Как безопасно эксплуатировать ОПО подъемные сооружения
4.10.2023Как известно, обеспечению безопасности на опасных производственных объектах уделяется достаточно много внимания со стороны государства и принимаются законодательные меры для ужесточения контроля за деятельностью ОПО. Предприятия, эксплуатирующие такие объекты обязаны осуществлять надлежащий надзор за их безопасной эксплуатацией. Основной нормативный документ для ОПО - Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1].
К категории ОПО в том числе относятся объекты, на которых используются грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ).
При этом для данных опасных производственных объектов в соответствии с Приложением 2 (№ 22-ФЗ) устанавливаются следующие классы опасности:
- III класс опасности – для подвесных канатных дорог;
- IV класс опасности – для остальных грузоподъемных механизмов (подъемных сооружений, далее - ПС) [2].
О безопасной эксплуатации подъемных сооружений мы и поговорим в этой статье.
Специальный государственный технический надзор за эксплуатацией и изготовлением ПС устройств осуществляет Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
С целью усиления контроля за безопасностью эксплуатации поднадзорных подъемных сооружений, Ростехнадзором, на основании «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [3], осуществляются периодические обследования предприятий, где эксплуатируются зарегистрированные в органах надзора грузоподъемные машины.
Все ПС, попадающие под действие этих правил, разделяются на две группы.
Первая группа это:
1. Краны всех типов, за исключением всех типов с ручным приводом.
2. Подъемники клетевые.
3. Строительные шахтные подъемники, снабженные клетью (кабиной).
4. Одноковшевые экскаваторы, снабженные сменным крановым оборудованием.
5. Грузовые электрические тележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям совместно с кабиной управления.
6. Эскалаторы.
Ко второй группе относятся:
1. Краны всех типов с ручным приводом.
2. Стационарные поворотные краны с машинным приводом, у которых поднятый груз не перемещается вдоль фермы (балки).
3. Стреловые краны (с машинным приводом) с постоянным вылетом без грузовой тележки.
4. Электрические и ручные тали и лебедки, предназначенные для подъема грузов или людей.
5. Автопогрузчики и штабелеукладчики.
6. Телескопические вышки.
7. Строительные мачтовые и двухстоечные подъемники.
8. Шахтные строительные подъемники грузоподъемностью до 250 кг включительно, установленные в трубчатых строительных лесах.
9. Краны мостового типа и консольные краны, управляемые с земли или неподвижной площадки.
10. Деррик-краны грузоподъемностью менее 1 т.
11. Кабельные краны с неподвижными опорами.
12. Переносные стрелы с машинным приводом.
13. Лебедки для подъема рабочих (маляров, штукатуров и т. п.) на фасады зданий.
14. Все остальные подъемные механизмы, не отнесенные к первой группе.
Все устройства первой группы должны быть зарегистрированы, и после монтажа, перед пуском в эксплуатацию, должны подвергаться техническому освидетельствованию. На каждое зарегистрированное подъемное устройство на предприятии должен храниться паспорт. В этот паспорт заносятся записи о результатах технических освидетельствовании и о разрешении к эксплуатации подъемного устройства.
Кроме периодических освидетельствований и проверок подъемных устройств, требуется организовать систематический надзор и наблюдение за их техническим состоянием в процессе эксплуатации.
Администрация предприятия должна внутренним приказом по предприятию назначить из числа инженерно-технических работников ответственное лицо по надзору за подъемными устройствами.
Надзор за подъемными устройствами включает в себя освидетельствование и испытание, как самих устройств, так и вспомогательных приспособлений, а также организацию наблюдения за ними. О результатах осмотров делается краткая запись в особом журнале периодических осмотров.
Организация правильной эксплуатации подъемных сооружений имеет важное значение в системе мероприятий по технике безопасности. Поэтому к управлению подъемными устройствами с машинным приводом, а также к работам по зацепке грузов допускаются только лица, прошедшие специальное обучение, выдержавшие испытание в соответствующей квалификационной комиссии и имеющие о том надлежащее удостоверение.
Причины аварий при эксплуатации подъемных сооружений
Практика показывает, что большинство владельцев ПС проводят экспертизу промышленной безопасности нерегулярно, а также не соблюдают технику безопасности при работе и эксплуатации в нарушение действующих законов и нормативно правовых актов Российской Федерации.Это в свою очередь приводит к следующим видам аварий, которые можно разделить на 2 категории: технические и организационные [4].
К техническим причинам аварий (несчастных случаев) при эксплуатации ПС относятся:
- Неисправность приборов безопасности ПС (нарушение пп. 23,158, 255 ФНиП по ПС).
- Неисправность тормоза механизмов грузоподъемного крана по рельсовому пути (нарушение пп. 158, 255 ФНиП по ПС).
- Установка тупиковых опоров с нарушением требований инструкции по эксплуатации (нарушение пп. 23 ФНиП по ПС).
- Неудовлетворительное состояние рельсовых путей ПС (нарушение пп. 23, 202, 207 ФНиП по ПС).
- Использование непригодных к использованию съемных грузозахватных приспособлений (нарушение пп. 23 «в», 222 ФНиП по ПС).
- Эксплуатация грузоподъемного крана, имеющего усталостные трещины в несущих металлоконструкциях, болтовых соединениях (пп. 23, 158, 255 ФНиП по ПС).
- Неподготовленная надлежащим образом площадка работы ПС (нарушение п. 3 ФНиП по ПС).
- Запасовка канатов с нарушением требований паспорта и руководства по эксплуатации (нарушение п. 23 ФНиП по ПС)
К организационным причинам аварий (несчастных случаев) при эксплуатации ПС относятся:
- Ненадлежащим образом организован / не осуществлялся производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (нарушение пп. 11, 12 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ №2168 (от 18.12.2020) [5].
- Эксплуатация крана без проведения, своевременных осмотров, ремонтов и технических освидетельствований, и экспертиз (нарушение п. 23 ФНиП по ПС).
- Отсутствуют ответственные специалисты по промышленной безопасности при эксплуатации ПС и обученный, аттестованный персонал (нарушение пп. 23, 25 ФНиП по ПС).
- Отсутствие эксплуатационной документации на ПС (нарушение пп. 23, 255 ФНиП по ПС).
- Не оформлен наряд/допуск на производство работ в охранной зоне ЛЭП (нарушение п. 115 ФНиП по ПС).
- Пуск кранов в работу с нарушением установленного порядка (нарушение п. 141 ФНиП по ПС).
- Ведение работ с нарушением ППР или при его отсутствии (нарушение п. 101 ФНиП по ПС).
- Не установлен порядок обмена сигналами между стропальщиками и крановщиком (нарушение п. 252 ФНиП по ПС).
- Производство работ с нарушением инструкции по монтажу (демонтажу) крана (нарушение п. 23 ФНиП по ПС).
- Эксплуатация ПС без разработанных организацией должностных и производственных инструкций (нарушение п. 23, 150 ФНиП по ПС).
Более подробно опасность при работе ПС и возможные причины аварийности с несчастными случаями рассмотрим на примере стреловых самоходных кранов.
Стреловые самоходные краны (далее - кран) применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства.
Краны по сравнению с другими ПС, отличаются наибольшей маневренностью передвижения в пределах рабочей площадки, возможностью быстрого перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры [6].
Опасности при эксплуатации кранов, в основном, связаны:
- с поражением людей электрическим током при производстве работ вблизи линий электропередач;
- с непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;
- с возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;
- с высыпанием части груза;
- с опрокидыванием крана [7].
Производство работ кранами вблизи линий электропередачи связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее - 0,5-1,2 м. Несчастный случай может произойти также, если человек находится вблизи работающего крана и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линий электропередачи в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью крана [8].
Работы следует проводить краном не ближе 30 метров от линии электропередачи, при этом обеспечивается безопасность труда. Опасность поражения током снижается на кранах, оборудованных прибором типа ОНК, АС-АОГ, ОГМ и т.п. сигнализирующим о приближении машины к линии электропередачи [9].
В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также обустройство площадок для выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ исключает возникновение опасности опрокидывания крана [10].
Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных устройств. Для обеспечения безопасности следует проводить своевременное обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать действующие положения нормативно правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, правила строповки и эксплуатации крана, соблюдать технику безопасности [11].
Безопасность работы крана обеспечивается:
- расчётом и конструкцией крановых механизмов;- расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;
- определением устойчивости кранов;
- расчётом металлоконструкции крана при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;
- определением опасной зоны при работе крана;
- подбором и расчётом устройств безопасности [12].
Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам, эксплуатирующим ПС, следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:
- неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
- умышленное отключение приборов и устройств безопасности;
- перегрузки крана при подъеме грузов;
- допуск крана к работе без проведения экспертизы промышленной безопасности или с истекшим сроком действия экспертизы промышленной безопасности;
- эксплуатация крана с истекшим сроком службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном и не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
- отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;
- не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
- человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
- допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы согласно паспортным характеристикам крана [10].
Огромную роль в обеспечении безопасной и эффективной работы подъемных сооружений играет своевременное проведение технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности. Однако, значительной проблемой для многих предприятий, отнесенных к ОПО, является отсутствие доступной полноценной информации с четко прописанным алгоритмом действий. Мы проверили и убедились, что в поисковых системах Yandex и Google ответ не лежит на поверхности, и поиск нужного контента занимает достаточно много времени.
Кроме того, большая часть информационных ресурсов устарела и не учитывает новые реалии по ключевым нормативно-техническим документам в области промышленной безопасности (например, Приказ от 26 ноября 2020 г. N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» или Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ №2168 (от 18.12.2020).
Поэтому в следующих статьях мы попробуем заполнить эту брешь и дать развернутые ответы на вопросы, как осуществлять техническое освидетельствование ПС и экспертизу промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатирующих ПС.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (последняя редакция).[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234 (дата обращения: 27.09.2023).
2. Загнитко В.Н., Драгин В.А., Тесленко И.И. Организация проведения экспертизы промышленной безопасности, технического обслуживания и ремонта опасного производственного объекта // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность – Краснодар: КСЭИ, 2014. - № 2. – С. 68-80.
3. Приказ от 26 ноября 2020 г. N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=386610 (дата обращения: 27.09.2023).
4. Основные причины возникновение аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений и опасных объектов (лифтов). Ростехнадзор, 2021.
5. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ №2168 (от 18.12.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=379394 (дата обращения: 27.09.2023).
6. Александров, М.П., Колобов Л.Н. и др. Грузоподъёмные машины. - М.: Высшая школа, 1973. - 471 с.
7. Монтаж, эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных машин: учеб. для учащихся техникумов / Э.И. Галай, В.В. Каверин, И.А. Колядко. - М.: Машиностроение, 1991. - 320 с.
8. Александров, М.П. Подъёмно-транспортные машины: учеб. для машиностроит. спец. вузов. - 6-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1985. - 520 с.
9. Охрана труда и БЖД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ohrana-bgd.narod.ru/temi.html (дата обращения: 27.09.2023).
10. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 533 от 12.11.2013 (с ред. от 12.04.2016) об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhnadzora-ot-12112013-n-533-ob (дата обращения: 27.09.2023).
11. Шишков, Н.А. Технический надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов. - М.: Недра, 1979. - 142 с.
12. Курдюмов В.И., Зотов Б.И. Проектирование и расчёт средств обеспечения безопасности: учеб. для вузов. - М.: КолосС, 2005. - 216 с.