МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Какие ЖУРНАЛЫ нужны для эксплуатации автогидроподъемника (вышки)

20.10.2025

Обычно термин «подъемные сооружения» ассоциируется с кранами всех мастей и калибров – стреловыми, мостовыми, башенными и т.д. Но ведь к ПС относятся не только грузо-, но и людоподъемные механизмы. Например, автогидроподъемники/вышки (в статье для простоты иногда будем называть их АГП). Те самые устройства с «цилиндрическими» люльками либо «параллелепипедными» рабочими платформами, которые широко применяются в коммунальной сфере, при обслуживании и ремонте линий электропередачи (ЛЭП), уличного освещения, мостов и т.д.

При их эксплуатации тоже нужно соблюдать требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП по ПС). В том числе – «документальные», которые обязывают владельцев (эксплуатантов) АГП разрабатывать инструкции, приказы, программы, графики, проекты производства работ (ППР) и/или технологические карты (ТК)…

…а также оформлять и вести журналы, о которых, собственно, пойдет речь в этой статье. Их перечень (по традиции) не особенно фигурирует в нормативных источниках. Да, там встречаются 2-3 наименования, но как обычно… без подробностей и тем более рекомендаций по «наполнению». Так что мы опять берем на себя роль Фемиды (или кого-то другого, кто заведует справедливостью) и чуть-чуть заполняем нормативный вакуум. То бишь представляем вашему вниманию…

Журналы, которые нужны для эксплуатации автогидроподъемника (вышки)

Их не то чтобы очень много, но… каждый «формуляр» играет значимую роль в «жизнедеятельности» людоподъемного механизма. В т.ч. обеспечивает соблюдение обязательных требований, которые изложены на страницах ФНП по ПС (смотрите, например, п. 147 или п. 112), а также в руководстве (инструкции) по эксплуатации технического устройства. Короче, граждане… эти документы реально важны. И для «законной» работы автогидроподъемника (вышки) потребуются, как минимум:

1) Вахтенный журнал ПС, у которого (в случае с АГП) давным-давно нет нормативной и даже рекомендованной формы. Да, здесь всё решает эксплуатирующая организация – «рисует» такую «табличку», какая ей «по нраву». Ростехнадзор «свои» варианты не предлагает. Поэтому вполне допустимо использовать «древний» образец, который «имел хождение» в 2000-х (например, из ПБ 10-611-03). Довести его до «современного ума» и получить, скажем, такой вахтенных журнал машиниста (оператора) АГП. Ну, или можно сделать «расширенную версию» – добавить в документ несколько разделов (таблиц), которые будут содержать информацию:

  • о самом автогидроподъемнике (марка, модель, заводской номер, год изготовления и т.д.);
  • о местах его работы/установки (адрес, дата, время начала и окончания; подписи лиц, ответственных за БПР и т.д.);
  • о лицах, ответственных за содержание конкретно этого ПС в работоспособном состоянии (Ф.И.О., должность, реквизиты протоколов аттестации по промбезопасности, реквизиты приказов о назначении и т.д.);
  • о лицах, ответственных за безопасное производство работ с применением конкретно этого ПС (Ф.И.О., должность, адреса «закрепленных» за работниками объектов, реквизиты протоколов аттестации по промбезопасности, реквизиты приказов о назначении и т.д.);
  • о техническом состоянии ПС, о результатах ежесменных осмотров силами эксплуатационного и обслуживающего персонала, о количестве отработанных моточасов и т.д. (т.е. тот «фрагмент», ссылку на скачивание которого мы дали выше);
  • о «специфике» работы автогидроподъемника вблизи ЛЭП (наименования и адреса объектов, реквизиты нарядов-допусков, разрешительные отметки ответственного за БПР) и т.д.

2) Журнал периодических осмотров ПС (ежемесячных, ежеквартальных и т.д. – то есть с периодичностью больше, чем раз в смену), которые проводятся инженерно-техническими (в т.ч. ответственными) работниками, эксплуатационным и/или обслуживающим персоналом. Нормативных рекомендаций по нему нет (повезет, если будет пара строк в руководстве по эксплуатации). Поэтому содержание у «формуляра» может быть «классическое»:

  • дата осмотра;
  • список осмотренных элементов (систем, механизмов, узлов, деталей, конструкций и т.д.);
  • должность и Ф.И.О. лица, проводившего осмотр;
  • подпись лица, проводившего осмотр;
  • результаты осмотра (в т.ч. перечень обнаруженных дефектов, неисправностей, механических повреждений и т.д.);
  • список мероприятий (запланированных, фактически проведенных) по устранению «недостатков»;
  • срок устранения «недостатков»;
  • отметка об устранении «недостатков» (с подписью того, кто выполнил эту ответственную работу);
  • должность и Ф.И.О. лица, устранившего «недостатки»;
  • примечания (куда можно записывать, например, срок (дату) следующего планового осмотра) и т.д.

3) Журнал (проведения) технического обслуживания ПС, в который записывают информацию о ежесменных, плановых (через 50, 150, 350 и т.д. отработанных моточасов), внеочередных и сезонных «тематических мероприятиях». В «нормативке» о нем сказано мало (хотя документ, по сути, обязательный). А вот в руководствах по эксплуатации (иногда) попадаются целые рекомендованные формы. Правда и без них… содержание у «формуляра» интуитивно понятное. Там достаточно указать:

  • вид ТО (ежесменное, плановое – ТО-1/ТО-50, ТО-2/ТО-150 и т.д., внеочередное, сезонное);
  • дату его проведения;
  • состав/описание работ (например, проверка уровня масла в двигателях, проверка чистоты/очистка фильтров, смазка элементов, проверка болтовых креплений и т.д.);
  • список выявленных и устраненных замечаний, неисправностей;
  • должность, Ф.И.О. и подпись лица, проводившего ТО (или нескольких человек, если работала бригада);
  • Ф.И.О. и подпись работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии (он как бы подтверждает, что обслуживание проведено в полном объеме, технически правильно и без нареканий).

4) Журнал (планово-предупредительных и не только) ремонтов ПС, который теоретически можно объединить с ТО-шным «формуляром». Сделать единый журнал ТОиР и расписывать там соответствующие работы. Хотя можно оформить и самостоятельный документ с «оригинальным» (но смутно знакомым) содержанием. Включить в него такие разделы, как:

  • вид ремонта (текущий, плановый, неплановый и т.д.);
  • дата проведения;
  • описание (объем) проведенных работ (какой элемент отремонтировали, что на что заменили и т.д.);
  • должности, Ф.И.О. и подписи лиц, проводивших ремонт;
  • «отметки» специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и т.д.

5) Журнал технического обслуживания и ремонта приборов безопасности ПС. Так называемый «журнал наладчика», который лучше вести отдельно от «базовых» ТО-шных и ремонтных «формуляров» (особенно, если в штате эксплуатирующей организации есть квалифицированные, т.е. обученные наладчики приборов безопасности). Ведь в нем расписывают «мероприятия», связанные с осмотром, обслуживанием, ремонтом, настройкой, заменой, опломбированием и т.д. таких важных элементов ПС, как:

  • регистраторы (параметров работы);
  • указатели;
  • ограничители (предельного груза);
  • сигнализаторы и т.д.

Хотя по содержанию документ не отличается «сверхъестественными» деталями. В нем должны (ну… скорее могут) быть, как минимум, следующие разделы:

  • вид проведенной работы (например, плановое техническое обслуживание – ТО-1; замена, настройка и опломбирование; мелкий/текущий ремонт и т.д.);
  • дата проведения работы;
  • перечень приборов безопасности, в отношении которых проведена работа (скажем, наименования и заводские номера замененных датчиков, блоков и т.д.);
  • состав (описание) проведенной работы;
  • Ф.И.О., должность и подпись лица, проводившего работу;
  • результаты проведенной работы (когда речь идет, например, об осмотре, замене, настройке);
  • перечень выявленных «недостатков» (скажем, отсутствие пломб, сбой в работе указателей и т.д.);
  • Ф.И.О. и должность лица, ответственного за устранение «недостатков»;
  • отметка о фактическом устранении «недостатков» (с датой и подписью «устранителя») и т.д.

6) Журнал (учета) выдачи нарядов-допусков на установку и работу автогидроподъемника вблизи «воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В» (когда расстояние до крайнего провода меньше 30 метров). Безусловно, важный (и, кстати, обязательный) документ, особо отмеченный в пункте 112 ФНП по ПС. Только, увы, без «рекомендованной формы». Хотя в данном случае есть эффективное решение – адаптировать под задачи «формуляр» из приложения № 8 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н. Чуть-чуть «поколдовать» над разделами, возможно, изменить их количество – и… получится то, что нужно.

7) Журналы периодической проверки знаний инженерно-технического, эксплуатационного и обслуживающего персонала. Их количество, по сути, не ограничено. Можно сделать два – отдельный «формуляр» для ИТР и отдельный для рабочих. А можно подготовить «свой» документ для каждой «профессиональной группы»:

  • инженерно-технических работников (которых тоже можно разбить на «категории»);
  • машинистов (операторов);
  • рабочих люльки;
  • слесарей;
  • электромонтеров;
  • наладчиков и т.д. 

Тут ведь главное – наполнить его «правильным» содержанием. Указать в нем, как минимум:

  • Ф.И.О. и должности (профессии) работников, чьи знания проверены;
  • марки (модели) и заводские номера подъемников (вышек), к работе с которыми они допущены;
  • виды «деятельности», которыми они теперь могут «заниматься» (например, управление АГП, обслуживание гидравлической системы и т.д.);
  • названия и реквизиты нормативных документов (в т.ч. должностных и производственных инструкций), на знание (в объеме) которых проведена проверка;
  • дату «проверочного мероприятия»;
  • Ф.И.О. и должности членов «проверочной» комиссии;
  • реквизиты протоколов, выданных удостоверений и т.д.

8) Журналы по технике безопасности (учета инструктажей по безопасным методам выполнения работы и т.д.):

  • для машинистов (операторов) АГП;
  • для рабочих люльки (раньше такой «формуляр» называли «вахтенным журналом рабочих люльки»);
  • для слесарей, электромонтеров и другого обслуживающего персонала.

В них можно «фиксировать»:

  • виды инструктажей (первичный, целевой и т.д.);
  • даты их проведения;
  • «темы» (например, ознакомление с ППР, ТК или требованиями наряда-допуска);
  • Ф.И.О. и подписи работников, получивших инструктажи;
  • должности, Ф.И.О. и подписи лиц, проводивших инструктажи;
  • информацию о стажировке на рабочем месте и т.д.

9) Журналы (учета) выдачи должностных и производственных инструкций (которые иногда заменяют «росписями» на контрольных экземплярах). Обычно в них указывают:

  • Ф.И.О. и должности работников, получивших ДИ/ПИ;
  • их подписи, подтверждающие получение;
  • даты выдачи;
  • наименования и реквизиты инструкций и т.д.

На этом как бы всё. «Базовый набор» исчерпан. Разумеется, эксплуатирующие организации могут (а местами… должны) вести и другие «формуляры». Например, журнал выдачи нарядов-допусков для выполнения работ на высоте (его форма, кстати, есть в приложении № 5 к Правилам по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н). Или отдельный журнал осмотра люльки (рабочей платформы), хотя «ценность» его сомнительна.

А вот о чем действительно не стоит забывать, так это о том, что кроме «специальных» (ПС-ных) журналов нужно оформлять и (в некоторых случаях не приведи Минюст) «регулярно» заполнять общие (ОПО-шные) «формуляры». К их числу, например, относятся:

Ну и, конечно, следует помнить, что на подъемники (вышки) с высотой подъема больше 6 метров, «предназначенные для перемещения людей, людей и груза», распространяется действие ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом ФСЭТАН от 26.11.2020 № 461. А значит – они дают признак опасности ОПО и не должны проходить мимо «бдительного ока» Ростехнадзора. Который, к слову (и при удобном случае), контролирует наличие журналов, в т.ч. наказывает за их отсутствие.

Поэтому, граждане… оформляйте и ведите эксплуатационные «формуляры». Соблюдайте все возможные требования промышленной безопасности. Следите за «новинками» законодательства. Почаще заходите на сайт МТК Эксперт. А если нужна помощь, консультация или «техническая поддержка» – обращайтесь. Наши знания & опыт всегда к вашим услугам.

 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru