МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Изменения в лицензировании опасных производственных объектов с 1.03.2025

9.12.2025

С 1 марта 2025 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 21.10.2024 № 1410, которое вносит изменения в Положение, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Ключевые изменения коснулись:

1. Сроков предоставления государственной услуги по предоставлению лицензии и внесению изменений в реестр лицензий.

2. Пакета документов, который нужно подавать в Ростехнадзор на документарную оценку.

3. Порядка прохождения выездной проверки.

Далее по тексту статьи на каждом изменении остановимся более подробно и обратим внимание на нюансы.

Скорректирован 7 пункт Положения, который содержит список сведений, необходимых для подачи заявления для получения лицензии. При подаче заявления соискателем, больше не потребуется прилагать копии документов, будет достаточно их реквизитов. Кроме того сокращается перечень сведений, подаваемых с заявлением:

Было Стало
7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:
 
а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях);
б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);
в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;
г) копию положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
 
д) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;
е) реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии в соответствии со статьей 14 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
 
ж) копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
з) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации);
 
и) информацию о наличии автоматизированных систем контроля на объектах;
к) копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
 
л) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;
 
м) опись прилагаемых документов.
 
7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, указанный в пункте 13 настоящего Положения, заявление о предоставлении лицензии, содержащее сведения, предусмотренные частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие сведения:

а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (в случае если оформление документов о вводе здания или сооружения в эксплуатацию законодательством Российской Федерации не предусмотрено);

в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технического устройства, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;

г) реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителя организации (обособленного подразделения организации) соискателя лицензии, в соответствии со статьей 14_1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

д) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций;

е) реквизиты страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее истечения сроков, указанных в пункте 13_1 настоящего Положения
 
 
Дам краткие комментарии по каждому пункту, которые остались в перечне прикладываемых документов, ой! Простите… реквизитов.

Итак – А:

«а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации)».

На текущий момент прикладываются именно документы, подтверждающие право владения, а не реквизиты. Примеры документов:

- документы, подтверждающие право собственности на здания/сооружения и земельные участки.

Комментарий: этими документами являются: свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕГРН.

- документы, подтверждающие право аренды на здания/сооружения и земельные участки.

Комментарий: дополнительные комментарии, надеюсь, не требуются.

- документы, подтверждающие передачу в оперативное управление.

Комментарий: это, как правило, договор или решение о передаче в оперативное управление с перечислением передаваемого имущества.

- иное законное основание.

Комментарий: их в нашем море законодательных актов полно, нужно вникать в детали и особенности взаимоотношений между собственником ОПО и так называемой «эксплуатирующей организацией».

Сейчас мы вместо «документов» получили в пользование «реквизиты документов». Обычно слово «реквизиты» в нормативных документах Ростехнадзора сопровождается дополнениями о том, какие конкретно реквизиты хочет видеть Ростехнадзор. Например, в п.п. «б)» п. 7 написано «реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов)…». Конкретно видно, что нужно написать в соответствующей справке или заявлении, а именно: орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов.

В редакции, вступающей в силу 1 марта 2025 г. указания на конкретику нет. Что делать? Куда бежать?

Вижу два варианта:

I. Что вижу, то и пишу.

Соответственно, пишем минимальные данные (реквизиты) о документах, подтверждающих право владения. Например: Выписка из ЕГРН от 25.05.2024; Договор аренды № 25/ПЗ от 14.09.2015; Договор управления имуществом № б/н от 20.12.2021.

II. Уточняем в местном Ростехнадзоре, какие реквизиты они хотят видеть.

Как показывает практика, отсутствие конкретики в нормативных документах приводит к тому, что все работают по старинке. То есть территориальные управления Ростехнадзора для галочки будут просить в заявлении писать любые реквизиты о документах (как в варианте №1), подтверждающих право владения, но и в добавок, всё-таки, прикладывать распечатанные и заверенные документы (куда же без этого… без заверения). И не дай Бог приложите неправильно заверенные, или с какими-то ошибками документы.

Если местный РТН разводит руками или говорит свою коронную фразу «мы по телефону не консультируем», то выбирайте вариант №1, подавайте заявление в РТН и ждите результат. Если вариант №1 сработал, то наши поздравления. Если не сработал, то РТН так или иначе обязан будет написать в отказе чего же они хотят увидеть в качестве реквизитов. Если по телефону откажутся давать комментарии по отказу, то смело записывайтесь к ним на консультацию, берите с собой все документы и на месте, т.е. в РТН решайте все вопросы.

Главное смелее!

Теперь – Б:

«б) реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (в случае если оформление документов о вводе здания или сооружения в эксплуатацию законодательством Российской Федерации не предусмотрено)».
Чтобы не бегали глаза по тексту статьи, ниже вставлен текст уходящей в прошлое редакции пункта «б)»:

«б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации)».

Здесь можно применить две цитаты «краткость – сестра таланта» и «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

В общем, ничего не изменилось. Ростехнадзор освежил редакцию пункта «б)».

Или не всё так просто?

Как специалист с большим опытом получения лицензий на эксплуатацию ОПО скажу так… ранее, точнее еще в пока действующей редакции Постановления, Ростехнадзор под реквизитами документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, предполагал либо Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо Акт законченного строительством объекта. Разрешение или Акт принимались Ростехнадзором, только выданные и подписанные на уровне местной администрации населенного пункта или района. Всё остальное не считалось за документ. Если нет Разрешения или Акта, Ростехнадзор требует экспертизу промышленной безопасности.

Сейчас мы имеем такую редакцию: «в случае если оформление документов о вводе здания или сооружения в эксплуатацию законодательством Российской Федерации не предусмотрено».

Если всё останется на уровне Разрешения или Акта, выданного на уровне местной администрации, то принципиального ничего не изменится. Если же юристы организаций, эксплуатирующих ОПО, начнут вдоль и поперек и под разными углами изучать наши законы и подзаконные акты, то обязательно нароют много интересного. Нароют до того, что Ростехнадзор устанет давать пояснения на те, или иные пункты законов.

В общем, поживем… увидим.

Начиная с 1 марта 2025 рекомендую действовать, так… как действовали до 1 марта 2025 г. Далее жизнь или Ростехнадзор внесут свои коррективы.

Теперь – В:

«в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технического устройства, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности».

Для сравнения редакция до 1 марта 2025 г.:

«в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности».

Поиграем в игру «Найди 10 отличий».

Я ни одного не нашел. Если найдете, пишите на почту expert@mtk-exp.ru, вместе разберем.

В общем, изменений нет. Поехали дальше.

Теперь – Г:

«г) реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителя организации (обособленного подразделения организации) соискателя лицензии, в соответствии со статьей 14_1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В редакции, действующей до 1 марта 2025 г. это пункт «е)»:

«е) реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии в соответствии со статьей 14 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Снова поиграем в игру «Найди 10 отличий».

И вы знаете, они есть.

1. Было «в том числе руководителей организаций», стало «в том числе руководителя организации».

А всё… больше нет отличий.

А вы, наверное, ждали, что наконец-то уберут требование о необходимости аттестации руководителя организации. Пока Ростехнадзор не готов к таким подаркам… продолжаем мечтать.

Теперь – Д:

д) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций;

В редакции, действующей до 1 марта 2025 г. это пункт «з)»:

«з) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации)».

Снова Ростехнадзор убрал конкретику! Раньше всё было чинно и красиво... надо было писать «наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации». А сейчас? Опять будем играть в шарады?

И напоследок – Е:

«е) реквизиты страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», сроки действия которых истекают не ранее истечения сроков, указанных в пункте 13_1 настоящего Положения».

Пункт «е)» постигла такая же судьба как пункт «а)», а именно: вместо копии документов теперь будем предоставлять реквизиты документов.

Какие реквизиты? Одному Ростехнадзору известно, а точнее каждому территориальному управлению, а у них там своё видение… в каждом Ростехнадзоре. Закупаемся шарадами и головоломками, чтобы мозг тренировать.

О…, придумал! Сам страховой полис и является реквизитом! Его и буду прикладывать! И вам советую!

Главное следите за тем, чтобы страховой полис не закончил своё действие раньше, чем наступит срок окончания предоставления государственной услуги по предоставлению лицензии или внесению изменений в реестр Лицензий.

А об изменениях в сроках предоставления госуслуги мы поговорим дальше.

А куда же остальные документы делись? А куда делся ПМЛА? А как же перечни приборов и систем контроля? А этот занудный резерв средств на случай аварии?

Что и опись не надо?

Никуда не делся. Эти документы и сведения просто ушли в тень на время документарной проверки, кроме описи. Опись действительно убрали.

Не нужно забывать, что получение лицензии или внесение изменений в реестр лицензий состоит из двух частей: документарной оценки и выездной оценки.

Уменьшение комплекта документов коснулось только документарной оценки. По выездной, в части комплекта документов, изменений нет.

Выездная оценка при получении лицензии осуществляется в соответствии с п. 4. ПП РФ № 1661, а там пунктов с «а» по «м». При внесений изменений проверка осуществляется в соответствии с п. 5 ПП РФ № 1661, а тут еще круче... с «а» по «ёпрст»… аж до «у», в общем много.

Документарную оценку, конечно, станет проще проходить, но на выездной как было весело, так и останется. Раньше…, точнее сейчас, на документарной проверке хоть как-то фильтровались документы в Ростехнадзоре, но с 1 марта 2025 г. документарная оценка превратится просто в подачу заявки на вызов инспектора для выездной оценки.

Но формат выездной оценки тоже меняется. Об этом будет написано далее.

Скорректированы 8 и 10 пункты Положения. В них указан список сведений, предоставляемый заявителем при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий. В этом случае также не потребуются копии документов, только их реквизиты. Список таких сведений сократился:

Было Стало
8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в реестре лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, а также представляются следующие документы и сведения:
 
а) перечень работ, планируемых к выполнению по новому адресу;
б) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности на объектах по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях), и (или) сведения о документах, предусмотренные подпунктом "в" настоящего пункта;
 
в) сведения о договорах, заключенных на срок менее одного года, подтверждающих наличие на законном основании земельных участков, зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности на объектах по новому адресу (дата заключения, наименования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - сторон договора, идентификационные номера налогоплательщиков, срок действия договора), и (или) сведения, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта;
 
г) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов по новому адресу (орган, выдавший документы, даты и номера регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах по новому адресу в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);
д) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах по новому адресу, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах по новому адресу, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;
е) копии документов, подтверждающих внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью в связи с осуществлением деятельности по новому адресу, - в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
 
ж) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах по новому адресу;
з) сведения о финансовых средствах и перечень материальных ресурсов, зарезервированных для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах по новому адресу;
и) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте по новому адресу, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 30 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов;
 
к) опись прилагаемых документов.
 
8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту его осуществления, адрес которого не указан в реестре лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий, представляемом в лицензирующий орган, указанный в пункте 13 настоящего Положения, указываются адрес нового места осуществления лицензируемого вида деятельности с перечнем работ, планируемых к выполнению на новом месте, а также сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 7 настоящего Положения.

В случае если по адресу нового места осуществления лицензируемого вида деятельности планируется эксплуатация объекта, в отношении которого абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий также указываются сведения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 7 настоящего Положения.
 
 
Ростехнадзор оптимизировал текст пункта 8. При внесении изменений в реестр лицензий нужно представить следующие реквизиты документов из п. 7 ПП РФ № 1661:

а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технического устройства, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;

д) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций;

Комментарий: только для объектов, подлежащих разработке декларации промышленной безопасности.

е) реквизиты страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», сроки действия которых истекают не ранее истечения сроков, указанных в пункте 13_1 настоящего Положения.

Также нужно указать перечень новых адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, и перечень видов работ, которые планируется выполнять.

Было Стало
10. При намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в реестре лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются наименования новых работ, а также представляются следующие документы и сведения:
 
а) перечень адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, где предполагается выполнять новые работы;
б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию конкретных объектов, на которых предполагается выполнять новые работы (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, даты и номера регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на таких объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности при выполнении новых работ (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);
в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах при выполнении новых работ, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения при выполнении новых работ, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;
г) копии документов, подтверждающих внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью в связи с выполнением новых работ, в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
д) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, учитывающих выполнение новых работ;
е) сведения о финансовых средствах и перечень материальных ресурсов, зарезервированных для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах с учетом выполнения новых видов работ;
ж) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте с учетом выполнения новых видов работ, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 30 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов;
з) опись прилагаемых документов.
 
10. При намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в реестре лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий, представляемом в лицензирующий орган, указанный в пункте 13 настоящего Положения, указываются наименования новых работ и адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, по которым планируется выполнение новых работ, а также сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 7 настоящего Положения.

В случае если выполнение не указанных в реестре лицензий работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, планируется на объекте, в отношении которого абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий также указываются сведения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 7 настоящего Положения.
 
 
Здесь тоже оптимизация. Перечень документов следующий, извините… реквизитов:

а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технического устройства, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;

д) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций;

Комментарий: только для объектов, подлежащих разработке декларации промышленной безопасности.

е) реквизиты страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», сроки действия которых истекают не ранее истечения сроков, указанных в пункте 13_1 настоящего Положения.

И не забываем указать перечень новых видов работ и адреса, на которых собираетесь выполнять эти новые виды работ.

Дополнен пункт 11_1  Положения, в котором указаны правила проведения проверки в отношении соискателя лицензии или лицензиата, подавшего заявление в лицензирующий орган:

«11_1. В отношении соискателя лицензии или лицензиата, представивших в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящего Положения, - заявление о внесении изменений в реестр лицензий, проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной оценки и выездной оценки с применением оценочного листа в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
 
По решению лицензирующего органа в отношении соискателя лицензии или лицензиата, эксплуатирующих (планирующих эксплуатировать) опасные производственные объекты III класса опасности, выездная оценка соответствия лицензионным требованиям может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, о чем в акте оценки делается соответствующая отметка, и подписание такого акта оценки соискателем лицензии, или лицензиатом, или их уполномоченным лицом не требуется. Материалы оценки соответствия лицензионным требованиям, проведенной с использованием средств дистанционного взаимодействия, прилагаются к акту оценки.

О проведении выездной оценки соответствия лицензионным требованиям соискатель лицензии, лицензиат уведомляются лицензирующим органом не менее чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на адрес электронной почты соискателя лицензии, лицензиата».

До этого должны были извещать за три дня. Сокращение срока связано с общим сокращением срока предоставления государственной услуги, но об этом дальше.

Претерпел изменения 13 пункт Положения, в котором указаны правила подачи заявления о предоставлении лицензии или заявления о внесении изменений в реестр лицензий. Новым документом предусмотрена подача заявления в территориальный орган Ростехнадзора по месту регистрации заявителя в ЕГРЮЛ/ЕГРИП:

Было Стало
13. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также формирование и ведение лицензионного дела, информационного ресурса, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 
По заявлениям, поданным на бумажном носителе, решение о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящего Положения, принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема заявления.
 
По заявлениям, поданным в виде электронного документа посредством личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", решение о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящего Положения, принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 23 рабочих дней со дня приема заявления.
 
13. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии, а лицензиатом - заявления о внесении изменений в реестр лицензий , их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также формирование и ведение лицензионного дела, информационного ресурса, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 
Заявления о предоставлении лицензий, заявления о внесении изменений в реестр лицензий представляются в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) (адресу места жительства индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата), указанному в едином государственном реестре юридических лиц (едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей).


Указанные заявления представляются в лицензирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".


В случае отсутствия у заявителя технической возможности представления указанных заявлений в виде электронного документа соискатель лицензии (лицензиат) подает указанные заявления на бумажном носителе в лицензирующий орган непосредственно или посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.


При наличии в указанных заявлениях сведений, составляющих государственную тайну, представление таких заявлений осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
 
 
В обновленной  версии Положения появился новый пункт 13_1, в котором указаны сроки принятия решений по тем или иным заявлениям. Срок принятия решений по заявлениям, поданным в виде электронного документа, сокращен до 13 рабочих дней (при некоторых условиях может быть продлен на 5 рабочих дней):  

«13_1. Решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящего Положения, принимаются в срок, не превышающий 13 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления.

Лицензирующий орган вправе (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта) продлить срок принятия указанных решений на 5 рабочих дней в случае, если соискатель лицензии (лицензиат) эксплуатирует (планирует эксплуатировать) опасные производственные объекты I и (или) II класса опасности или в заявлении о предоставлении лицензии (заявлении о внесении изменений в реестр лицензий) указаны 10 и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (адресов новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности).
 
В случае принятия в соответствии с абзацем вторым пункта 11_1 настоящего Положения решения о проведении выездной оценки соответствия лицензионным требованиям с использованием средств дистанционного взаимодействия срок принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) не может превышать 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления.

Решение о прекращении действия лицензии в случае представления лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней».
 
На текущий момент срок предоставления лицензии при подаче через госуслуги (ЕПГУ) составляет 18 рабочих дней. Если РТН реально сможет выдерживать срок в 13 рабочих дней, то можно подавать заявку в книгу рекордов Гиннесса, ну, или как минимум, в книгу рекордов России.

Причем необходимо отметить, что срок в 13 рабочих дней Ростехнадзор стал одинаковым как для подачи через госуслуги (ЕПГУ), так и в бумажном виде. Сокращение сроков предоставления государственных услуг началось в тот самый ковидный период.

Напомню, какие были сроки предоставления государственной услуги по лицензированию доковидный период. Предоставление лицензии занимало 45 рабочих дней, а внесение изменений 30 рабочих дней. Далее сократили срок предоставления с 45 до 30 рабочих дней при подаче документов на бумаге, и до 18 при подаче через госуслуги (ЕПГУ). И вот новый рекорд – 13 рабочих дней.

Правда, Ростехнадзор оставил себе люфт на случай непредвиденных обстоятельств в 5 рабочих дней для ОПО I и II классов опасности и в случае указания в заявлении о предоставлении лицензии (заявлении о внесении изменений в реестр лицензий) 10 и более адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (адресов новых мест осуществления лицензируемого вида деятельности). Лишним это точно не будет. Мне лично нравится, когда при ведении дел есть пространство для маневра.
 
Главная нагрузка при проведении выездной оценки ляжет на инспекторов, которые ездят на выездные оценки. Если раньше у них было 2-5 дней на проведение выездной оценки, то сейчас срок сократится до 1-2 дней. Придется работать быстро! С другой стороны, за 2-5 дней эксплуатирующая организация могла подчистить хвосты, если инспектор давал такую возможность. С 1 марта 2025 г. придется готовиться заранее, т.к. просто может не хватить времени на устранение выявленных в процессе проведения проверки замечаний.
 
Короче, и инспекторам и эксплуатирующим организациям нужно перестроить и оптимизировать свою работу. Производительность труда нужно существенно повышать. 45 рабочих дней было слишком много и долго, а 13 это прямо на грани. Как я писал ранее, если РТН будет выдерживать срок в 13 рабочих дней, то смело нужно подавать заявки во все книги рекордов, а инспекторам медали за мужество, стойкость и героизм.
 
Для оптимизации сроков выездных оценок, может, наконец-то инспекторы начнут проводить проверки, руководствуясь пунктом 11_1 ПП РФ № 2168, а именно с использованием средств аудио- или видеосвязи. Пока средства аудио- или видеосвязи неактивно используются. Посмотрим, что будет после 1 марта 2025 г.
 
Кроме прочего, скорректирован 9 пункт приложения к Положению, представленного перечнем  выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности:
 
Было Стало
9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 9. Ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки рассыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых.
 
Обновленное положение о лицензировании эксплуатации ОПО  вступает в силу 1 марта 2025 года.

Ну, что ж.. вот и закончилась наша очередная статья. Нас ждут интересные события с 1 марта 2025 г. Нужно готовиться к ускорению процессов. Без качественных знаний и достоверной информации ускорение невозможно. А для этого что нужно? Правильно! Нужно подписываться на сайт МТК Эксперт и наш канал в Телеграме.

Спасибо за внимание!

С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр
 
 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru