Как создать резервы финансовых средств для ликвидации аварий на ОПО
3.02.2023Большинство ответит – «издать приказ по организации». И окажется… ПОЧТИ правым. Ведь приказ – всего лишь документ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ наличие резервов. За ним должна стоять РЕАЛЬНАЯ (хотя в наш век скорее виртуальная) КУБЫШКА. Без нее на стол лягут не более чем «голые слова» генерального директора.
Чем кубышку наполнить, и так понятно. А вот КАК это сделать? Попробуем рассказать в нашей статье.
Разумеется, можно повесить на входе (или на выходе в день зарплаты) «волшебный сундучок».
А что? Пусть и сотрудники помогают (не все ж им деньги получать).
Хотя лучше… пойти нормативным путем, к которому не подкопается ни один надзорный орган.
Правда, есть загвоздка. Ростехнадзор (в своих ответах и разъяснениях) уверяет: в действующем законодательстве не определены «порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий» на ОПО.
Казалось бы всё, тупик. Что расписывать, если «нормативка» гордо «хранит молчание». Но когда нас с вами это останавливало? Нет прямых путей – найдем окольные. Рассмотрим «косвенные улики», практические выкладки и даже кое-какие документы (пусть и не великой
юридической силы).
Только сначала давайте выясним…
Кто «заставляет» формировать резервы?
Вообще, это требования двух основополагающих законов, которые влияют на жизнь всех владельцев ОПО:1) Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (статья 10, часть 1, абзац 5).
2) Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 14, п.п. «ж»).
А еще кучи подзаконных актов, в том числе о лицензировании опасных производственных объектов.
В результате (как вы уже поняли), за соблюдением нормы строго следят наши любимые ведомства – Ростехнадзор и МЧС.
Причем «друзья из министерства» проявляют здесь большую заинтересованность. Ведь недаром информацию о резервах включают в План действий по предупреждению и ликвидации ЧС и (совсем скоро) будут включать в паспорт безопасности ПОО и паспорт безопасности КВО.
К тому же, МЧС-ники «подарили» нам хоть какую-то нормативную базу. Например, сделанный с их подачи ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания».
Или письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое до сих пор актуально (если верить справочно-правовым системам).
Письмо пригодится нам чуть позже. А вот ГОСТ Р 22.10.03-2020 начнем «исследовать» прямо сейчас. Его, кстати, упоминает и Ростехнадзор в свежих (2021-2022гг.) информационно-разъяснительных посланиях.
Стандарт относительно новый. Введен в действие приказом Росстандарта от 29.12.2020 № 1409-ст и «предназначен для применения организациями»:
- которые владеют объектами капитального строительства и (или) линейными объектами;
- для которых в соответствии с законодательством РФ создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.
«Так ведь ГОСТы – дело добровольное. Рекомендация в лучшем случае…».
Конечно. Только на безрыбье, товарищи, и они сгодятся. Тем более что в ГОСТ Р 22.10.03-2020 расписаны КОНКРЕТНЫЕ способы для создания финансовых резервов.
Угадаете основной? Разумеется, это «выделение (размещение) на отдельном расчетном счете организации собственных денежных средств». Но, оказывается, есть и другие варианты (либо их комбинации). Например:
- оформление банковской гарантии;
- оформление кредитного соглашения;
- открытие депозитного вклада;
- заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- иные способы, предусмотренные законодательством РФ.
А остальные «предложения» ГОСТ Р 22.10.03-2020 давайте рассмотрим подробней. Начнем со способа, который предпочитают и настоятельно рекомендуют наши любимые госорганы. Мы имеем в виду…
Заключение договора страхования расходов на ликвидацию ЧС
Главное, не путать этот вид с «обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ОСОПО). Они не «родственники» и даже не «друзья».ОСОПО защищает не столько интересы эксплуатирующей организации («страхователя»), сколько интересы потерпевших и… необходимо на уровне федерального законодательства (ФЗ №225, ФЗ №116).
А страхование расходов на ликвидацию ЧС – мероприятие сугубо добровольное. На нем могут «настоять» разве что надзорные органы, и то… в рекомендательном порядке. Ведь оно не упоминается нигде (в «нормативке»), кроме ГОСТ Р 22.10.03-2020.
Да и типовая форма страхового полиса «утверждена» всего лишь письмом МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 (которое, кстати, «пропагандирует» этот способ создания фин. резерва).
Реальная страховка может выглядеть так:
Если кратко и по-канцелярски, в данном случае страхуют «имущественные интересы владельца объекта, связанные с риском его убытков в виде возникновения непредвиденных расходов в результате ЧС, а также аварий и инцидентов, приведших к ЧС…».
А если человеческим языком… страховая компания «вернет» деньги, потраченные владельцем объекта на работы по локализации-ликвидации аварий, инцидентов и других ЧС. Конкретику обычно прописывают в договоре (приложении к страховому полису). Ну, или почитайте п. 5.3 ГОСТ Р 22.10.03-2020. Там «работы и затраты» изложены в полном объеме.
«Возмещают расходы как – полностью или частично?».
Зависит от суммы резерва («страховой суммы», «страхового покрытия»), которая указана в договоре (полисе). Кстати, ее рассчитывает не владелец объекта, а сама страховая компания. Да, владелец МОЖЕТ предложить «свой вариант». И есть шанс, что страховщик его услышит. Вы же понимаете… «неузаконенность» накладывает-таки свой отпечаток.
Хотя это не мешает госорганам называть данный способ резервирования наиболее эффективным. Особенно для компаний, которые «регулярно испытывают нехватку финансовых средств».
Шутка ли… стоимость полиса варьируется от 0,5 % до 5 % страховой суммы (суммы заложенного резерва). «Купить миллион» за 10 000 руб. Кто ж от такого откажется?
Хотя «купить» его не так просто. Ведь перед заключением договора страховая компания может…
Во-первых, запросить кучу документов, самые «обычные» из которых:
- свидетельство о регистрации ОПО и сведения, характеризующие ОПО;
- лицензия на эксплуатацию ОПО (если она нужна по закону);
- сведения о производственной деятельности компании-страхователя (общий срок функционирования предприятия, род его деятельности, характеристика производственного процесса, данные об объемах и ассортименте используемых видов сырья и материалов, производимой продукции и т.п.);
- декларация промышленной безопасности ОПО;
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛА), «согласованный и утвержденный в установленном порядке»;
- инструктивные материалы и руководства персонала по действиям в аварийных ситуациях и т.д.
В-третьих, провести осмотр и/или экспертизу объектов (своими силами или с привлечением независимых экспертов).
Короче, граждане… всё серьезно.
С получением денег – вообще отдельная песня. Перед выплатой страховщик может провести собственное расследование причин аварии (ЧС). Изучить факты, взвесить «за» и «против» и только потом решить, заслуживают ли расходы возмещения.
«Получается, могут не выплатить?».
Конечно. К тому есть множество причин, которые тоже прописывают в договоре. Дело в том, что страховка не покроет (не возместит) расходы, если авария (инцидент) или ЧС произошли в результате:
- умышленных действий владельца объекта, его сотрудников или контрагентов (нужно будет доказать, что костерок, разведенный в здании котельной, был совершенно случайным);
- (полного или частичного) разрушения зданий-строений-сооружений, конструктивные элементы и системы которых находились в аварийном состоянии;
- проблем с машинами, оборудованием, промышленными установками и т.п., срок службы (эксплуатации) которых истек;
- ядерного взрыва, воздействия радиации или радиоактивного заражения;
- военных действий, маневров, учений и т.п.;
- народных волнений, гражданской войны, забастовок и т.п.;
- терактов любого рода и проявления (тут пусть платит государство);
- несоблюдения владельцем объекта (его сотрудниками или контрагентами) обязательных требований НПА, а также требований проектной, эксплуатационной и технической документации объектов.
Хотя… мы ж ее делаем так, «для галочки». Чтоб подтвердить наличие резервов. Глядишь, и аварий не будет, и полис проваляется без «активации».
К тому же, страхование обойдется дешевле, чем, например…
Оформление банковской гарантии
Весьма «экзотический» способ. На практике используется крайне редко. Тоже из оперы «купить миллион», но… за чуть большие деньги.Вообще, банковская гарантия – это документ, «который банк выдает клиенту, обязуясь погасить его долг перед третьими лицами» (компаниями, госструктурами). То есть с ним можно получить «услуги в долг», не беря для этого кредит и не используя собственные средства.
В нашем «промышленно-безопасном» случае – банк гарантирует оплату работ по ликвидации аварии (ЧС), если случилось «недоброе», а владелец объекта «на мели».
Однако гарантия – не просто «красивая бумажка». За ней «стоит» договор, который заключают между собой заинтересованные лица – банк, владелец объекта и…
Далее возможны варианты. Третьей стороной бывают:
- ГУ МЧС России по субъекту РФ;
- аварийно-спасательное формирование, с которым заключен договор на обслуживание объектов;
- другие профильные службы (не важно, коммерческие или бюджетные), которые будут ликвидировать последствия аварии (ЧС).
Точную сумму и срок выплаты, порядок ее распределения (кому и сколько), иные условия и обязательства – всё это прописывают в договоре банковской гарантии (помимо стандартных даты оформления, срока действия и «реквизитов сторон»).
Гарантия не бессрочна. Но срок ее действия ничем не регламентирован (кроме политики банка). Обычно – год, по аналогии со страхованием (к тому же, ГОСТ Р 22.10.03-2020 рекомендует ежегодно пересматривать способ формирования резервов). Разумеется, можно и больше. Это как решат «высокие стороны».
Кстати, банковская гарантия на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС должна быть безотзывной (см. письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59). То есть ни выдавший банк, ни владелец объекта не могут «отменить» документ до конца срока его действия (а там… хоть трава не расти, он всё равно потеряет юридическую силу).
«И сколько стоит такая экзотика?».
Дороже страховки, но… «дешевле» кредита. За выдачу гарантии банк, естественно, берет комиссию, размер которой зависит:
- от типа, срока, суммы и характера обязательств;
- от финансового положения и кредитной истории владельца объекта.
- имущество (товар, недвижимость, оборудование, автомобили, спецтехнику);
- ценные бумаги;
- поручительство со стороны третьего лица и т.д.
Поэтому, граждане… банковская гарантия (как и страховка) – инструмент скорее «форс-мажорный» (когда у компании нет или мало своих денег). И он, разумеется, похож на…
Оформление кредитного соглашения
Да, банальный кредит для бизнеса на определенные цели. Без «отраслевой» специфики и нормативных требований. Как с банком договоритесь, так и будет.Можно попросить «живые» деньги и перевести их на специальный расчетный счет («для ликвидации аварий»). Или открыть кредитную линию и при необходимости взять столько, сколько нужно.
Условия зависят от конкретного банка и вашей «деловой фантазии».
Только здесь важно помнить ТРИ вещи.
1) Ваша задача – создать резерв финансовых средств и подтвердить его наличие. Для подтверждения сгодится кредитный договор, в котором четко прописана цель кредитования. Или выписка с расчетного счета, куда переведены кредитные деньги.
2) Взятые таким образом средства НЕЛЬЗЯ тратить ни на что, кроме финансирования мероприятий по ликвидации аварии (ЧС).
3) Даже если вы не потратите ни копейки, за пользование кредитом все равно придется заплатить (проценты, комиссия или что еще придумает ваш банк…).
Короче, граждане… кредитование (плюс-минус) оправдано, если авария (ЧС) не случится. В противном случае придется выплачивать сумму кредита и проценты за его использование. Насколько это подходит организациям, у которых и так с финансами не густо – большой вопрос…
Экономией точно не пахнет. Да и вообще…
Гораздо надежней опираться на «свои» деньги (не всем же нужны миллионные резервы). Например, согласовать с бухгалтерией…
Открытие депозитного вклада
А что? Не только резерв создадите, но и денег заработаете. Проценты по вкладам никто не отменял.Речь-то идет про обычный депозит, когда вы отдаете банку на хранение определенную сумму и получаете от этого «доход в виде начисленных процентов».
Ведь главное условие в чём? Чтобы на депозитном счете сохранялась цифра, равная величине финансового резерва (который нельзя тратить ни на что, кроме ликвидации ЧС). А остальное… снимайте в свое удовольствие. Современные вклады это позволяют. Они вообще чертовски напоминают…
Размещение денежных средств на расчетном счете
Самый простой и популярный способ резервирования. Конечно, для компаний, у которых нет проблем с деньгами.Алгоритм примерно такой:
1) открываете специальный расчетный счет (в любом банке);
2) кладете на него сумму фин. резерва;
3) не трогаете деньги ни при каких обстоятельствах (пока не случится авария или другая ЧС);
4) ждете, когда «шарахнет» (знаем-знаем, лучше не надо…).
Кстати, ГОСТ Р 22.10.03-2020 рекомендует при любом раскладе:
- «выделять собственные денежные средства на отдельном расчетном счету организации в объеме не менее 10%» от общей суммы резерва.
И здесь у многих возникает резонный вопрос (на который давно нужно было ответить)…
А какую сумму резервировать?
«Не с потолка же цифру брать?».Хм… можно и с потолка. Обязательных требований нет. «Нормативы» не установлены. Всё решает владелец объекта. Вернее – руководитель эксплуатирующей организации, который ежегодно:
- определяет способ создания фин. резерва;
- устанавливает его уточненный объем.
Здесь главное (с точки зрения ГОСТ Р 22.10.03-2020) «соблюсти принцип достаточности зарезервированных средств для устранения последствий возможных аварий».
То есть… денег ДОЛЖНО ХВАТИТЬ. Причем хватить на покрытие расходов, которые необходимы для ликвидации наиболее опасного сценария ЧС, возможного на территории организации. Сам сценарий можно «подглядеть», например, в декларации промышленной безопасности. Ну, или в паспорте безопасности опасного объекта (у кого он сохранился).
«А если у компании несколько объектов?»
Тогда минимальный размер «заначки» определяют «по объекту с наибольшими затратами на ликвидацию ЧС» (п. 5.5 ГОСТ Р 22.10.03-2020). К тому же, эксплуатант может выбрать – формировать один большой резерв (на все объекты) или делать несколько «маленьких» (на каждый объект в отдельности).
«И всё-таки… что с цифрами? Какую сумму закладывать?».
Тут у вас тоже будет выбор. Можете посоветоваться с территориальным органом МЧС. У них куча типовых наработок (по крайней мере, должна быть).
Или можете «прикинуть по уму». Вернее, рассчитать по нормативам. Для этого в ГОСТ Р 22.10.03-2020 есть раздел 5 «Порядок определения размера резервов финансовых ресурсов», где:
- перечислены виды работ по ликвидации ЧС (которые, собственно, требуют денег и затраты на которые нужно покрыть);
- расписаны виды затрат на работы по ликвидации ЧС (например, стоимость электроэнергии, стоимость материалов, стоимость услуг специализированных организаций и т.д.);
- указана формула, по которой рассчитывают сумму резерва (а также комментарии, коэффициенты и дополнительные материалы к ней).
Короче, граждане… без «добрых советов» вы не останетесь. Но переписывать ГОСТ Р 22.10.03-2020 здесь не имеет смысла (только статья удлинится, да и вопрос в заголовке совсем другой). Поэтому cкачайте стандарт и пользуйтесь на здоровье!
Только помните: федеральных требований НЕТ, что дает профильным госорганам и право, и возможность выпускать свои «добровольно-принудительные» документы (с которыми попробуй не согласись).
Например, официальные письма, методические рекомендации, руководства, те же ГОСТы. С виду всё прилично. Никакой «обязаловки». Исключительно «полезные советы» и «настоятельная помощь» (мол, вам же лучше будет).
С другой стороны… в природе бывает много «плачевных ситуаций», когда авария случилась, а денег на ликвидацию нет. И будет владелец объекта сидеть в «разрухе». Понурив голову, ждать «карательного» визита контролеров (потихоньку окунаясь в долги за аварийно-восстановительные работы).
Согласитесь, тут хоть рыдай, хоть «сундучок» заветный при входе устанавливай…
Поэтому, товарищи… формируйте денежный резерв. Не только «нормативки» ради, но и для собственной (финансовой) безопасности.
И не забывайте бережно хранить подтверждающие документы:
1) приказ по организации о создании фин. резервов;
2) справку банка о размещении фин. резерва (либо выписку с расчетного счета), безотзывную банковскую гарантию или страховой полис.
Ведь без них не получить (не переоформить) лицензии на эксплуатацию ОПО – почитайте постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661.
Особенно:
- пункт 4, подпункт «к»;
- пункт 5, подпункт «п»;
- пункт 7, подпункт «ж»;
- пункт 8, подпункт «з»;
- пункт 10, подпункт «е».
А еще… отсутствие резерва (и подтверждающих документов) – это нарушение сразу по двум статьям КоАП РФ:
1) статья 9.1 (Ростехнадзор) – часть 1 и часть 3 – штраф до 50 000 руб. для должностных лиц; до 1 000 000 руб. для юридических лиц (и другие не менее жесткие санкции);
2) статья 20.6 (МЧС) – часть 1 – штраф до 20 000 руб. для должностных лиц; до 200 000 руб. для юридических лиц.
Пожалуй, не стоит лишний раз напоминать, что уплаченный штраф… не освобождает от исполнения федерального законодательства. «Двойной расход», как обычно. Но вы же на светлой стороне, правда?
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru