Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Как уведомить Ростехнадзор о начале эксплуатации ОПО IV класса опасности

Что вы читаете за утренним кофе? Газету? Новости? Анекдоты? Мы вот – Федеральный закон № 116 о промышленной безопасности (перечитываем… чтобы «не треснул фундамент»).

Чаще других изучаем обязанности эксплуатирующих организаций (часть 1 статьи 9 ФЗ №116). И в «последнем подходе» наткнулись на прелюбопытнейший фрагмент:
«1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Первая мысль – «что за новое требование? почему не знаем?». Оказалось… оно совсем не новое, а появилось в «эпохальном» 2013 году (вместе с классами опасности). Неужели профессиональная память подводит? Не-е-е-т… Просто… наверное… спрашивают мало. Вот и не закрепилась информация в «экспертном сознании».

Допив кофеек, изрядно заинтересовавшись, мы чуть-чуть копнули и… обнаружили «ма-а-а-аленькую» проблемку. В ФЗ №248 нет НИ СЛОВА о таких уведомлениях (видать, поторопились контролеры с анонсом).

Хм… не понравилась нам такая коллизия (хотя… скорее оказия). Решили в вопросе разобраться. И (насколько можно) подробно его расписать. Начали, как обычно, с истоков. Разумеется, чтобы понять…

Откуда пошла необходимость… уведомлять Ростехнадзор

Мало что ли нам регистрации, лицензирования и прочих сношений с госорганом.
Чтобы найти хоть какие-то концы, пришлось смотреть прежнюю редакцию ФЗ №116. А там… почти то же самое, но с другим «финалом»:
  • «…уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ну, вот же… картинка прояснилась. Нашелся ИСТОЧНИК требования.

Ведь Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» все еще действует и будет применяться до 31 декабря 2024 года.

Естественно, в законе обнаружилась «профильная» статья 8 «Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». И там действительно есть требование (обязанность) уведомлять «о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора)» (часть 1 статьи 8).

И даже отметилась ОПО-шная братия. Вернее, вид деятельности из нашей промышленно-безопасной песочницы. А именно (п. 38 части 2 статьи 8):
  • «38) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности».
То есть… граждане, которые (чуть-чуть поканцелярим) «осуществляют» сей «вид деятельности», обязаны сообщать госоргану о начале работы на ОПО.

Вы как бы говорите Ростехнадзору: «мы такие-то и такие-то, выполняем работы по эксплуатации там-то и там-то… не потеряйте нас». А он вам: «окей, ребята, в добрый путь! Только не нарушайте».

И все. Диалог окончен. У IV класса же нет плановых проверок (а если «жить мирно», то и внеплановых не будет).

Правда, нужно еще уведомлять об изменениях, которые произошли по ходу «осуществления деятельности» (часть 6 статьи 8). Например, когда сменилось место нахождения юрлица или место жительства ИП. Когда сменилось место «фактического осуществления деятельности» (по сути – адрес ОПО). Или юрлицо вдруг реорганизовали…

Но согласитесь… это мелочи. Если учесть, что плановые проверки отсутствуют.

«А все ли «четвероклассники» должны уведомлять?».

Хороший вопрос. Давайте разбираться.

Конкретные «виды работ» утверждены «древним», но все еще действующим постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Поверьте, отличный документ. Из него следует, что НЕ ВСЕ владельцы ОПО IV класса опасности должны подавать уведомление.

А кто?

Огласите весь список, пожалуйста

Он есть в приложении № 1 к Постановлению № 584 (раздел XLI, п. 79-86).

И выглядит так (вы же понимаете… это «виды работ»):
  • Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
  • Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
  • Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
  • Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
  • Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
  • Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
  • Использование (эксплуатация) на ОПО IV класса опасности оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном и сжиженном состоянии); воды при температуре более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
  • Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых на ОПО IV класса опасности.
Интересно получается, правда? Например, владельцы АГЗС (которым посчастливилось получить IV класс опасности), тепловых сетей  или складов с опасными веществами уведомлять должны.

А вот владельцы ОПО с ПС, «хранители» растительного сырья и прочие «аграрии» могут жить без всяких уведомлений (у «металлургов» 4-го класса нет в принципе).

Кстати… «перечень» вам ничего не напоминает? Уж больно «уведомительный порядок» похож на лицензирование. Только для «четвероклассников». А что? Виды работ почти такие же. Процедура обязательная. Без нее эксплуатация ОПО будет нелегитимной. Этакий аналог, младший брат (ну, или сестра).

Короче, граждане… все серьезно. Поэтому давайте-ка разложим…

Как уведомить Ростехнадзор о начале деятельности

С виду все просто.

Общие вещи расписаны в уже знакомом постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Детали – в приказе Ростехнадзора от 20.09.2018 № 452 «Об утверждении Административного регламента ФСЭТАН предоставления государственной услуги по приёму и учёту уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утверждённому Правительством РФ» (пусть дальше будет просто –  Административный регламент, а то букв много…).

Если коротко, нужно заполнить специальную «бумагу» (по форме из приложения № 2 к Постановлению № 584) и отправить в территориальный орган Ростехнадзора. В 2-х экземплярах. Никакие документы прилагать не просят (только при «внесении изменений»).

Услуга бесплатная. Ммм… оно и правильно. Не за что брать госпошлину.

Уведомление выглядит так (полноценный «образец заполнения»):



Бумагу эту Ростехнадзор примет и… зарегистрирует «в день поступления». Ну, вернее «получения». Ведь при отправке, скажем, почтой документ может попасть в руки исполнителю через день, два… неделю после прихода в здание госоргана.

Дальше, «в течение одного рабочего дня» (после регистрации уведомления) Ростехнадзор внесет данные в специальный электронный реестр. Он, кстати, открытый и общедоступный. Можете посмотреть… изучить… скачать на сайте Центрального аппарата ФСЭТАН https://www.gosnadzor.ru/service/list/licensing_vzryv_him4/ (на сайтах территориальных управлений тоже есть и разделы, и ссылки, но все они ведут на сайт ЦА).

«Отправили уведомление, и всё? Ростехнадзор в ответ ничего не скажет?».

Ну, как же… пришлют весточку. Бумажное письмо либо электронный документ. Мол, «уведомление учтено (или не учтено), данные внесены (или не внесены) в реестр».
«Получается, они могут НЕ УЧЕСТЬ уведомление?».

Хм… конечно. Госорган может отказать и в приеме документа:
  • если он не поддается прочтению;
  • если не подтверждена действительность ЭЦП (в случае с электронным форматом).
…и в оказании госуслуги. Например, если вы заполнили не то уведомление (мало ли…). Не так заполнили уведомление (неправильно указали виды работ, случайно или намеренно написали не тот адрес и т.д.). Подали 1 экз. вместо нужных двух. Как всегда… при желании найдутся любые огрехи. Особенно из-за того, что пункты 13-14 Административного регламента весьма «размыты».

«А как уведомить об изменениях? Ну, адресов ОПО или компании…».

Еще проще. Заявление в свободной форме. К нему приложить копии документов, «подтверждающих наличие соответствующих изменений». И всё хозяйство отправить в тот же орган Ростехнадзора, куда подавали уведомление. По уму, это нужно сделать в течение 10 дней с момента официальной фиксации изменений (например, записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и т.д.).

«А какой орган Ростехнадзора уведомлять? По юридическому адресу? По адресу ОПО?».

Смотрите, какая штука. По логике, нужно уведомлять то управление, на территории которого планируете «осуществлять деятельность» по эксплуатации (то есть… по месту нахождения ОПО).

Но сам госорган заявляет (на том же сайте ЦА, смотрите ссылку выше)… «экстерриториальный принцип». Мол, шлите, куда хотите… в любое управление.

Однако… в Административном регламенте такой принцип фигурирует только для получения госуслуги через МФЦ. Про личный визит, почтовое отправление и электронный формат НИЧЕГО не сказано.

Поэтому, граждане… лучше ни рисковать. А то получится неприятная ситуация. Вы вроде как отправили, а никто (то бишь – КТО НАДО) уведомление не получил. И запишут вас в «нарушители обязательных требований».

А кстати…

Что будет, если не уведомить Ростехнадзор

Как всегда… ничего хорошего. Но здесь есть «интересные» варианты.

Вы помните, да? «Уведомительный порядок» фигурирует в статье 9 ФЗ №116, которая зовется… «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта».

То есть… обязанность уведомлять – это (обязательное) требование промышленной безопасности.

А за «нарушение требований промышленной безопасности» у нас отвечает…

Правильно. Статья 9.1 КоАП РФ. Скорее всего, часть 1. Хотя… и тут можно найти «грубость», особенно после аварии.

Понимаете, да? «Неуведомленцы» (дабы не отбивались от «коллектива») могут получить обычный по нашим меркам и приличный по факту штраф:
  • на должностное лицо (почти с гарантией, генеральный директор) – от 20 000 до 30 000 рублей (ну, или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года);
  • на юридическое лицо – от 200 000 до 300 000 рублей (или, что не лучше, административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Все зависит от «последствий неуведомления». Но и 200 тыс. руб. – сумма не малая. Согласитесь, отдавать ее «за бумажку» в один лист формата А4 как-то… (сами подставьте нужное слово).

Хотя… есть шанс, что госорган «жестить» не будет. Потому что в КоАП РФ есть «профильная» статья по уведомлениям – 19.7.5-1 «Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности».

По ней штрафы ГОРАЗДО демократичней (см. часть 1 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ):
  • на должностных лиц – от 3000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
«Минималка» для юрлиц в 20 (!) раз ниже, чем по статье 9.1 КоАП РФ.

Правда, если вы подали уведомление, но сообщили в нем «недостоверные сведения» (ну, соврали где-то, слукавили… адрес не тот или дата начала деятельности…), то наказание будет немного серьезней (см. часть 2 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ):
  • штраф на должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей;
  • штраф на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Но согласитесь… от обычной практики (220 т.р.) контраст разительный.

А лучше… вообще не нарушать, подать-таки уведомление и… ничего не платить. Ведь так интересней, правда?

Вот, пожалуй, и все, что стоит сказать про «уведомительный порядок» для ОПО IV класса опасности. Хотя… может у вас есть…

Еще вопросы?

Да найдется парочка.

«Вот скажите, зачем вообще нужно уведомление, если мы и так будем регистрировать ОПО? Почитай «светиться» перед Ростехнадзором…».

Ну, товарищи… это (уже «пожилое», с 2013 года) требование ГЛАВНОГО промышленно-безопасного закона. И (как мы предположили) – аналог лицензирования для «четвероклассников».

Ведь владельцы ОПО I, II и III классов опасности тоже… и регистрируют объект, и получают лицензию (причем последовательно, а не параллельно). Только потом могут легально начать работу. А у вас, в отличие от них… не будет плановых проверок (хоть какая-то радость).

Так что, граждане… нужно смириться. Dura lex, sed lex…

«Хорошо. А когда уведомлять – до регистрации ОПО? После? Во время?».

Кстати, отличный вопрос. Ни в общем, ни в отраслевом законодательстве мы не нашли связи между «уведомительным порядком» и регистрацией ОПО.

Правда, обнаружили часть 5 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
«5. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется… после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг».

По этой логике – можно сразу после регистрации юрлица, получения ОГРН-ИНН (какой там ОПО).

«А когда уже есть юрлицо?».

Ха… да как только задумались… «не начать ли мне эксплуатировать взрывопожароопасный и химически опасный производственный объект IV класса опасности?
Точно-точно… пора уведомлять Ростехнадзор…
».

Но есть одна загвоздка. Нам, чтобы начать работу, нужно (как минимум) построить или смонтировать ОПО. А там еще ввод в эксплуатацию (комиссия, акты, приказы), оформление в Ростехнадзоре, разработка НТД. Много веселых мероприятий, согласны?

Нет, вы, конечно, можете поэкспериментировать и… уведомить сразу после ввода. Или даже в процессе строительства. Глядишь, проскочит. Ведь сообщаете ДО начала «фактического выполнения работ» (= эксплуатации).

А если по уму? Все-таки уведомлять нужно ПОСЛЕ регистрации ОПО. По аналогии с лицензией. Вроде как объект готов, перед госорганом показались, все документы сделали (ведь сделали, правда?). Можно и послать «бумагу». Мол, начали… работаем.

Вообще, товарищи… «уведомительный порядок» – штука несложная. Заполнить простую форму. Без всяких дополнений отправить в Ростехнадзор. Все решается за 2-3 дня при минимальных усилиях с вашей стороны… Благодать!

А вот, к примеру, регистрация ОПО или разработка положения о производственном контроле – процессы более долгие и кропотливые. Которые, поверьте, нельзя недооценивать. На них… прежде всего на них обратите свое внимание. И все у вас получится.

А если есть вопросы, или нужна помощь – обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.


Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru