МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Изменения в правилах проведения ЭПБ с 1 сентября 2025 года

26.05.2025

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2025 г. N 29 внесены изменения в ФНП в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 г. N 420.

О проекте о внесении изменений мы ранее уже писали.  Переработка приказа № 420 началась в 2024 году, и ожидалось, что изменения вступят в силу с 1 сентября 2024 г., но не вступили. Далее ждали 1 марта 2025 г., но тоже мимо. Я уже было начал думать, что изменениям не бывать, но в момент затишья и успокоения, как гром среди ясного неба, Ростехнадзор всё-таки дожал изменения в приказ № 420. Давайте же внимательно их разберем.

Изменился пункт 16 Правил, утв. Приказом №420:

Было Стало
16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации. 16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами, и объектов экспертизы, указанных в абзацах втором, третьем, шестом, седьмом пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», разработчиком которых являлась такая организация. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.
 
Вот они… эти абзацы:
  • «документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта».
Речь о том, что некоторые экспертные организации одновременно могут являться и проектными организациями. Соответственно, для таких организаций сделали такое дополнение, чтобы не проводили экспертизу своих проектов.

Но давайте обратимся к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности согласно п. 3 статьи 13 ФЗ № 116:

«3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники».

Надеюсь, не по диагонали прочитали и заметили слово «независимости». Обратимся к толковому словарю Ожегова, где дано толкование слову «независимость»: политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет.

Вроде и ежу должно быть понятно, что не может организация, разработавшая проект, провести на него экспертизу, но нет… не всем понятно. С 1 сентября 2025 г. всем будет понятно, что такое принцип независимости.

Только страна у нас большая, не до всех долетит, и не все читают МТК Эксперт. Что уж говорить о чтении МТК Эксперт… не все следят за изменениями в законодательстве, думая, что это их это точно не коснется. Поэтому, дорогие представители эксплуатирующих ОПО организаций, внимательно следите за тем, чтобы разрабатывала проект одна организация, а экспертизу проводила другая.

Естественно, найдутся те, кто мне возразит, мол, ааааааалллллллёёё… в приказе 420 было написано, что ЭПБ нельзя проводить только на объекты, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании. Чего ты, мол, докопался, что мы раньше делали ЭПБ на свои проекты? Докопался потому, что по иерархии нормативных документов ФЗ № 116 находится выше приказа № 420 и, по сути, в этой правке не было необходимости, но, видимо, Ростехнадзор решил не заниматься игрой слов и на пальцах объяснять, что нельзя проводить экспертизу на свои проекты.

Дополнен пункт 17 Правил, утв. Приказом №420:

Было Стало
17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы.
В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы.
17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы.
В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы.
 
Ну, тут ничего особенного. Дополнили возможностью подписания экспертизы электронной подписью.

Скорректирован пункт 23 Правил:

Было Стало
23. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах. При оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах допускается использование информации автоматизированных систем мониторинга их технического состояния.
 
Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
 
Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
 
а) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет;
 
б) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
 
в) при обнаружении экспертами дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.
23. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах. При оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах допускается использование информации автоматизированных систем мониторинга их технического состояния, применяемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим опасный производственный объект.
 
Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
 
Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
 
1) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет;
 
2) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
 
3) при обнаружении экспертами дефектов, способных повлиять на прочность конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.
 
 
Видим два изменения:

1. «При оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах допускается использование информации автоматизированных систем мониторинга их технического состояния, применяемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим опасный производственный объект.»
2. «3) при обнаружении экспертами дефектов, способных повлиять на прочность конструкции, или дефектов неизвестного происхождения».


По первому изменению кажется, что ничего существенного нет, и данное изменение выглядит косметическим, но, возможно, за этим скрыто что-то большее. В таких ситуациях хотелось бы услышать пояснения от Ростехнадзора. Но у Ростехнадзора пока не принято объяснять и презентовать каждое обновление айф... , ой, простите, закона. А мы очень ждем.

Предположу, что речь идет о том, что раньше при проведении экспертизы использовались какие-то сторонние сервисы автоматизированных систем мониторинга их технического состояния, и на них ссылались эксперты. И, возможно, данные сервисы в каких-то моментах были необъективны. А может, это намек на то, что на многих объектах вообще нет автоматизированных систем мониторинга их технического состояния, и давайте-ка вы, ребята, установите и запустите. Ребята... ауууу. Есть такие? Намек принят?

По второму изменению Ростехнадзор не хочет иметь дело с сомнениями, скрытыми за словами «вызывающих сомнение», а хочет иметь дело со словами «способных повлиять». В общем, дамы и господа эксперты и специалисты неразрушающего контроля, перестаем сомневаться, а оттачиваем свои знания и умения, чтобы давать точные диагнозы.


Изменены пункты 24 и 25, посвященные экспертизе и техническому диагностированию технических устройств:

Было Стало
24. При проведении экспертизы технических устройств выполняются:
 
а) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);
 
б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств).
24. При проведении экспертизы технических устройств экспертом (экспертами) выполняются:
 
1) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);
 
2) осмотр технических устройств.
25.Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:
 
а) визуальный и измерительный контроль;
 
б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;
 
в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
 
г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
 
д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
 
е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
 
ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
 
з) исследование материалов технического устройства;
 
и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
 
к) оценку остаточного ресурса (срока службы).
25. Техническое диагностирование технических устройств должно включать следующие мероприятия:
 
1) визуальный и измерительный контроль;
 
2) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;
 
3) определение повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
 
4) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
 
5) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
 
6) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
 
7) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
 
8) исследование материалов технического устройства;
 
9) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
 
10) оценку остаточного ресурса (срока службы).
 
Главное бурление в экспертном сообществе было связано как раз с этим изменением: «2) осмотр технических устройств». В статье, в которой мы рассматривали проект изменений, я описывал схему проведения экспертизы промышленной безопасности.

Если коротко, то она следующая: специалист неразрушающего контроля выезжает на объект, собирает всю документацию, проводит техническое диагностирование (обследование), далее на основе собранных данных специалист НК и эксперт готовят заключение экспертизы промышленной безопасности. Суть в том, что, как правило, эксперт не выезжает на объект, а анализирует документы, делает расчеты и в конечном итоге подписывает заключение экспертизы. Основным полевым работником является специалист НК.

В действующей на текущий момент редакции приказа № 420 указана необходимость проверки фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений, но нет точного указания, кто же это делает. Поэтому сложилась вышеуказанная практика. Похоже, что ей будет положен конец после дополнения пунктом про осмотр технических устройств.

Но не станет ли проблемой отсутствие конкретизации слова «осмотр» в приказе № 420? Ведь мы живем в век цифровых технологий. Все пользуются телефонами, видео- и фотокамерами. Что мешает эксперту провести осмотр по видео или фото?

Что-то мне подсказывает, что такие случаи обязательно будут (я про фото и видео), поэтому неплохо было бы Ростехнадзору, не дожидаясь вступления в силу правок, выступить с разъяснением о способе осмотра. Соответственно, либо запретить эксперту делать осмотр по фото и видео, либо разрешить.

Внесены изменения в пункты 26 и 27 Приказа № 420, посвященные экспертизе и обследованию зданий и сооружений:

Было Стало
26. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются:
 
а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);
 
б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов;
 
в) акты расследования аварий;
 
г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);
 
д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений).
26. При проведении экспертизы зданий и сооружений экспертом (экспертами) выполняются:
 
1) анализ:
проектной и исполнительной документации на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешения на ввод в эксплуатацию здания (сооружения)
 
документов, удостоверяющих качество строительных конструкций и материалов;
 
актов расследования аварий;
 
заключений ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);
 
эксплуатационной документации, документации о текущих и капитальных ремонтах, документации об изменениях конструкций зданий (сооружений);
 
2) осмотр зданий и сооружений.
27. Обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:
 
а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
 
б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
 
в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
 
 
г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
 
 
д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
 
е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
 
ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
 
з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
 
и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
27. Обследование зданий и сооружений должно включать следующие мероприятия:
1) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных правовых актов и документов по стандартизации, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
 
2) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;


3) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
 
4) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
 
5) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
 
6) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
 
7) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
 
8) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений, учитывающий выявленные при обследовании отклонения, дефекты и повреждения, фактические (или прогнозируемые) нагрузки и свойства материалов этих конструкций;
 
9) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
 
По зданиям и сооружениям тоже самое, что и по техническим устройствам. С указанием осмотра всё понятно. Ключевой вопрос про фото и видео — можно или нет?

Конечно, неплохо было бы в принципе закончить или сильно уменьшить количество незаконченных мыслей в нормативных документах. Те изменения, которые мы видим в приказе № 420, а также в некоторых других нормативных документах, носят характер уточнения или конкретизации. Этих уточнений можно было бы избежать ещё при подготовке проектов нормативных документов. Как это сделать? Учитывать реалии на земле.

Что даст осмотр экспертом объекта экспертизы? В первую очередь, увеличение количества командировок (если фото и видео ни-ни), то есть затрат на проведение экспертизы. Если бы правки в приказ № 420 обязывали эксперта проводить техническое диагностирование/обследование, то тут понятно. В таком случае в небытие ушли бы специалисты НК, так как эксперт выполнял бы его, специалиста НК, тяжёлую работу. Но нет! Эксперт должен делать осмотр. Поверьте, это просто превратится в формальность по форме: приехал, увидел, победил.

Не говорю про всех, но такие обязательно будут.

В пункте 34, где изложена информация, которая должна содержаться в заключении ЭПБ, дополнен подпункт 6:

Было Стало
34. Заключение экспертизы должно содержать:

6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации, сведения об информации автоматизированных систем мониторинга технического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах экспертизы…
34. Заключение экспертизы должно содержать:

6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации, и (или) информацию об отсутствии (непредставлении) технической документации на технические устройства, проектной документации на здания или сооружения (с указанием причин, в том числе в случае утраты или порчи такой документации), сведения об информации автоматизированных систем мониторинга технического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах экспертизы…
 
Тут интересно, конечно. Что же имеется в виду под данной фразой: «информацию об отсутствии (непредставлении) технической документации»?

Какую документацию эксперт должен признавать отсутствующей? Утверждённый перечень есть?

Видимо, каждая экспертная организация составит какой-то свой перечень и будет им руководствоваться. Без конкретизации со стороны Ростехнадзора в этой правке не обойтись, т.е. будет «кто в лес, кто по дрова».

С паспортами, руководствами по эксплуатации всё понятно, а вот что делать с более специфичной документацией, типа чертежей, схем, графиков технического осмотра и т.д.? Видов и названий документов полно. Что будет, если эксперт не укажет на отсутствие какого-то документа? Его накажут? Лишат аттестации?

Дабы обезопасить себя, самым простым и рабочим вариантом будет следующее: проработать полностью ФНП, ФЗ № 116 и другие нормативные документы промышленной безопасности и составить исчерпывающий перечень документов, которые должны быть на различные виды технических устройств и зданий/сооружений, и в виде таблицы включать в экспертизу. Далее, как тест, заполнять таблицу, указывая наличие и отсутствие документов, при этом не забывая указывать пункт нормативного документа, в соответствии с которым данная «бумазявка» должна быть на объекте экспертизы.

Скорректирован пункт 40 Правил, утв. Приказом №420:

Было Стало
Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. Заключение экспертизы не позднее 90 календарных дней со дня его подписания руководителем организации, проводившей экспертизу, представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Товарищи, у кого экспертизы до сих пор не зарегистрированы и покрылись тройным слоем пыли! Я к вам обращаюсь. Поторопитесь! У вас осталось три месяца, чтобы внести ваши экспертизы в реестр.

С первого сентября 2025 г. экспертизы нужно будет регистрировать не позднее 90 дней со дня подписания руководителем экспертной организации, иначе отказ.

Приказ о внесении изменений в ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», вступает в силу с 1 сентября 2025 года и действует до 1 января 2027 года.

«Жить стало лучше, жить стало веселее», – как говорил великий оратор!

А я побежал составлять список всевозможных документов на всевозможные объекты экспертизы. Зря я, что ли, эксперт!

Всем добра и успехов.


С уважением, эксперт по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович  



Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru