МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Изменилось право владения ПС – нужна ли перерегистрация ОПО?

29.10.2024

Представьте ситуацию. Организация взяла во владение и пользование по договору лизинга (т.е. финансовой аренды в соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ) автомобильный кран. Зарегистрировала опасный производственный объект (скажем, «Участок транспортный») в государственном реестре Ростехнадзора. В качестве собственника, как положено, указала лизинговую компанию.

А через полтора года выкупила техническое устройство и превратилась из арендатора… в (нового) собственника подъемного сооружения.  Нужно ли в этом случае перерегистрировать ОПО с ПС? Ведь эксплуатант по факту остался прежним, и сведения о нем (равно как и о самом объекте) не изменились.

На первый взгляд… нет. Ведь формально поводы для перерегистрации («внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре») даны в пункте 23 «Административного регламента ФСЭТАН предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утв. приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Административный регламент № 140). Среди них фигурируют изменения:

  • сведений о заявителе (т.е. эксплуатирующей организации);
  • характеристик ОПО (без уточнения);
  • типового наименования (именного кода объекта);
  • адреса места нахождения ОПО…
…а также связанные с «исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации». Причем в списке отсутствуют «и т.д.», «и проч.» или другие «расширяющие» его дополнения (хотя он явно выглядит усеченным).

Более того… сам Ростехнадзор (по крайней мере, управление госстройнадзора) отвечает на вопросы и комментирует ситуацию в таком же ключе, еще и публикует эти ответы  на своем сайте. Обычно слово госоргана – «закон». Поэтому ситуация кажется вполне однозначной. Но…

Если задуматься и внимательно почитать (профильные) нормативно-правовые акты, то обнаружится, что:

1) согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116):
  • «руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов…»;
2) согласно пункту 27 (п.п. 4) «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утв. приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471:
  • «основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются изменения… сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта».
К тому же… есть форма заявления о предоставлении государственной услуги, утвержденная приложением № 1 к Административному регламенту № 140, где в разделе 1.8 мы указываем (при любых процедурах) «сведения о правах владения ОПО», в том числе техническими устройствами, которые дают признак опасности. В описанном выше случае, на момент регистрации ОПО с ПС этот раздел может выглядеть так:

1.8. Сведения о правах владения ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений с указанием вида права на ОПО, реквизитов документов подтверждающие право владения, кадастровые номера (при наличии) Аренда. Договор лизинга от 16.03.2023 г. № 12089/03/23
 
А после выкупа технического устройства (т.е. оформления, подписания и взаиморасчетов по обязательному договору купли-продажи, сам договор лизинга «переход» права собственности не создает) должен выглядеть так:

1.8. Сведения о правах владения ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений с указанием вида права на ОПО, реквизитов документов подтверждающие право владения, кадастровые номера (при наличии) Собственность. Договор купли-продажи от 09.09.2024 г. № 12-001/09/24
 
Еще есть форма Сведений, характеризующих опасный производственный объект, утвержденная приложением № 2 к Административному регламенту № 140. А там – раздел 1.7, в котором прописывают информацию о собственнике ОПО, если заявитель (= эксплуатант) владеет им «на ином законном основании» (у нас первоначально аренда, пусть и с правом или обязанностью выкупа). На момент регистрации объекта этот раздел может выглядеть так:

1.7. Собственник(и) ОПО (в случае, если заявитель владеет ОПО на ином законном основании)
1.7.1. Полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя и физического лица Общество с ограниченной ответственностью «Кран-лизинг», Общества с ограниченной ответственностью
1.7.2. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 7715184191
 
А после выкупа крана… вообще не должен заполняться (ведь эксплуатирующая организация становится собственником подъемного сооружения, которое дает признак опасности ОПО).

Кроме того – поводы для внесения изменений в реестр опасных производственных объектов даны не столько в п. 23 Административного регламента № 140, сколько в разделе 2.3 заявления о предоставлении госуслуги (там список причин и оснований гораздо подробней). В нашем случае подходит пункт 2.3.4, который выбирают при изменении:
  • «сведений о заявителе, собственнике ОПО и (или) сведений, указанных заявителем в заявлении о регистрации ОПО в Реестре».
Ведь есть новый собственник (т.е. информация о нем фактически изменилась). И «новое» право владения. По крайней мере, отличное от того, которое указывалось в первоначальных заявительных документах. Так что здесь перерегистрации не избежать. Иначе сведения в реестре ОПО будут попросту недостоверны (и директора эксплуатирующей организации рано или поздно оштрафуют как должностное лицо, а в предписании появится пункт о «неполноте и недостоверности»). Поэтому, если вы столкнулись с подобной ситуацией:

1) (сразу и смело) делайте заявление на внесение изменений:
  • «обновляйте» в нем раздел 1.8 (указывайте собственность вместо аренды и реквизиты соответствующего договора);
  • отмечайте галочкой пункт 2.3.4, а также вписывайте в него полное наименование и регистрационный номер ОПО;
  • заполняйте «профильный» раздел 3 «Изменение сведений о заявителе»:
№ п/п 3.1. Сведения о заявителе ОПО и (или) сведения о собственнике ОПО, указанные заявителем в заявлении до внесения изменений 3.2. Причина вносимых изменений 3.3. Сведения о заявителе ОПО и (или) сведения о собственнике ОПО, указанные заявителем в заявлении с учетом вносимых изменений
1 Аренда. Договор лизинга от 16.03.2023 г. № 12089/03/23 Изменение права владения ОПО/Изменение права владения техническим устройством, обладающим признаками опасности Собственность. Договор купли-продажи от 09.09.2024 г. № 12-001/09/24
 
2) актуализируйте Сведения, характеризующие ОПО (оставляйте раздел 1.7 не заполненным) и распечатывайте (подписывайте) документ в 2-х экземплярах;

3) готовьте бумаги, подтверждающие «наличие оснований для внесения изменений» – т.е. удостоверяющие ваше новое право владения ОПО с ПС:
  • договор купли-продажи (с актом приема-передачи);
  • справку о балансовой принадлежности ПС и т.д.;
4) подавайте сформированный пакет в ваше территориальное управление Ростехнадзора (и не забудьте про опись документов).

Разумеется, вы можете этого не делать (например, сославшись на ответ Ростехнадзора, ссылку на который мы поставили выше). Прошли те времена, когда «при возникновении изменений в информации, ранее внесенной в базу данных государственного реестра», эксплуатирующая организация была обязана вносить «эти изменения в базу данных государственного реестра опасных производственных объектов».

Такая практика существовала до 2017 года, пока действовал «Административный регламент ФСЭТАН по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 (было там интересное приложение № 8 с пунктом 14).

Сейчас прямых требований нет, но косвенные всё еще встречаются (в той же статье 2 ФЗ № 116). И за несвоевременную перерегистрацию ОПО (или за ее «полное отсутствие») госорган может «обвинить» эксплуатанта в нарушении правил промышленной безопасности. Например, в ходе внеплановой проверки и даже профилактического визита, который войдет в общенадзорную практику ФСЭТАН с 1 марта 2025 года .

Короче, граждане… до этого лучше не доводить. И оперативно вносить изменения в реестр опасных производственных объектов (каким бы малым не казался повод). Ростехнадзор внимателен к деталям и очень любит выдавать предписания.  А еще больше – наказывать своих подопечных за несоблюдение нормативных требований. Поэтому… соблюдайте. Вносите. Эксплуатируйте объекты в строгом соответствии с действующим законодательством. А если нужна помощь (скажем, с перерегистрацией ОПО) – обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru