Как выбрать б/у автокран: 6 советов эксперта
Начинаем серию «Взгляд эксперта» (по промышленной безопасности, конечно – это наш профиль).Сегодня расскажем, как выбрать бывший в употреблении (б/у) автомобильный кран (автокран).
На что обратить внимание? Что узнать и запросить у продавца? Даем 6 советов на эту тему.
1. Убедитесь, что на кран есть паспорт (не ПТС) и руководство по эксплуатации. Если кран импортный, должны обязательно быть сертификаты (как минимум, ТР ТС) и документация на русском языке (особенно для кранов из Японии и Китая).
Если документов нет, вас ждет экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) и разработка паспорта (руководства) по законам РФ. Это как минимум 100 000 рублей, если заключение ЭПБ будет положительным. Не лишние деньги, правда?
Что нужно сделать | Цена | Комментарий |
ЭПБ | min. 55 000 руб. | Зависит от возраста (года выпуска) и физического (технического) состояния автокрана |
Паспорт | min. 25 000 руб. | Зависит от марки, модели, грузоподъемности и физического (технического) состояния автокрана |
Руководство по эксплуатации | min. 20 000 руб. | Зависит от марки, модели, грузоподъемности и физического (технического) состояния автокрана |
2. Убедитесь, что на кране стоят оригинальные детали, а все ремонты, замены и пр. прописаны в паспорте ГПМ.
«Левые» детали и некачественный ремонт (очень часто) = авария.
И машину потеряете (за сколько купили?), и людей покалечите (какую компенсацию заплатите?).
Аварию приедет расследовать Ростехнадзор – все увидит и оштрафует вас минимум на 220 000 рублей.
После «аварийного» ремонта нужно провести ЭПБ, а это в рублях – см. п. 1 * 2 = ?
В итоге – убыток с пятью, а то и шестью нулями.
3. Убедитесь, что на кране не было аварий и инцидентов. А если были – они расписаны в паспорте крана (или информация по ним к паспорту приложена – акты расследования, например).
Это продолжение п. 2. После аварий (инцидентов) чаще всего делают замены деталей и ремонты. А может аварии (инциденты) как раз по вине «левых» деталей?
Если на кране было больше 10 аварий и/или инцидентов – задумайтесь. Может вы покупаете «хлам» и на одних ремонтах разоритесь?
Если аварий (инцидентов) не было вообще (по версии продавца), а кран выглядит «потрепанным» – еще крепче задумайтесь. Вас пытаются обмануть!
4. Убедитесь, что в металлоконструкциях крана нет трещин, ржавчины и других повреждений. Внимательно осмотрите стрелу, крепление крана к шасси, даже детали автомобиля.
Повреждения есть? Если да, такой кран использовать нельзя без ремонта и ЭПБ. По крайней мере законно нельзя (а так катайтесь до первой аварии).
Если не отремонтировать кран, заключение ЭПБ будет отрицательным (для вас – бесполезным). То есть просто так потратите 60 000-90 000 рублей (за повторную ЭПБ после ремонта возьмут дополнительные деньги).
5. Убедитесь, что прежний российский владелец оформлял кран в Ростехнадзоре (особенно если кран старше 10 лет). Важное правило для:
- б/у кранов российского производства;
- импортных кранов, которые работают в России минимум 2 года.
- Вы купили этот кран и как законопослушный гражданин понесли Ростехнадзору документы.
- А он вас спрашивает: «Почему кран так долго «жил» без регистрации».
- «Ну, - отвечаете вы, - это вопрос к прежним владельцам…». И Ростехнадзор такой ответ НЕ УСТРАИВАЕТ.
- Они просят у вас полный пакет – заключение ЭПБ, паспорт целиком, сертификаты и т.д. И изучают это все под микроскопом. И отказывают… Им обязательно что-то не понравится.
6. Если кран намного старше 10 лет, просите у прежнего владельца заключение ЭПБ. Он обязан был его сделать (если такой же законопослушный, как вы), чтобы продлить срок службы ГПМ.
Заключение привязано к крану, не к владельцу – поэтому будет действовать и для вас.
Если ЭПБ нет, вам придется делать ее за свой счет (смотрите цены в п. 1). Без ЭПБ вы не оформите кран в Ростехнадзоре.