МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Изменения в ФЗ о госконтроле, которые повлияют на «жизнь» владельцев ОПО

26.02.2025

Наши законодатели любят дарить новогодние «подарки». Вероятно, и себе, но больше – своим «подопечным». Год 2025-й тоже не стал исключением. И буквально под самые праздники (чуть ли не экспрессом) был принят и опубликован пакет изменений в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Большинство корректировок уже вступили в силу с 28 декабря 2024 года. То есть мы с вами «давно» читаем ФЗ № 248 в обновленной редакции. И, разумеется, видим, что некоторые «новые» положения перекочевали туда… из постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Да, они прошли «обкатку», хорошо себя зарекомендовали и вполне заслужили того, чтобы из «временных мер» стать постоянными нормами.

Хотя, конечно, авторы поправок заложили в закон и много реальных «новинок». Например, создание «информационной системы производства по делам об административных правонарушениях» (для «старта» нужны изменения в КоАП РФ, которые потихоньку готовят). Или внедрение в широкую надзорную практику мобильного приложения «Инспектор» (которое существует с 2022 года, но применялось далеко не всеми контрольными ведомствами) для «дистанционного» проведения проверок, а также профилактических мероприятий.

Есть и другие значимые корректировки – на любой вкус, цвет и категорию контролируемых лиц. Однако в статье мы рассмотрим только нашу «епархию» – те изменения в ФЗ № 248, которые повлияли (или в скором времени повлияют) на промышленно-безопасную жизнь владельцев ОПО. Готовы, граждане? Тогда вперед. Отправляемся в путь «по волнам» обновленного контрольно-надзорного законодательства.
 

Часть I. Профилактика

Для нас в этой сфере изменений не так много. Хотя носят они вполне «определяющий» характер. Например, в предостережениях (которые столь часто получают владельцы ОПО, работающие без лицензии Ростехнадзора) теперь в принципе нельзя указывать (часть 2 ст. 49 ФЗ № 248):
  • «сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований».
То есть предостережение стало по умолчанию «бессрочным». Никаких больше «дат исполнения» или ограниченного лимита рабочих дней. Но это всё так, «косметика» (по крайней мере, наш госорган давно не прописывает подобные «цифры»). А вот серьезные перемены «обрушились» на старый добрый (статья 52 ФЗ № 248)…

Профилактический визит

…который стремительно ворвался в промышленно-безопасную практику с 1 марта 2025 года. Он, как и раньше, представляет собой всего лишь профилактическую беседу с инспектором либо «по месту осуществления деятельности контролируемого лица» (то есть с выездом), либо «путем использования видео-конференц-связи» (в том числе с помощью мобильного приложения «Инспектор»).

Но теперь по ходу разговора представитель госоргана вполне законно:
  • «осуществляет ознакомление с объектом контроля» (ходит, смотрит, слушает, изучает);
  • «проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований» (т.е. может и документы почитать, если очень сильно захочется).
Раньше, как вы помните, он только информировал, консультировал и собирал сведения, «необходимые для отнесения объектов контроля к категориям риска» (всё, кроме «консультирования», осталось на месте). Вот так, граждане… перед нами первая «новинка».

Вторая, более «новинистая», заключается в том, что (часть 4 ст. 52):
  • «по итогам проведения профилактического визита объекту контроля может быть присвоена публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований»…
…в соответствии с (доселе невиданными) частями 6 и 7 ст. 48 ФЗ № 248.

«Публичная оценка» проходит как «мера стимулирования добросовестности», которая в дополнение ко всему должна повысить информированность «граждан и организаций о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований».

Порядок ее присвоения («правила и критерии») должен быть расписан в положении о виде контроля. У нас пока такого нет, но вполне может появиться (например, для крупных, стратегически важных объектов I-II классов опасности). К тому же (часть 7 ст. 48 ФЗ № 248), «Правительство РФ вправе определить сферы деятельности и виды контроля, при осуществлении которых присвоение такой оценки обязательно».

Интересно, правда? Чем бы контролеры ни тешились, лишь бы с проверкой не приходили. Да и визитов… чем меньше, тем лучше. Они, кстати (вот главная перемена), официально разделились на:
  • «добровольные» (по инициативе контролируемого лица);
  • обязательные (по инициативе надзорного органа).
И здесь, товарищи, нужно копнуть поглубже. Рассмотреть каждый вид более подробно. Сначала обсудим…

«Добровольный» профилактический визит (статья 52.2 ФЗ № 248)

Его проводят по заявлению (=«просьбе») определенной группы контролируемых лиц, к которым относятся:
  • субъекты малого предпринимательства;
  • социально ориентированные НКО;
  • государственные или муниципальные учреждения.
Для представителей среднего и крупного бизнеса такая «опция» недоступна.

Заявление можно подать только через «Госуслуги» (с помощью единого или регионального портала).  Надзорный орган его рассмотрит, 10 рабочих дней подумает и… примет решение – идти или не идти. Вполне может не пойти, т.е. отказать в проведении профилактического визита. Это происходит в тех случаях, когда:
  • «подопечный» контролеров сам отозвал свое заявление или отказался от визита «не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения» (передумал, с кем не бывает);
  • ранее, в течение полугода, визит уже был запланирован (инспектор выезжал), но не состоялся по вине контролируемого лица (госорган обиделся, с кем не бывает);
  • в течение предыдущего года (365 дней) успешный визит уже проводился по «просьбе» указанного в заявлении контролируемого лица (хорошего понемножку);
  • «заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей» (прямой цитатой и без комментариев – неужели такое бывает?).
Если же госорган примет положительное решение, то дело двинется дальше – к согласованию даты визита, удобной для обеих сторон (этот процесс может занять еще 20 рабочих дней). Ну а после… выезд или «созвон» по видео-конференц-связи (мобильному приложению «Инспектор»). И, конечно, долгие беседы на тему соблюдения обязательных требований (продолжительность «добровольного» визита не ограничена). Еще инспектор может (по просьбе и с согласия контролируемого лица) проводить «отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание».

При этом все полученные от инспектора разъяснения носят сугубо рекомендательный характер. Никакие предписания выдавать нельзя. И даже если в ходе визита обнаружились нарушения обязательных требований, представляющие «явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» (или уже причинившие такой вред/ущерб), контролер не берется за «кнут». Не может сам тут же на месте инициировать проверку. Хотя должен «незамедлительно» сообщить о неприятных фактах своему начальству «для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий».

В общем, граждане… вполне «дружелюбная» профилактика, чтобы и себя проверить, и с госорганом спокойно пообщаться. Обсудить в «непринужденной» обстановке тяготы промышленно-безопасной жизни. Немного иначе выглядит…

Обязательный профилактический визит (статья 52.1 ФЗ № 248)

Он проводится «планово» (периодичность определяет Правительство РФ, ее расписывают в положении о виде контроля), по решению госоргана и в отношении всех категорий контролируемых лиц. Может быть привязан к «событию» (например, через столько-то месяцев после регистрации/перерегистрации ОПО). Или к поручению:
  • Президента РФ;
  • Председателя Правительства РФ или Заместителя Председателя Правительства РФ, как было с визитами на АГЗС  с февраля по ноябрь 2024 года.
иные случаи» со временем установит Правительство РФ)

От обязательного визита нельзя отказаться (часть 3 ст. 52.1 ФЗ № 248). Но можно «спрятаться» или уклониться. Хотя в данном случае «бонусом» прилетит внеплановая проверка – основание для нее появилось в части 1 статьи 57 (новый пункт 9) и в части 1 статьи 66 ФЗ № 248.

При этом сам визит… мало чем отличается от проверок. Ведь при необходимости инспектор может:
  • проводить осмотр;
  • истребовать документы;
  • организовывать инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
Да и продолжительность визита – те же самые 10 рабочих дней в «максимальной комплектации» (причем его можно продлить на неопределенный срок, «необходимый для проведения экспертизы, испытаний», чего нельзя сделать с проверкой).

А результаты? Такой же акт, как после контрольных (надзорных) мероприятий. И, разумеется, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в том случае, если они «не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита».

Штрафовать, конечно, нельзя. Все-таки перед нами профилактика, а не полноценная проверка. Но «страху нагнать» – силенок у этого мероприятия хватит. Благо, его результаты, а также действия (бездействие) должностных лиц и даже «решение об отказе в проведении профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц» можно обжаловать (как полагается… в досудебном порядке). Такая «опция» появилась в части 4 статьи 40 ФЗ № 248. Кстати, жалобы теперь будут рассматривать быстрее – в течение 15 рабочих дней со дня регистрации (раньше было 20 рабочих дней + еще 20, если госоргану нужно подумать).

В общем, граждане… с такой профилактикой никакие проверки не нужны (если говорить об ОПО III-IV классов опасности). Законодатели вырастили «достойную замену». Но не забыли и про «классические» надзорные мероприятия. Там тоже есть интересные перемены, о которых поговорим в следующей части нашего повествования.



Часть II. Проверки

Тут сразу в глаза бросается один «судьбоносный» факт – из ФЗ № 248 исчезло всякое упоминание о плановых поверках для объектов контроля значительного и среднего риска. К этой категории относятся наши любимые ОПО III класса опасности. Хоть их владельцы «давно» забыли о регулярных «визитах» Ростехнадзора, но… «Дамоклов меч» до сих пор существует. Ведь плановые надзорные мероприятия «один раз в три года» всё еще фигурируют:
  • в пункте 8 статьи 16 ФЗ № 116;
  • в пункте 11 Положения о федеральном госнадзоре в области промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082.
А упомянутые изменения в ФЗ № 248 могут исправить ситуацию «навсегда». Конечно, если спровоцируют поправки в закон о промышленной безопасности. Это что касается «хороших новостей». Теперь к событиям «погрустнее». В новой редакции закона о госконтроле появились дополнительные… 

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок

Изменилась часть 1 статьи 57 ФЗ № 248. В нее добавили два интересных для нас пункта – 8 и 9, согласно которым госорган может проводить контрольные (надзорные) мероприятия:

1) при наличии у него сведений о том, что контролируемое лицо работает:
2) при уклонении контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.

Что из этого следует? Грустный вывод, товарищи. Теперь для проверки организаций, эксплуатирующих ОПО без лицензии Ростехнадзора, госоргану не нужны никакие индикаторы риска (и даже… об этом чуть ниже). Достаточно сослаться на федеральный закон о госконтроле. Но есть и «хорошая» новость. Контролируемые лица получили право (новый пункт 7 в статье 36 ФЗ № 248):
  • «отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер…», если на проверочных бумагах отсутствует или нанесен некорректно двухмерный штриховой код, который ведет на страницу проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Поэтому… будем уповать на невнимательность госоргана и двинемся дальше. Посмотрим, как изменились…

Внеплановые документарные проверки (статья 72 ФЗ № 248)

Мы бы сказали – на 180 градусов, ибо теперь они проводятся «только по согласованию с органами прокуратуры» (часть 9 ст. 72). Правда, не все. Исключение составляют надзорные мероприятия, организованные в соответствии:
  • с пунктом 3 части 1 статьи 57 (поручения Президента и Правительства РФ);
  • с пунктом 4 части 1 статьи 57 (требование прокурора);
  • с пунктом 6 части 1 статьи 57 («наступление события, указанного в программе проверок»);
  • с пунктом 8 части 1 статьи 57 (та самая работа без лицензии).
И здесь, товарищи… «продолжение» грустного вывода. Документарные проверки организаций, у которых нет лицензии на эксплуатацию ОПО (их очень любит Нижне-Волжское управление Ростехнадзора), госорган может проводить в любое время, в любом количестве и без каких-либо ограничений. Хотя… их ведь и раньше не было, чего нельзя сказать про…

Внеплановые выездные проверки (статья 73 ФЗ № 248)

…которые тоже знатно «преобразились» (часть 5 ст. 73). Нет, массовое согласование с прокуратурой сохранилось (здесь никаких разворотов). Но… переменились исключения к общему «согласовательному» правилу. Поэтому теперь нужно согласовывать с органами прокуратуры:
  • выездную проверку по истечении срока исполнения ранее выданного предписания (пункт 5 части 1 ст. 57 ФЗ № 248 больше не фигурирует в «исключительном» списке).
И не нужно согласовывать (тут должен заиграть невеселый марш):
  • выездную проверку организаций, работающих без лицензии (пункт 8 части 1 ст. 57 ФЗ № 248 в «исключительный» список попал).
Такая вот история, граждане. Финальная часть грустного вывода. Теперь не только документарные, но и выездные надзорные мероприятия в отношении владельцев «нелицензированных» ОПО I, II и III классов опасности Ростехнадзор сможет проводить без ограничений (исключительно по своему желанию и решению). Во что это выльется – покажет время. Прогнозы тут делать бессмысленно. Поэтому предлагаем перейти к заключительному (не менее интересному) отрезку нашего повествования.


Часть III. Результаты проверок (обязательных профилактических визитов)

Данная тема заслуживает отдельного внимания. Нет, здесь не появились какие-то новые варианты наказания или другие «рычаги воздействия» со стороны госорганов. По сути, результаты остались прежними. Просто им выделили чуть больше «нормативного пространства». Например, свою собственную статью (90.1) в федеральном законе № 248 получило…

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований

Оно теперь выдается только в том случае, если найденные огрехи не были устранены «до окончания» проверки/профилактического визита (жаль, что у нас такое большая редкость, многие нарушения не устраняются даже за 100+ рабочих дней). К тому же… появилась «защита» от «необоснованных» предписаний, которые выписывать категорически нельзя согласно части 5 статьи 7 ФЗ № 248 (как будто раньше было можно).

Но самое главное – скорректировали содержание этого документа. Там по каждому нарушению теперь будут указывать не только описание, структурную единицу НПА, срок исполнения, но и (часть 2 ст. 90.1 ФЗ № 248):
  • перечень рекомендованных мероприятий по устранению (ответ на вопрос – «что нужно сделать»);
  • перечень рекомендуемых сведений, которые нужно представить госоргану, чтобы подтвердить устранение (ответ на вопрос – «что должно быть на выходе»).
В принципе, такая корректировка может добавить ясности и уменьшить количество «спорных ситуаций». Тут главное, чтобы госорганы писали свои рекомендации на «человеческом» языке. А то мы знаем, как они владеют «туманным» канцеляритом, еще больше запутывая своих «подопечных».

Контролеры, кстати, могут предписание вообще отменить – «в случаях, установленных» федеральным законом № 248 (часть 4 статьи 90.1). Например, когда заключено и в полном объеме исполнено…

Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (статья 90.2 ФЗ № 248)

Контролируемые лица будут (вернее, смогут) заключать его с надзорным органом, если в ходе проверки (обязательного профилактического визита) найдены «огрехи», достаточные для выдачи предписания.

«Будут», потому что зверь новый, еще не обросший практическими деталями. Их в скором времени определит Правительство РФ – утвердит порядок заключения и расторжения, изменения и продления, требования к содержанию и условиям документа, а также кругу лиц (в т.ч. госорганов), которые вправе его использовать.

«Смогут», потому что процесс заключения не будет автоматическим (и даже обязанностью контролеров). Это всего лишь право поднадзорного лица. И чтобы его реализовать, нужно подать (вероятно, госоргану) некое ходатайство. Причем удовлетворят его только в тех случаях, если устранение нарушений требует:
  • «значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений», например, расходов на строительство/реконструкцию либо техническое перевооружение, на закупку машин и оборудования и т.д.;
  • «выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям».
Ну, или когда есть риск массовых сокращений, «снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость». Прямо-таки наш случай, если читать новости на сайтах Ростехнадзора, видеть «имена провинившихся», количество и качество выявляемых нарушений.

Что касается самого «соглашения», то это весьма любопытный документ. В соответствии с ним поднадзорный субъект обязуется:
  • поэтапно выполнять мероприятия по устранению выявленных нарушений;
  • выделить для этого людские, материальные и финансовые ресурсы;
  • ликвидировать негативные последствия нарушений, если они появятся;
  • допускать госорган до «тела» объекта контроля, чтобы оценивать «прогресс» подопечного.
При этом «бумага» должна содержать:
  • перечень выявленных нарушений, которые нужно устранить;
  • «программу устранения», где отражаются конкретные шаги, мероприятия для поэтапной оценки исполнения, а также список документов (сведений), подтверждающих «ликвидацию» нарушений;
  • срок исполнения (возможно, «плановую дату» или отпущенный период времени, например, 6 месяцев, 1 год и т.д.).
Ее, кстати, будут согласовывать с органами прокуратуры, а также «учитывать» в Едином реестре контрольных мероприятий. То есть соглашения станут частью «надзорной семьи» и органично вольются в надзорную практику (когда обрастут практическими деталями). К тому же… дадут «нарушителям» некоторые преференции.

Например, если соглашение заключено (после этого, кстати, контролируемое лицо не вправе отказаться от его исполнения «в одностороннем порядке»), то госорган приостановит действие выданного предписания (правда, не отменит штраф, наложенный в связи с выявленными нарушениями). А если контролеры признают соглашение исполненным, то предписание вообще «ликвидируют» (в противном случае – возобновят). И не будет никакой повторной проверки со всеми вытекающими последствиями.

В общем, граждане… интересная «практика», которая очень пригодилась бы владельцам ОПО (при условии, что срок исполнения соглашения окажется «длиннее», чем у предписания). Появится ли она в промышленной безопасности? Хм, покажет время. Ждем постановлений Правительства, изменений в Положение о госнадзоре и выхода других (полезных) нормативных актов.

А чтобы не скучать… соблюдаем обязательные требования. Получаем лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО. Делаем нормативно-технические документы. И потихонечку готовимся к обязательному профилактическому визиту (который рано или поздно «настигнет» всех владельцев опасных производственных объектов). А если нужна помощь или экспертная поддержка – обращаемся в МТК Эксперт (как минимум, заглядывайте в раздел Статьи). Ведь наши опыт & знания всегда к вашим услугам.


 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru