых материалов не было или их количество было минимальным, и никто не страдал от них.