МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Какие производственные инструкции нужны для эксплуатации автокрана

31.07.2024

Вы же помните, да? Согласно п. 151 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (дальше ласково… ФНП по ПС), каждый владелец (эксплуатант) ОПО с подъемными сооружениями (в т.ч. стреловыми автомобильными кранами) обязан назначить крановщиков (операторов), стропальщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков и других ребят, которые нужны для использования (управления) и обслуживания грузо- и людоподъемной техники.

А потом, чтобы «обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы» (п. 147 ФНП по ПС), он в числе прочего должен:

  • разработать и утвердить… производственные инструкции (ПИ) для всего назначенного персонала, сделанные на основе паспорта, руководства по эксплуатации конкретного ГПМ и с учетом особенностей технологических процессов (выполняемых технологических операций);
  • донести содержание (и местами бумажную форму) этих инструкций до сотрудников, а также создать условия для исполнения прописанных там требований.
Как правило, в ПИ (без получения которых не допускают к самостоятельной деятельности) «определяют» обязанности каждого работника, его ответственность перед законом и сослуживцами, а также «порядок безопасного производства работ». Условно ПИ можно разделить на «персональные» и «коллективные».

К «персональным», которые распространяются на кого-то одного (например, крановщика или стропальщика), относятся:
  • производственная инструкция для крановщика (оператора, машиниста… как обзовете) по безопасной эксплуатации автомобильного крана;
  • производственная инструкция для стропальщика по безопасному производству работ с применением ПС;
  • производственная инструкция для электромонтера по обслуживанию и ремонту электрического оборудования автомобильного крана;
  • производственная инструкция для слесаря (ремонтника) по обслуживанию и ремонту механического и гидравлического оборудования ПС;
  • производственная инструкция для наладчика приборов безопасности автомобильного крана.
У «коллективных» (две и более категории, в т.ч. ответственные специалисты и, возможно, подрядные организации) ассортимент поскромней. В этот список попадают:
  • инструкция по осмотру и выбраковке съемных грузозахватных приспособлений и тары (СГП и Т);
  • производственная инструкция по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного крана (конкретной марки и модели);
  • (с виду производственная) инструкция по действиям в аварийных ситуациях (у ОПО с ПС, как вы помните, IV класс опасности, ПМЛА в принципе не предусмотрен).

Как бы… всё. Явно не перечень производственнных инструкций для эксплуатации котельной.  Но и здесь… есть над чем порассуждать и в чем покопаться. Поэтому… переходим к предметному разговору. В меру детально разберем содержание каждого документа. И дадим советы по их составлению. Первым номером, как положено, будет...


Производственная инструкция для крановщика

…который «единолично» управляет автомобильным краном. Сидит в кабине. Нажимает на кнопки. Отвечает за проведение большинства технологических операций.

ПИ для него делают на базе руководства по эксплуатации (того, что вы получили от изготовителя) и ФНП по ПС (в части безопасного производства отдельных видов работ).

При этом (для надежности) стоит опираться на профессиональный стандарт «Машинист крана общего назначения», утв. приказом Минтруда от 01.03.2017 № 215н и, например, «эксплуатационные» ГОСТы. А еще на ГОСТ 34466-2018 «Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков» (но сие, как вы понимаете, дело добровольное).

Сама инструкция – формализованный документ, требования к которому, увы, нигде не прописаны. Поэтому структуру и содержание выводим из практики. Ну, либо из «хотелок» госорганов по аналогичным «бумагам» для других видов ОПО. На самом деле, они типовые и предполагают несколько базовых и несколько «специфических» разделов (информационных блоков).

К «базовым» относятся:

  • «сфера применения» – для кого сделана инструкция, на какие виды работ (эксплуатацию каких ПС) распространяется, в каких случаях должна использоваться и т.д.;
  • «источники» – список НПА (НТД), на базе которых разработали ПИ;
  • «статус и схема подчинения» – можно одной фразой, например, «крановщик является рабочим и подчиняется непосредственно…» (мастеру, начальнику смены (участка), инженеру – указываете Ф.И.О. и должность или просто должность руководителя);
  • «квалификационные требования» – в т.ч. к возрасту, образованию (обучению), состоянию здоровья, опыту работы и т.д.; еще не забываем про «наличие допуска не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1000 В» (так написано в профстандарте);
  • «порядок допуска к (самостоятельной) работе» – приказ директора, медосмотр, инструктаж, проверка знаний, получение наряда-допуска для манипуляций вблизи ЛЭП и т.д.;
  • «права» – перечень того, на что крановщик имеет право (обычно это выдержки из трудового договора, правил внутреннего распорядка, ТК и т.д.);
  • «ответственность» (дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная), которая ждет крановщика за ошибки «при исполнении». Хотя бы напишите, что «работник несет ответственность за допущенные им нарушения требований производственной инструкции, иной регламентирующей документации по эксплуатации, ремонту и обслуживанию ПС в соответствии с действующим законодательством» (без конкретизации);
  • «заключительные положения» – как минимум, виза согласования, порядок ознакомления (когда и как) и лист с подписями работников, которые ознакомились с ПИ.
«Специфические» фрагменты более разнообразны. Сюда входят:

1) Знания и умения крановщика, которые можно взять из профстандарта (п. 3.7, 3.15, 3.23 в зависимости от грузоподъемности вашего крана). Ну, или «высказать» свои соображения на этот счет (только без фанатизма).

2) Возможные опасности (= причины возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев), которые могут подстерегать крановщика в процессе работы (повреждение металлоконструкций, потеря устойчивости ПС, падение груза, пожар на площадке и т.д.).

3) Трудовые обязанности в общем виде, например:
  • «подготовка автомобильного крана к работе»;
  • «управление автомобильным краном при производстве строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ»;
  • «проведение ежесменного осмотра (технического обслуживания)» и т.д.
4) Обязанности перед началом работы (смены), к примеру:
  • «проходит инструктаж»;
  • «знакомится с ППР/ТК»;
  • «проводит внешний осмотр ПС, проверяет исправность всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности и других частей крана (тормоза, ограничитель предельного груза, звуковой сигнал и т.д.)»;
  • «вместе со стропальщиком проводит осмотр СГП и Т, проверяет их соответствие массе и характеру груза» (это, кстати, часть ежесменного обслуживания);
  • «осматривает площадку и оценивает ее состояние»;
  • «получает наряд-допуск на работу вблизи ЛЭП» и т.д.
5) Случаи, когда нельзя приступать к работе, скажем:
  • при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях ПС;
  • при неисправности ограничителя зоны обслуживания, канатно-блочной системы, ограничителя предельного груза и т.д.;
  • при наличии неизолированных токоведущих частей электрооборудования и т.д.
6) Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи для «коммуникаций» со стропальщиком (согласно п. 248 ФНП по ПС). Информацию можно взять из приложения № 7 к ФНП по ПС и ГОСТ 34591-2019 «Краны грузоподъемные. Ручные сигналы».

7) Обязанности при выполнении работы (т.е. в процессе управления краном), например:
  • «соблюдает правила техники безопасности»;
  • «контролирует отсутствие людей и посторонних предметов в зоне действия ПС»;
  • «контролирует правильность строповки грузов»;
  • «обменивается сигналами со стропальщиком» и т.д.
8) Технологическая последовательность (алгоритм «шаг за шагом») безопасного производства конкретных видов работ в разных условиях (погрузка-разгрузка, СМР, перемещение груза и т.д.).

9) Запреты – «крановщику запрещается…», к примеру:
  • поднимать неправильно обвязанный груз, находящийся в неустойчивом положении;
  • передавать управление ПС лицам, права на это не имеющим (в т.ч. ученикам и стажерам без своего наблюдения за ними);
  • эксплуатировать кран с отступлениями от ППР или ТК и т.д.
10) Случаи, когда крановщик должен опустить груз и прекратить работу ПС, скажем:
  • при сильном ветре, скорость которого превышает допустимые показатели (прописанные в паспорте крана);
  • при недостаточной освещенности места, где ведутся работы;
  • при температуре за стеклом кабины «ниже нижнего предела», указанного в паспорте ПС и т.д.
11) Порядок действий (обязанности) при возникновении аварийных ситуаций, пункты которого можно сформулировать, например, так:
  • «при появлении опасных факторов (трещины в металлоконструкциях, повреждение каната, поломка осей колес, неработоспособность тормозов и др.), а также треска, биения, стука, грохота в механизмах немедленно прекращает перемещение груза, подает предупредительный звуковой сигнал, опускает груз на землю (пол, площадку) и выясняет причину…».
12) Обязанности после завершения работы (смены), к примеру:
  • «устанавливает стрелу в положение, определенное в руководстве по эксплуатации»;
  • «проводит внешний осмотр и ежесменное техническое обслуживание ПС»;
  • «заполняет вахтенный журнал»;
  • «сдает смену» и т.д.
Еще в инструкцию можно добавить описание (изображение, технические данные и допустимые параметры эксплуатации) крана/кранов, на котором/которых будут выполняться работы (дабы сотрудник точно знал, на что он подписывается).

Вот так, граждане. Из ПИ крановщика получается целый трактат. Но ведь и задачи у него, прямо скажем… ответственные, без ложной скромности, ключевые. Хотя есть у «машиниста» соратник и друг, который тоже плотно вовлечен в процесс. Да-да, следующей в нашем списке стоит…

Производственная инструкция для стропальщика

По сути… второго человека на «производстве», который отвечает за безопасность и самих работ, и людей, находящихся «вне кабины». Не доглядит – может случиться непоправимое. Да и сомнения в своих действиях вряд ли пойдут на пользу коллективу. Так что ПИ у него должна быть четкой, подробной и обстоятельной.

Основа документа всё та же – руководство по эксплуатации крана. И… хочется сказать «профстандарт», но его нет в утвержденном виде («гуляет» только проект от 2018 года). Поэтому используйте ГОСТы, например:
  • ГОСТ 34466-2018 «Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков»;
  • ГОСТ 34585-2019 «Краны грузоподъемные. Обучение стропальщиков и сигнальщиков»;
  • ГОСТ 34591-2019 «Краны грузоподъемные. Ручные сигналы» и т.д.
Ну и, разумеется, ФНП по ПС. Там тоже есть «пара копеек». Хватит и на «базовые фрагменты». Они, кстати, такие же, как в ПИ крановщика – сфера применения, квалификационные требования, возможные опасности и порядок действий в аварийных ситуациях, права, ответственность, заключительные положения и т.д. Разве что допуск по электробезопасности должен быть не ниже II группы (подсмотрено здесь, источник официальный).

И на «специфику», которая, само собой, отличается. Ведь у стропальщика другие трудовые функции. В его задачи входит, например:
  • «подача сигналов крановщику и наблюдение за грузом при подъеме, перемещении и укладке»;
  • «выбор необходимых стропов в соответствии с массой и размером перемещаемого груза»;
  • «определение пригодности стропов» и т.д.
А отсюда уже вытекают «свои» знания и умения (которые мы обычно берем из профстандарта, но тут придется из ГОСТов или из практики), к примеру:
  • «правила строповки, подъема и перемещения грузов»;
  • «наиболее удобные места строповки»;
  • «сроки эксплуатации стропов, их грузоподъемность, методы и сроки испытания»;
  • «принцип работы и конструкции грузозахватных приспособлений, способы их предохранения от прогиба и порчи»;
  • «визуальное определение массы, центра тяжести перемещаемых грузов» и т.д.
И, понятно, обязанности, которые здесь тоже делятся на три группы:

1) Перед началом работы (смены) стропальщик, например:
  • «проверяет свое рабочее место (площадку) на предмет равномерного освещения и отсутствия посторонних предметов и лиц в зоне производства работ»;
  • «проверяет наличие схем, инструкций, медицинской аптечки, в т.ч. ее укомплектованность»;
  • «вместе с крановщиком проводит осмотр СГП и Т, проверяет их соответствие массе, характеру груза» и т.д.
2) В процессе работы (тут нужно расписать технологическую последовательность выполнения различных операций) он, к примеру:
  • «подает сигналы крановщику»;
  • «наблюдает за грузом при подъеме, перемещении, укладке» и т.д.
3) После завершения работы… не делает ничего особенного. Ну, приводит в порядок «рабочее место», помогает в чем-то крановщику.  Сдает смену, убирает СИЗы в шкафчик и со спокойной совестью идет домой (если не случилось что-то экстраординарное).

Ах да. Не забудьте добавить в ПИ знаковую сигнализацию и разложить там «систему обмена сигналами при радиопереговорной связи». Крановщик и стропальщик должны «разговаривать» на одном языке. К тому же…

Иногда строповых дел мастер может превратиться… в сигнальщика (с легкой руки ответственного за безопасное производство работ с применением ПС). Такое бывает, когда «зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины (с места) управления». И при этом нет «двусторонней радио- или телефонной связи» для участников процесса (см. п. 153 ФНП по ПС). В данной ситуации крановщик управляет, стропальщик следит за грузом, а некто третий стоит между ними и подает сигналы, которые видны обоим.

Но сигнальщик – не должность, скорее функция («особый случай»). И его «обязанности» вполне умещаются в ПИ стропальщика. Хотя… если вы склонны к перфекционизму, то можете сделать отдельную инструкцию.

Ну а мы движемся дальше и переходим… к обслуживающему персоналу. Ребятам, которые не участвуют в «производстве работ». Зато регулярно приводят ПС в порядок. Сначала посмотрим, что представляет собой…

Производственная инструкция для электромонтера

Человека, который (при прочих равных) технически обслуживает и ремонтирует электрооборудование автокрана. ПИ для него черпают из тех же источников – руководство по эксплуатации, ФНП по ПС и… профессиональный стандарт «Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений», утв. приказом Минтруда от 21.12.2015 № 1062н.

Зачин документа «канонический» (как у стропальщика или крановщика):
  • для кого, какие виды работ, список использованных НПА (НТД);
  • кто такой (рабочий), кому подчиняется (кстати, службе гл. энергетика);
  • квалификационные требования, в т.ч. наличие «не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1000 В»;
  • порядок допуска к работе (приказ директора, проверка знаний, медосмотр, инструктаж);
  • возможные опасности, действия в аварийных ситуациях и т.д.
А в основной части нас поджидает «специфика»:

1) Знания и умения, которые можно взять из п. 3.1.3 вышеназванного профстандарта.

2) Обязанности перед началом работы, к примеру (можно расписать технологическую последовательность подготовительных мероприятий):
  • «надевает спецодежду, подготавливает СИЗ (диэлектрические перчатки, галоши)»;
  • «подбирает инструмент, оборудование и оснастку, проверяет их исправность» и т.д.
3) Требования к инструменту (оборудованию, оснастке), например:
  • «изолирующие части инструмента должны иметь гладкую поверхность, не иметь трещин, заусенцев»;
  • «изоляционное покрытие рукояток должно плотно прилегать к металлическим частям инструмента и полностью изолировать часть, находящуюся в руке во время работы» и т.д.
4) Обязанности при выполнении работы (в т.ч. правила техники безопасности и алгоритмы выполнения трудовых действий), к примеру:
  • «проводит периодический осмотр, проверку, обслуживание и ремонт электрооборудования, средств освещения, сигнализации и блокировки»;
  • «устраняет возможные неисправности в электрооборудовании, в силовых цепях, цепях управления, сигнализации»;
  • «проводит замену перегоревших ламп и плавких вставок»;
  • «проводит ремонт и замену электроаппаратов в кабине» и т.д.
5) «Запреты» – то, что электромонтеру делать нельзя, например:
  • «снимать ограждения выводов обмоток во время работы электродвигателя»;
  • «пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели, а также присоединять заземление путем скрутки проводников»;
  • «прикасаться к приборам, сопротивлениям, проводам и трансформаторам во время измерений»;
  • «пользоваться при работе под напряжением ножовками, напильниками, металлическими метрами» и т.д.
6) Обязанности после завершения работы, к примеру:
  • «ставит на место и укрепляет все снятые ограждения на электрооборудовании и на электроаппаратах»;
  • «убеждается в отсутствии очагов загорания» и т.д.
Концовка ПИ тоже предсказуема:
  • (как всегда) права;
  • (всякая возможная) ответственность;
  • заключительные положения (с фамилиями, визами и подписями).
Короче, всё по учебнику (который кто-нибудь когда-нибудь напишет). Идем дальше. На очереди…

Производственная инструкция для слесаря

Сотрудника, который «продлевает жизнь» механическому и гидравлическому оборудованию ПС. Он единокровный брат электромонтера, только подчиняется службам гл. механика. И должен иметь «не ниже II группы по электробезопасности напряжением до 1000 В».

ПИ для него делают с опорой на тот же профессиональный стандарт – «Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений», утв. приказом Минтруда от 21.12.2015 № 1062н (+ ФНП и руководство по эксплуатации крана).

Применяют ту же структуру, поэтому «типовые компоненты» инструкции (сфера применения, квалификационные требования, действия в аварийных ситуациях, права, ответственность, заключительные положения и т.д.) оставим за кадром. Мы их уже называли (а вы, наверное, знали о них задолго до этой статьи). Давайте к сути.

1) Знания и умения слесарей можно подглядеть в п. 3.1.1 и 3.1.2 упомянутого выше профстандарта.

2) Обязанности перед началом работы близки к электромонтерским (заточены под экипировку и оснащение), например:
  • «проверяет наличие и исправность инструмента, приспособлений и СИЗ»;
  • «переносит инструмент к рабочему месту в специальной сумке или ящике» и т.д.
3) Обязанности при выполнении работы (не забудьте расписать пошаговые алгоритмы и технику безопасности) «оригинальны», имеют свой профессиональный колорит, к примеру:
  • «проверяет состояние и работоспособность всех механизмов, грузовых канатов, крюковой подвески, металлоконструкций»;
  • «проводит очистку, покраску и смазку быстроизнашиваемых деталей механического оборудования, замену смазочных материалов»;
  • «регулирует и настраивает механическое оборудование автокрана»;
  • «проверяет состояние крюка на предмет отсутствия износа в его зеве свыше 10% первоначального сечения, отсутствия трещин, разогнутости, заедания в крюковой обойме»;
  • «проверяет работу тормоза механизма подъема груза» и т.д.
4) Запретные действия, от которых лучше воздержаться – слесарю, например, нельзя:
  • «оставлять незакрепленными детали оборудования даже при кратковременном перерыве в работе»;
  • «при использовании гаечных ключей наращивать их трубами, другими ключами, применять ключи больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями болтов или гаек и губками ключа»;
  • «ремонтировать кран, находящийся в рабочем (т.е. работающем) состоянии» и т.д.
5) Обязанности после завершения работы весьма очевидны – слесарь:
  • «убирает инструменты и инвентарь, промывает, смазывает их и укладывает в специально предназначенное место» и т.д.
В общем, история, похожая на «судьбу» электромонтера (в идеале это может быть один человек). А вот следующий наш герой в известной степени уникален. У него узкий профиль, цепкий взгляд и золотые руки. Да-да, «обслуживающий» список замыкает…

Производственная инструкция для наладчика приборов безопасности

Довольно редкого работника, который есть в штате не у каждого владельца ПС. Ведь наладочные мероприятия обычно доверяют специализированным фирмам. К тому же речь о приборах безопасности, и независимый взгляд тут явно на пользу.

Но если уж вы обзавелись таким «специалистом», то ему тоже нужна ПИ – шаблонная по структуре (все эти сферы применения, порядки действий и допусков, права, ответственность и т.д., как у монтера со слесарем) и в меру оригинальная по содержанию. Ее делают с опорой на руководство по эксплуатации (крана и приборов безопасности), ФНП по ПС и профстандарт «Работник по монтажу и наладке подъемных сооружений», утв. приказом Минтруда от 21.12.2015 № 1056н.

Хотя на первый взгляд минтрудовский документ предназначен скорее для «подрядных организаций», которые проводят монтаж и наладку ПС перед пуском в работу и периодически в процессе использования. Однако… там есть п. 3.4.1 «Проверка параметров работы, наладка, обслуживание и текущий ремонт приборов безопасности подъемных сооружений», где описан наш с вами случай и дан профессиональный портрет штатного наладчика.

То есть трудовые действия, знания-умения для ПИ вполне извлекаются оттуда. Еще стоит заглянуть в п. 3.4.2 и 3.4.3, если вы готовы «подарить» сотруднику право монтировать/демонтировать приборы безопасности.

И не проходите мимо архивного, уже не действующего, но местами полезного РД 10-208-98 «Типовая инструкция для наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов». Бездумно копировать не надо (времена изменились), а вот взять канву и кое-какие формулировки… да, можно. Главное, не забыть про «наличие не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1000 В» (завещанное профстандартом) и прописать другие (современные) квалификационные требования.

А потом перейти к обязанностям, с улыбкой на лице отступив от «канона». Можете сгруппировать их следующим образом:

1) Обязанности при проверке состояния и наладке приборов безопасности – тут расписывают:

  • когда наладчик должен проводить процедуры (после ремонта или замены, при расследовании аварий-инцидентов, при полном техническом освидетельствовании и т.д.);
  • что он проверяет в процессе осмотра (наличие эксплуатационной документации; комплектность, техническое состояние и правильность монтажа; качество установки (крепления); состояние пломб, исправность и т.д.);
  • как проводит наладку конкретных приборов (технологическая последовательность действий), в т.ч. какое оборудование для этого использует;
  • как проверяет работоспособность устройств (здесь тоже не обойтись без алгоритмов);
  • как заполняет (ведет) журнал наладчика (например, делает записи об отсутствии или повреждении пломб, о проведенном опломбировании и т.д.).
2) Обязанности при проведении технического обслуживания приборов безопасности – тут указывают:
  • какие виды обслуживания выполняет наладчик (первичное, плановое, сезонное и т.д.), с какой периодичностью;
  • в каком объеме (состав работ и последовательность шагов), скажем, «при первичном обслуживании проводит внешний осмотр приборов безопасности и проверяет качество их монтажа, состояние и подключение соединительных проводов, при необходимости очищает приборы от пыли и грязи, проверяет целостность пломб, а также исправность и работоспособность приборов…»;
  • какие результаты (с точностью до формулировок) записывает в журнал наладчика и т.д.
3) Обязанности при ремонте приборов безопасности напоминают предыдущий «блок» – здесь тоже расписывают:
  • виды ремонта, которые проводит наладчик (как правило, мелкий и текущий, для восстановительного или капитального лучше привлечь специализированную организацию);
  • объемы работ и порядок (алгоритм) их проведения;
  • перечни «разрешенного» инструмента (специального оборудования) и т.д.

4) Обязанности при монтаже приборов безопасности также не лишним будет включить в ПИ наладчика. Как минимум, сказать про характер его участия в процессе – например, делает своими силами либо выступает как «подмастерье» специализированной фирмы. А дальше уже (если ваш работник имеет «монтажное» право) обозначить состав работ, технологическую последовательность и специфику.

Ну что, граждане… с «персональными» инструкциями всё. Переходим на «коллективные» формуляры. И первой в фокус внимания попадает…
 

Инструкция по осмотру и выбраковке съемных грузозахватных приспособлений и тары

…ноги которой растут из п. 224 ФНП по ПС. Там написано, что осмотр СГП и Т «должен производиться по инструкции, утвержденной внутренним распорядительным актом эксплуатирующей организации… и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели». При разработке этого документа можно (скорее, нужно) использовать:

  • руководство по эксплуатации крана (браковочные нормативы изготовителя);
  • ФНП по ПС (как минимум, п. 215-234, 270-276);
  • ГОСТ 33715-2015 «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация»…

…и другие профильные НПА (НТД) на ваше усмотрение.

Кстати, соблюдение инструкции должен контролировать специально назначенный ИТР (он же проводит периодический осмотр СГП и подтверждает браковку). На эту роль выбирают отдельного работника, ответственного «за осмотр, проверку и выбраковку». Ну, или возлагают все обязанности на лицо, ответственное за безопасное производство работ с применением ПС. Как бы вы не поступили, структура и содержание ПИ изменятся мало. А они, поверьте, заслуживают внимания.

Ведь требований и шаблонов в нормативке нет. Зато на практике складывается следующая «конфигурация».

1) Вводная часть, где расписывают:

  • перечень нормативных актов (документов), их которых «собрана» инструкция;
  • область применения ПИ, например, «…распространяется на находящиеся в эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.п.) и тару, и устанавливает правила и методы оценки соответствия, включая браковочные показатели, требования к условиям проведения проверок, испытаний…»;
  • для кого предназначена инструкция, скажем, «обязательна для применения ответственным за безопасное производство работ с применением ПС (для проведения осмотров в установленные сроки), крановщиками и стропальщиками (для проведения осмотра перед применением в работе)» и т.д.

2)Термины и определения, среди которых могут быть «браковка», «захват», «съемное грузозахватное приспособление», «тара» и т.д.

3) Общие положения, которые включают:

  • виды СГП и Т, порядок (условия) их безопасного применения;
  • список работников, проводящих осмотр (ответственный, крановщики и стропальщики);
  • периодичность мероприятий, например, «стропальщики и крановщики должны проводить осмотр СГП перед их применением», в то время как «ответственный… должен периодически производить осмотр не реже чем: траверс, клещей, захватов и тары – каждый месяц; стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней; редко используемых СГП – перед началом работ»;
  • указание о том, что «поврежденные СГП и Т, выявленные в процессе осмотра, должны изыматься из работы» (кстати, п. 224 ФНП по ПС), в т.ч. – случаи для изъятия, например, для СГП – отсутствие или повреждение маркировочной бирки, для тары – отсутствие или нечеткость маркировки и т.д.;
  • способ (порядок) оформления результатов осмотра – запись в журнале, составление акта и т.д.

4) Требования безопасности к СГП и Т (актуальные еще до начала эксплуатации), например, наличие паспорта, клейма и прочно прикрепленной металлической бирки, протоколов испытаний от изготовителя и т.д.

5) Порядок безопасной эксплуатации СГП и Т, где популярно и доступно излагают:

  • способы для поддержания их исправности и работоспособности (периодические осмотры, техническое обслуживание и ремонт в установленные графиком сроки, систематический контроль за правильным ведением журнала осмотра и своевременным устранением выявленных дефектов);
  • требования к персоналу, который допущен к эксплуатации (перечень должностей/профессий, квалификация и т.д.);
  • методы использования, правила строповки, запреты и ограничения, нормы техники безопасности и т.д.

6) Порядок (методы) осмотра и браковки СГП и Т, который содержит:

  • «имена и сроки» – кто и когда проводит процедуры (можно продублировать, расширить и дополнить информацию из «Общих положений»);
  • «акценты» – что и как проверяют, к чему приглядываются, скажем, «при осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления»;
  • «недостатки» – перечень дефектов и повреждений металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев), при которых эксплуатация запрещается, например, трещины, надрывы, повреждения резьбовых соединений, вмятины и т.д.;
  • «утилизаторы», т.е. критерии браковки с конкретными числовыми показателями – обрывы проволок; поверхностный и внутренний износ, коррозия; деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.д.

7) Оформление результатов осмотра и проверки (оценки соответствия), например, составление акта и/или запись в журнале осмотра грузозахватных приспособлений (обе формы можно сделать приложениями к инструкции) – не забудьте указать:

  • кто составляет акт и/или вносит записи (как правило, ответственный за безопасное производство работ);
  • какие формулировки нужны в разных случаях, скажем, «при наличии дефектов, не препятствующих безопасной эксплуатации, в журнал вносится их краткое описание и сроки устранения» или «для СГП и Т, находящихся в неработоспособном состоянии, в журнал вносится запись об их непригодности к эксплуатации» и т.п.

Ну а дальше пара «классических» разделов:

  • возможные опасности, которые грозят «смотрящим» и проверяющим;
  • действия персонала в нештатных ситуациях;
  • ответственность за нарушение ПИ;
  • заключительные положения с визами, порядком ознакомления и подписями работников.

И как бы всё. Первый «коллективный» формуляр отправляется на производство. Впереди – два других экземпляра, с интересной «судьбой» и неоднозначным «правом на существование». Вот, например…
 

Производственная инструкция по техническому обслуживанию и ремонту

…большая часть которой разбросана по «персональным» ПИ крановщика, слесаря, электромонтера, наладчика. Спрашивается, зачем делать отдельный документ? Ведь персонал и так знает свои обязанности по этим направлениям.

Ну, во-первых, единую, «узконаправленную», бумагу проще предъявлять надзорным органам (чтоб не сильно закапывались в «персональные» экземпляры – такое часто бывает при авариях). Во-вторых, с ее помощью легче контролировать правильное и безопасное выполнение операций (ответственные работники скажут спасибо). А в-третьих…

«Сводной» инструкцией при прочих равных может воспользоваться любой ИТР, рабочий и даже сотрудники подрядных (специализированных) организаций. Поэтому в разработке есть смысл (хоть и нет функциональной необходимости).

Тем более что основа у ПИ всё та же – руководство по эксплуатации (крана, его частей, устройств и механизмов, которые предстоит обслуживать и ремонтировать). Возьмите «базу» оттуда. Дополните ее положениями ФНП по ПС (см. раздел II, п. 10-21 и раздел V).

Подробно распишите все виды технического обслуживания (ежесменное, плановое, сезонное и т.д.) и ремонта (мелкий, текущий, восстановительный, капитальный и т.д.). Дайте четкий набор и последовательность шагов. Укажите исполнителей. Добавьте пару «канонических» разделов (сфера применения, квалификационные требования к персоналу, ответственность и т.д.). Упакуйте под единой обложкой, и документ обретет желаемые кондиции. А как им распорядиться – поймете уже на практике.

Ну, что, товарищи… мы на финишной прямой. Осталась еще одна, по сути, уникальная инструкция. Ведь к ней (в кое-то веки) есть… нормативные требования, которые изложены в п. 253 ФНП по ПС. Да-да, заключительной в нашем списке будет…
 

Инструкция по действиям в аварийных ситуациях

Обычно ее «фрагменты» уже присутствуют в каждой ПИ – хоть «персональной», хоть «коллективной». Но… как и в случае с инструкцией по ТО и ремонту, можно сделать единый документ и расписать там алгоритмы по всем нештатным ситуациям (авариям, инцидентам и т.д.). Согласно ФНП по ПС (п. 253), в нем указывают «требования, определяемые спецификой ОПО» (т.е. «аварийные» особенности рабочей площадки), а также:

  • оперативные действия персонала по предотвращению и локализации (всех возможных) аварий;
  • методы и способы ликвидации (всех возможных) аварий;
  • схемы эвакуации работников из зоны обслуживания ПС (на случай, если аварию (инцидент) не получается (нельзя) локализовать/ликвидировать);
  • порядок использования системы (средств) пожаротушения при локальных возгораниях оборудования;
  • «порядок приведения ПС в безопасное положение» (груз на землю, стрела в «стартовую» позицию, работа не волк и т.д.);
  • порядок (схему) эвакуации крановщика, покидающего кабину управления;
  • места на площадке (за пределами зоны обслуживания), где кран может находиться в нерабочем (безопасном) состоянии (в т.ч. на период локализации-ликвидации аварийных ситуаций);
  • порядок оповещения персонала (в т.ч. руководства эксплуатирующей организации, ответственных ИТР) о возникновении инцидентов и аварий;
  • места, где расположены аптечки первой помощи и другие медицинские «принадлежности»;
  • методы оказания доврачебной помощи работникам, которые попали под электрическое напряжение, получили ожоги, отравились продуктами горения и т.д.

И не забывайте про «классические» разделы – сфера применения, ответственность, заключительные положения органично впишутся в «тело» инструкции. А еще помните, что эту и другие ПИ должен утвердить (собственноручно подписать и «опечатать») руководитель эксплуатирующей организации. Потом (для пущей убедительности и наглядности) их нужно собрать в сводный…
 

Перечень производственных инструкций

…который обычно делают в виде таблицы. Например, так:

№ п/п Наименование инструкции Номер инструкции Дата утверждения Ф.И.О. и должность лица, утвердившего инструкцию Дата плановой проверки (переработки)
1. Производственная инструкция для крановщика по безопасной эксплуатации крана автомобильного КС… ПИ-01/24 04.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
04.05.2025
2. Производственная инструкция для стропальщика по безопасному производству работ с применением крана автомобильного КС… ПИ-02/24 04.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
04.05.2025
3. Производственная инструкция для электромонтера по обслуживанию и ремонту электрического оборудования крана автомобильного КС… ПИ-03/24 04.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
04.05.2025
4. Производственная инструкция для слесаря по обслуживанию и ремонту механического и гидравлического оборудования крана автомобильного КС… ПИ-04/24 04.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
04.05.2025
5. Производственная инструкция для наладчика приборов безопасности крана автомобильного КС… ПИ-05/24 12.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
12.05.2025
6. Инструкция по осмотру и выбраковке съемных грузозахватных приспособлений и тары крана автомобильного КС… ПИ-06/24 14.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
14.05.2025
7. Производственная инструкция по техническому обслуживанию и ремонту крана автомобильного КС… ПИ-07/24 12.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
12.05.2025
8. Инструкция по действиям в аварийных ситуациях при эксплуатации крана автомобильного КС… ПИ-08/24 18.06.2024 Генеральный директор
Сергеев П.А.
18.05.2025

 
Хотя список на самом деле не исчерпывающий. Вы можете разработать, скажем… Инструкцию по выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов (в дополнение к ППР или ТК) и любую другую на ваше усмотрение (под производственную необходимость). Главное – соблюсти все формальности, утвердить документ, вдохнуть в него «внутреннюю» силу. А потом использовать, желательно по прямому назначению.

Да, получается много ПИ (владельцы газовых котельных вряд ли бы с этим согласились, у них наборы 20+). Но, товарищи… некоторые работы, например, наладку приборов безопасности, техническое обслуживание и ремонт всех элементов ПС можно перепоручить специализированным фирмам. И тогда не нужны вам слесари, электромонтеры и прочий «непонятный» персонал. Крановщиков и стропальщиков будет достаточно.

А со всем остальным пусть разбираются ответственные специалисты. Ищут подрядчиков. Организуют процессы. Следят за их выполнением. Но если вы хотите на 100% контролировать ситуацию, то лучше назначить своих, «доморощенных» работников. И каждого снабдить производственной инструкцией. Ведь от этого зависит… ни много ни мало… безопасная эксплуатация вашего объекта.
 
  
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru