МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Как выбрать ПАСС или ПАСФ для обслуживания ОПО

12.08.2025

Часть 1 статьи 10 ФЗ № 116 о промышленной безопасности обязывает ВСЕ организации, эксплуатирующие ОПО (независимо от класса опасности!), заключать «с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями» (далее – ПАСС и ПАСФ) договоры на обслуживание объектов.

И требование это… точно не формальность (за его нарушение штрафуют). А упомянутые ПАСС/ПАСФ вряд ли можно назвать «свадебными генералами». Ведь без их согласования не станут «полноценными» Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛА) в соответствии с п. 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437.

Более того… «активное участие» служб или формирований «закладывается» в эти Планы наравне с действиями эксплуатационного (производственного) персонала.

В общем, ПАСС/ПАСФ необходимы владельцам ОПО. И как «бумажные партнеры», и в реальной эксплуатационной практике.  А значит – выбирать их нужно с умом, обращая внимание на «тонкости» и «нюансы». В том числе… на «качество» и опыт (особенно там, где между службами/формированиями есть условная «конкуренция»). Ключевых «моментов» много. Бывает, что некоторые… выпадают из поля зрения (или перекрываются «ценовыми раскладками»). Но в промышленной безопасности важно видеть «полную картину». Поэтому, граждане… давайте-ка разберемся…
 

На что обратить внимание при выборе ПАСС или ПАСФ

Прежде всего, на то, какие виды аварийно-спасательных работ выполняют службы (формирования). Они должны соответствовать специфике (типу, классу и признакам опасности, виду надзора и т.д.) объектов и тем сценариям (задачам, мероприятиям), которые сформулированы в ПМЛА или «аварийных» инструкциях. Выбирать ПАСС/ПАСФ с неподходящими работами абсолютно бессмысленно (и «опасно» с точки зрения «недовольства» госорганов). Поэтому стоит решить заранее, нужны ли вам:
  • горноспасательные работы (для ликвидации аварий на ОПО горнодобывающей отрасли, например, в угольных шахтах, рудниках, карьерах, на дробильно-сортировочных площадках и т.д.);
  • газоспасательные работы (для ликвидации аварий в зонах с повышенной концентрацией «токсичных и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ», скажем, на ОПО магистрального трубопроводного транспорта, в сетях газораспределения и газопотребления, на АГЗС и т.д.);
  • противофонтанные работы (для ликвидации аварий на объектах по разведке и добыче нефти, газа и газового конденсата);
  • поисково-спасательные работы (для поиска и спасения людей, а также материальных и культурных ценностей; будут полезны на ОПО любого типа);
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров (которые нужны везде, где есть риск возгорания; сюда не входит тушение «пожаров в горных выработках»);
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. аварий (которые включают эвакуацию людей, оказание первой помощи, а также другие медицинские, лечебно-эвакуационные и санитарные мероприятия);
  • работы по ликвидации последствий радиационных аварий (любого масштаба);
  • работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ;
  • работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (исключая внутренние морские воды и территориальное море)…
…либо их «гармоничные сочетания». А потом двинуться дальше и проверить ПАСС/ПАСФ на соответствие обязательным требованиям, которые установлены, как минимум:
  • Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»;
  • приказом МЧС России от 12.03.2018 № 99 «Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований».
То есть убедиться, что:

1) ПАСС/ПАСФ аттестованы на право ведения (всех заявленных и необходимых вам) аварийно-спасательных работ в соответствии со статьей 12 ФЗ № 151 и п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091. Другими словами… имеют действующие свидетельства об аттестации (их «обновляют», т.е. проходят переаттестацию, 1 раз в 3 года), где указаны:
  • виды работ;
  • учредители службы (формирования);
  • наименование аттестационной комиссии;
  • реквизиты протокола ее «экзаменационного» заседания и т.д.

2) ПАСС/ПАСФ зарегистрированы в МЧС России согласно статье 10 ФЗ № 151 и приказу МЧС от 12.03.2018 № 99 – т.е. данные о них внесены в реестр аттестованных служб и формирований, который, по сути, является «сборником таблиц» (перечней) по всем регионам РФ. С их помощью, кстати, можно не только проверить, но и выбрать себе потенциального подрядчика.

3) ПАСС/ПАСФ укомплектованы личным составом – т.е. имеют в штате достаточное количество спасателей, которые прошли профессиональное обучение и аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с частью 3 статьи 9 и статьей 24 ФЗ № 151, а также п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091. Тут можно запросить:

  • действующие удостоверения личности спасателей установленного образца;
  • книжки спасателей, где указаны виды работ, на ведение которых они аттестованы.
4) ПАСС/ПАСФ хорошо оснащены – располагают минимальным (лучше – оптимальным) набором аварийно-спасательных средств для выполнения заявленных видов работ, которые принадлежат им «на праве собственности или ином законном основании» (хотя бы пока действует аттестация и ваш договор с ними). Т.е. имеют в достаточном количестве:
  • автотранспорт (легковые, грузовые, пожарные, медицинские автомобили, автобусы, машины повышенной проходимости и т.д.);
  • инженерную технику (подъемные сооружения, трактора, бульдозеры, экскаваторы);
  • летательные аппараты (вертолеты, самолеты и т.д.);
  • устройства связи (рации, спутниковые телефоны и т.д.);
  • технику для обнаружения пострадавших (камеры, тепловизоры и т.д.);
  • экипировку для защиты органов дыхания и кожи (противогазы, респираторы, спецодежду и т.д.);
  • приборы химического и радиационного контроля (газоанализаторы, дозиметры и т.д.);
  • аварийно-спасательный инструмент (бетоноломы, пневмодомкраты, электро- и бензопилы, переносные электростанции, сварочное оборудование и т.д.);
  • пожарное оборудование (огнетушители, пенообразователи, мотопомпы и т.д.);
  • медицинское снаряжение (комплекты для оказания первой помощи, средства для иммобилизации и транспортировки пострадавших и т.д.).
А если речь идет о выполнении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, то дополнительно соответствуют требованиям «к составу и оснащению» из постановления Правительства РФ от 16.12.2020 № 2124.
Здесь для «подтверждения» можно запросить:
  • табель и ведомость оснащения;
  • документы по учету технического состояния аварийно-спасательных средств;
  • документы о владении этими средствами (договоры, бухгалтерские бумаги, складские формуляры и т.д.).
А еще… изучить паспорт аттестованной ПАСС/ПАСФ, в котором, помимо сведений об оснащенности, есть информация:
  • о «зоне ответственности» службы или формирования (т.е. территории, где они активно представлены);
  • о количестве личного состава, в т.ч. об аттестованных спасателях;
  • о режиме дежурства («круглосуточный» или «часы работы»), о количестве персонала в дежурной смене, о времени сбора дежурной смены (в минутах) и т.д.
5) Реагирующее подразделение ПАСС/ПАСФ (т.е. реальные силы и средства, которые будут привлекаться к работам по ликвидации аварии) находится на минимальном расстоянии от объектов – в том же городе, муниципальном районе или (небольшом) субъекте РФ. При этом сами ОПО располагаются в «зоне ответственности» службы или формирования. Такое положение вещей обеспечит «быстрый выезд» и оперативное начало аварийно-спасательных работ. Для проверки в данном случае можно посетить место дислокации «сил и средств» (доехать на собственном транспорте от точки А до точки Б), обсудить способы их «доставки», организацию совместных учений и тренировок.

6) ПАСС/ПАСФ может в наименьшие сроки прибыть на объекты в «полной боевой готовности» и приступить к локализации-ликвидации аварии (т.е. продемонстрировать наименьшее «время реагирования»). И дело тут не только в «удаленности» от ОПО, но и в том, насколько быстро (в часах, минутах) спасатели дежурной смены смогут экипироваться, подтянуть основные технические средства и выдвинуться к месту выполнения работ.

7) ПАСС/ПАСФ имеет разрешительные документы, необходимые для выполнения работ. К ним могут относиться:
  • лицензия МЧС на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (выдается управлениями Росприроднадзора по субъектам РФ);
  • лицензия ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • лицензия на осуществление медицинской деятельности (для ликвидации медико-санитарных последствий);
  • лицензия на осуществление образовательной деятельности (например, для обучения работников ОПО) и т.д.
Это, что называется, «базис». Без его соблюдения нет смысла вести дальнейшие «переговоры» или согласовывать «договорные обязательства» со службами (формированиями). Но проверка этим, конечно, не исчерпывается. Можно (хотя скорее нужно) оценить профессиональный (практический) опыт ПАСС/ПАСФ, скажем, запросить:
  • информацию об учениях и тренировках, в которых они участвовали (которые проводили), например, за предыдущий год (или «совсем обнаглеть», настаивая на «показательных учениях» еще до подписания договора);
  • рекомендации «клиентов» или список обслуживаемых ОПО (если это не является коммерческой/государственной тайной).
Можно «на практике» изучить работу дежурной смены – позвонить им в ночное время, прикинуться «заказчиком» и задать «неудобные» вопросы о силах, средствах и оперативных выездах.

Можно поговорить «по душам» с представителями ПАСС/ПАСФ и обсудить их готовность:
  • проводить обследование (хотя бы осмотр) объектов, скажем, 1 раз в квартал, чтобы «на ранней стадии» выявлять риски возникновения аварий, ошибки персонала и т.д.;
  • давать письменные или устные рекомендации по устранению «факторов», которые создают угрозу возникновения аварии;
  • обучать работников ОПО и участвовать в совместных учебно-тренировочных занятиях, ну, скажем, 4 раза в год (график тренировок обычно прикладывают к договору на обслуживание объектов);
  • помогать в разработке (доработке) ПМЛА, плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, иных «аварийных» документов и т.д.
Или провести любые другие «тесты». Тут ведь главное – убедиться в «надежности партнера», его способности качественно и оперативно выполнять нужные аварийно-спасательные работы.

А как же «стоимость услуг»? – громко спросят многие из вас. Поверьте, товарищи… она не имеет значения. И не является «критерием выбора». Да, можно найти «сомнительную» организацию с минимальной «таксой», у которой… 2,5 человека личного состава и всё оснащение в субаренде (как аттестацию прошли, непонятно). А в самый ответственный («аварийный») момент… не получить от нее НИКАКОЙ помощи, отправив даже эти «маленькие деньги» в мусорную корзину. Или можно выбрать надежного «контрагента», адекватно оценив свои финансовые возможности. Решать вам и только вам. Реестр МЧС в помощь. Туда «с улицы» не попадают.

Главное, помните – договор с ПАСС/ПАСФ должен быть! И Ростехнадзор обязательно узнает о его отсутствии. Как? Всё просто. Вы ежегодно должны сообщать об этой «бумаге» в отчете о производственном контроле (разделы 8.2 и/или 8.3). Поэтому, граждане… соблюдайте нормы статьи 10 ФЗ № 116 и, разумеется, остальные требования промышленной безопасности. Эксплуатируйте ОПО в строгом соответствии с ними. А если нужна помощь, консультация или экспертная поддержка – обращайтесь. Наши знания & опыт всегда к вашим услугам.

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru