Какие журналы нужны для эксплуатации лифтов
3.12.2024Лифты – не ОПО, но для их эксплуатации тоже нужны нормативно-технические, учетные и отчетные документы. В том числе журналы, где фиксируются:
- регламентные работы (осмотр, обслуживание, ремонт);
- имена исполнителей и контролеров;
- нештатные ситуации (в т.ч. неисправности объектов);
- ключевые процедуры (например, обучение или инструктаж) и т.д.
- правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744 (особенно пунктом 23, который ведет нас к приказу Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309 с его приложениями № 6 и № 7);
- ГОСТ Р 55964-2022 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (особенно приложением Б);
- руководством (инструкцией) по эксплуатации конкретного технического устройства (хотя тут всё зависит от добросовестности и «фантазии» изготовителя).
- идентифицировать пользователей (авторизация) и протоколировать их действия;
- давать им разные права (кто-то лишь смотрит, кто-то смотрит и записывает, а кто-то в дополнение к этому редактирует или бракует написанное);
- автоматически фиксировать время и дату внесения записей;
- оперативно и без потерь распечатывать данные.
Но давайте уже вернемся к основному вопросу – какие именно «формуляры» потребуются владельцу (эксплуатанту) лифтов? Согласно упомянутой выше нормативной документации, к ним относятся:
1) Журнал учета (и) выдачи ключей от машинных, блочных, чердачных и других помещений, где размещено лифтовое оборудование, «квалифицированному персоналу» (например, электромеханикам). Обычно его ведет (заполняет) диспетчер по контролю за работой лифтов. Но (если нет диспетчерской службы) эту обязанность можно возложить на другого сотрудника (например, лифтера или административного работника), который специально назначен (приказом по организации) ответственным за хранение, учет и выдачу ключей.
В журнале указывают:
- дату выдачи ключей (день, месяц, год);
- адрес объекта (помещения);
- кому выданы ключи (организация, Ф.И.О., должность), в т.ч. подпись получившего (в отдельной графе);
- время выдачи и время возврата (часы, минуты);
- Ф.И.О. диспетчера или другого лица, ответственного за хранение, учет и выдачу ключей, а также его подпись, подтверждающую возврат этого ценного «имущества».
Кстати, ведение этого «формуляра» (равно как и разработка положения) помогает соблюсти п.п. «л» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов.
2) Журналы периодических осмотров, в частности:
- журнал ежесменного осмотра, который ведет лифтер, осматривающий лифты в начале и/или в конце рабочей смены (его еще называют вахтенным журналом лифтера или журналом сдачи и приема смен);
- журнал периодического осмотра и проверки, который заполняет электромеханик, работающий у владельца объекта или в специализированной организации; он осматривает лифты с заданной периодичностью в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации (например, ежедневно, два раза в неделю в начале рабочей смены и т.д.).
- адрес лифта (здания, где он установлен);
- тип лифта (пассажирский, грузопассажирский, грузовой, больничный) и его заводской номер;
- дату и время осмотра;
- результаты осмотра, выявленные неисправности (в т.ч. информацию о времени и причине отключения/остановки лифта при нарушении условий его эксплуатации или обнаружении «критических» неполадок);
- Ф.И.О., должность и «автограф» лица, проводившего осмотр;
- отметку об устранении выявленных неисправностей (устранено, дата, подпись).
- прошнурован и пронумерован;
- подписан лицом, ответственным за организацию эксплуатации объектов;
- скреплен печатью организации, выполняющей осмотры (будь то специализированная фирма или владелец объекта, у которого есть свой квалифицированный персонал).
3) Журнал технического обслуживания и ремонта , оформленный отдельно на каждую единицу вертикального транспорта (кстати, его отсутствие – одно из частых, «типичных», нарушений, которые Ростехнадзор фиксирует при проверках). Документ заполняет электромеханик, за которым закреплен данный конкретный лифт. В нем указывают:
- специализированную организацию, которая выполняет работы (наименование, организационно-правовая форма для юридического лица или Ф.И.О. для ИП) – в том случае, если заключен соответствующий договор, ведь владелец объекта может делать это самостоятельно при наличии квалифицированного персонала;
- адрес лифта (здания, где он установлен);
- тип и паспортную грузоподъемность лифта (пассажирский, г/п 630 кг и т.д.);
- заводской номер лифта;
- вид проведенной работы (наладка/обслуживание, замена деталей, ремонт и т.д.);
- описание проведенной работы (что наладили (отрегулировали), что отремонтировали, что на что заменили и т.д.);
- дату проведения;
- Ф.И.О., должность и подпись лица, выполнившего работы;
- (в отдельной графе) Ф.И.О. и подпись лица, ответственного за организацию обслуживания и ремонта лифта (который «визирует» каждую техническую манипуляцию).
Хотя в месте «шнуровки» расписывается работник, ответственный за организацию обслуживания и ремонта объекта со стороны владельца лифта.
Действующий (регулярно заполняемый) документ нужно хранить в машинном помещении или в шкафу управления. И не стоит забывать, что его наличие и качественное ведение:
- обеспечивают соблюдение требований, указанных в п.п. «в» и «п» пункта 4 и пункте 23 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов;
- подтверждают выполнение норм, изложенных в п.п. «е», «ж» и «з» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов.
- дату и время поступления заявки (например, о неисправности);
- адрес лифта;
- содержание заявки и характер (описание) неисправности;
- Ф.И.О. и должность лица, которому заявка передана для исполнения (это может быть сразу электромеханик или «посредник» в виде ответственного, скажем, за организацию обслуживания и ремонта объекта – всё зависит от «бюрократической вертикали» и характера неполадок/происшествия);
- время, когда заявка была исполнена (в т.ч. лифт пущен после остановки или пассажиры эвакуированы из застрявшей кабины);
- выявленные причины неисправности;
- Ф.И.О. и «автограф» лица, фактически исполнившего заявку (тут точно электромеханик или другой «технический» представитель квалифицированного персонала);
- Ф.И.О. и «автограф» диспетчера, который зарегистрировал заявку и отслеживал ход ее исполнения.
Сам журнал позволяет наглядно фиксировать:
- прием и регистрацию сведений (заявок) о неисправностях лифтов и возникновении аварийных ситуаций, поступивших от граждан и организаций;
- «факт их передачи квалифицированному персоналу для принятия соответствующих мер»;
- цепочку контроля «за исполнением таких мер» (т.е. за устранением неисправностей)…
- п.п. «в», «г», «з» и «п» пункта 4;
- п.п. «е», «ж» и «з» пункта 17;
- п.п. «а» и «б» пункта 18.
В этом «формуляре» указывают:
- номер заявки (очевидно, присвоенный владельцем объекта);
- дату и время поступления заявки;
- адрес объекта;
- содержание заявки и характер неисправности;
- фактически обнаруженные (в ходе исполнения заявки) неполадки и нарушения;
- время, когда была исполнена заявка, и отметку об ее исполнении;
- Ф.И.О. и подпись монтера («исполнителя»);
- Ф.И.О. и подпись диспетчера («фиксатора» и «контролера»).
И на первый взгляд как бы… всё (что фигурирует в Правилах и ГОСТах). Да-да, не густо… в сравнении со среднестатистическим ОПО. Но если копнуть глубже (мы по-другому не умеем), то выясняется, что при эксплуатации лифтов можно, а местами – нужно (в зависимости от количества персонала, объема самостоятельно выполняемых работ) оформлять и вести:
- журнал учета срока действия свидетельств о независимой оценке квалификации (НОК) лифтеров, диспетчеров, электромехаников (с его помощью соблюдается п.п. «р» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов);
- журнал учета проведения обучения, периодической проверки знаний (профессиональной компетенции) квалифицированного персонала (помогает соблюдать всё тот же п.п. «р» пункта 4);
- журнал учета проведения целевых и плановых инструктажей для электромехаников по методам и способам безопасного выполнения работ, который заполняет лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объектов (выполняя, тем самым, уже знакомый п.п. «р» пункта 4);
- журнал (-ы) учета выдачи под роспись должностных (для ответственных лиц) и/или производственных (для лифтеров, диспетчеров, электромехаников) инструкций (помогает соблюдать, как минимум, п.п. «б» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов);
- журнал учета получения и расходования материалов и запасных частей электромеханиками при (аварийно-техническом) обслуживании и ремонте объектов (подтверждает соблюдение, как минимум, п.п. «д» пункта 19 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов);
- журнал учета выдачи инструмента, приспособлений, приборов, средств индивидуальной защиты электромеханикам и монтерам;
- журнал учета проведения проверок исправности и поверок инструмента, приспособлений, приборов, СИЗ и т.д.
Если у вас, к примеру, нет диспетчерской службы, и работу лифтов контролирует квалифицированный персонал, постоянно находящийся на объекте, то «формуляры», которые ведут диспетчеры, вам не нужны (хотя вести учет неисправностей все-таки стоит).
Другой случай – когда нет своих электромехаников, и техническое обслуживание с ремонтом «под ключ» выполняет специализированная фирма. Нет, профильный журнал оформлять придется – он привязан к лифту, а не к исполнителю. Но вот журналы инструктажей, получения и расходования материалов, выдачи и проверок инструмента будут без надобности.
Короче, граждане… ищите «золотую середину», исходя из того, что вы делаете и не делаете самостоятельно. Ну и, разумеется, соблюдайте все обязательные требования. Ведь от внеплановых проверок и бесконтактного надзора, увы, никто не застрахован.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru