Лицензия Ростехнадзора для иностранных юридических лиц
14.03.2022Граждане, вы заметили, что в заявлении «о предоставлении лицензии» (на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности) появился новый «информационный блок». Да-да, тот самый – про иностранных юридических лиц.

Мы тоже заметили. И вот… озадачились понять, что за ребята такие, зачем пожаловали на нашу «поляну», чего от них хочет Ростехнадзор.
Конечно, анонс был раньше. В декабре 2021-го появился приказ ФСЭТАН от 24.11.2021 № 403, который внес эти и другие изменения в Административный регламент по лицензированию ОПО.
Но… мало ли у нас новинок да поправок. Судьбоносных-то – кот наплакал. Вот и прошло мимо глаз по первоначалу. А приписка… оказалась весьма «революционной» (дальше вы поймете, почему).
Сперва мы подумали о «компаниях с иностранным участием (капиталом)». Опять для них что-то придумали? Но затем посмотрели в «круг заявителей» (п. 2 Административного регламента, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454) и обнаружили, что товарищи-«иностранцы» появились там… аж в 2020-2021 годах (после «регуляторной гильотины»):
«2. Заявителями на получение государственной услуги являются:
1) юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ через аккредитованные в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» филиалы, представительства иностранных юридических лиц, планирующие эксплуатировать (далее – соискатель лицензии) или эксплуатирующие (далее – лицензиат) опасные производственные объекты I, II и III классов опасности…».
И ни слова про иностранный капитал (инвестиции, участие).
Тогда мы полезли в старый Административный регламент (утв. приказом Ростехнадзора от 11.08.2015 № 305), где последний раз фигурировали «заявители с иностранными инвестициями» (см. п. 57).
И не нашли таковых в «круге заявителей».
Более того… до 2020 (2021) года лицензию могли получить:
- только «юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, и индивидуальные предприниматели, внесенные в ЕГРИП…».
Для начала мы поняли…
В чем разница между «иностранным юрлицом» и «юрлицом с иностранными инвестициями»?
Ох… во многом. Начнем с того, что «иностранные юридические лица» – это организации, которые созданы (учреждены), зарегистрированы и действуют («гражданская правоспособность») на территории и по законам иностранного государства. Они не могут работать в РФ «напрямую». Только через аккредитованные филиалы, представительства (об этом чуть ниже) или «дочерние» компании (об этом прямо сейчас).
Среди нашей ОПО-шной братии не удалось найти таких товарищей (но они обязательно появятся… теперь же можно лицензию получать).
В то же время, «юридические лица с иностранными инвестициями» (участием, капиталом) – это (по сути) российские компании, созданные на территории и по законодательству РФ, где иностранный инвестор/инвесторы (соучредитель, акционер – физическое или юридическое лицо) владеет не менее чем 10 % доли в уставном капитале (пакете акций).
Это могут быть «дочки» иностранных юрлиц (например, ООО «Хенкель Рус», где 100 % уставного капитала принадлежат немецкому Henkel AG & Co. KGaA).
Или совместные предприятия (к примеру, ООО «Линде Азот Тольятти», где 50 % принадлежат нашему ПАО «КуйбышевАзот», а другие 50 % – немецкой «Коммерциум Иммобилиен унд Бетайлигунг-ГМБХ», которая входит в химический концерн Linde Group).
А бывает, что иностранный инвестор – просто «приглашенная звезда» с долей до 15 % (например… для привлечения «некредитных» денег или связей с зарубежными партнерами).
Конечно, у компаний с иностранными инвестициями и иностранных юрлиц есть… «родственные связи». И те, и другие подчиняются российскому законодательству (см. часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ), платят налоги в РФ, нанимают местных сотрудников, соблюдают ТК и т. д. И тех, и других частично «курирует» один Федеральный закон – от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Можно сказать, они равны в «хозяйственно-юридических» правах. Однако…
Первые могли и раньше свободно получать российские лицензии. А вторым это было… НЕДОСТУПНО (почему? расскажем ниже).
«Это что ж получается? «Иностранцы» раньше не могли эксплуатировать ОПО I-III классов опасности на российской земле?».
Напрямую? НЕТ (ведь нельзя без лицензии). А так… могли, конечно (как минимум, контролировать). Через управляющие компании, например (просто нанимали для эксплуатации). Или через «дочек» (юрлица с иностранным финансированием – см. выше). Но сейчас… СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ. Так что давайте посмотрим…
Что говорит законодательство про лицензии РФ для иностранных юрлиц?
Здесь целая история, которая началась в 2014-2015 годах.
Тогда выпустили Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 112, утвердившее «Индивидуальный национальный перечень ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для Российской Федерации» (а еще для Казахстана, Беларуси и позже Армении).
Согласно п. 2 этого Перечня:
- «2. Деятельность, на осуществление которой требуется лицензия, может осуществляться только юридическими лицами РФ или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке в РФ».
Однако… у п. 2 есть продолжение:
- «…Виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, а также порядок определения организационно-правовой формы лицензиата устанавливаются законодательством РФ».
Что, собственно, они и сделали. Дали добро. Чуть в «рассинхроне» (в Административном регламенте по лицензированию ОПО «иностранцы» появились в 2020-2021 гг., тогда как изменения в ФЗ №99 о лицензировании вступили в силу только с 01.03.2022), но ДАЛИ.
Теперь давайте прицельно по нашим ОПО-шным делам. К сожалению, корректировки в НПА вносились несинхронно. Но сейчас (когда все изменения вступили в силу) сложилась вот такая картинка:
1. В статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменились п. 5 и 6:
- «5) соискатель лицензии – юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии»;
- «6) лицензиат – юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию».
- «4. Возможность осуществления лицензируемых видов деятельности иностранными юридическими лицами устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, если указанный вопрос не урегулирован федеральными законами».
- «1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее – объекты), осуществляемой юридическими лицами (в том числе иностранными юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (далее – лицензируемый вид деятельности)».
- «1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет… заявление о предоставлении лицензии…, в котором указываются:
5. (дабы не портить картину и исполнить требования ФЗ №99) Ростехнадзор изменил Административный регламент по лицензированию ОПО – в дополнение к обновленному «кругу заявителей» (помните, в старом регламенте не было «иностранцев», как и завещал ЕЭС) появился отдельный «иностранный» блок в заявлениях на лицензию (см. выше).
Вуаля… имеем полное дозволение для «иностранцев» эксплуатировать ОПО на российской земле.
Однако… не забываем про ключевое условие. Чтобы получить лицензию (да и вообще работать на территории РФ), иностранному юрлицу нужно создать и аккредитовать филиал (представительство для ОПО-шных дел не подходит, ибо «не ведет деятельность», а всего лишь «представляет интересы» и «осуществляет их защиту»).
На самом деле, требование появилось давным-давно (еще до «Решения» ЕЭС) – см. часть 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
Ведь по сути… именно российский филиал (а не «голова» иностранного юрлица) будет эксплуатировать тот самый ОПО, общаться с Ростехнадзором, получать документы, сдавать отчеты…
«Так почему не оформлять лицензию прямо на филиал? Зачем морочиться с головной организацией?». Разумно. Но тут… палки в колеса назойливо вставляет статья 55 Гражданского кодекса РФ.
Согласно которой (см. часть 3):
- «Представительства и филиалы не являются юридическими лицами».
Так что, граждане, остается один вопрос…
Как иностранному юрлицу аккредитовать филиал для работы в России?
Здесь нам в помощь три документа:
- Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (статья 21).
- Приказ ФНС России от 27.07.2021 № ЕД-7-14/691@ «Об утверждении Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ».
- Приказ ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-14/633@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, а также требований к их оформлению».
Как вы поняли, аккредитацию филиалов иностранных юрлиц проводит ФНС. Конкретно – Межрайонная инспекция ФНС России № 47 по г. Москве (и ТОЛЬКО она… дабы все было централизовано и под контролем). Далее маршрут стандартный. Чтобы аккредитовать филиал, иностранное юридическое лицо «в течение 12 месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории РФ филиала» должно подать «налоговикам» заявление и нехилый пакет документов.
Про заявление стоит сказать отдельно. Форма его (15АФП) утверждена Приложением № 1 к приказу ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-14/633@. Оно довольно большое (6 номинальных страниц… по факту, конечно, больше) и включает уйму информации.
Например:
1) «Сведения об иностранном юридическом лице»:
- полное и сокращенное наименование;
- адрес в стране регистрации;
- код налогоплательщика в стране регистрации;
- размер уставного капитала и т. д.
- наименование;
- СВИФТ код;
- номер текущего счета.
- код основного вида;
- коды иных (дополнительных) видов (причем полей «бесконечное множество»).
- полное и сокращенное наименование;
- адрес на территории РФ;
- телефон, e-mail и т. д.
- Ф.И.О;
- дата и место рождения;
- гражданство;
- данные из документа, удостоверяющего личность и т. д.
7) «Сведения о заявителе» (о том, кто подписывает заявление – например, руководитель филиала или сам глава иностранного юрлица): те же данные, что для раздела о «руководителе филиала» + контактный телефон.
Впечатляет, правда? К чести ФНС, она дала ПОДРОБНЕЙШИЕ инструкции по заполнению (см. Приложение № 8 к приказу ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-14/633@). Вплоть до того, какого цвета чернила нужны для подготовки вручную (кстати, черного, фиолетового или синего) и какой шрифт нужен для подготовки на компьютере (кстати, Courier New с кеглем 16-18). Короче, даже иностранец… сдюжит (при всем уважении к иностранцам).
А вот и список «бумаг», которые нужно приложить к заявлению (см. п. 7 приказа ФНС России от 27.07.2021 № ЕД-7-14/691@):
- учредительные документы иностранного юрлица;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц (в стране регистрации) или иной «равный по юридической силе документ», подтверждающий юридический статус;
- документ о регистрации иностранного юрлица в качестве налогоплательщика в своей стране;
- решение уполномоченного органа иностранного юрлица о создании филиала в РФ;
- положение об иностранном филиале;
- доверенность, которая наделяет руководителя иностранного филиала нужными полномочиями;
- документ об уплате госпошлины… кстати, 120 000 рублей за каждый филиал (НК РФ, статья 333.33, п. 1, подпункт 5); а не проще ли зарегистрировать российское юрлицо с иностранными инвестициями… там всего 4000 руб. госпошлины, причем расходы те же: офис снять, людей нанять… да и внимания меньше от госорганов;
- опись документов (в 2-х экземплярах, один вернут с отметкой о приеме).
Если все гладко, в течение 5 рабочих дней (после первых 15-ти, то есть общий срок – 20 рабочих дней) выдадут «информационный лист о внесении записи в госреестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц». У него тоже есть утвержденная форма (15ЗФП – см. Приложение № 4 к приказу ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-14/633@). Там как раз будет «номер записи об аккредитации» (НЗА – который, помните, нужно писать в заявлении на лицензию) и дата внесения записи.
Конечно, ФНС может и отказать… Оснований достаточно (см. п. 5 и 5.1 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).
Вот например:
1) не устранили в срок огрехи в заявлении и документах, на которые указал госорган (ну… это банальный повод);
2) подали документы с нарушением срока (скажем, через 14 месяцев после решения об открытии филиала в РФ);
3) представили документы с «недостоверной информацией», и госорган это выяснил;
4) открыли филиал, работа и цели которого противоречат Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ и/или угрожают национальным интересам РФ;
5) поставили руководить филиалом человека, у которого «не погашено» административное наказание в виде дисквалификации и т. д.
Но давайте не будем о грустном… Если сделали все правильно («по-российски» правильно), ФНС не откажет. А наоборот… Выдаст практически бессрочную (ибо срок действия в законах не установлен) аккредитацию филиала. Которую, правда, по собственному почину может прекратить. Но то – российская традиция, ничего личного. К тому же… основание должно быть веским (см. п. 13 приказа ФНС России от 27.07.2021 № ЕД-7-14/691@ и п. 7 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ).
Например:
- филиал не представил налоговые декларации или годовой отчет о деятельности в РФ (в течение года с даты последней подачи);
- почтовая корреспонденция (письма, уведомления, извещения), отправленная ФНС в течение года на адрес филиала, вернулась с пометками «Адресат выбыл», «Срок хранения истек» и т. д.;
- банк уведомил ФНС, что в течение года филиал не совершал операций по счету;
- вступил в силу судебный акт о том, что деятельность филиала противоречит Конституции РФ, законодательству РФ и/или создает угрозу национальным интересам РФ и т. д.
Вот, пожалуй, и все… В общих чертах.
Понятно, что для аккредитации филиала иностранному юрлицу лучше подвязать опытного юриста от российской стороны. Ведь сами-то… не зная специфики (и «хотелок» наших госорганов) могут «не доплыть». И пеняй потом на языковой барьер.
Ну а получив запись в заветном реестре, «иностранцам» можно обзаводиться ОПО I, II и III классов опасности и… получать лицензию (зря что ли законодатели старались).
И как же иностранным юрлицам получить лицензию Ростехнадзора?
Да точно так же, как и нашим. ФЗ №99, Положение о лицензировании ОПО и Административный регламент (теперь) для всех едины.
Вопросы только по документам, которые нужны для получения лицензии (см. п. 7 Положения о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661, и п. 26 Административного регламента, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454).
Один из них точно стоит прокомментировать.
Да-да, мы про «реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии».
Кого аттестовывать – руководителя иностранного юрлица (который далеко…) или руководителя филиала? А может обоих сразу? Можно, конечно, и обоих. Но… директора филиала будет достаточно. Он пойдет как «руководитель обособленного подразделения организации». Ведь согласно части 2 статьи 55 Гражданского кодекса РФ (который на 100 % применим к «иностранцам»):
- «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть…».
В остальном – без существенных отличий (в части ПБ так точно).
Заявление и собранные документы подают в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения филиала иностранного юрлица (то же самое действует и для российских компаний, хоть с иностранными инвестициями, хоть без…). Никаких спец. требований, упоминаний о Центральном аппарате, особо выделенном органе в «нормативке» НЕТ.
Так что, граждане… Банальное (в меру сложное) получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности. Хотя, конечно… Оно куда сложнее, чем та же аккредитация филиала. Простым юристом здесь не обойдешься. Нужна… экспертная организация.
Вы же помните, да? Мы – к вашим услугам!