МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Как безопасно эксплуатировать ОПО подъемные сооружения

4.10.2023

Как известно, обеспечению безопасности на опасных производственных объектах уделяется достаточно много внимания со стороны государства и принимаются законодательные меры для ужесточения контроля за деятельностью ОПО. Предприятия, эксплуатирующие такие объекты обязаны осуществлять надлежащий надзор за их безопасной эксплуатацией. Основной нормативный документ для ОПО -  Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1].
 
К категории ОПО в том числе относятся объекты, на которых используются грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ).

При этом для данных опасных производственных объектов в соответствии с Приложением 2 (№ 22-ФЗ) устанавливаются следующие классы опасности:
  •  III класс опасности – для подвесных канатных дорог;
  •  IV класс опасности – для остальных грузоподъемных механизмов (подъемных сооружений, далее - ПС) [2].
 
О безопасной эксплуатации подъемных сооружений мы и поговорим в этой статье.
 
Специальный государственный технический надзор за эксплуатацией и изготовлением ПС устройств осуществляет Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
 
С целью усиления контроля за безопасностью эксплуатации поднадзорных подъемных сооружений, Ростехнадзором, на основании «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [3], осуществляются периодические обследования предприятий, где эксплуатируются зарегистрированные в органах надзора грузоподъемные машины.
 
Все ПС, попадающие под действие этих правил, разделяются на две группы.
 
Первая группа это:

1. Краны всех типов, за исключением всех типов с ручным приводом.
2. Подъемники клетевые.
3. Строительные шахтные подъемники, снабженные клетью (кабиной).
4. Одноковшевые экскаваторы, снабженные сменным крановым оборудованием.
5. Грузовые электрические тележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям совместно с кабиной управления.
6. Эскалаторы.
 
Ко второй группе относятся:

1. Краны всех типов с ручным приводом.
2. Стационарные поворотные краны с машинным приводом, у которых поднятый груз не перемещается вдоль фермы (балки).
3. Стреловые краны (с машинным приводом) с постоянным вылетом без грузовой тележки.
4. Электрические и ручные тали и лебедки, предназначенные для подъема грузов или людей.
5. Автопогрузчики и штабелеукладчики.
6. Телескопические вышки.
7. Строительные мачтовые и двухстоечные подъемники.
8. Шахтные строительные подъемники грузоподъемностью до 250 кг включительно, установленные в трубчатых строительных лесах.
9. Краны мостового типа и консольные краны, управляемые с земли или неподвижной площадки.
10. Деррик-краны грузоподъемностью менее 1 т.
11. Кабельные краны с неподвижными опорами.
12. Переносные стрелы с машинным приводом.
13. Лебедки для подъема рабочих (маляров, штукатуров и т. п.) на фасады зданий.
14. Все остальные подъемные механизмы, не отнесенные к первой группе.
 
Все устройства первой группы должны быть зарегистрированы, и после монтажа, перед пуском в эксплуатацию, должны подвергаться техническому освидетельствованию. На каждое зарегистрированное подъемное устройство на предприятии должен храниться паспорт. В этот паспорт заносятся записи о результатах технических освидетельствовании и о разрешении к эксплуатации подъемного устройства.
 
Кроме периодических освидетельствований и проверок подъемных устройств, требуется организовать систематический надзор и наблюдение за их техническим состоянием в процессе эксплуатации.
 
Администрация предприятия должна внутренним приказом по предприятию назначить из числа инженерно-технических работников ответственное лицо по надзору за подъемными устройствами.
 
Надзор за подъемными устройствами включает в себя освидетельствование и испытание, как самих устройств, так и вспомогательных приспособлений, а также организацию наблюдения за ними. О результатах осмотров делается краткая запись в особом журнале периодических осмотров.
 
Организация правильной эксплуатации подъемных сооружений  имеет важное значение в системе мероприятий по технике безопасности. Поэтому к управлению подъемными устройствами с машинным приводом, а также к работам по зацепке грузов допускаются только лица, прошедшие специальное обучение, выдержавшие испытание в соответствующей квалификационной комиссии и имеющие о том надлежащее удостоверение.
 

Причины аварий при эксплуатации подъемных сооружений

Практика показывает, что большинство владельцев ПС проводят экспертизу промышленной безопасности нерегулярно, а также не соблюдают технику безопасности при работе и эксплуатации в нарушение действующих законов и нормативно правовых актов Российской Федерации.
 
Это в свою очередь приводит к следующим видам аварий, которые можно разделить на 2 категории: технические и организационные [4].
 
К техническим причинам аварий (несчастных случаев) при эксплуатации ПС относятся:
  • Неисправность приборов безопасности ПС (нарушение пп. 23,158, 255 ФНиП по ПС).
  • Неисправность тормоза механизмов грузоподъемного крана по рельсовому пути (нарушение пп. 158, 255 ФНиП по ПС).
  • Установка тупиковых опоров с нарушением требований инструкции по эксплуатации (нарушение пп. 23 ФНиП по ПС).
  • Неудовлетворительное состояние рельсовых путей ПС (нарушение пп. 23, 202, 207 ФНиП по ПС).
  • Использование непригодных к использованию съемных грузозахватных приспособлений (нарушение пп. 23 «в», 222 ФНиП по ПС).
  • Эксплуатация грузоподъемного крана, имеющего усталостные трещины в несущих металлоконструкциях, болтовых соединениях (пп. 23, 158, 255 ФНиП по ПС).
  • Неподготовленная надлежащим образом площадка работы ПС (нарушение п. 3 ФНиП по ПС).
  • Запасовка канатов с нарушением требований паспорта и руководства по эксплуатации (нарушение п. 23 ФНиП по ПС)
 
К организационным причинам аварий (несчастных случаев) при эксплуатации ПС относятся:
  • Ненадлежащим образом организован / не осуществлялся производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (нарушение пп. 11, 12 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ №2168 (от 18.12.2020) [5].
  • Эксплуатация крана без проведения, своевременных осмотров, ремонтов и технических освидетельствований, и экспертиз (нарушение п. 23 ФНиП по ПС).
  • Отсутствуют ответственные специалисты по промышленной безопасности при эксплуатации ПС и обученный, аттестованный персонал (нарушение пп. 23, 25 ФНиП по ПС).
  • Отсутствие эксплуатационной документации на ПС (нарушение пп. 23, 255 ФНиП по ПС).
  • Не оформлен наряд/допуск на производство работ в охранной зоне ЛЭП (нарушение п. 115 ФНиП по ПС).
  • Пуск кранов в работу с нарушением установленного порядка (нарушение п. 141 ФНиП по ПС).
  • Ведение работ с нарушением ППР или при его отсутствии (нарушение п. 101 ФНиП по ПС).
  • Не установлен порядок обмена сигналами между стропальщиками и крановщиком (нарушение п. 252 ФНиП по ПС).
  • Производство работ с нарушением инструкции по монтажу (демонтажу) крана (нарушение п. 23 ФНиП по ПС).
  • Эксплуатация ПС без разработанных организацией должностных и производственных инструкций (нарушение п. 23, 150 ФНиП по ПС).
 
Более подробно опасность при работе ПС и возможные причины аварийности с несчастными случаями рассмотрим на примере стреловых самоходных кранов.
 
Стреловые самоходные краны (далее - кран) применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства.
 
Краны по сравнению с другими ПС, отличаются наибольшей маневренностью передвижения в пределах рабочей площадки, возможностью быстрого перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры [6].
 
Опасности при эксплуатации кранов, в основном, связаны:
- с поражением людей электрическим током при производстве работ вблизи линий электропередач;
- с непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;
- с возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;
- с высыпанием части груза;
- с опрокидыванием крана [7].
 
Производство работ кранами вблизи линий электропередачи связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее - 0,5-1,2 м. Несчастный случай может произойти также, если человек находится вблизи работающего крана и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линий электропередачи в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью крана [8].
 
Работы следует проводить краном не ближе 30 метров от линии электропередачи, при этом обеспечивается безопасность труда. Опасность поражения током снижается на кранах, оборудованных прибором типа ОНК, АС-АОГ, ОГМ и т.п. сигнализирующим о приближении машины к линии электропередачи [9].
 
В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также обустройство площадок для выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ исключает возникновение опасности опрокидывания крана [10].
 
Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных устройств. Для обеспечения безопасности следует проводить своевременное обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать действующие положения нормативно правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, правила строповки и эксплуатации крана, соблюдать технику безопасности [11].
 

Безопасность работы крана обеспечивается:

- расчётом и конструкцией крановых механизмов;
- расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;
- определением устойчивости кранов;
- расчётом металлоконструкции крана при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;
- определением опасной зоны при работе крана;
- подбором и расчётом устройств безопасности [12].
 
Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам, эксплуатирующим ПС, следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:
 
  • неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
  • умышленное отключение приборов и устройств безопасности;
  • перегрузки крана при подъеме грузов;
  • допуск крана к работе без проведения экспертизы промышленной безопасности или с истекшим сроком действия экспертизы промышленной безопасности;
  • эксплуатация крана с истекшим сроком службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном и не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
  • отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;
  • не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
  • человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
  • допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы согласно паспортным характеристикам крана [10].
 
Огромную роль в обеспечении безопасной и эффективной работы подъемных сооружений играет своевременное проведение технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности. Однако, значительной проблемой для многих предприятий, отнесенных к ОПО, является отсутствие доступной полноценной информации с четко прописанным алгоритмом действий. Мы проверили и убедились, что в поисковых системах Yandex и Google ответ не лежит на поверхности, и поиск нужного контента занимает достаточно много времени.
 
Кроме того, большая часть информационных ресурсов устарела и не учитывает новые реалии по ключевым нормативно-техническим документам в области промышленной безопасности (например, Приказ от 26 ноября 2020 г. N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» или Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ №2168 (от 18.12.2020).
 
Поэтому в следующих статьях мы попробуем заполнить эту брешь и дать развернутые ответы на вопросы, как осуществлять техническое освидетельствование ПС и экспертизу промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатирующих ПС.
 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru

Список литературы
 
1. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (последняя редакция).[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234 (дата обращения: 27.09.2023).
2. Загнитко В.Н., Драгин В.А., Тесленко И.И. Организация проведения экспертизы промышленной безопасности, технического обслуживания и ремонта опасного производственного объекта // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность – Краснодар: КСЭИ, 2014. - № 2. – С. 68-80.
3. Приказ от 26 ноября 2020 г. N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=386610 (дата обращения: 27.09.2023).
4. Основные причины возникновение аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений и опасных объектов (лифтов). Ростехнадзор, 2021.
5. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ №2168 (от 18.12.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=379394 (дата обращения: 27.09.2023).
6. Александров, М.П., Колобов Л.Н. и др. Грузоподъёмные машины. - М.: Высшая школа, 1973. - 471 с.
7. Монтаж, эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных машин: учеб. для учащихся техникумов / Э.И. Галай, В.В. Каверин, И.А. Колядко. - М.: Машиностроение, 1991. - 320 с.
8. Александров, М.П. Подъёмно-транспортные машины: учеб. для машиностроит. спец. вузов. - 6-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1985. - 520 с.
9. Охрана труда и БЖД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ohrana-bgd.narod.ru/temi.html (дата обращения: 27.09.2023).
10. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 533 от 12.11.2013 (с ред. от 12.04.2016) об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhnadzora-ot-12112013-n-533-ob (дата обращения: 27.09.2023).
11. Шишков, Н.А. Технический надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов. - М.: Недра, 1979. - 142 с.
12. Курдюмов В.И., Зотов Б.И. Проектирование и расчёт средств обеспечения безопасности: учеб. для вузов. - М.: КолосС, 2005. - 216 с.