МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Как мотивировать сотрудника на качественную работу

О чем мечтают руководители? Об уютных кабинетах? О больших зарплатах? Нет, граждане. О том, чтобы их подчиненные работали качественно. Выполняли задания в срок. Давали результаты, которые не нужно переделывать. С полуслова понимали суть задачи. Осознавали свою ответственность перед коллективом. Сами принимали верные решения (без всяких «не знаю», «не могу», «это другое…»).

Жаль, мечты сбываются только у «Газпрома». И «качественный подход» практикуют реже, чем хотелось бы. Конечно, сам работник должен стремиться к «вершинам мастерства». Повышать квалификацию. Прокачивать навыки. Но… качество – палка о двух концах. Без твердой (а лучше умной) «руководящей руки» не каждый способен на «великие свершения».

Обычный сотрудник «ленив». Избегает сложных поручений. Полагается на мудрость коллег. Ищет «готовые ответы». И нередко… ждет «волшебного пинка» от руководства. Здесь, кстати, у начальников открываются интересные перспективы. Они, разумеется, могут активировать режим «деспота» и пинать, пинать, пинать. А могут… подтолкнуть своих «младших коллег» на «качественный путь». Слегка мотивировать их на качественную работу.

Согласитесь, второй «метод» выглядит более конструктивным. Вопрос лишь в том, как это сделать? Ведь все люди разные. И мотиватор для одного может демотивировать другого. Так-то оно так, но всегда найдутся «универсальные подходы». Инструменты, адекватные для большинства. У каждого руководителя свой практический набор. И то, что мы расписали ниже – всего лишь «версия». Полезные советы, которые могут склонить ваших сотрудников к переходу на «качественный режим работы».

Готовы? Тогда в путь.

Регулярно давайте «право на ошибку»

Банально? Да. Зато работает без перебоев. Ведь качественный путь тернист, полон «неожиданностей» и экспериментов. Далеко не у всех что-то получается с первого раза. Ошибки, промахи, неверные шаги – неизбежное «зло», как бы мы не старались.

И тут сотруднику важно понимать – руководство ему доверяет. Видит его старания. Разрешает «оступиться». Готово поддержать в минуту «слабости» и сомнения. Именно эта поддержка придаст уверенности и решимости. Сформирует желание сделать работу наилучшим образом.

Страх допустить ошибку, напротив, приведет к шаблонным («безопасным») действиям. Работник откажется от «экспериментов». Начнет юлить. Прилагать минимальные усилия, чтобы худо-бедно выполнить задание. А если за каждую оплошность его будут разносить в пух и прах… качеством даже не запахнет. Кстати, о разносах…

Критикуйте только по делу

Сотрудник должен четко понимать, где провинился. Что именно сделал не так. Как это влияет на «общую картину» (= работу отдела, подразделения, компании). Обсуждайте факты, которые напрямую касаются поставленной задачи. Говорите спокойно. Аргументируйте каждое высказывание. Работник – живой человек. И он хочет слышать от вас полезную информацию, а не реагировать на ваши эмоции.

Короче, позаботьтесь о том, чтобы критика была конструктивной. Ведь «пустой (хоть и праведный) гнев» демотивирует больше, чем годовая задержка заработной платы.

Еще не стоит критиковать публично (особенно перед «равными» коллегами). Лучше устройте «разбор полетов» тет-а-тет, внятно изложите свою позицию и попросите работника объяснить его «неудачи». Пусть поплачется вам в жилетку. Расскажет о «нелегкой судьбе» и подспудно проанализирует собственные промахи. Так вы создадите атмосферу (или хотя бы иллюзию) взаимопонимания. И вместо «нагоняя» сможете дать подчиненному полезный совет. А если ваша встреча приведет к тому, что он успешно справится с заданием…

Благодарите за хорошую работу

И речь здесь не о похвале. Важна именно БЛАГОДАРНОСТЬ. Почаще говорите «спасибо» своим подчиненным. Выражайте признательность за любое полезное действие – «качественный процесс» (скажем, продуктивное совещание), достойный результат (который не требует корректировок), своевременное подключение к работе над проектом. Иногда хватает одной короткой фразы. Ведь благодарность – ёмкая штука. Это и «позитивное» внимание к сотруднику, и высокая оценка того, что он делает.

Благодарите письменно и устно. Публично или в кулуарах. Главное – произносите «волшебное слово». Используйте формулу вроде «Спасибо за…» или «Спасибо, что…». Иначе будет банальная похвала, пользу которой, увы, переоценивают. Да, на коротком отрезке она может простимулировать работоспособность. Но по факту… вряд ли повысит качество самой работы. Зато обострит дух соперничества, который на «качественном пути» вовсе противопоказан.

Кстати, о соперничестве…

«Дозируйте» конкуренцию

Она – плохой фундамент для «качественной работы». Ведь соревновательный режим подходит не всем («спортсменов» в организациях меньше, чем хотелось бы). Да, кого-то он мотивирует. Но кого-то, напротив… «загоняет в угол». И тут бы стресс победить, а потом уж думать о выдающихся результатах. Ибо труд с оглядкой на «соперника» напрягает фон, создает ненужные препятствия и мешает «свободно» думать.

К тому же… конкуренция заточена под «объемы» и «скорости». И вряд ли учитывает индивидуальный темп каждого работника. Делать много и быстро способны далеко не все. А те, кто способен… редко вспоминают про качество.

В то же время их «неспешные» коллеги больше стрессуют, чем трудятся. Поначалу, да, видны несмелые попытки. Они вроде как вливаются в общий поток. Прилагают максимальные усилия. Растерянно глядят по сторонам в поисках поддержки (опасаясь при этом начальственного гнева). Но потом, как правило, терпят неудачу и… выгорают. Теряют не только «качественную» мотивацию, но и базовое желание работать.

Привести таких сотрудников в чувства крайне сложно. Помогут разве что… долгие разговоры. Поэтому, товарищи-руководители…

Будьте открыты к диалогу

Не дожидаясь «критической точки»… общайтесь, советуйте и помогайте. Конструктивная беседа – лучшее лекарство от выгорания, которое, к тому же… мотивирует на качественную работу. Ведь ни много ни мало – символизирует вашу поддержку, ваше внимание и уважение.

Пользуйтесь «добрым словом»! Оно врачует не только «рабочие тела», но и «трудовые души». Пусть «младший коллега» знает, что к вам можно прийти, спокойно обсудить, поделиться, высказаться и… получить обратную связь. Это придаст уверенности.  Активирует энтузиазм. Укрепит взаимное доверие.

Чтобы развить коммуникативный успех, подставьте работнику «деловое плечо». Станьте для него образцовым советчиком. Регулярно обсуждайте проблемы и препятствия, которые мешают выполнить задание. Вместе думайте, как исправить ситуацию. Где можно, вдохновляйте личным примером. Где нужно, призывайте на помощь «творческие» способности подчиненного.

А чтобы закрепить положительный эффект, дайте сотруднику… (умеренную и подконтрольную) «свободу действий». Покажите, что доверяете ему. Пусть определит методы, способы и модель своей работы. Не загоняйте в рамки и корпоративные шаблоны. Просто обозначьте желаемый результат. А как его достичь, пусть решает сам работник.

И пожалуйста… не увлекайтесь финансовой мотивацией. Для качества она – «хуже» похвалы и «вреднее» конкуренции. Выписать премию легко. Но, товарищи… деньги – это естественное вознаграждение (мало кто из нас работает бесплатно). Они «вдохновляют» на базовый труд, «качественный режим» не идет в комплекте. Поэтому… не спешите платить больше. Сначала попробуйте другие (нематериальные) способы мотивации.

А если уж совсем невмоготу… благодарите «рублем» за хороший результат. Но не пытайтесь с его помощью стимулировать качественную работу. В конце концов… инструментов у вас достаточно! Менее затратных. Более эффективных. Делайте упор на психологию. Уважайте своих подчиненных. И тогда у вас в компании… воцарится «качественный режим работы».