Изменения в лицензировании эксплуатации ОПО I, II и III классов
В данной статье разобраны изменения по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Лицензия).Ранее получение и переоформление Лицензии осуществлялось на основе Постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее – ПП РФ № 492).
За последние семь лет с момента утверждения ПП РФ № 492 глобальных изменений в требованиях к соискателю Лицензии и Лицензиату не было. Точнее усложнения требований не было. Наоборот, скорее Ростехнадзор пытался упростить комплект документов, который необходимо было предоставить. Так, например, исключили необходимость прикладывать копию плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА) на опасных производственных объектах (ОПО). Взамен этого нужно было указывать реквизиты ПМЛА (дата утверждения, наименование аварийно-спасательного формирования).
В связи с «регуляторной гильотиной» ПП РФ № 492 с 1 января 2021 г. было отменено, и вместо него вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее – ПП РФ № 1661).
Попробуем разобраться в изменениях и сделать вывод: стало ли проще жить или нет?
Начнем со сравнительной таблицы для желающих получить Лицензию, т.е. для соискателей Лицензии:
Пункт 7 ПП РФ № 492 |
Пункт 7 ПП РФ № 1661 |
а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях) | а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях) |
б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации) | б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации) |
в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности | в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности |
г) копию положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; | г) копию положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" |
д) копию положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах | |
е) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах | д) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах |
ж) копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности | е) реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" |
з) копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий | ж) копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий |
и) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации) | з) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации) |
к) перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах | и) информацию о наличии автоматизированных систем контроля на объектах |
л) копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" | к) копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" |
м) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов | л) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов |
м) опись прилагаемых документов |
Пункты «а)», «б)», «в)», «г)», «е)» «д)» (в ПП РФ № 1661), «з)» «ж)» (в ПП РФ № 1661), «и)» «-з)» (в ПП РФ № 1661), «л)» «к)» (в ПП РФ № 1661), «м)» «л)» (в ПП РФ № 1661) не претерпели изменений.
Обращу внимание на значимые изменения:
1. Исключили необходимость прикладывать копию положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах.
Это изменение напрашивалось, т.к. его при подаче в Ростехнадзор в составе комплекта документов никто не читал.
Положение о производственном контроле инспектора всегда читают при осуществлении внеплановой выездной проверки в связи получением или переоформлением Лицензии.
Только не думайте, что если положение о производственном контроле убрали из перечня документов для получения Лицензии, то его не нужно вовсе разрабатывать и утверждать на предприятии.
Положению о производственном контроле приказано жить! Ему посвящена отдельная статья, ознакомьтесь с ней по ссылке.
Положение о производственном контроле теперь входит только в состав лицензионного контроля, т.е. как читали его инспектора при проверках, так и будут читать.
2. Изменились требования к аттестации по промышленной безопасности.
По моему мнению, наиболее существенное изменение, в связи с вступлением в силу ПП РФ № 1661, произошло в требовании о предоставлении сведений об аттестации по промышленной безопасности руководителей и работников организации.
В соответствии с пунктом «ж)» ПП РФ № 492 требование выглядело так: копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом «е)» ПП РФ 1661 требование выглядит так: реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Об изменениях:
Во-первых, теперь прикладываются не копии протоколов аттестации, а реквизиты протоколов аттестации. Правда не уточняется, какие именно реквизиты нужно указывать. Думаю, по старинке, большинство так и будут прикладывать копии протоколов аттестации. Ведь они все необходимые реквизиты содержат. Большего Ростехнадзор запросить не сможет, да и придраться тоже сложно, т.к. они сами эти протоколы выдают. Только, конечно, если соискатель Лицензии или Лицензиат не приложат недействующие протоколы аттестации.
Во-вторых, ранее достаточно было приложить протоколы аттестации на руководителя или заместителя руководителя организации, тоже самое, касалось и лицензионных требований. Теперь дополнительно нужно указывать реквизиты протоколов аттестации на работников организации, т.е. на инженеров, специалистов начальников и руководителей организации.
Кому-то может показаться, а что такого? И так всем известно, что все работники и руководители организации должны проходить аттестацию в соответствии со своими должностными обязанностями.
Я с этим полностью согласен. Тем более, что это требование ФЗ № 116 «О промышленной безопасности …».
Однако, по своему опыту знаю, что наши люди любят искать лазейки в законодательстве, и чем меньше требований можно или нужно выполнить, тем лучше. Зачем лишнее время и деньги тратить на то без чего и так можно жить?
Одна лазейка в требованиях об аттестации заключалась в том, что соискателю Лицензии, по сути, достаточно было аттестовать одного человека в организации. При этом задействовано в эксплуатации ОПО может быть несколько человек или десятки человек, а инспектору при лицензионном контроле нечего было предъявить соискателю Лицензии, ведь в ПП РФ № 492 написано, что достаточно аттестовать руководителя или заместителя руководителя. А мы россияне очень законопослушные… одного человека и аттестовали!
Вторая лазейка касалась фразы «руководителя (заместителя руководителя)». Очень актуальна эта фразы была для организаций, у которых руководителем (на основании Устава) является иностранный гражданин, не знающий русский язык. Соответственно все можно было «спихнуть» на заместителя (как правило, это гражданин, знающий русский язык), и его протокол аттестации использовать для целей лицензирования.
Также это актуально было для организаций, у которых руководитель просто не хочет сдавать аттестацию в Ростехнадзоре, то времени нет, то чин не позволяет, и другие причины.
Теперь лазеек не осталось… нужно прикладывать протоколы на всех работников и на руководителя организации тоже. Как-то скучно стало...! Правда?
Или все-таки есть лазейка? А может можно что-то придумать с фразой «руководителей организаций (обособленного подразделения организации)», точнее «обособленного подразделения организации». Есть мыслишки? Это будет для Вас домашним заданием.
3. Заменили перечень приборов и систем контроля.
Пункт «к)» в формулировке ПП РФ № 492: «перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах» заменили на: «информацию о наличии автоматизированных систем контроля на объектах» в формулировке ПП РФ № 1661.
Ранее прикладывался перечень имеющихся приборов и систем контроля, теперь нужно прикладывать описание (информацию) автоматики безопасности на ОПО. Автоматика безопасности на разных видах ОПО разная. У автоматики безопасности бывает название. Мы в документах, пока пишем название автоматики и наличие договора на обслуживание автоматики.
Пока ответа по поданным документам в Ростехнадзор не получили. Если будут замечания, дам новые комментарии к статье.
Об изменениях в пункте 7 ПП РФ 1661 на этом все.
По пунктам 8 и 10 ПП РФ 1661, которые определяют перечни документов на случай переоформления Лицензии по причине изменения адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, и изменения видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, коротко отмечу, что изменения касаются только исключения из состава документов Положения о производственном контроле. Всё остальное на месте.
Внимание к себе привлекают пункты 9 и 11 ПП РФ № 1661. Это абсолютные нововведения.
Начнем с пункта 9, его формулировка:
«Осуществление в рамках лицензируемого вида деятельности работ, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 7 приложения к настоящему Положению, на объектах, на которых ведутся буровые работы с использованием буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья, по адресу, не указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии».
Речь идет, например, о таком объекте как «Участок ведения буровых работ» из раздела 4 Приказа Ростехнадзора № 471 (Требования к регистрации объектов в государственном реестре). Участок ведения буровых работ идентифицируется по признаку использования и получения опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °C, и грузоподъемных механизмов. В состав объекта входят все буровые установки подразделений организации, осуществляющей ведение буровых работ.
Как я понимаю, предполагается, что организациям осуществляющим деятельность по использованию буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья достаточно будет получить Лицензию по какому-то одному адресу места осуществления деятельности и в дальнейшем при изменении адреса места осуществлении деятельности не потребуется переоформление Лицензии.
Это конечно огромный плюс для таких организаций. Ведь процедуре переоформления Лицензии очень хорошо подходит выражение из спорта: «Чемпионство легче завоевать, чем подтвердить».
О чем речь? Речь о том, что требования к соискателю Лицензии, указанные в пункте 4 ПП РФ № 1661 состоят из «м» (12 букв) подпунктов, а требования к Лицензиату, указанные в пункте 5 ПП РФ № 1661 состоят из «у» (19 букв) подпунктов.
Как правило, организации занимающиеся бурением заключают с заказчиками контракты с жесткими сроками выполнения работ и жесткими санкциями за невыполнение сроков, а, как известно, без Лицензии или без нужного адреса в Лицензии на объект никого не допускают, то несложно себе представить какие риски и потери несут такие организации.
Думаю, на эту тему в Ростехнадзор поступала масса обращений, и они учли их.
Остался только вопрос дальнейшего лицензионного контроля таких объектов. Видимо будут отслеживать их по государственному реестру ОПО. Регистрацию как ОПО Участков ведения буровых работ никто не отменял.
Теперь пункт 11, его формулировка:
«Соискатели лицензии, лицензиаты, намеренные осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в части работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, на которых в соответствии с технологической документацией, предусмотренной федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, осуществляется непрерывный производственный процесс основной производственной деятельности, обусловленный особенностями технологического процесса, вместо документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 и подпунктом "б" пункта 8 настоящего Положения, вправе представить в лицензирующий орган документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ».
Во вступивших в силу федеральных нормах и правилах мне не удалось найти расшифровку (определение) понятия «непрерывный производственный процесс» или «непрерывное производство».
В интернете удалось найти такое определение: Непрерывное производство - совокупность непрерывных технологических процессов, организованных в виде производственной линии, участка, цеха или предприятия в целом; диктуется характером технологии (металлургия, энергетика, химическая промышленность и др.).
По всей видимости, пункт 11 относится металлургической, нефтехимической, химической и смежных отраслей. Это отрасли, где останавливать производство нельзя.
Мне только непонятно, как и почему «документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ» могут заменить документы подтверждающие право собственности на здания, строения, сооружения и земельные участки по адресу места осуществления деятельности?
И что это вообще за «документы (в свободной форме), подтверждающие согласие владельца такого опасного производственного объекта на получение лицензиатом, соискателем лицензии права на осуществление работ»?
Видимо есть какой-то секрет. Видимо, чтобы никто не догадался…!
В общем, у меня по пункту 11 пока только одни вопросы, ни одного ответа.
Есть только одна мысль, и она связана с тем, что речь идет об объектах, которые сдаются владельцами в аренду другим эксплуатирующим организациям, и те по каким-то причинам не хотят показывать в Ростехнадзоре договора аренды, и им придумали такую бумажку в свободной форме.
Ну, точно секрет есть!
В завершении статьи напишу еще о лицензионном контроле.
Процесс получения или переоформления (только в случае изменения видов работ и адреса места осуществления деятельности) Лицензии всегда сопровождается внеплановой выездной проверкой. Выше я упоминал пункты 4 и 5 ПП РФ 1661. В этих пунктах указаны лицензионные требования к соискателю Лицензии и Лицензиату соответственно.
Выездная проверка представляет собой очень интересный и сложный процесс, т.к. она не ограничивается только проверкой бумажек. Инспектор может еще походить по объекту, а там может быть что-то не покрашено, не побелено и еще много чего интересного. Все эти мелочи, это причины отрицательного решения по результатам выездной проверки.
Получение или переоформление Лицензии это серьезная подготовка и железные нервы! Ну и куда без русской смекалки?!
Подготовке к прохождению выездной проверки нужно посвящать отдельную статью. Если будет время, постараюсь её написать. Там тоже есть изменения…
И все-таки… стало проще жить? Я думаю, в среднем также!
Спасибо за внимание! Всем успехов.
С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович
Остались вопросы?
Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru