МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Как безопасно эксплуатировать ОПО с подъемными сооружениями

7.08.24

Подъемные сооружения – не самый «пугающий», но очень популярный вид технических устройств, «составляющих» опасные производственные объекты. Как вы помните, при регистрации в Ростехнадзоре они получают IV (жаль, не спортивный) «разряд», по которому нет и не было плановых проверок (да и внеплановые визиты только по «праздникам»).

Так что понимание норм промышленной безопасности, их соблюдение и контроль возможных нарушений почти целиком ложатся на плечи эксплуатирующей организации. В связи с этим вопрос – как безопасно эксплуатировать ОПО с подъемными сооружениями – сложно назвать неактуальным. Хотя ответ на него… предельно прост:

  • соблюдать обязательные требования, основными источниками которых являются руководство (инструкция) по эксплуатации ПС и ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП по ПС);
  • не допускать (профилактировать) возникновение инцидентов, аварий и несчастных случаев на объекте.

Остальное… подскажет здравый смысл и желание как можно дольше сохранять работоспособность грузо(людо)подъемных механизмов.

В идеальном мире это так. Но на практике… часто встречаются отступления от правил и «канонов». Невнимание к промышленно-безопасным деталям. В конце концов, нежелание читать нормативные акты, которые велики по объему и слишком уж часто меняются. Да, быть добросовестным эксплуатантом нелегко (и, наверное, не всегда «престижно»). Зато объект «проживет» дольше. И даже в «преклонном возрасте» будет выглядеть и чувствовать себя вполне достойно. А еще экономия денег, благополучие работников, доверие контролеров…

Короче, товарищи… в этом есть смысл. Поэтому мы решили провести небольшой ликбез. Напомнить вам (и самим себе), что именно надо делать, чтобы безопасно эксплуатировать ОПО с подъемными сооружениями. Для начала…

Соблюдайте нормативные и технические требования

Все, которые сможете найти. Без фанатизма, но и без пренебрежения. Помните, что для безопасной эксплуатации ОПО с ПС нужно, как минимум:

0) Легализовать объект в Ростехнадзоре (но это «прописная истина», без которой вообще нельзя эксплуатировать ОПО IV класса опасности).

1) Обучить и аттестовать по промышленной безопасности административный, инженерно-технический персонал, который так или иначе причастен к «использованию» объекта.

2) Организовывать и осуществлять производственный контроль за безопасной эксплуатацией ПС в составе ОПО, в т.ч. разработать и в дальнейшем своевременно актуализировать:

  • положение о производственном контроле (ППК) со всеми его «компонентами» (план мероприятий по обеспечению ПБ, план работы по осуществлению ПК, планы контрольно-профилактических проверок, журнал производственного контроля, журнал внутренних проверок и т.д. – примеры есть у нас в разделе Образцы документов);
  • положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ) со всеми его «компонентами» (формы оперативных сообщений, журнал учета аварий, журнал учета инцидентов, форма квартального отчета и т.д.).
3) Назначить из числа аттестованных инженерно-технических работников (утвердите приказом их поименный список):
  • ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
  • ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

(Если хотя бы один из них не назначен, ПС нельзя допускать в работу)

4) Назначить приказом по организации:

  • крановщиков (операторов, машинистов), их помощников и стропальщиков (рабочих люльки);
  • слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и другой рабочий персонал, который необходим для эксплуатации и обслуживания ПС в составе ОПО.
5) Разработать (на основе паспорта и руководства по эксплуатации, с учетом особенностей технологического/производственного процесса), утвердить и выдать по роспись перед допуском к работе (с регулярным контролем выполнения):
  • должностные инструкции для ответственных ИТР;
  • производственные инструкции для эксплуатационного и обслуживающего персонала, где расписаны их обязанности, порядок безопасного производства работ (выполнения операций) и (всевозможная) ответственность.

6) Разработать, утвердить и донести до (умов и сердец) персонала инструкцию (инструкции), которая определяет действия (всех) работников в аварийных ситуациях (при возникновении аварий, инцидентов и других опасных происшествий).

7) Установить порядок, составить график обучения (повышения квалификации) и периодической проверки знаний (требований должностных и производственных инструкций, ФНП по ПС и т.д.) в комиссии организации всех сотрудников, которые связаны с эксплуатацией ОПО, в том числе:

  • контролировать и документально подтверждать их соблюдение (например, вести журнал учета);
  • проводить внеочередную проверку знаний для работников, которые допускают нарушения нормативных и технических требований промышленной (производственной) безопасности.
8) Установить и соблюдать порядок допуска к самостоятельной работе эксплуатационного и обслуживающего персонала, в том числе:
  • выдавать работникам удостоверения, где указан тип ПС, а также виды работ, к которым они допущены.

9) Соблюдать требования паспорта (нормативные характеристики, режимы работы) и руководства (инструкции) по эксплуатации подъемного сооружения, а также руководств по эксплуатации его компонентов (приборов безопасности, грузозахватных приспособлений и т.д.).

10) Соблюдать порядок пуска (допуска) ПС в работу, в т.ч. после установки (монтажа) на (новом) месте эксплуатации (п. 135-141 ФНП по ПС).

11) Поддерживать ПС в работоспособном состоянии, в том числе:

12) Регулярно проверять работоспособность систем и устройств безопасности – указателей, ограничителей, регистраторов и т.д. (сроки должны быть указаны в руководстве по эксплуатации ПС и/или в руководствах по эксплуатации приборов безопасности).

13) Считывать данные с регистратора параметров работы подъемного сооружения (если он заложен в комплектацию ПС) не реже 1 раза в шесть месяцев (своими силами либо с привлечением специализированной организации), в том числе:

  • обрабатывать (расшифровывать) эти данные с оформлением протокола.

14) Регулярно проверять и своевременно браковать элементы и комплектующие ПС (блоки, барабаны, крюки, цепи, канаты и т.д.).

15) Регулярно осматривать (обследовать), оценивать работоспособность и (при необходимости) браковать съемные грузозахватные приспособления и тару (СГП и Т), в том числе:

  • разработать и утвердить (производственную) инструкцию по осмотру и выбраковке СГП и Т для инженерно-технического и рабочего персонала;
  • проводить ежесменный осмотр совместными усилиями крановщика и стропальщика;
  • проводить плановый осмотр (обследование) силами работника, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС (или ИТР, специально назначенного для выполнения этого мероприятия);
  • вести журнал учета и осмотра (проверки состояния) СГП и Т;
  • оформлять и хранить (вместе с паспортами СГП и Т) акты и другие документальные результаты обследования, проведенного силами специализированной организации.
16) Регулярно осматривать, проверять состояние (см. п. 244-247 ФНП по ПС), делать техническое обслуживание и ремонт люлек/кабин для подъема и транспортировки людей, в т.ч. проводить:
  • ежесменный осмотр (силами работника, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, результаты заносятся в журнал осмотра люльки/кабины);
  • плановую проверку состояния не реже 1 раза в месяц (под руководством работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, результаты заносятся в журнал осмотра люльки/кабины);
  • внеплановую проверку состояния после расконсервации или простоя «сроком более 6 месяцев» (под руководством работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, результаты заносятся в паспорт люльки/кабины);
  • грузовые испытания не реже 1 раза в 6 месяцев (под руководством работника, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, результаты заносятся в паспорт люльки/кабины).
17) Регулярно проверять рельсовые пути, выполнять для них техническое обслуживание и (при необходимости) ремонт, в т.ч. проводить:
  • ежесменный осмотр силами крановщика (в объеме производственной инструкции);
  • плановую проверку не реже 1 раза в год (под руководством работника, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС);
  • внеочередную проверку наземных путей «после ливней или зимних оттепелей» (под руководством работника, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС);
  • периодическое комплексное (поэлементное) обследование силами специализированной организации не реже 1 раза в 3 года, а также «после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС».

(При анализе выявленных недостатков (отклонений) нужно учитывать требования (нормы браковки) из приложений №3 и №5 к ФНП по ПС)

18) Хранить и вести эксплуатационную документацию, делать записи в паспорте ПС (после технического освидетельствования, замены каната и т.д.), в паспортах СГП, кабины/люльки и других элементов подъемного сооружения.

19) Разработать и утвердить форму, установить порядок ведения эксплуатационных журналов, а потом вести, вести, вести…:

  • вахтенные/сменные журналы;
  • журналы учета проверки знаний, учета инструктажей, учета выдачи должностных и производственных инструкций;
  • журналы периодических осмотров, проверок состояния, регистрации работ и т.д.
20) Разрабатывать и утверждать проекты производства работ (ППР) на выполнение строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных операций, в том числе:
  • неукоснительно соблюдать их требования.
21) Разрабатывать и утверждать технологические карты (ТК) на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и складирование грузов на базах, складах, открытых площадках, в том числе:
  • неукоснительно соблюдать их требования.

22) Знакомить (под роспись, до начала производства работ) с ППР и ТК (всех) ответственных инженерно-технических работников, крановщиков (операторов, машинистов), стропальщиков и т.д.

23) Обеспечивать стропальщиков отличительными знаками, а также испытанными СГП, которые соответствуют массе и характеру перегружаемых грузов и т.д.

Кроме того… нельзя допускать ПС к выполнению работ:

  • с нефункциональными и/или не соответствующими технологическому (производственному) процессу СГП и Т;
  • с неработоспособными или отключенными приборами безопасности – ограничителями, указателями, регистраторами, защитами, блокировками, средствами автоматической остановки (тормозами) и т.д.;
  • на дефектных (неработоспособных) рельсовых путях;
  • с нарушением регламентированных расстояний между ПС и посадочными лестницами (площадками), строительными конструкциями, оборудованием;
  • с техническими неисправностями (дефектами), например, трещинами металлоконструкций; неработоспособным заземлением или оборудованием; недопустимым износом крюков, канатов, цепей; неполадками систем управления, противоугонных захватов и т.д.;
  • при отсутствии паспорта и/или руководства по эксплуатации ПС (но это уже «идиллическая картина», хоть и обязательное требование – однако мы советуем его не нарушать).
Получается большой список, правда? Однако, граждане, это пусть и объемный, но… «базовый набор», от которого не стоит отмахиваться. Чтобы его… «расширить» и усвоить, еще раз перечитайте руководство по эксплуатации вашего подъемного сооружения. Наконец-то «осильте» ФНП по ПС. Если надо, загляните в (многочисленные) ГОСТы. Поверьте – они дополнят картинку. Ну и разумеется…

Не допускайте аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО с ПС

Здесь, кстати, одно вытекает из другого. Если соблюдаете нормативные требования, то на 90 % профилактируете аварии с инцидентами. Увы, человеческий фактор (или внешние, не зависящие от вас причины) никто не отменял, поэтому 10 % остаются «открытыми».

Другой вопрос, каких именно событий нужно остерегаться? Что считать опасными происшествиями на подъемных сооружениях? Ведь с несчастными случаями картина ясная. Это везде и всегда «телесные повреждения» (увечья, травмы) либо другой вред здоровью работников. Ну, или третьих лиц, которые по случайности или умыслу оказались в месте, где работает ПС, и попали «под раздачу». При этом само грузо(людо)подъемное устройство может вообще (физически) не пострадать.

А вот инциденты с авариями у всех ОПО-шек разные. Вряд ли уместно сравнивать ПС и, скажем, сети газопотребления. И признаки не те, и состав объекта не сопоставимый. На ОПО с подъемными сооружениями к авариям относят:

  • разрушение (излом) металлоконструкций ПС (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська и т.д.), после которого необходим их ремонт или замена отдельных секций;
  • разрушения элементов ПС, которые возникли в результате падения этого технического устройства;
  • разрушение (обрыв) канатов во время выполнения работ и т.д.
В инциденты записывают то же самое, только с меньшим объемом негативных последствий, к примеру:
  • повреждения (изгиб, деформация) металлоконструкций ПС (их элементов), из-за которых нужно проведение ремонта;
  • потерю устойчивости ПС, вызванную проседанием грунта, поломками выносных опор, перегрузом и т.д.;
  • падение груза или компонентов ПС в ситуации, когда нет пострадавших или материального ущерба третьим лицам и т.д.
Согласитесь, такие малоприятные события хочется предотвращать. На худой конец – минимизировать их последствия. Для этого нужно, чтобы (все тот же «как минимум»):
1) Паспортные (грузовые, высотные, прочностные, ветровые, климатические, сейсмические и т.д.) характеристики ПС, его регламентные режимы работы соответствовали:
  • требованиям технологического (производственного) процесса;
  • нагрузкам в рабочем и нерабочем состояниях;
  • параметрам окружающей среды места (региона), где грузо(людо)подъемное устройство применяется или размещается и т.д.
2) На подъемном сооружении были установлены все приборы безопасности, «задуманные» производителем (указанные в паспорте ПС).
3) Административный и рабочий персонал ОПО четко знал, что ему делать при возникновении аварий или инцидентов (имел под рукой «аварийные» инструкции, был знаком с «аварийными» требованиями руководства по эксплуатации ПС и т.д.).
4) Грузо(людо)подъемные устройства с истекшим сроком службы не допускались в работу без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.
5) У зданий, сооружений, (подкрановых) конструкций, которые воспринимают нагрузку от ПС, не было дефектов – трещин, деформаций, разрушений и т.д. (а если и были, то в допустимых или обоснованных заключениями ЭПБ пределах).
6) Работа ПС останавливалась (прекращалась) даже при малейшей угрозе аварийной ситуации.
7) Соблюдались границы опасных зон в соответствии с приложением №2 к ФНП по ПС, а их периметр был огорожен с помощью специальных конструкций, сигнальных лент, «предупреждающих надписей, табличек, знаков безопасности и других визуальных предостережений».
8) Соблюдались правила подъема и транспортировки людей, в том числе:
  • не допускались подъем и транспортировка работников с помощью ПС, в паспорте которых нет разрешения на такие операции (кроме случаев и с соблюдением условий, указанных в п. 235 ФНП по ПС).

9) Соблюдались правила работы с применением (самоходных) подъемных сооружений в охранной зоне ЛЭП – наряд-допуск, чуткое руководство работника, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС и т.д.

А еще… в тех же противоаварийных целях не стоит (и местами запрещается):

  • перемещать грузы за пределами границ опасных зон;
  • перемещать груз, когда под ним находятся люди (лучше вообще исключить присутствие незанятых в производственном процессе работников и/или третьих лиц под транспортируемым грузом и в опасных зонах);
  • поднимать груз, масса которого неизвестна, который засыпан землей (или примерз к ней), заложен другими грузами, укреплен болтами, залит бетоном и т.д.;
  • перемещать груз, который находится в неустойчивом положении;
  • выравнивать транспортируемый груз руками (они у стропальщиков не лишние);
  • использовать тару для транспортировки людей (о соблюдении правил мы упоминали выше);
  • «перемещать шасси» (т.е. передвигаться на автомобильной части) подъемника (вышки), когда в люльке находятся люди;
  • включать механизмы ПС, когда на поворотной платформе (вне кабины) находится кто-то из работников и т.д.

И не забудьте установить порядок (систему) обмена сигналами между крановщиками/операторами и стропальщиками/рабочими люльки. Это позволит участникам (производственного) процесса разговаривать на «одном языке», устранит недопонимания и существенно снизит риск возникновения нештатных ситуаций (ведь именно их мы пытаемся избежать).

А вообще, граждане… выучите наизусть руководство по эксплуатации вашего ПС. Отсканируйте самые важные фрагменты и вывесите в «плакатном формате» в местах массового скопления персонала. Пусть видят, знают и помнят.

Сделайте «настольной книгой» ФНП по ПС. Отслеживайте изменения в промышленно-безопасном законодательстве. Проводите техническое освидетельствование и заказывайте экспертизу промышленной безопасности (можно у нас, мы всегда к вашим услугам).

Работайте с умом и заботьтесь о здоровье вашего объекта. Соблюдайте обязательные (и добровольные) нормативные требования. А если нужен добрый совет, качественная услуга или «просто поговорить с хорошим человеком» – обращайтесь. Проконсультируем и поможем.

 

Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru

 Смотрите также:

Техническое освидетельствование подъемных сооружений

Учет «на выход» и другие приключения подъемных сооружений

Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений (ЭПБ для ПС)