МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Какие ЖУРНАЛЫ нужны для эксплуатации автомобильного крана

26.03.2025

Организации, эксплуатирующие ОПО с ПС, обязаны поддерживать свои грузо(людо)подъемные устройства в работоспособном состоянии, а также обеспечивать безопасные условия их работы. Таковы требования п. 147 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461.

Чтобы выполнить эту норму, добросовестные владельцы должны в числе прочего (п.п. «в») разработать, утвердить, а потом регулярно заполнять эксплуатационные журналы, связанные с разными аспектами «жизнедеятельности» технического устройства. Правило распространяется на любые ОПО с ПС. Даже на «простенькие» объекты со стреловыми автомобильными кранами (КС-…), которые чаще других встречаются в широкой промышленно-безопасной практике.

Да, им тоже нужны журналы. Но вот какие? ФНП и ГОСТы об этом (почти) умалчивают. А мы, по традиции, хотим исправить досадную несправедливость. И предлагаем вашему вниманию перечень журналов, которые потребуются для эксплуатации ОПО со стреловыми автомобильными кранами. Готовы? Тогда… без лишних предисловий… давайте посмотрим на…
 

Журналы, которые надо вести при эксплуатации автомобильных кранов

Их список достаточно разнообразен. Чтобы его сформировать, пришлось (помимо ФНП) изучить все профильные ГОСТы, а также знатно покопаться в административной, надзорной и собственной экспертной практике. Как бы то ни было, цель достигнута. И можно смело говорить, что для законной эксплуатации ПС владельцу автомобильного крана нужно иметь и вести следующие журналы.

1) Вахтенный журнал крановщика (подъемного сооружения), у которого сейчас нет нормативной и даже рекомендованной формы. До 2014 года она была утверждена ПБ-10-382-00 (приложение 17). А нынче… за состав и структуру журнала полностью отвечает эксплуатирующая организация. При его «разработке» можно взять за основу старую форму, чуть-чуть ее «актуализировать» и на этом остановиться (Ростехнадзор не против). А можно сделать «комплексный» документ, добавив туда несколько дополнительных разделов, например:

  • информацию о самом кране (его заводской и/или учетный номер, марка и модель, грузоподъемность, год изготовления и т.д.);
  • таблицу, где фиксируются места установки/работы ПС (адрес, дата установки и т.д.), с отдельной графой для «разрешительной» записи (во исполнение п. 136 ФНП по ПС);
  • таблицу, где указывают сведения о специалистах, ответственных за содержание крана в работоспособном состоянии (скажем, Ф.И.О., должность, дату и номер приказа о назначении, реквизиты протокола об аттестации по промышленной безопасности);
  • таблицу, где расписывают информацию о специалистах, ответственных за безопасное производство работ с применением этого ПС (те же Ф.И.О., должность; наименование и адрес объекта, для работы на котором его назначили; дата и номер приказа о назначении, реквизиты протокола об аттестации ПБ и т.д.);
  • таблицу со сведениями о техническом состоянии крана, результатами ежесменных осмотров (как в старой форме из ПБ-10-382-00) и отдельной графой для отметок ответственного за БПР;
  • таблицу для фиксации приема и сдачи смен (с графой для краткого отчета по техническому состоянию ПС, для перечисления возможных неисправностей и т.д.);
  • таблицу для записей о проведении инструктажа по безопасным методам работы;
  • таблицу для «регистрации параметров» работы ПС вблизи (в охранной зоне) ЛЭП – там можно указывать реквизиты наряда-допуска, разрешение ответственного за БПР и т.д.
2) Журнал (журналы) периодических (ежедекадных, ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных) осмотров и проверок подъемного сооружения силами собственного инженерно-технического, а также эксплуатационного и/или обслуживающего персонала. Как правило, в нем указывают:
  • дату осмотра (проверки);
  • перечень осмотренных (проверенных) элементов, систем и узлов крана;
  • результаты осмотра/проверки (в том числе состояния эксплуатационной документации), перечень выявленных недостатков (неисправностей, дефектов, повреждений);
  • принятые меры (проведенные и запланированные мероприятия);
  • (плановые) сроки устранения выявленных недостатков;
  • Ф.И.О., должность и подпись лица, проводившего осмотр (проверку);
  • Ф.И.О. и должность работника, устранившего недостатки;
  • отметку о фактическом устранении выявленных недостатков (с подписью «устранителя» и/или ответственного ИТР);
  • сроки следующей проверки/осмотра и т.д.
Можно, кстати, сделать такие журналы отдельно для каждого (ключевого) элемента ПС – металлоконструкций, механического, гидравлического оборудования, электрооборудования и т.д.

3) Журнал учета неисправностей, как самостоятельный документ, который иногда фигурирует в руководствах по эксплуатации автомобильных кранов (его может вести специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии, в дополнение к журналам осмотров и проверок). Рекомендаций (тем паче требований) по форме и содержанию нет, поэтому целесообразно включать туда следующие разделы:
  • дата обнаружения неисправности;
  • характер (описание) неисправности (в том числе узел, система, элемент ПС, где она обнаружена);
  • причины неисправности;
  • (плановые) сроки устранения неисправности;
  • меры, принятые для устранения неисправности;
  • работник, ответственный за устранение (Ф.И.О., должность);
  • отметка о фактическом устранении неисправности (в том числе подпись «устранителя» или ответственного ИТР) и т.д.
4) Журнал технического обслуживания крана (или регистрации работ по техническому обслуживанию, если вам больше нравится такое название) – документ, по сути, обязательный, хоть прямым текстом это нигде не написано (да и форма, как водится, не утверждена). Наш любимый госорган (при случае) интересуется его наличием и регулярным заполнением. В «минимальной комплектации» он должен включать следующие разделы:
  • вид проведенной работы (первое, второе, плановое, внеочередное, сезонное ТО и т.д.);
  • описание проведенной работы (например, замена масла и/или рабочей жидкости в гидроприводе крана);
  • дата проведения работы;
  • Ф.И.О. (должность, подпись) лица, проводившего работы;
  • Ф.И.О. и «визирующая» подпись специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
5) Журнал ремонтов крана или регистрации работ по ремонту (здесь не стоит ограничиваться только планово-предупредительными вариантами, чтобы не «плодить» формуляры) – еще один обязательный документ, который по составу и структуре может полностью «дублировать» ТО-шного собрата. Единственное, «вид работы» будет – мелкий, текущий, неплановый, капитальный ремонт и т.д.

6) Журнал ремонта ограничителей, указателей, регистраторов ПС. Он же – ремонтный журнал или журнал наладчика (наладки) приборов безопасности. В нем фиксируются работы по осмотру, опломбированию, обслуживанию, настройке, замене этих важных устройств. А также недостатки (например, отсутствие пломб) и нарушения в их функционировании. По форме и содержанию может представлять собой «синтез» журналов осмотра, ТО и ремонта с некоторыми дополнительными разделами, например, «Наименование и номер замененных элементов (датчиков, блоков, деталей и т.д.)».

7) Журнал учета и проверки состояния съемных грузозахватных приспособлений и тары (СГП и Т). У него, кстати, много имен. По версии п. 137 ФНП по ПС он называется «журнал учета и периодического осмотра СГП и тары». А по версии п. 225 ФНП по ПС – «журнал осмотра грузозахватных приспособлений». Но это один и тот же документ, который, по сути, является «уникальным». Почему? Потому что из всех журналов для подъемных сооружений только у него есть АКТУАЛЬНАЯ рекомендованная форма – она фигурирует в приложении А  к ГОСТ 33715-2015. А еще… этот журнал «всеяден». Туда записывают:
  • решения о вводе в эксплуатацию СГП и тары (твердой рукой ответственного за БПР);
  • результаты ежесменного осмотра СГП и Т, проводимого крановщиком, стропальщиками или персоналом, обслуживающим ПС;
  • результаты периодических проверок и обследований (в том числе силами специализированной организации);
  • сведения о браковке и непригодности к дальнейшему использованию СГП и Т (что служит основанием для вывода их из эксплуатации) и т.д.
Что касается структуры и содержания документа, то рекомендованы следующие разделы:
  • наименование (обозначение) СГП или тары;
  • их учетные (в системе эксплуатирующей организации), инвентарные и/или заводские номера;
  • дата (ввода в эксплуатацию, осмотра, проверки, обследования и т.д.);
  • сведения о техническом состоянии СГП или Т и замечания «проверяющего» (в том числе выявленные недостатки, дефекты, повреждения и т.д.);
  • заключение «проверяющего» (например, ответственного за БПР) о пригодности/непригодности, работоспособности/неработоспособности;
  • Ф.И.О., должность и подпись лица, ответственного за БПР (и другие графы на усмотрение эксплуатирующей организации).
8) Журнал осмотров и смены каната, который ведут, чтобы исполнить требования п. 270 ФНП по ПС и ГОСТ 33718-2015 «Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка». В него записывают результаты:
  • ежедневного визуального осмотра;
  • (плановых) периодических проверок;
  • проверок после инцидента или после длительного перерыва в работе крана и т.д.
Разумеется, для этих целей в документе должны быть подходящие разделы (графы), например:
  • дата осмотра (проверки);
  • наименование и диаметр каната;
  • результаты осмотра/проверки (в том числе информация о выявленных дефектах и повреждениях);
  • заключение по результатам осмотра/проверки (о пригодности, работоспособности, необходимости замены и т.д.);
  • Ф.И.О., должность и подпись лица, проводившего осмотр (проверку);
  • отметка о замене каната («заменен», дата и подпись ответственного лица) и т.д.
9) Журнал выдачи нарядов-допусков на производство работ автомобильными кранами вблизи ЛЭП , если точнее – «на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 50 В» (п. 112 ФНП по ПС). Форму для него Ростехнадзор и авторы ГОСТов не придумали. Но в данном случае можно «адаптировать» под промышленную безопасность «образец» журнала учета работ по нарядам-допускам  из приложения № 8 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н.

10) Журнал учета проверки знаний эксплуатационного и обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков, слесарей, монтеров и т.д.), в котором нужно указывать («конфигурацию» разделов владелец/эксплуатант ПС определяет по собственному почину):
  • данные «проверяемого» работника, например, Ф.И.О., должность или профессию, год рождения, сведения об образовании, обучении, квалификации и т.д.;
  • марки, модели и (заводские, учетные) номера кранов, к работе с которыми он допущен;
  • виды работ, которые он сможет выполнять (скажем, управление краном, строповка грузов, обслуживание электрооборудования ПС и т.д.);
  • наименования и реквизиты НПА, НТД, ЛНА, в объеме требований которых проводилась проверка;
  • дату проверки знаний;
  • Ф.И.О. и должности «проверяющих» (одного человека или целой комиссии);
  • подписи всех участников «проверочного» процесса;
  • дату следующей (плановой) проверки знаний;
  • реквизиты выданного удостоверения и т.д.
11) Журнал учета (регистрации) инструктажей (по безопасным методам работы и т.д.), в котором можно расписывать:
  • даты проведения инструктажей;
  • их виды (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и т.д.);
  • Ф.И.О. и должности (профессии) «проинструктированных» работников;
  • темы инструктажей;
  • наименования и реквизиты ЛНА (например, производственных инструкций), в объеме требований которых проводились инструктажи;
  • Ф.И.О. и должности «инструкторов» и т.д.
Сюда же, кстати, включают информацию о стажировке на рабочем месте (если не делают для этого отдельный журнал) – добавляют раздел с несколькими графами, например:
  • количество смен;
  • стажировку прошел (подпись);
  • знания проверил (Ф.И.О., подпись);
  • к работе допустил (дата, Ф.И.О., подпись) и т.д.
12) Журнал учета выдачи должностных и производственных инструкций, который при малом количестве персонала можно заменить «подписями» на контрольных экземплярах ДИ/ПИ. Ну а если все-таки журнал, то в нем нужно фиксировать:
  • Ф.И.О. работника;
  • его должность (функциональную обязанность ответственного лица) или профессию;
  • структурное подразделение эксплуатирующей организации, в котором он трудится;
  • номер (шифр) и наименование инструкции;
  • дату выдачи;
  • «роспись в получении» (т.е. подтверждающая, собственноручная подпись работника).
Разумеется, граждане, это не всё. Можно, к примеру, сделать «самостоятельный» журнал приема и сдачи смен (в дополнение к вахтенному «формуляру»). И потихонечку расписывать там:
  • даты указанных «событий»;
  • состояние крана (его механизмов, каната, приборов безопасности и т.д.) на момент приема-сдачи;
  • дежурные формулировки «сдал (Ф.И.О., подпись)» и «принял (Ф.И.О., подпись)»;
  • «передаваемые» неисправности, а также отметки об их устранении в следующей смене и т.д.
Или журнал контроля периодичности смены рабочей жидкости в гидроприводе крана, который «словесно» (без намека на образец) фигурирует в руководствах по эксплуатации некоторых (моделей и производителей) автомобильных кранов.

Или отдельный журнал осмотра кабины управления ПС.

Или журнал учета путевых листов самоходных (автомобильных) кранов – он, кстати, пригодится владельцам ПС, которые регулярно выделяют свои грузоподъемные механизмы по заявкам сторонних организаций.

Или журнал учета сведений о квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала, где указывают реквизиты документов о повышении квалификации, свидетельств НОК и т.д. (например, чтобы контролировать сроки их действия).

Другими словами, товарищи… вариантов много. Поэтому конечный список зависит (в том числе) от «желания» эксплуатирующей организации. Главное – помнить, что все журналы, которые владелец ПС ведет в бумажном виде, должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены нужными печатями.

Ну и, конечно, не стоит забывать про «обще-ОПО-шные формуляры». Такие, как:
Да… получается внушительный список (особенно для ОПО IV класса опасности). Но таковы обязательные требования, которые лучше соблюдать, чем нарушать. Ведь от внеплановых проверок, увы, никто не застрахован. И вам вряд ли нужен еще один пункт в предписании. Поэтому, граждане… соблюдайте. Оформляйте и ведите журналы. Эксплуатируйте ОПО с ПС в четком соответствии с нормами законодательства. А если вам потребуется консультация, помощь или экспертная поддержка – обращайтесь. Специалисты МТК Эксперт всегда к вашим услугам.


 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru