МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Как накажут за отсутствие лицензии на эксплуатацию ОПО

2.09.2024

Каждый владелец ОПО I, II, III классов опасности знает, что взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты нельзя эксплуатировать без лицензии Ростехнадзора. Даже «новички», ведь они читают, как минимум, ФЗ № 116 и ФЗ № 99. Но знать и соблюдать – разные вещи. Поэтому некоторые представители промышленно-безопасного сообщества не спешат выполнять сие обязательное требование.

С «первоклассниками» и «второклассниками» понятно. У них либо постоянный госнадзор, либо плановые проверки (по расписанию, «не чаще одного раза в год»). Об отсутствии разрешительного документа им напомнят (весьма доходчиво, в жесткой форме).

А вот «третьеклассники», похоже, совсем расслабились без регулярных визитов госоргана. Хотя иногда… к ним приходят внепланово. Чаще всего – по индикаторам риска. Один как раз касается «лицензионного» вопроса – №3 в перечне, утв. приказом ФСЭТАН от 23.11.2021 № 397, согласно которому:

  • «отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица (индивидуального предпринимателя) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» в течение 4 месяцев после регистрации ОПО…
…является достаточным основанием для проведения контрольно-надзорного мероприятия (выездной или документарной проверки). Да, его нужно согласовать с органами прокуратуры. Да, прокуроры могут мероприятие «завернуть». Но… «безлицензионная» работа ОПО не допустима, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на великодушие правоохранительных инстанций. Лучше до такого вообще не доводить (т.е. вовремя получать лицензию).

А если все-таки случилось – понимать, как накажут за столь серьезное нарушение. Наказание будет в любом случае. Дело лишь… в «статьях и суммах». Существует, например…

«Обычная практика»

…которая плотно ассоциируется с частями 1 и 3 статьи 9.1 КоАП РФ. На ум сразу приходят ее непременные «числовые» атрибуты:
  • «220» (тысяч рублей штрафа);
  • «90» (суток приостановленной деятельности).
Хотя в реальности… санкции куда обширней и разнообразней. Скажем, отсутствие лицензии «без отягчающих обстоятельств» (когда нет других нарушений, часть 1 ст. 9.1 КоАП РФ) может привести к штрафу:
  • для должностных лиц (руководящих и ответственных работников, которые допустили «безлицензионную» работу) – от 20 000 до 30 000 рублей (в качестве «аналога» возможна дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года);
  • для юридических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО – см. примечание 3 к ст. 9.1 КоАП РФ) – от 200 000 до 300 000 рублей.
Более «жесткий сценарий» (когда есть другие нарушения, по совокупности создающие непосредственную угрозу «жизни и здоровью людей», часть 3 ст. 9.1 КоАП РФ) облегчает «кошелек»:
  • должностных лиц (всё те же ребята) на сумму от 40 000 до 50 000 рублей;
  • юридических лиц (в т.ч. ИП) на сумму от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Ну и, разумеется, в обоих случаях – временный запрет деятельности сразу после (выездной) проверки. А потом, возможно, ее «административное приостановление» на срок до 3 месяцев (вместо «рублевого» наказания или в дополнение к нему).

На самом деле… ничего нового. Мы живем так долгие, долгие (промышленно-безопасные) годы. Читаем об этом в новостях на сайтах Ростехнадзора. Испытываем на себе при любом (неудобном) случае. Для «воспоминаний» – вот вам парочка свежих примеров от нашего любимого госоргана (все проверки по «лицензионному» индикатору риска).

Центральное управление посетило владельца сети газопотребления. Выявило 5 нарушений (в т.ч. подтвердило работу без лицензии). А дальше как по нотам – запрет и протокол по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Штраф, правда, не состоялся. Зато «явилось» приостановление деятельности (= эксплуатации объекта) на 30 суток.

То же самое сделал Средне-Поволжский Ростехнадзор (аналогичный ОПО, аналогичный повод для визита). Нашел один «недостаток» (отсутствие того самого разрешительного документа). Квалифицировал по той же части той же статьи КоАП РФ (что сказать… обычная практика).

Сибирское управление наведалось к «хранителям и переработчикам» растительного сырья (ОПО «Цех по производству муки», «Элеватор»). Кое-что накопало (в т.ч. нехватку лицензии, отсутствие проектной документации). Составило «протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ» (о штрафах и приостановках не сообщается, но… что-то из этого точно было).

Короче, граждане… всё привычно, знакомо и… не очень-то радует. Особенно факт, что такая участь постигнет нерадивых владельцев «лицензируемых» ОПО в 99 % случаев. Но… есть «шальной» 1 %, который иногда оборачивается… удивительными «иллюстрациями». Одна только…

«Невиданная щедрость» Нижне-Волжского управления Ростехнадзора

…разрывает все шаблоны контрольно-надзорной деятельности. Причем дважды. Эти ребята, во-первых, организуют документарные проверки вместо выездных (по «лицензионному» индикатору риска!!!). А во-вторых… возбуждают дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (обходя стороной привычную «девяточку»).

Впервые слышите о статье 14.1 КоАП РФ? Мы вас просветим. Речь там идет об «осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». И штрафы (по части 2)… в 5 (!) раз меньше, чем «стандартное» наказание за нарушение требований промышленной безопасности:

  • должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей;
  • юридическое лицо – от 40 000 до 50 000 рублей.

А самое главное – никаких запретов и приостановлений деятельности. Эксплуатация ОПО «беспрепятственно» продолжается. Владельца ждет только легкий испуг (ну, еще предписание, конечно, с риском попасть на статью 19.5 КоАП РФ) и потеря «маленькой денежки».

Чудеса? Нет. Вполне себе факты, подтвержденные новостями на сайте этого территориального органа ФСЭТАН (да-да, перед нами не единичный случай). В феврале 2024-го Нижне-Волжский Ростехнадзор «простил» (по-другому и не скажешь) эксплуатанта двух сетей газопотребления, который работал без лицензии.

В марте того же года «минимально» пострадал его коллега с одним объектом (тоже сеть… вообще, «публичные отчеты» как будто копируют друг друга). В апреле «повезло» индивидуальному предпринимателю  (то есть масштабы бизнеса вроде как роли не играют, до этого были юридические лица разного «достоинства» – АО и ООО).

Да, во всех трех случаях фигурирует только одно нарушение – отсутствие лицензии на эксплуатацию ОПО (при документарной проверке особо много не накопаешь). Но ведь и оно в обычной ситуации (которая характерна для большинства территориальных органов Ростехнадзора) «карается» по статье 9.1 КоАП РФ. Практикуется, как минимум, временный запрет деятельности, потому как нельзя эксплуатировать объект без разрешительного документа.

Видимо, у Нижне-Волжского управления своя логика (которую не запрещают Центральный аппарат и органы прокуратуры). Благо, ребята все-таки выдают предписания и (судя по тем же новостям) контролируют их выполнение. По крайней мере, наказывают за «неполучение» лицензии в установленный там срок. Причем сурово. Одному товарищу «не повезло» на целых 400 000 рублей (не уберегся от минимального штрафа по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ).

Но в целом – практика Нижне-Волжского Ростехнадзора не типична. И в принципе не замечена у других территориальных органов ФСЭТАН (во всяком случае, в «публичных отчетах»). Хотя у них тоже есть свои «причуды». Например, выдавать…

Предупреждение вместо запретов и штрафов за эксплуатацию ОПО без лицензии

И такое бывает на промышленно-безопасной поляне. Причем по результатам выездных («канонических») проверок. А там каждый второй случай – с дополнительными (нередко техническими) нарушениями, которые только усугубляют «безлицензионную» работу опасного производственного объекта.

Но госорган милостив и великодушен. Он «дарит»… всего лишь «письменное порицание» (см. статью 3.4 КоАП РФ). Делает выговор (с занесением в личное дело вместо грудной клетки). Обходится без рублевых санкций, запретов и приостановлений. Хорошо хоть выдает предписания, которые можно потом проконтролировать (и наказать «опоздавших» по статье 19.5 КоАП РФ).

Думаете, сказка? Нет. Примеры встречаются (пусть и не так часто, как хотелось бы эксплуатирующим организациям… шутка ли, пережить проверку с наименьшими потерями). Вернее, встречались. Последний раз – в 2023 году. Так, Верхне-Донское управление Ростехнадзора «отпустило с миром» (и с предписанием) владельца ОПО «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» III класса опасности, работающего без лицензии. Других нарушений госорган не обнаружил. Может быть, это и спасло впервые «оступившуюся» организацию.

Ленский Ростехнадзор аналогично поступил с другим «третьеклассником», который эксплуатирует «Участок добычи строительного камня (известняка и доломита)». Там нашли 10 нарушений, среди которых (только вдумайтесь) отсутствие аттестации у главного инженера, отсутствие ПМЛА и договора с АСФ. Но все равно «простили» и юридическое, и должностное лицо (хотя выполнить в срок предписание с такими «недостатками» им вряд ли удалось).

Уже знакомое нам Нижне-Волжское управление не стало наказывать «ничем» владельца сети газопотребления, у которого, помимо лицензии, не было:

  • договора ОСОПО (по статье 9.19 КоАП РФ тоже дали предупреждение);
  • положения о производственном контроле (ППК);
  • аттестации у руководителя;
  • договора на техническое обслуживание и ремонт объекта и т.д.

Хотя нарушителем в данном случае оказалась… региональная школа. Так что предупреждение здесь выглядит более чем уместно (только не обольщайтесь, перед ФЗ № 116 и ФЗ № 99 все равны).

Вот такая интересная практика, которая (пока) не замечена в 2024 году. Но это не значит, что она исчезла. Возможно, Ростехнадзор просто не хочет давать людям «надежду». Пусть лучше боятся и соблюдают обязательные требования промышленной безопасности. А то ведь могут «пострадать» куда серьезней. Шутка ли… вслед за административной иногда прилетает…

Уголовная ответственность за работу без лицензии (на эксплуатацию ОПО)

Штука редкая, и грозит далеко не всем. По крайней мере, у нас, в промышленной безопасности. Речь здесь идет о статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», по которой наказывают, если кратко, за «осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, когда такая лицензия обязательна». И наказывают не юридических и должностных (как мы привыкли), а физических лиц, например, собственников или директоров эксплуатирующих организаций.

Но чаще, конечно, индивидуальных предпринимателей (ИП), которые ведут коммерческую деятельность с помощью опасных производственных объектов. Скажем, владельцев АГЗС (сейчас они все идут по III «лицензируемому» классу опасности) или автоцистерн СУГ (газовозов) с давлением «бочки» 1,6 МПа. То есть ребят, систематически получающих прибыль:

  • от «продажи товаров» (топлива на газовой заправке, без ОРПД и опасного вещества коммерция не получится);
  • от «выполнения работ или оказания услуг» (по заправке автомобилей пропан-бутановой смесью, когда без «технологического процесса» ОПО денежку не заработаешь, или по транспортировке/перевозке СУГ в автоцистерне, когда без сосуда это делать невозможно).

Сама ответственность весьма «разнообразна». Например, за обычное «преступление» (когда обвиняемый в единственном числе – см. часть 1 статьи 171 УК РФ) могут назначить (в формате «или-или»):

  • штраф до 300 000 рублей;
  • обязательные работы на срок до 480 часов (=20 суток);
  • арест на срок до 6 месяцев и т.д.
За «преступление», совершенное «организованной группой» (скажем, когда сговорились собственник и люди, управляющие заправками, или у эксплуатирующей организации несколько учредителей), санкции посерьезней. Тут есть реальная «возможность» получить (тоже формат «или-или»):
  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей и т.д.

Уже испугались? Не стоит, граждане. Для «активации» статьи 171 УК РФ нужна веская причина. В частности – крупный (экономический или физический) «ущерб гражданам, организациям или государству», причиненный безлицензионной работой. Такое бывает, если долго-долго получать прибыль. Или допустить возникновение серьезной аварии (как правило, на АГЗС), которую приедут «расследовать» органы МВД и/или Следственный комитет РФ (именно они возбуждают уголовное дело).

А как же Ростехнадзор? Он тоже расследует причины аварии (по своей, промышленно-безопасной части), но… в «уголовных вопросах» имеет мало влияния. Максимум – может направить документы (информацию) об отсутствии лицензии (по результатам  проверки либо расследования) в правоохранительные органы. А те уже сами решат, заводить уголовное дело или нет.

Как бы ни развивались события, «финальное слово» будет сказано в суде. А он, кстати, очень часто встает на сторону «обвиняемых» (не находит состава преступления и т.д.). Поэтому не переживайте раньше времени. Уголовная ответственность – «особый случай» (и нежеланный гость) на промышленно-безопасной поляне.

Ведь у нас много других забот. Та же эксплуатация ОПО без лицензии – это, прежде всего, нарушение обязательных требований, которое, несмотря на «аномальные случаи», может «тормознуть» работу объекта на три месяца. И при прочих равных уменьшить объем вашего «кошелька» на шестизначную сумму. Поэтому само наказание (статья КоАП или УК) не играет никакой роли. Главное – до него вообще не доводить. Соблюдать все нормы и правила. Вовремя получать разрешительные документы.

Не важно, какой у вас ОПО – АГЗС (у которых сейчас, кстати, другая напасть – «безотказные» профилактические визиты, тоже приносящие массу сложностей, как минимум – «контролируемое» предписание), сети газопотребления, площадки нефтебаз или прочее «лицензируемое» хозяйство. Везде есть свои «недостатки», которые вы должны устранять, не дожидаясь визита госоргана или (упаси Минюст) возникновения аварии.

Заботьтесь о документальном и физическом «здоровье» вашего объекта. Следите за его безопасностью и работоспособностью. А если нужна помощь – с получением лицензии Ростехнадзора, проведением экспертизы промышленной безопасности, разработкой нормативно-технических документов и т.д. – обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.
 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru