Лицензия на эксплуатацию ОПО с трубопроводами горячей воды (теплосети)
18.09.2024Давно на сайте не было материалов о трубопроводах теплосети. А вопросы по ним возникают. Регулярно. В большом объеме. Что ж… пора наверстывать упущенное. Мы задумали несколько интересных и полезных статей на эту «злободневную» тему. Сегодня (в первой из них) расскажем, как владельцам (эксплуатантам) ОПО с трубопроводами горячей воды получить лицензию на «эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» И для этого есть…
Серьезный повод
Дело в том, что «участки трубопроводов теплосети» молча (без официальных разъяснений и уведомлений) подводят под безальтернативный III класс опасности. А он, как вы помните… «требует» получения лицензии. Такая практика уже зафиксирована в Москве («существует» с осени 2023 года). МТУ Ростехнадзора ссылается на приложение № 1 к ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом ФСЭТАН от 15.12.2020 № 536, согласно которому (п. 1, п.п. «л»):- за рабочие (разрешенные) параметры «для подающих и обратных трубопроводов водяных тепловых сетей» принимаются «наибольшее ВОЗМОЖНОЕ давление и максимальная температура воды в подающем трубопроводе теплового источника» (например, ТЭЦ).
При этом содержание проекта, рабочей документации, условий подключения, договора на теплоснабжение, а также удаленность объекта от теплового источника… роли не играют. С учетом всего вышесказанного (далее «московский пример», цитата из отказа в регистрации «участка трубопроводов теплосети» по IV классу опасности):
- «…рабочие (разрешенные) параметры прямого и обратного трубопровода должны устанавливаться в соответствии с параметрами подающего трубопровода от теплового источника ПАО «МОЭК», т.е. не 0,9 МПа, а 1,6 МПа».
И как бы… всё. III класс. Лицензия. Можно уповать на «благосклонность» МОЭК и других (региональных) теплоснабжающих организаций, но и они в ответах на запросы называют ту же максимальную цифру.
Откуда взялись такие «жесткие меры»? Разумеется, из практики аварийных ситуаций. В Москве гайки закрутили после аварии на тепловых сетях в ТЦ «Времена года» (22.07.2023). И стали планомерно отказывать в регистрации ОПО с трубопроводами горячей воды по IV классу (как на картинке выше). А сейчас даже рассылают «лицензионные» предостережения владельцам (эксплуатантам) тепловых сетей о недопустимости нарушения обязательных требований (как минимум, в столичном регионе). Скоро волна может докатиться до других уголков промышленно-безопасной поляны (если уже не там), поэтому… давайте разбираться в «лицензионном» вопросе.
Начнем с перечня документов, которые нужны для получения лицензии. Он расписан в п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661, и в п. 25-26 Административного регламента, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454. Рассмотрим подробно каждый пункт списка.
Заявление о предоставлении лицензии
Его делают на фирменном бланке соискателя лицензии (эксплуатирующей организации) по форме из приложения № 1 к Административному регламенту, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454.В документе указывают:
1) Реквизиты заявителя (эксплуатанта):
- наименование юридического лица (полное, сокращенное, фирменное), его организационно-правовая форма или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (+ дата рождения и данные паспорта);
- юридический адрес юрлица или адрес регистрации по месту жительства (пребывания) ИП;
- номер ИНН юридического или физического (ИП) лица;
- данные документа о постановке на учет в налоговом органе – наименование, серия и №, дата постановки, кем выдан, например, «Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, серия 18 № 004378217, дата постановки 10 ноября 2019 г., выдано налоговым органом: МИ ФНС № 17 по Московской области» или «Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, серия 13 № 081113042, дата постановки 07 сентября 2021 г., выдано налоговым органом: МИ ФНС № 6 по Республике Мордовия»;
- номер ОГРН или ОГРНИП;
- данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП – наименование, серия и №, дата внесения (выдачи), кем выдан, например, «Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, серия 77 № 012119122, дата внесения записи 09 декабря 2015 г., дата выдачи 11 декабря 2015 г., выдано налоговым органом: МИ ФНС № 46 по г. Москве» или «Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, серия 77 № 016298522, дата внесения записи 09 марта 2016 г., дата выдачи 15 марта 2016 г., выдано налоговым органом: МИ ФНС № 46 по г. Москве», или «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, дата внесения записи 05 мая 2019 г., государственный регистрационный номер 2375686430285, дата выдачи 05 мая 2019 г., выдан налоговым органом: МИ ФНС № 19 по Саратовской области», или «Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дата внесения записи 09 сентября 2019 г., государственный регистрационный номер 125671001452456, дата выдачи 09 сентября 2019 г., выдан налоговым органом: МИ ФНС № 15 по г. Санкт-Петербургу» и т.д.
2) Виды работ, которые будут выполняться «в составе лицензируемого вида деятельности»:
- наш случай – «использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля…» (рядом с ним ставите галочку).
- в нашем случае – адреса объектов, которые до мельчайших деталей (слово в слово, буква в букву, цифра в цифру, запятая в запятую) должны совпадать с записями в документах о праве владения (компонентами) ОПО (со всеми литерами, ориентирами и т.д.).
4) Контакты заявителя (почтовый адрес, телефон, факс, e-mail).
5) Желаемые способы получения документов в рамках оказания госуслуги, в том числе:
- уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений (можно получить на e-mail, в лицензирующем органе, по почте или в личном кабинете на ЕПГУ);
- копии описи с отметкой о дате приема заявления и пакета документов (можно дополнительно получить на e-mail);
- уведомления об отказе в предоставлении лицензии (можно получить на e-mail, в лицензирующем органе, по почте или в личном кабинете на ЕПГУ);
- уведомления о предоставлении лицензии (основной положительный результат лицензирования – можно получить на e-mail, в лицензирующем органе, по почте или в личном кабинете на ЕПГУ);
- выписки из реестра лицензий, если уведомления недостаточно, и вы хотите иметь более «твердый» документ (бланки, увы, больше не выдаются – выписку можно получить в лицензирующем органе, на e-mail или в личном кабинете на ЕПГУ).
И не забывайте «самое главное»… заявление должно фигурировать – стоять первым или вторым номером – в описи (о ней мы поговорим ниже).
Документы, подтверждающие право владения ОПО
В нашем случае:- земельными участками, на которых размещаются (поднадзорные) участки трубопроводов, тепловые пункты и другие (связанные с ними) здания/строения/сооружения;
- зданиями (помещениями) тепловых пунктов, если в них находятся поднадзорные участки трубопроводов;
- самими участками трубопроводов (вместе с эстакадами, опорами, каналами, тепловыми камерами и т.д.), если они признаны линейным объектом недвижимости (сооружением, «продуктом» капитального строительства) и поставлены на кадастровый учет.
- наименование (вид) объекта;
- вид права (собственность, аренда, оперативное управление, хозяйственное ведение и т.д.);
- номер и дата государственной регистрации права (по желанию);
- кадастровый номер (обязательно);
- адрес/местоположение (точь-в-точь, как в документах о владении/выписке из ЕГРН);
- собственник/правообладатель (если юридическое лицо, указать ИНН, ОГРН) и т.д.
А вот если права не зарегистрированы в ЕГРН, то придется приложить к заявлению заверенные эксплуатирующей организацией, без нотариуса копии (формат «или-или», смотря на каком основании владеете тем или иным объектом недвижимости):
1) Свидетельств о государственной регистрации права (собственности).
2) Договоров (с актами «приема-передачи», где расписан состав недвижимого имущества):
- купли-продажи (например, земельного участка);
- аренды (субаренды);
- оперативного управления;
- хозяйственного ведения и т.д.
Документы, подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию или положительные заключения ЭПБ
Начнем с документов. В нашем случае это может быть:- разрешение на ввод строительного объекта в эксплуатацию (для тепловой сети как линейного объекта, для здания/помещения теплового пункта), выданное федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ (региональные министерства, службы, комитеты), органом местного самоуправления (администрация, мэрия, их департаменты, отделы и т.д.)… Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию начали выдавать с 2008 года, соответственно, если ваш объект построен и введен в эксплуатацию после 2008 года, то ищите разрешение на ввод в эксплуатацию.
Кстати, акт готовности ОРПД к вводу в эксплуатацию, оформленный в соответствии с ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (приложение №3), тоже сгодится. Но… подтвердит лишь ввод трубопровода горячей воды (технического устройства), игнорируя другие компоненты, а также «линейность» и «комплексность» (признаки сооружения) участка трубопроводов теплосети.
Поэтому в первую очередь используйте вышеназванное «разрешения». А если хотите сыграть наверняка – сразу делайте «положительную» экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ). В этом случае потребуются:
1) ЭПБ здания (помещения, площадки) теплового пункта. Она, кстати, бывает нужна и при наличии разрешения на ввод. Когда:
- вышел срок безопасной эксплуатации здания, установленный в проектной документации (для «пожилых» объектов);
- у объекта отсутствует (например, утеряна) проектная документация либо в ней не указан срок безопасной эксплуатации здания (в последнем случае реальный срок вообще не имеет значения, хоть 1-2 года эксплуатируете, все равно нужно делать экспертизу).
3) ЭПБ сооружений, например, эстакад, опорно-подвесной системы, отдельно стоящих опор с фундаментом, каналов, тепловых камер и т.д., к которым тоже применяются нормы промышленной безопасности – см. п. 4 приложения №1 к ФНП ОРПД (как правило, их обследуют в «комплекте» с трубопроводами).
Экспертизу должна проводить специализированная организация, у которой есть лицензия, необходимое оборудование и (что самое главное) – эксперты, как минимум, третьей категории, аттестованные по областям Э12 ЗС и Э12 ТУ. Именно они (с помощниками):
- выезжают на объект;
- изучают документацию – проектную, рабочую, исполнительную, разрешительную, эксплуатационную, ремонтную, распорядительную (приказы, инструкции, положения, регламенты) и т.д.;
- участвуют в обследовании зданий и сооружений (оно, кстати, проводится по ГОСТ 31937-2024), диагностировании технических устройств (трубопроводов горячей воды);
- выявляют дефекты, подтверждают соответствие конструкций, материалов, покрытий, (сварных) соединений и т.д. нормативно-техническим требованиям, которые установлены ФНП, сводами правил, ГОСТами и т.д.;
- оформляют протоколы, акты и ведомости;
- составляют и подписывают заключения ЭПБ.
- с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (заявительные документы подаются от лица заказчика экспертизы);
- с Административным регламентом, утв. приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 141 (документы можно подать в любой территориальный орган ФСЭТАН, независимо от местонахождения объекта или заявителя – госуслуга предоставляется по «экстерриториальному принципу»).
1) для документов о вводе:
- выдавший орган (например, или «Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области», или «Администрация города Сочи»);
- адрес места его (= госоргана) нахождения (т.е. юридический адрес министерства или ведомства);
- дату выдачи и номер документа.
- орган, внесший заключение в реестр (т.е. наименование территориального управления ФСЭТАН, которое приняло документы и прислало уведомление);
- регистрационный номер, присвоенный Ростехнадзором (например, 77-ЗС-19240-2024 и/или 77-ТУ-19512-2024);
- дату регистрации/внесения в реестр, которую, кстати, можно найти в «Сведениях из реестра заключений ЭПБ» на сайтах территориальных управлений ФСЭТАН (иногда совпадает с датой уведомления).
Документы о соответствии технических устройств
В нашем случае – трубопроводов горячей воды, которые входят в состав (зарегистрированного в качестве ОПО) объекта. Здесь два варианта:1) Декларация о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) для трубопроводов, которые:
- попадают в «зону действия» ТР ТС 032/2013, то есть имеют «расчетное давление свыше 1 МПа, номинальный диаметр более 200 мм и произведение значения расчетного давления и значения номинального диаметра свыше 500 МПа*мм»;
- введены в эксплуатацию после начала действия технического регламента на территории РФ (т.е. после 1 февраля 2014 года).
- формирует пакет документов, перечисленных в п. 45 технического регламента (паспорт, руководство по эксплуатации, проектная документация, перечень стандартов и т.д.);
- привлекает (аккредитованную) испытательную лабораторию, которая обследует (тестирует) техническое устройство и составляет протоколы по результатам проведенных проверок (для включения в «декларационный» пакет);
- («своими руками») принимает декларацию о соответствии – заполняет форму, утвержденную Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 (там даже правила оформления есть);
- регистрирует ее в Едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на сайте Росаккредитации (заявитель может сделать это сам, привлекать орган по сертификации не обязательно).
Если это ваш случай, то просто сообщите Ростехнадзору (в формате письма или справки) реквизиты декларации:
- наименование органа, подтвердившего соответствие (это будет сам заявитель);
- регистрационный номер в Едином реестре (например, ЕАЭС № RU Д-RU.РА07.А.13264/24);
- дату регистрации.
- (по техническим параметрам) не попадают под действие ТР ТС 032/2013;
- введены в эксплуатацию до начала действия технического регламента на территории России (до 01.02.2014);
- отработали назначенный срок службы;
- эксплуатируются больше 10 лет (до 01.09.2024 было 20 лет, но это уже история…), при этом в проектной (технической) документации нет данных о сроке службы оборудования;
- прошли реконструкцию (модернизацию) с заменой (изменением) основных элементов, обновлением технических характеристик, составлением нового комплекта сопроводительной документации (паспорта, руководства по эксплуатации, чертежей и т.д.), при условии, что действие ТР ТС 032/2013 на них не распространяется;
- восстанавливались (ремонтировались) после инцидента или аварии на ОПО.
- находятся в исправном и работоспособном состоянии;
- соответствуют требованиям проектной, технической, технологической, эксплуатационной документации, а также требованиям ФНП ОРПД и других нормативных актов (сводов правил, ГОСТов и т.д.);
- «лишены» недопустимых дефектов и повреждений (трещин, прогибов, вмятин, коррозионного растрескивания и т.д.);
- могут работать в заявленных эксплуатационных параметрах и режимах (разрешенное/рабочее давление, температура рабочей среды и т.д.).
- проведет наружный (а где-то даже внутренний) осмотр, необходимые измерения и (при позитивной диагностике) гидравлические испытания;
- проверит состояние металла, толщину стенок, качество сварных соединений (швов, стыков), используя методы неразрушающего и (если надо) разрушающего контроля;
- изучит «облик» тепловой изоляции и работоспособность арматуры;
- сделает расчет на прочность, оценит остаточный ресурс (при необходимости)…
Ну а дальше… получаете уведомление с присвоенными реквизитами («внесшее» управление ФСЭТАН, регистрационный номер, дата внесения) и «возвращаете» их лицензирующему органу посредством письма или справки.
Положение о системе управления промышленной безопасностью
Вообще… это не наш случай. Ведь система управления промышленной безопасностью (СУПБ) в обязательном порядке нужна только организациям, эксплуатирующим ОПО I и II классов опасности (часть 3 статьи 11 ФЗ № 116). Хоть владельцы ОПО III-IV кл. и могут создать ее на добровольной основе (см. постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243 и приказ Ростехнадзора от 09.03.2023 № 103), но… в ФЗ № 116 такой вариант не прописан. Поэтому здесь даже письмо не потребуется.А вот что действительно необходимо в контексте статьи 11 федерального закона, так это положение о производственном контроле (равно как и сам производственный контроль, во всей полноте организации и осуществления). Наличие ППК – одно из требований к соискателю лицензии. Его соблюдение госорган проверит в ходе выездной оценки (о которой поговорим ниже).
Сам документ разрабатывают в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168. В нем расписывают (см. п. 4 Правил):
- должность лица, ответственного за осуществление производственного контроля (которого вы назначили приказом по организации из числа работников, аттестованных по промышленной безопасности), или описание оргструктуры службы ПК;
- права и должностные обязанности работников, осуществляющих ПК, и лица, ответственного за осуществление ПК;
- порядок организации и реализации внутренних проверок, подготовки отчетов об их проведении, контроля устранения выявленных нарушений и т.д.;
- порядок сбора, документирования, анализа, хранения информации о состоянии промышленной безопасности, обмена ей внутри эксплуатирующей организации и доведения до работников ОПО;
- порядок проведения оценочных (контрольных) мероприятий (испытаний, освидетельствований, обследований, диагностирований и экспертиз) в отношении зданий, сооружений и технических устройств на ОПО;
- меры, обеспечивающие готовность персонала к локализации и ликвидации аварий на ОПО (тренировки, курсы и т.д.);
- общие правила расследования аварий, порядок учета инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
- порядок обучения и аттестации работников ОПО в области промышленной безопасности;
- порядок подготовки и подачи в Ростехнадзор сведений (отчета) о производственном контроле и т.д.
Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
Вернее, их реквизиты – наименование документа (с указанием объекта), кем и когда он утвержден, с какой профессиональной аварийно-спасательной службой/формированием согласован (+ Ф.И.О. и должность «согласователя» + дата согласования).Но здесь, товарищи… «случай» опять не подходит для «участка трубопроводов теплосети». Почему? Потому что, согласно части 2 статьи 10 ФЗ № 116, планы мероприятий (ПМЛА) нужны только для опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, «предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1» к федеральному закону о промышленной безопасности. То есть для ОПО, на которых:
- (1) «получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества» (признак опасности 2.1);
- (4) «получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более» (признак опасности 2.4);
- (5) «ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых» (признак опасности 2.5);
- (6) «осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию» (признак опасности 2.6).
Документ утверждает руководитель организации. Его выдают под роспись каждому работнику, занятому в эксплуатации ОПО (трубопроводов горячей воды). В нем указывают:
- (оперативные) действия персонала по предотвращению и локализации аварий (в т.ч. методы оказания первой помощи);
- методы и способы ликвидации аварий;
- порядок оповещения руководства и работников ОПО, а также специализированных служб (формирований);
- случаи, когда работа объекта (трубопровода) должна быть остановлена (в т.ч. порядок остановки и приведения в безопасное положение);
- схемы эвакуации;
- места, где расположены аптечки первой помощи;
- порядок проведения мероприятий «по отработке действий в аварийных ситуациях» (учебных тренировок) и т.д.
Вот так, граждане… никаких планов мероприятий. Только сугубо внутренний документ. Вы спросите – что же тогда прикладывать к «лицензионному» пакету? А тут всё зависит от управления Ростехнадзора. Кто-то затребует копию инструкции (реквизиты здесь ничего не дадут). Кому-то хватит письма о том, что для ОПО «Участок трубопроводов теплосети» (признак опасности 2.2) разработка ПМЛА не требуется согласно части 2 статьи 10 ФЗ № 116.
Документы об аттестации в области промышленной безопасности
Если точнее – выписки из протоколов заседания (территориальной) аттестационной комиссии Ростехнадзора или (в некоторых случаях) аттестационных комиссий, сформированных эксплуатирующими организациями (где можно и нужно проходить аттестацию мы недавно расписали в статье). Для «лицензионного» пакета потребуются их реквизиты, оформленные в виде письма или справки, в частности:- номер протокола (например, 19-19-1670);
- дата заседания;
- наименование комиссии (например, «Территориальная аттестационная комиссия Межрегионального технологического управления»);
- Ф.И.О. аттестованного;
- области аттестации;
- ИНН и название организации, направившей работника на экзамен.
Здесь существует «классическая схема». Два человека должны фигурировать в «лицензионном» пакете. Один – «держаться в уме», чтобы пройти выездную предлицензионную оценку. Речь, разумеется:
- о руководителе (директоре) организации, эксплуатирующей ОПО с трубопроводами теплосети;
- о работнике (например, главном инженере), ответственном за осуществление производственного контроля (перед аттестацией он обязан получить дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности);
- об инженерно-техническом работнике (-ах), ответственном (-ых) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (при прочих равных одного будет достаточно.
Первые двое обязаны «отметиться» в письме с реквизитами (иначе будет отказ на стадии документарной оценки). Третий может к ним «присоединиться» (для надежности… лучше так и сделайте, выписка-то всё равно есть, а управления Ростехнадзора бывают разные).
Что касается областей:
Руководитель эксплуатирующей организации | А.1 |
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля | А.1 + Б.8.2 |
Работник, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОРПД | А.1 + Б.8.2 |
Руководитель и ответственный за осуществление ПК «классически» проходят аттестацию в Ростехнадзоре. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, как работник, на которого «возложено руководство производственной деятельностью» при эксплуатации ОПО, может сдать экзамен в аттестационной комиссии организации (если она сформирована – см. Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 № 13).
Это обычный путь, которым следует большинство владельцев ОПО (в т.ч. с трубопроводами теплосети). Но есть и другой, нестандартный вариант, при котором можно получить лицензию… с двумя выписками (= аттестованными сотрудниками).
Ничего сверхъестественного в нем нет. Просто назначьте директора (высшего руководителя) не только ответственным за организацию ПК (он является им по умолчанию), но и ответственным… за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОРПД (законодательство этого не запрещает). А главного инженера или энергетика – ответственным за осуществление ПК, как в «классической схеме». В этом случае нужна аттестация по областям:
«Дважды ответственный» руководитель эксплуатирующей организации | А.1 + Б.8.2 |
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля | А.1 + Б.8.2 |
И оба товарища должны сдавать экзамен в комиссии Ростехнадзора.
Ах, да. Еще не забывайте, что других (неответственных) инженерно-технических работников, «на которых возложено руководство производственной деятельностью» при эксплуатации ОПО, тоже надо аттестовать по промышленной безопасности (в Ростехнадзоре или комиссии организации, если она сформирована). Области те же – А.1 + Б.8.2. Их документы, кстати, проверят в ходе выездной предлицензионной оценки.
Документы о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий
Иметь резервы обязывает часть 1 статьи 10 ФЗ № 116 (касается всех владельцев ОПО). Документами, подтверждающими резервирование, могут быть:- приказ о создании резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий (с указанием конкретной суммы и способа резервирования, например, размещение денежных средств на отдельном расчетном счете или депозите, с приложением перечня материальных ресурсов в виде списка или таблицы);
- справки о наличии резервов, где прописаны сумма и способ «хранения» денег, а также перечень материальных ресурсов (наименование ресурса, количество единиц, можно еще «место размещения на объекте»);
- справка из банка о наличии необходимой (заявленной в приказе) суммы на (специально созданном) расчетном счете;
- выписка с расчетного или депозитного счета;
- перечень материальных ресурсов, как отдельный документ, утвержденный руководителем – приказ, номенклатура и т.д.
Ростехнадзору нужны копии этих бумаг, заверенные подписью руководителя и печатью (при наличии) эксплуатирующей организации (привлекать нотариуса не надо). Хотя справки и выписки можно представить в оригинале.
Теперь немного о самих резервах. С финансами понятно – речь о деньгах. Мы много писали об этом здесь, с тех пор ничего не изменилось.
Что касается материальных ресурсов, то это набор (наборы):
- инвентаря, специального оборудования, инструмента (лопаты, гаечные ключи, фонари, сварочные аппараты и проч.);
- запасных деталей, частей, ремонтных приспособлений и оснастки (трубы, хомуты, заглушки, стальные листы, изоляционное покрытие и проч.);
- средств индивидуальной защиты (перчатки/рукавицы, резиновые сапоги, спецодежда, защитные очки, респираторы и проч.);
- лекарств (аптечек) и медицинского оборудования (противоожоговые и обезболивающие препараты, бинты, носилки, шины и проч.);
- средств оповещения и связи (рации, мегафоны, сирена и проч.);
- запрещающих знаков и ограждающих «конструкций» (плакаты, таблички, веревка с флажками, сигнальная лента) и т.д.
В «резервный» перечень заносят всё – от брезентовых перчаток до запасов продовольствия и автомобильного топлива. Главное, чтобы бумага совпадала с действительностью, и вы могли себе это позволить (нужен «факт», не «план»). А порядок формирования резерва (например, закупка), его пополнения, обновления и хранения закрепляют распорядительными документами эксплуатирующей организации (тем же приказом «о создании…»).
Декларации промышленной безопасности
Тут тоже ситуация, не применимая к «участку трубопроводов теплосети». Ведь декларации нужны не всем, а лишь опасным производственным объектам I и II классов опасности, «на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества» (часть 2 статьи 14 ФЗ № 116).Да, владельцы ОПО III и IV классов теперь могут разрабатывать эти документы по собственной инициативе. Но… «обязательность» (слово, которое фигурирует в перечне документов на лицензию) установлена только для избранных «первоклассников» и «второклассников». Поэтому и здесь… без сопроводительных писем. Госорган сам всё понимает.
Информация о наличии автоматизированных систем контроля
По сути, это перечень (в виде списка или таблицы), где указаны все запроектированные и фактически установленные на объекте:- контрольно-измерительные приборы (манометры, термометры и т.д.);
- приборы (узлы) учета;
- электронные регуляторы, противоударные устройства и блокировки;
- системы (в т.ч. диспетчерского) контроля параметров рабочей среды в тепловых камерах и тепловых пунктах (у современных моделей есть даже индикация аварийного затопления тепловой камеры);
- автоматизированные системы управления (АСУ) в тепловом пункте (например, электронный цифровой регулятор с функцией погодной компенсации «Данфосс»);
- системы оповещения и сигнализации (могут быть интегрированы в АСК и АСУ);
- защитные устройства (например, от «сухого хода», от недопустимых изменений давления) и т.д.
Так что, граждане… берете проектную и/или технологическую документацию. Выписываете из нее «поименно» всю «автоматику». Потом составляете подробный перечень и прикладываете его к «лицензионному» пакету (оформить нужно как письмо или справку).
Кстати, объем предоставляемой информации зависит от «точки зрения» каждого конкретного управления Ростехнадзора. Кому-то хватит «названия», отметки о наличии договора на техническое обслуживание и количества установленных приборов.
А кто-то захочет увидеть развернутое описание функциональных возможностей, технических параметров и мест размещения на объекте. Поэтому… перед подачей документов на лицензию свяжитесь с вашим территориальным органом ФСЭТАН и уточните его позицию по данному вопросу.
Договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами (АСС) или формированиями (АСФ)
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ № 116, организации, эксплуатирующие ОПО (независимо от их типа и класса опасности), обязаны заключать договор «на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию» объектов с профессиональными АСС или АСФ. Это могут быть подразделения МЧС России, другие бюджетные, коммерческие и полукоммерческие структуры, аттестованные на право ведения аварийно-спасательных работ в соответствии:- со статьей 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- с постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
- копию всех листов договора с ПАСС/ПАСФ на обслуживание объекта, заверенную подписью руководителя и печатью (при наличии) организации, эксплуатирующей ОПО;
- копию свидетельства (свидетельств) об аттестации ПАСС/ПАСФ на право ведения аварийно-спасательных работ, заверенную подписью руководителя и печатью (при наличии) аварийно-спасательной службы или формирования.
Страховые полисы ОСОПО
То есть полисы обязательного страхования «гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», которые оформляют в соответствии:- с частью 1 статьи 9 и статьей 15 ФЗ № 116;
- с Федеральным законом от 27.06.2010 № 225-ФЗ.
Ростехнадзору здесь нужны копии страховых полисов для каждого объекта III класса опасности, на эксплуатацию которых вы получаете лицензию. Нотариуса привлекать не надо. При желании ФСЭТАН проверит «действительность» (и подлинность) вашего полиса в реестре НССО. Кстати, срок действия документа должен истекать «не ранее чем через сорок пять рабочих дней» после приема госорганом «лицензионного» пакета (т.е. страховка должна работать весь лицензионный цикл).
Опись документов
Вроде бы простой, но очень важный «компонент». Без него «лицензионный» пакет вообще не примут. Опись делают по форме из Административного регламента, утв. приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454 (приложение к приложению № 1). В ней указывают:- Ф.И.О. лица, подающего документы (а еще должность и подпись в блоке «Сдал»);
- наименование соискателя лицензии;
- территориальный орган ФСЭТАН, который принимает «лицензионный» пакет;
- дату «сдачи-приема»;
- перечень «бумаг», которые подаются для получения лицензии.
Что касается «Наименований документов» (конечных формулировок), то здесь управления Ростехнадзора «расходятся» во мнениях. Кто-то рекомендует цитировать Административный регламент и Положение о лицензировании. То есть писать обобщенно, скажем:
- «реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, а в случае отсутствия таких документов – реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности»;
- «документы, подтверждающие наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий» и т.д.
- приказ № 12-34/2024 от 25 июля 2024 года «О создании резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий»;
- договор № 237/12/2024 от 12 марта 2024 года на оказание услуг по аварийно-спасательному обслуживанию опасного производственного объекта «Участок трубопроводов теплосети» (III класс опасности, регистрационный № А06-07127-0001) с ООО «ПАСФ «Ликвидатор» и т.д.
№ п/п | Наименование документа | Количество листов | Дополнительные сведения |
1. | Реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов, или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (письмо исх. № 12/22-2024 от 07 августа 2024 года) | 1 | Оригинал |
2. | Реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (письмо исх. № 18/22-2024 от 08 августа 2024 года) | 1 | Оригинал |
3. | Документы, подтверждающие наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий (приказ № 12-34/2024 от 25 июля 2024 года; выписка с расчетного счета № 1723 от 08 августа 2024 года; справка № 12 от 08 августа 2024 года «О наличии резервов материальных ресурсов, необходимых для локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО») | 7 | Копия, оригинал |
…но лучше (перед заполнением описи) уточнить позицию вашего территориального органа ФСЭТАН (чтобы не пришлось переделывать).
Ну что, граждане… с «лицензионным» пакетом всё. Хотя нет. Остался еще один момент, который многие из вас, наверняка, вспомнили. Речь о документе (его реквизитах или копии), подтверждающем оплату госпошлины за предоставление лицензии. Почему он не фигурирует в списке? Да потому что оплачивать госпошлину в 2024 году (и ближайшие пять лет)… не надо. Скажите спасибо п. 9 (абзац второй) постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ», согласно которому:
- «в отношении лицензируемых видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением лицензируемых видов деятельности, предусмотренных пунктами 14, 15, 36 и 42 части 1 статьи 12… – у нас п. 12, не попадающий в исключения), оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление лицензии… по заявлениям, поданным с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2029 г., не требуется».
Теперь с бумагами точно всё. Переходим к следующему «этапу», чтобы разобраться…
Куда и как подавать документы
Куда? В территориальное управление Ростехнадзора «по месту государственной регистрации» юридического лица/индивидуального предпринимателя (т.е. по юридическому адресу, никаких экстерриториальных принципов).Как? Стандартными путями:
- лично (на бумажном носителе) в помещении госоргана;
- по почте (на бумажном носителе) заказным письмом с уведомлением о вручении;
- через ЕПГУ («Госуслуги») в форме пакета электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2012 № 722).
1) В момент приема документов сотрудник территориального органа ФСЭТАН (или «алгоритм госуслуг») проверит:
- наличие заявления (в котором есть все реквизиты заявителя);
- «читабельность» представленных материалов;
- наличие описи;
- наличие всех документов, указанных в описи;
- действительность электронной подписи (когда подавались через ЕПГУ).
- копию описи «с отметкой о дате приема» (или уведомление, «подтверждающее дату приема» – в случае с ЕПГУ).
- правильность оформления заявления (всё ли заполнено, те ли разделы, те ли сведения);
- полноту, достоверность и качество приложенной к нему информации (копий, писем, справок).
- «уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления недостающих документов» в течение 30 календарных дней (на это время «лицензионный» цикл приостановится).
Оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям
Сначала вас ждет документарная оценка, при проведении которой госорган использует оценочный лист, утв. приложением № 8 к приказу Ростехнадзора от 09.10.2023 № 363. На этом этапе сотрудники управления ФСЭТАН внимательно читают представленные «бумаги». В том числе – получают документы, реквизиты которых вы сообщили (находят у себя в архивах, делают межведомственные запросы в ФНС, Росреестр, Росаккредитацию, органы местного самоуправления и т.д.). Оценивают их (и ваше) соответствие лицензионным требованиям и потихоньку готовятся к следующей «фазе».Если все «галочки» в оценочном листе в вашу пользу, и нет оснований для отказа в предоставлении госуслуги (в материалах «лицензионного» пакета отсутствует недостоверная (подложная) или искаженная информация), то госорган оформляет положительный акт и…
Переходит к выездной стадии оценки соответствия. Она тоже проводится с применением оценочного листа, на этот раз утв. приложением № 9 к приказу Ростехнадзора от 09.10.2023 № 363. А иногда (для ОПО III класса опасности) – полностью или частично «с использованием средств дистанционного взаимодействия» (в т.ч. аудио/видеосвязи, п. 11.1 Положения о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661, такое разрешает).
Сам выезд не будет внезапным – Ростехнадзор сообщит о нем за 3 рабочих дня до начала мероприятия согласно части 9 статьи 19.1 ФЗ № 99 (любым доступным способом – по телефону, e-mail или через личный кабинет на ЕПГУ). Времени хватит, чтобы собраться с мыслями и подготовиться к «оценочному» визиту госоргана.
А подготовиться действительно стоит. Ведь работники ФСЭТАН изучат оригиналы документов, которые подавались на лицензию (они должны быть под рукой). Прочитают положение о производственном контроле (и проанализируют осуществление ПК). Проверят аттестацию у всех (в т.ч. неответственных) инженерно-технических работников, которые связаны с эксплуатацией ОПО. Посмотрят документы о регистрации опасного производственного объекта. Убедятся в наличии материальных резервов и квалифицированного персонала (а под шумок заглянут в должностные и производственные инструкции).
И даже оценят состояние объекта (разрешено частью 5 статьи 19.1 ФЗ № 99) – «приложатся» к оборудованию, зданиям и сооружениям. Зададут «технические» вопросы. Поинтересуются проектной документацией (вообще любыми документами, которые касаются «лицензируемого вида деятельности»). А на выходе:
- составят акт выездной оценки в 2-х экземплярах, один из которых передадут заявителю;
- примут (окончательное) решение о соответствии/несоответствии эксплуатирующей организации лицензионным требованиям.
Если итог положительный, госорган выдаст/направит (способы «доставки» уже выбраны в заявлении):
- уведомление о предоставлении лицензии;
- выписку из реестра лицензий (сейчас бланки не предусмотрены).
- уведомление об отказе в предоставлении лицензии.
- не более 30 рабочих дней, если документы подавались в бумажном виде (в Административном регламенте фигурирует цифра «45», но Положение о лицензировании «главней»);
- не более 23 рабочих дней, если документы подавались электронным пакетом через личный кабинет на ЕПГУ.
Хотите с одной попытки и без проволочек? Что ж, соблюдайте обязательные требования (причем с самого «рождения» объекта). Тщательно формируйте «лицензионный» пакет (именно для вас мы написали все эти рекомендации). Изучайте оценочные листы (особенно по выездной части) и готовьтесь по каждому пункту.
А если поняли, что нужна помощь в получении лицензии на эксплуатацию ОПО с трубопроводами горячей воды (теплосети) – обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru