Краны грузоподъемные. Технический контроль. Новые ГОСТы.
18.11.2024С 1 января 2025 года вводятся в действие новые стандарты, касающиеся технического контроля грузоподъемных кранов:
ГОСТ 33714.3-2024 « Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 3. Краны башенные»;
ГОСТ 33714.5-2024 «Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 5. Краны мостовые и козловые».
Вышеуказанные ГОСТы вводятся впервые.
Применения положений новых стандартов могут быть на добровольной основе использованы при:
- разработке эксплуатационных документов на башенные, мостовые и козловые (полукозловые) краны;
- подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям технических регламентов;
- проверке работоспособности кранов, находящихся в эксплуатации.
Рассмотрим подробнее новые документы.
ГОСТ 33714.3-2024 « Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 3. Краны башенные».
ГОСТ 33714.3-2024 устанавливает специальные требования к контролю технического состояния башенных кранов и распространяется на все их виды.Согласно новому документу, ежедневный осмотр башенного крана должен включать проверки:
- отсутствия посторонних предметов на средствах доступа (лестницах, площадках, в проходах) и рельсовом пути крана;
- наличия соответствующих информационных и предупредительных табличек, а также наличия предупредительной окраски опасных элементов крана;
- наличия дополнительного оборудования в кабине (огнетушителя и т.д.);
- функционирования главного выключателя крана;
- функционирования всех органов управления краном;
- функционирования стационарных средств связи;
- функционирования механизмов без нагрузки;
- функционирования органов аварийной остановки;
- функционирования устройств и приборов безопасности (концевых и блокировочных выключателей, звукового сигнала и т.д.);
- функционирования тормозов (как правило, без нагрузки);
- функционирования кранового подъемника (при наличии);
- состояния осветительных приборов для освещения рабочей зоны (при наличии);
- состояния рельсового пути, состояния тупиковых упоров и их креплений и отключающих линеек (для передвижных кранов);
- состояния фундаментов и других опорных элементов крана (для стационарных кранов), включая опорные крепления (для приставных кранов).
- уровня смазочных материалов, наличия течи масла, наличия смазки;
- гидравлического оборудования на наличие течи масла;
- состояния грузового крюка и его защелки на наличие трещин, износа и деформаций;
- состояния канатов;
- состояния канатных блоков и барабанов и их подшипников;
- состояния редукторов, открытых зубчатых передач, муфт, валов и осей (наличие люфтов, следов износа и т.п.);
- состояния сварных и болтовых соединений на отсутствие коррозии и ослабления соединений (последнее - путем визуального осмотра);
- состояния тормозов (толщины тормозных обкладок, правильность регулировки, отсутствие постороннего шума, биения шкивов и т.д.).
- состояния гидравлических и пневматических рукавов. При этом особое внимание следует уделять местам постоянных перегибов;
- состояния электроустановки (общее состояние, наличие признаков износа контактов, контактных колец, щеток электродвигателей, отсутствие конденсата);
- состояния систем токоподвода крана и тележки (при наличии);
- корректности работы ограничителя грузоподъемности (ограничителя грузового момента);
- состояния креплений и опор крана [опорная рама, опорные крепления, вантовые растяжки (для стационарных кранов), для передвижных кранов - ходовые колеса].
В новом стандарте также указано, что не реже одного раза в 12 месяцев должен выполняться периодический контроль, который проводит опытный специалист, имея на руках отчет о предыдущих проверках, а также данные с автоматического регистратора параметров работы крана (при наличии).
Периодический контроль должен включать:
- выполнение проверок ежедневного (ежесменного) и ежемесячного осмотров;
- идентификацию крана и проверку наличия идентификационных табличек;
- проверку наличия руководства по эксплуатации;
- проверку правильности заполнения эксплуатационной документации, в том числе наличия записей о техническом обслуживании;
- сравнение (проверку) фактической комплектности, номенклатуры и конфигурации компонентов оборудования с указанными в эксплуатационной документации;
- оценку общего состояние крана (коррозия, повреждение лакокрасочного покрытия, грязь и т.п.);
- оценку общей (например, стрелы или башни) и местной (например, раскосов башни, стенки трубчатой стрелы) остаточной деформации металлоконструкций;
- проверку состояния рельсов (направляющих) передвижения грузовой тележки (при наличии);
- выявление дефектов;
- выполнение функциональных тестов.
Кроме того, согласно ГОСТ 33714.3-2024 с целью тщательной проверки технического состояния крана и, по возможности, восстановления ресурса отдельных компонентов или крана в целом, проводится расширенный периодический контроль.
Расширенный периодический контроль осуществляется в соответствии с интервалами, рекомендованными производителем крана, или на основе зафиксированных данных о его эксплуатации, но не чаще одного раза в пять лет.
Список проверок, осуществляемых в рамках расширенного периодического контроля, в целом соответствует перечню проверок, предусмотренных для периодического контроля.
По решению лица, проводящего расширенный контроль, может возникнуть необходимость в проведении:
- демонтажа крана;
- демонтажа отдельных элементов крана;
- неразрушающего контроля.
- составляется отчет, содержащий результаты проверки, выводы и рекомендации по дальнейшей эксплуатации крана, включая срок следующего расширенного периодического контроля;
- вносятся соответствующие записи в эксплуатационные документы крана, включающие в себя оценку целесообразности внесения изменений в конструкцию крана для выполнения требований стандартов.
- после событий, при которых кран мог быть поврежден;
- после ремонта или реконструкции;
- после монтажа крана на новом месте.
Новый стандарт также содержит положения, относящиеся к обследованию кранов, которое проводится в случае:
- 1 раз в 5 лет, если не проводился расширенный периодический контроль;
- после окончания срока службы;
- после длительного перерыва в работе;
- при передаче другому владельцу, если отсутствуют записи о проведении контроля в эксплуатационной документации.
Кроме прочего обследование должно включать:
- оценку качества проведенных ремонтов (реконструкции) в случае их проведения;
- оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта;
- разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации крана (при необходимости).
ГОСТ 33714.5-2024 «Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 5. Краны мостовые и козловые».
ГОСТ 33714.5-2024 устанавливает специальные требования к контролю технического состояния мостовых и козловых (полукозловых) кранов.Согласно новому стандарту, ежедневный осмотр крана включает в себя:
- проверку отсутствия посторонних предметов на посадочной площадке, площадках, проходах и галереях крана;
- проверка наличия соответствующих информационных и предупредительных табличек (например, с величиной номинальной грузоподъемности, обозначения направлений движения - для кранов, управляемых с пола и т.п.), а также наличия предупредительной окраски опасных элементов крана;
- визуальный осмотр общего состояния крана (без разборки его узлов) с целью выявления видимых дефектов металлоконструкции и механизмов (следует обращать особое внимание на состояние канатов, цепей, блоков), крюков и их предохранительных замков, других грузозахватных органов);
- проверку наличия дополнительного оборудования в кабине (огнетушителя и т.д.);
- визуальный осмотр органов управления в кабине или на подвесном/радиопульте для кранов, управляемых с пола;
- визуальный осмотр рельсового пути и путевого оборудования;
- проверку функционирования главного выключателя крана;
- проверку функционирования всех органов управления краном;
- проверку функционирования механизмов без нагрузки;
- проверку функционирования органов аварийной остановки;
- проверку функционирования устройств и приборов безопасности (конечных и блокировочных выключателей, звукового сигнала и т.д.);
- проверку функционирования тормозов (как правило, без нагрузки);
- состояния осветительных приборов для освещения рабочей зоны (при наличии).
В новом ГОСТе указано, что ежеквартальный осмотр крана, как правило, совмещают с техническим обслуживанием крана в соответствии с указаниями изготовителя. Такой осмотр включает в себя:
- выполнение проверок ежедневного (ежесменного) осмотра;
- проверку уровня смазочных материалов, отсутствия течи масла, наличия смазки;
- проверку гидравлического оборудования (при наличии) на отсутствие течи масла;
- проверку состояния крюков и их предохранительных замков, других грузозахватных органов - убедиться в отсутствии видимой деформации, трещин, износа;
- проверку состояния канатов, - проверку состояния крепления канатов, цепей и лент;
- проверку состояния канатных блоков и их подшипников;
- проверку состояния редукторов, муфт, валов и осей (наличие люфтов, следов износа и т.п.);
- проверку состояния сварных и болтовых соединений на отсутствие коррозии, ослабления соединений (визуальный осмотр);
- проверку состояния тормозов: проверка толщины тормозных обкладок, регулировка, проверка отсутствия постороннего шума и т.д.;
- проверку состояния балансирных тележек (при наличии), ходовых колес, боковых роликов и их осей механизмов передвижения;
- проверку состояния систем токоподвода крана и грузовой тележки;
- проверку состояния гидравлических и пневматических рукавов (при наличии); особое внимание следует уделять местам постоянных перегибов;
- проверку эффективности срабатывания тормозов (осуществляют выполнением рабочих движений без груза, однако при наличии сомнений в эффективности тормозов, движения следует повторить с номинальным грузом);
- проверку корректности работы ограничителя грузоподъемности (при наличии) (выполняют в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя). При отсутствии указаний проверку нужно выполнять ежеквартально грузом, указанным в эксплуатационной документации крана, как правило, 110%-115% номинальной грузоподъемности. Выполнять какие-либо рабочие движения, кроме подъема груза, не рекомендуется.
В новом стандарте также представлены правила проведения периодического контроля мостовых и козловых кранов, периодичность проведения которого зависит от условий эксплуатации, но не превышает 12 месяцев.
Периодический контроль проводится опытным специалистом и включает в себя:
- выполнение проверок ежедневного (ежесменного) и ежеквартального осмотра;
- идентификацию крана и проверку наличия идентификационных табличек изготовителя крана и изготовителей его узлов;
- проверку документов;
- проверку состояния электрооборудования, включая измерения сопротивления изоляции и заземления;
- проверку состояния рельсовых путей крана и грузовой тележки, включая измерение планово-высотного положения и износа рельсов;
- проверку состояния тупиковых упоров и их креплений;
- проверку отсутствия повреждений средств доступа (лестниц, площадок, галерей и т.д.);
- проверку состояния главных балок, включая проверку крепления подтележечных рельсов, измерение планово-высотного положения и износ рельсов, измерение величины строительного подъема/остаточного прогиба;
- проверку состояния крюка и иных грузозахватных органов;
- проверку состояния осветительных приборов для освещения рабочей зоны (при наличии);
- выявление различных дефектов.
Согласно новому стандарту, расширенный периодический контроль осуществляется для детальной оценки технического состояния крана и, при возможности, восстановления эксплуатационных характеристик отдельных его компонентов или всего устройства в целом.
Такой контроль выполняют через рекомендованные изготовителем крана интервалы времени или на основе зарегистрированных данных о работе крана, но не чаще одного раза в три года.
Объемы расширенного периодического контроля в основном совпадают с объемами периодического контроля, но по решению специалиста, проводящего расширенный контроль, может потребоваться:
- проведение демонтажа отдельных элементов крана;
- применение одного или нескольких видов неразрушающего контроля.
- составляется отчет;
- вносятся соответствующие записи в эксплуатационные документы крана.
- произошло событие, в результате которого кран мог быть поврежден;
- проводились ремонт или реконструкция;
- установка крана на новом месте.
Кроме прочего в ГОСТ 33714.5-2024 представлены требования к обследованию мостовых и козловых кранов, которое проводится:
- 1 раз в 5 лет, если не проводился расширенный периодический контроль;
- по окончании срока службы;
- после длительного простоя;
- при смене владельца, в случае отсутствия записи о проведении контроля в эксплуатационной документации.
- оценка качества проведенных ремонтов (реконструкции) в случае их проведения;
- оценка состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта;
- разработка ограничений по дальнейшей эксплуатации крана (при необходимости).
- перечень обязательных проверок при проведении соответствующего вида контроля;
- основные характерные дефекты (повреждения) металлических конструкций кранов.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru