Отчет о производственном контроле за 2018 год

Новости

Все новости


Нам доверяют

Партнеры

Ликвидация аварий на ОПО растительного сырья: руководство по безопасности

 

Приказом от 03.07.2018 № 287 Ростехнадзор утвердил руководство по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации аварий на ОПО хранения и переработки растительного сырья».
Вместе с руководством утверждены:
  • Титульный лист ПМЛА для ОПО хранения и переработки растительного сырья (Приложение №1 к Приказу РТН № 287).
  • Образец для списка должностных лиц госорганов и организаций, которые извещаются об аварии на ОПО (для включения в ПМЛА, Приложение №2 к Приказу РТН № 287).
  • Форма Акта оценки фактических данных о наличии и техническом состоянии (исправности) средств пожаротушения, систем пожарной и аварийной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной защиты, аварийного освещения на объекте (Приложение №3 к Приказу РТН № 287).
  • Форма Акта проверки устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из цехов и отделений объекта, освидетельствования наружных эвакуационных лестниц (Приложение №4 к Приказу РТН № 287).
  • Журнал ПМЛА (образец в Приложении №5 к Приказу РТН № 287).
  • Перечень мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (образец, для включения в ПМЛА, Приложение №6 к Приказу РТН № 287).
  • Перечень типовых мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО хранения и переработки растительного сырья (Приложение №8 к Приказу РТН № 287).
  • Форма журнала учебно-тренировочных занятий (Приложение №9 к Приказу РТН № 287).
Обратите внимание: руководство по безопасности, утв. Приказом РТН № 287, не является нормативным правовым актом (п. 1). Можно использовать иные способы (методы) для планирования и реализации мероприятий по локализации и ликвидации аварий (Ростехнадзор разрешает).

Общие положения

Руководство по безопасности дает рекомендации:
  • по разработке и изучению ПМЛА для ОПО хранения и переработки растительного сырья 1-3 классов опасности;
  • по организации учебно-тренировочных занятий.
Информация из руководства подходит для ОПО 4 класса опасности (согласование с АСФ не требуется).

Рекомендации по разработке и оформлению ПМЛА

Для разработки ПМЛА Ростехнадзор рекомендует создавать комиссию в составе:
  • руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей ОПО;
  • главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной/пожарной безопасности и охране труда и т.д.);
  • начальников соответствующих цехов (участков) ОПО;
  • представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (при необходимости).
  • представителей АСФ, с которым заключен договор на обслуживание ОПО.
Ростехнадзор также советует:

1. Включать в ПМЛА список должностных лиц госорганов и организаций, которые извещаются об аварии на ОПО (образец см. в Приложении №2 к руководству). При этом порядок и способы оповещения лучше утвердить приказом.

2. Периодически оценивать наличие и состояние:
  • систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации;
  • системы оповещения об авариях;
  • средств связи и управления эвакуацией людей;
  • средств пожаротушения и противодымной защиты;
  • аварийного освещения.
Результаты проверки оформлять Актом (образец см. в Приложении №3 к руководству).

3. Проверять устройство эвакуационных путей и наружные эвакуационные лестницы (для высотных зданий). Результаты проверки оформлять Актом (образец см. в Приложении №4 к руководству).

4. Отражать в специальном журнале (см. Приложение №5 к руководству, прилагается к ПМЛА) первоочередные действия при получении сигнала об аварии.

5. На стадии разработки ПМЛА определять место для оперативного штаба по локализации и ликвидации аварии.

Общие разделы ПМЛА

В описании ОПО Ростехнадзор рекомендует указывать:

1) производственную (проектную) мощность (тонн в сутки);

2) перечень входящих в состав ОПО:
  • основных производственных, производственно-складских (складских) зданий;
  • основного технологического, транспортного и аспирационного оборудования;
  • приемно-отпускных устройств;
3) описание технологических процессов на ОПО согласно технологическому регламенту;

4) оснащенность оборудования, зданий и сооружений средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (перечень таковых);

5) оснащенность ОПО средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;

6) оснащение ОПО системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков, взрыворазрядных устройств;

7) наличие эвакуационных путей и запасных выходов, способы и порядок эвакуации и т.д.

К ПМЛА советуют прикладывать:

1) Генеральный план территории ОПО, планы зданий (помещений) с указанием:
  • основного оборудования;
  • входов и выходов производственных помещений;
  • местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых при аварии.
2) Схемы расположения основных коммуникаций ОПО.

3) Перечень СИЗ для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения.

4) Перечень материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий.

5) Перечень мероприятий по локализации-ликвидации аварий и спасению людей, в котором описаны возможные сценарии возникновения и развития аварийных ситуаций (образец см. в Приложении №6 к руководству, комментарий – в п. 17 руководства).

Обратите внимание: основные виды и причины аварий (взрывов) даны в Приложении №7 к руководству. Перечень основных (типовых) мероприятий по локализации и ликвидации аварий – в Приложении №8.

Специальный раздел ПМЛА

В специальном разделе ПМЛА можно:
  • определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
  • предусмотреть согласованность действий производственного персонала ОПО и нештатного АСФ из числа работников ОПО;
  • зафиксировать необходимость привлечения профессиональных АСФ (с указанием конкретной организации).
Специальный раздел ПМЛА:
  • содержит порядок действий персонала ОПО и профессиональных АСФ по локализации и ликвидации аварий (см. ниже);
  • сведения об организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации-ликвидации (советы РТН см. в разделе VI руководства).
Рекомендации по изучению ПМЛА

Ростехнадзор рекомендует:

1. Хранить копии ПМЛА:
  • у ответственного руководителя;
  • в оперативном штабе;
  • у главного инженера (механика, технолога, энергетика);
  • у лица, оповещающего об аварии;
  • у начальника нештатного АСФ из числа работников ОПО (при наличии);
  • у других должностных лиц, задействованных в мероприятиях по локализации-ликвидации.
2. Ознакомить с ПМЛА (разделами ПМЛА):
  • ответственных руководителей и специалистов;
  • производственный и медицинский персонал ОПО;
  • членов нештатного АСФ из числа работников ОПО (при наличии).
3. Проводить проверку знаний ПМЛА в квалификационной (экзаменационной) комиссии самой эксплуатирующей организации:
  • при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе;
  • при периодическом контроле уровня знаний (не реже 1 раза в 12 месяцев);
  • во время учебно-тренировочных занятий;
  • при пересмотре ПМЛА;
  • при переводе работников на другое рабочее место;
  • при неквалифицированных действиях на учебных тренировках.
Состав комиссии, порядок проверки знаний и оформления ее результатов лучше закрепить внутренними распорядительными документами (приказами, регламентами и т.д.).

Обратите внимание: ответственность за изучение и проверку знаний ПМЛА должен нести руководитель эксплуатирующей организации (в подразделениях владельца ОПО – руководитель подразделения).

Порядок действий персонала ОПО по локализации и ликвидации аварий

Руководство работами по локализации и ликвидации аварий возлагают на ответственного руководителя, назначенного приказом по эксплуатирующей организации.

До прибытия ответственного руководителя за спасение людей и руководство работами отвечают должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.

Если в организации есть нештатные аварийно-спасательные службы из числа работников ОПО, то до прибытия профессиональных АСФ работами руководит начальник нештатного формирования.

Ответственный руководитель:
  • узнав обстановку, немедленно запускает мероприятия из ПМЛА, а также обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию;
  • узнает количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению;
  • проверяет, вызваны ли профессиональное АСФ, скорая медицинская помощь, дошла ли информация об аварии до должностных лиц из списка оповещения;
  • дает указания о выставлении постов у места аварии и об удалении людей из опасных зон;
  • информирует об обстановке на аварийном объекте всех участников процесса;
  • проводит целевой инструктаж;
  • разрабатывает оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии совместно с руководством АСФ и ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария;
  • определяет ответственного за ведение оперативного журнала ПМЛА и контролирует его заполнение;
  • определяет, возможны ли ремонтно-восстановительные работы и мероприятия по предотвращению подобных аварий в будущем.
Оперативный штаб по локализации и ликвидации аварий решает следующие задачи:
  • координирует согласованные действия (взаимодействие) всех участников процесса;
  • определяет (корректирует) размеры безопасной зоны и безопасных путей прохода к аварийному объекту (цеху, участку, площадке);
  • обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию, оказание медпомощи пострадавшим;
  • определяет условия для безопасного ведения всех работ и выдает средства для локализации и ликвидации аварии;
  • организует работы по отбору и анализу газов, флегматизации аварийных силосов и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров с последующей его эвакуацией в безопасную зону;
  • организует выполнение п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов на ОПО (утв. Приказом РТН от 19.08.2011 № 480).
Руководитель эксплуатирующей ОПО организации:
  • получив сообщение об аварии, незамедлительно прибывает на ОПО, проверяет оказание медпомощи пострадавшим, обеспечивает работу транспорта;
  • совместно с руководителем работ по локализации-ликвидации обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию;
  • при аварийных работах более 6 часов организует питание и отдых участников процесса.
Лицо, оповещающее об аварии (диспетчер или иной назначенный работник):
  • вызывает профессиональное АСФ, скорую помощь, извещает об аварии должностных лиц согласно списку оповещения;
  • записывает данные о вызовах и оповещениях в оперативный журнал ПМЛА с указанием даты и времени.
Ответственный работник объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
  • сразу сообщает о нештатной ситуации лицу, оповещающему об аварии;
  • до приезда ответственного руководителя выполняет его обязанности, руководствуясь ПМЛА;
  • совместно с руководителем работ по локализации-ликвидации обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию.
Сменный мастер объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
  • незамедлительно сообщает об аварии начальнику объекта (цеха, участка, площадки);
  • до приезда ответственного руководителя организует спасение людей, локализацию и ликвидацию аварии (по указанию вышестоящего лица и согласно ПМЛА);
  • после прибытия ответственного руководителя поступает в его распоряжение;
  • совместно с руководителем работ по локализации-ликвидации обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию.
Аппаратчики объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
  • незамедлительно сообщают об аварии сменному мастеру или начальнику объекта (цеха, участка, площадки);
  • в целях локализации аварии отключают транспортное и технологическое оборудование;
  • содействуют эвакуации людей из опасной зоны, участвуют в локализации-ликвидации;
  • помогают пострадавшим при аварии;
  • находясь вне объекта и узнав об аварии, немедленно являются к ответственному руководителю работ (сменному мастеру или начальнику объекта) для получения задания.
Ответственные должностные лица (гл. инженер, механик, технолог, энергетик и т.д.):

1) организуют специализированные бригады и устанавливают дежурство слесарей, электриков и другого персонала для локализации-ликвидации аварии и восстановления нормальной работы производства;

2) по указанию ответственного руководителя организуют выгрузку продукта хранения, подвергшегося самосогреванию (самовозгоранию);

3) по указанию ответственного руководителя обеспечивают:
  • остановку оборудования;
  • перекрытие технологических коммуникаций;
  • выключение или включение электроэнергии;
  • бесперебойное действие связи;
  • исправное состояние водопровода;
  • бесперебойную работу нужного электромеханического оборудования и транспортных средств;
4) совместно с руководителем работ обеспечивают безопасность персонала и его эвакуацию.

Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов (участков, площадок) ОПО, не подвергшихся аварии или ее последствиям:
  • находясь в момент аварии на ОПО, после сообщения о ней действуют согласно ПМЛА и информируют о своих действиях ответственного руководителя;
  • находясь вне объекта, после сообщения об аварии приходят к ответственному руководителю для выполнения его заданий.
Обратите внимание:

1. Производственный персонал объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, не задействованный в работах, немедленно покидает ОПО (или оказывает посильную помощь в безопасной зоне).

2. Инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда, получив сообщение об аварии, незамедлительно прибывает на объект к ответственному руководителю и действует по его указанию.

3. Медицинский персонал организации (при наличии) выезжает на место аварии, оказывает первую медпомощь пострадавшим и непрерывно дежурит во время работ по локализации-ликвидации.

Рекомендации по учебно-тренировочным занятиям согласно ПМЛА

В плане учебно-тренировочных занятий Ростехнадзор советует указывать:
  • цель, дату, время и место проведения (по сценарию с учетом ПМЛА);
  • сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения;
  • состав комиссии, оценивающей действия персонала на занятии;
  • исходную обстановку и группировку сил;
  • порядок учебно-тренировочного занятия;
  • перечень мероприятий, чтобы предотвратить нарушения технологического режима, перерывы в нормальной работе ОПО (цеха, участка, площадки);
  • местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах).
При подготовке учебно-тренировочных занятий Ростехнадзор рекомендует учитывать:
  • реальную готовность организации к действиям при аварии;
  • создание на учениях обстановки, максимально близкой к реальной аварийной ситуации;
  • технологические особенности ОПО, где планируется учебная тренировка;
  • возможность на практике опробовать технические силы и средства локализации-ликвидации в соответствии со сценарием аварии;
  • возникновение на занятиях ситуаций (их надо исключить), которые могут привести к инцидентам или реальным авариям, травмированию персонала, материальному ущербу, изменению в работе ОПО, нанесению ущерба окружающей среде.
К учебным тренировкам Ростехнадзор советует привлекать:
  • производственный персонал ОПО;
  • нештатное АСФ из числа персонала ОПО (при наличии);
  • медико-санитарные и другие службы;
  • членов профессиональных АСФ, с которым заключен договор на обслуживание объекта.
На учебно-тренировочных занятиях нужно отработать (проверить):
  • порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;
  • порядок оповещения руководителей и специалистов организации согласно ПМЛА;
  • действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);
  • вызов и прибытие профессиональных АСФ;
  • вызов и прибытие руководителей и специалистов владельца ОПО;
  • время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии;
  • действия руководителей и специалистов согласно ПМЛА;
  • организованную подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами (при пожаре);
  • знание эвакуационных маршрутов.
Для проведения учебных тренировок лучше создавать комиссию под председательством технического руководителя (главного инженера) ОПО. В этом случае оценка готовности к спасению людей, локализации и ликвидации аварии будет более объективной.

Обратите внимание: ответственность за качественное проведение учебной тревоги лучше возлагать на председателя такой комиссии.

В ходе учебных тренировок комиссия оценивает:

1) подготовленность к решению задач, предусмотренных ПМЛА;

2) наличие, достаточность и состояние средств связи и оповещения об аварии;

3) наличие, достаточность и состояние технических средств для локализации-ликвидации, а также правильность их размещения и применения;

4) состояние эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;

5) наличие и достаточность финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;

6) качество совместной работы персонала ОПО, нештатного АСФ (при наличии) и профессиональных спасателей.

После учений (для их обсуждения и анализа) Ростехнадзор советует проводить совещание, в котором участвуют:
  • работники организации, задействованные в занятиях;
  • представители нештатного АСФ (при наличии);
  • сотрудники профессионального АСФ (по согласованию).
По результатам собрания составляют Акт проведения учебной тревоги, который:
  • подписывают все члены комиссии;
  • утверждается председателем комиссии;
  • передается руководителю эксплуатирующей организации.
Акт содержит:
  • дату проведения учений;
  • вид и место условной аварии;
  • отступления от требований промбезопасности, выявленные при учениях;
  • перечень мероприятий, чтобы устранить несоответствия и повысить уровень готовности к локализации и ликвидации аварий (с указанием сроков выполнения).
Обратите внимание: выполнение мероприятий согласно Акту контролирует лицо, ответственное за промышленную безопасность в организации.

Ростехнадзор также рекомендует:

1. Проводить учебно-тренировочные занятия не реже 1 раз в год для каждого ОПО (посезонно, в зимнее и летнее время).

2. Фиксировать результаты учений в специальном журнале (см. Приложении №9 к руководству).