МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Краны грузоподъемные. Технический контроль. Новые ГОСТы.

18.11.2024

С 1 января 2025 года вводятся в действие новые стандарты, касающиеся технического контроля грузоподъемных кранов:

ГОСТ 33714.3-2024 « Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 3. Краны башенные»;

ГОСТ 33714.5-2024 «Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 5. Краны мостовые и козловые».

Вышеуказанные ГОСТы вводятся впервые.

Применения положений новых стандартов могут быть на добровольной основе использованы при:
  • разработке эксплуатационных документов на башенные, мостовые и козловые (полукозловые) краны;
  • подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям технических регламентов;
  • проверке работоспособности кранов, находящихся в эксплуатации.
Новые стандарты не распространяются на контроль перед первым использованием крана.

Рассмотрим подробнее новые документы.

ГОСТ 33714.3-2024 « Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 3. Краны башенные».

ГОСТ 33714.3-2024 устанавливает специальные требования к контролю технического состояния башенных кранов и распространяется на все их виды.

Согласно новому документу, ежедневный осмотр башенного крана должен включать проверки:
  • отсутствия посторонних предметов на средствах доступа (лестницах, площадках, в проходах) и рельсовом пути крана;
  • наличия соответствующих информационных и предупредительных табличек, а также наличия предупредительной окраски опасных элементов крана;
  • наличия дополнительного оборудования в кабине (огнетушителя и т.д.);
  • функционирования главного выключателя крана;
  • функционирования всех органов управления краном;
  • функционирования стационарных средств связи;
  • функционирования механизмов без нагрузки;
  • функционирования органов аварийной остановки;
  • функционирования устройств и приборов безопасности (концевых и блокировочных выключателей, звукового сигнала и т.д.);
  • функционирования тормозов (как правило, без нагрузки);
  • функционирования кранового подъемника (при наличии);
  • состояния осветительных приборов для освещения рабочей зоны (при наличии);
  • состояния рельсового пути, состояния тупиковых упоров и их креплений и отключающих линеек (для передвижных кранов);
  • состояния фундаментов и других опорных элементов крана (для стационарных кранов), включая опорные крепления (для приставных кранов).
Ежемесячный осмотр кранов обычно совмещается с техническим обслуживанием крана в соответствии с рекомендациями производителя. При этом демонтаж отдельных узлов крана не требуется. Осмотр выполняется согласно эксплуатационной документации и включает в себя проверки, предусмотренные для ежедневного (или сменного) осмотра, а также проверки:
  • уровня смазочных материалов, наличия течи масла, наличия смазки;
  • гидравлического оборудования на наличие течи масла;
  • состояния грузового крюка и его защелки на наличие трещин, износа и деформаций;
  • состояния канатов;
  • состояния канатных блоков и барабанов и их подшипников;
  • состояния редукторов, открытых зубчатых передач, муфт, валов и осей (наличие люфтов, следов износа и т.п.);
  • состояния сварных и болтовых соединений на отсутствие коррозии и ослабления соединений (последнее - путем визуального осмотра);
  • состояния тормозов (толщины тормозных обкладок, правильность регулировки, отсутствие постороннего шума, биения шкивов и т.д.).
  • состояния гидравлических и пневматических рукавов. При этом особое внимание следует уделять местам постоянных перегибов;
  • состояния электроустановки (общее состояние, наличие признаков износа контактов, контактных колец, щеток электродвигателей, отсутствие конденсата);
  • состояния систем токоподвода крана и тележки (при наличии);
  • корректности работы ограничителя грузоподъемности (ограничителя грузового момента);
  • состояния креплений и опор крана [опорная рама, опорные крепления, вантовые растяжки (для стационарных кранов), для передвижных кранов - ходовые колеса].
Ежемесячный осмотр также предполагает проверку правильного и своевременного внесения записей в эксплуатационную документацию.

В новом стандарте также указано, что не реже одного раза в 12 месяцев должен выполняться периодический контроль, который проводит опытный специалист, имея на руках отчет о предыдущих проверках, а также данные с автоматического регистратора параметров работы крана (при наличии).

Периодический контроль должен включать:
  • выполнение проверок ежедневного (ежесменного) и ежемесячного осмотров;
  • идентификацию крана и проверку наличия идентификационных табличек;
  • проверку наличия руководства по эксплуатации;
  • проверку правильности заполнения эксплуатационной документации, в том числе наличия записей о техническом обслуживании;
  • сравнение (проверку) фактической комплектности, номенклатуры и конфигурации компонентов оборудования с указанными в эксплуатационной документации;
  • оценку общего состояние крана (коррозия, повреждение лакокрасочного покрытия, грязь и т.п.);
  • оценку общей (например, стрелы или башни) и местной (например, раскосов башни, стенки трубчатой стрелы) остаточной деформации металлоконструкций;
  • проверку состояния рельсов (направляющих) передвижения грузовой тележки (при наличии);
  • выявление дефектов;
  • выполнение функциональных тестов.
По завершении периодического контроля в эксплуатационные документы вносятся соответствующие записи, которые должны включать  оценку целесообразности внесения изменений в конструкцию крана для выполнения требований стандартов.

Кроме того, согласно ГОСТ 33714.3-2024 с целью тщательной проверки технического состояния крана и, по возможности, восстановления ресурса отдельных компонентов или крана в целом, проводится расширенный периодический контроль.

Расширенный периодический контроль осуществляется в соответствии с интервалами, рекомендованными производителем крана, или на основе зафиксированных данных о его эксплуатации, но не чаще одного раза в пять лет.

Список проверок, осуществляемых в рамках расширенного периодического контроля, в целом соответствует перечню проверок, предусмотренных для периодического контроля.

По  решению лица, проводящего расширенный контроль, может возникнуть необходимость в проведении:
  • демонтажа крана;
  • демонтажа отдельных элементов крана;
  • неразрушающего контроля.
 По окончании расширенного периодического контроля:
  • составляется отчет, содержащий результаты проверки, выводы и рекомендации по дальнейшей эксплуатации крана, включая срок следующего расширенного периодического контроля;
  • вносятся соответствующие записи в эксплуатационные документы крана, включающие  в себя оценку целесообразности внесения изменений в конструкцию крана для выполнения требований стандартов.
 Согласно новому стандарту, внеплановый контроль крана проводится:
  • после событий, при которых кран мог быть поврежден;
  • после ремонта или реконструкции;
  • после монтажа крана на новом месте.
Объем работ при внеплановом контроле соответствует причине его проведения.

Новый стандарт также  содержит положения, относящиеся к  обследованию кранов, которое проводится в случае:
  • 1 раз в 5 лет, если не проводился расширенный периодический контроль;
  • после окончания срока службы;
  • после длительного перерыва в работе;
  • при передаче другому владельцу, если отсутствуют записи о проведении контроля в эксплуатационной документации.
Состав проверок при обследовании должен соответствовать составу проверок при расширенном периодическом контроле. При необходимости проводятся дополнительные исследования.

Кроме прочего обследование должно включать:
  • оценку качества проведенных ремонтов (реконструкции) в случае их проведения;
  • оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта;
  • разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации крана (при необходимости).

ГОСТ 33714.5-2024 «Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 5. Краны мостовые и козловые».

ГОСТ 33714.5-2024 устанавливает специальные требования к контролю технического состояния мостовых и козловых (полукозловых) кранов.

Согласно новому стандарту, ежедневный осмотр крана включает в себя:
  • проверку отсутствия посторонних предметов на посадочной площадке, площадках, проходах и галереях крана;
  • проверка наличия соответствующих информационных и предупредительных табличек (например, с величиной номинальной грузоподъемности, обозначения направлений движения - для кранов, управляемых с пола и т.п.), а также наличия предупредительной окраски опасных элементов крана;
  • визуальный осмотр общего состояния крана (без разборки его узлов) с целью выявления видимых дефектов металлоконструкции и механизмов (следует обращать особое внимание на состояние канатов, цепей, блоков), крюков и их предохранительных замков, других грузозахватных органов);
  • проверку наличия дополнительного оборудования в кабине (огнетушителя и т.д.);
  • визуальный осмотр органов управления в кабине или на подвесном/радиопульте для кранов, управляемых с пола;
  • визуальный осмотр рельсового пути и путевого оборудования;
  • проверку функционирования главного выключателя крана;
  • проверку функционирования всех органов управления краном;
  • проверку функционирования механизмов без нагрузки;
  • проверку функционирования органов аварийной остановки;
  • проверку функционирования устройств и приборов безопасности (конечных и блокировочных выключателей, звукового сигнала и т.д.);
  • проверку функционирования тормозов (как правило, без нагрузки);
  • состояния осветительных приборов для освещения рабочей зоны (при наличии).
Результаты ежедневного осмотра заносятся в вахтенный журнал.
 
В новом ГОСТе указано, что ежеквартальный осмотр крана, как правило, совмещают с техническим обслуживанием крана в соответствии с указаниями изготовителя. Такой осмотр включает в себя:
  • выполнение проверок ежедневного (ежесменного) осмотра;
  • проверку уровня смазочных материалов, отсутствия течи масла, наличия смазки;
  • проверку гидравлического оборудования (при наличии) на отсутствие течи масла;
  • проверку состояния крюков и их предохранительных замков, других грузозахватных органов - убедиться в отсутствии видимой деформации, трещин, износа;
  • проверку состояния канатов, - проверку состояния крепления канатов, цепей и лент;
  • проверку состояния канатных блоков и их подшипников;
  • проверку состояния редукторов, муфт, валов и осей (наличие люфтов, следов износа и т.п.);
  • проверку состояния сварных и болтовых соединений на отсутствие коррозии, ослабления соединений (визуальный осмотр);
  • проверку состояния тормозов: проверка толщины тормозных обкладок, регулировка, проверка отсутствия постороннего шума и т.д.;
  • проверку состояния балансирных тележек (при наличии), ходовых колес, боковых роликов и их осей механизмов передвижения;
  • проверку состояния систем токоподвода крана и грузовой тележки;
  • проверку состояния гидравлических и пневматических рукавов (при наличии); особое внимание следует уделять местам постоянных перегибов;
  • проверку эффективности срабатывания тормозов (осуществляют выполнением рабочих движений без груза, однако при наличии сомнений в эффективности тормозов, движения следует повторить с номинальным грузом);
  • проверку корректности работы ограничителя грузоподъемности (при наличии) (выполняют в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя). При отсутствии указаний проверку нужно выполнять ежеквартально грузом, указанным в эксплуатационной документации крана, как правило, 110%-115% номинальной грузоподъемности. Выполнять какие-либо рабочие движения, кроме подъема груза, не рекомендуется.
По завершении осмотра соответствующие записи должны быть внесены в журнал осмотров.
 
В новом стандарте также представлены правила проведения периодического контроля мостовых и козловых кранов, периодичность проведения которого зависит от условий эксплуатации, но не превышает 12 месяцев.
 
Периодический контроль проводится опытным специалистом и включает в себя:
  •  выполнение проверок ежедневного (ежесменного) и ежеквартального осмотра;
  • идентификацию крана и проверку наличия идентификационных табличек изготовителя крана и изготовителей его узлов;
  • проверку документов;
  • проверку состояния электрооборудования, включая измерения сопротивления изоляции и заземления;
  • проверку состояния рельсовых путей крана и грузовой тележки, включая измерение планово-высотного положения и износа рельсов;
  • проверку состояния тупиковых упоров и их креплений;
  • проверку отсутствия повреждений средств доступа (лестниц, площадок, галерей и т.д.);
  • проверку состояния главных балок, включая проверку крепления подтележечных рельсов, измерение планово-высотного положения и износ рельсов, измерение величины строительного подъема/остаточного прогиба;
  • проверку состояния крюка и иных грузозахватных органов;
  • проверку состояния осветительных приборов для освещения рабочей зоны (при наличии);
  • выявление различных дефектов.
По завершении периодического контроля вносятся записи в эксплуатационную документацию.
 
Согласно новому стандарту, расширенный периодический контроль осуществляется для детальной оценки технического состояния крана и, при возможности, восстановления эксплуатационных характеристик отдельных его компонентов или всего устройства в целом.
 
Такой контроль выполняют через рекомендованные изготовителем крана интервалы времени или на основе зарегистрированных данных о работе крана, но не чаще одного раза в три года.
 
Объемы расширенного периодического контроля в основном совпадают с объемами периодического контроля, но по решению специалиста, проводящего расширенный контроль, может потребоваться:
  • проведение демонтажа отдельных элементов крана;
  • применение одного или нескольких видов неразрушающего контроля.
По окончании расширенного периодического контроля:
  • составляется отчет;
  • вносятся соответствующие записи в эксплуатационные документы крана.
Внеплановый контроль крана проводится если:
  • произошло событие, в результате которого кран мог быть поврежден;
  • проводились ремонт или реконструкция;
  • установка крана на новом месте.
Объем работ при проведении  внепланового контроля должен соответствовать  причине его проведения.
 
Кроме прочего в ГОСТ 33714.5-2024 представлены требования к обследованию мостовых и козловых кранов, которое  проводится:
  • 1 раз в 5 лет, если не проводился расширенный периодический контроль;
  • по окончании срока службы;
  • после длительного простоя;
  • при смене владельца, в случае  отсутствия записи о проведении контроля в эксплуатационной документации.
Также, при обследовании происходит:
  • оценка качества проведенных ремонтов (реконструкции) в случае их проведения;
  • оценка состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта;
  • разработка ограничений по дальнейшей эксплуатации крана (при необходимости).
В идентичных приложениях к ГОСТ 33714.3-2024 и ГОСТ 33714.5-2024 содержатся:
  • перечень обязательных проверок при проведении соответствующего вида контроля;
  • основные характерные дефекты (повреждения) металлических конструкций кранов.
Рассмотренные стандарты начинают действовать С 1 января 2025 года.


Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru