Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Модульные АГЗС: какой ПРОЕКТ нужен для регистрации ОПО?

19.01.22

«…уже ни в какие ворота. Поставили модульную АГЗС. Вроде как ОПО. Пошли регистрировать. А Ростехнадзор… просит какой-то проект. Мы что, дом строим? Или в землю закапываемся? Ведь даже сарайчика нет. «Голое» оборудование. Смонтировано на раме. Краном подцепил и увез за тридевять земель. НИКАКОЙ капитальности… Что ж тогда проектировать?..».

Ох… какой знакомый «крик души». Его б наверх, да Ростехнадзору в уши.

Действительно, в составе модульной АГЗС вы вряд ли найдете здания-строения-сооружения. Там все проще:
  • резервуар («железобетонно» – техническое устройство);
  • насосный агрегат;
  • топливозаправочные колонки (явно не тянут на сооружение);
  • запорная арматура, предохранительные клапаны;
  • технологические трубопроводы, фильтры, манометры;
  • сигнализаторы, другие устройства автоматики, защиты и КИП;
  • рама (спаянные куски металла… ни стен, ни фундамента, ни крыши).
Где ж тут «капитальное строительство», которое можно и нужно проектировать? А нет его… Но это, увы, не аргумент для Ростехнадзора. Раз просит, значит – должен быть. Госорган зря просить не будет…
И народ, который «повелся» на модно-экологичный бизнес без «миллионных вложений» (ага, щас) вынужден… повиноваться.

Обычно как делают… Проект на тех. перевооружение ОПО + экспертиза промышленной безопасности. Хороший вариант. Вот только… долго, дорого и без гарантий.

Ведь нужно рассчитать «опасную зону». То самое «безопасное расстояние» от зданий и сооружений, которые могут пострадать «в случае аварийной разгерметизации сосуда» (см., например, п. 65 ФНП ОРПД).

И расстояния эти… практически невозможно соблюдать (объекты ставят слишком близко). В итоге – проект не всегда проходит ЭПБ. А значит… не годится для регистрации ОПО.

«И что… всё, тупик?».

Ан нет. Есть решение. Которое заходит «на ура» владельцам АГЗС (быстрее, дешевле, надежней, не нужна экспертиза) и, самое главное… устраивает Ростехнадзор при регистрации ОПО. Ибо не противоречит п. 9 раздела II ФНП ОРПД (его мы разберем чуть ниже).

«Какое-такое решение?».

Ааааа… Как раз об этом поговорим. Но сначала давайте разберемся…


Зачем вообще нужен проект для (регистрации) модульных АГЗС?

Вопрос на пару сотен тысяч…

Вообще, легализация «модульных» АГЗС (жаль, что такого термина нет в законодательстве… поэтому отсюда и дальше берем в кавычки), начиная с регистрации ОПО – форменное «хождение по мукам».
Мало нам «баталий» с классом опасности, которые доходят аж до Конституционного суда (который, по сути, встает на сторону Ростехнадзора). Так еще и по третьему классу захочешь – не зарегистрируешь… без (какой-то) проектной документации (поэтому большинство работает… нелегально).

Казалось бы… «модульные» АГЗС – типичный пример некапитального строения/сооружения (посмотрите п. 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Они:
  • не имеют прочной связи с землей;
  • транспортируются (с места на место) «без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик» (даром что не самоходные);
  • не являются объектами недвижимости (адрес не присвоишь, свидетельство о собственности не оформишь);
  • не требуют капитального подключения к коммуникациям (вода, электричество, природный газ… что называется «все свое ношу с собой»).
А как мы знаем из того же Градостроительного кодекса (см. статью 48) и постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 – проектирование (проект, проектная документация) нужны только для объектов капитального строительства (их частей) и линейных объектов (ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, ж/д пути и т. д.).
Так нет же… Ростехнадзор просит. Без проекта не регистрирует. Значит есть какой-то подвох?

Конечно, есть. Из-за него владельцы АГЗС и бросаются в разные крайности…

Кто-то ищет черты «капстроя», чтобы просто понять «ЗАЧЕМ?». И не находит… Ведь «модульные» АГЗС – явный некапстрой (см. рассуждение выше). Никаких тебе сложных подключений, «раскопок», «подземных ходов».

Другие погружаются в «нормативку» по газовым заправкам.

Например, в ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530. Где, увы… о проектировании толком ничего не сказано. Да и понятия «модульная» АГЗС (когда сосуд или трубопроводы не закопаны в землю, а смонтированы на раме) там нет.

Но, товарищи… почему ж мы забываем, что («модульные») АГЗС – это прежде всего сосуд СУГ. То есть оборудование, работающее под избыточным давлением, которое размещено на открытой площадке (а-ля наземные газгольдеры, резервуары для дизельного топлива и т. д.).

Глядь с этой «колокольни», и все становится более-менее понятно.

Идем в ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (ФНП ОРПД).  И находим раздел II «Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение ОПО, на которых используется оборудование под давлением». А там… сразу в глаза бросается п. 9:
«9. При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО, на которых используется (применяется) оборудование под давлением, в том числе входящих в их состав зданий и сооружений, а также при разработке проектной документации, определяющей решения по установке (размещению) и обвязке оборудования под давлением, должно обеспечиваться соблюдение обязательных требований законодательства РФ в области промышленной безопасности, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, и настоящих ФНП».

Вот он – ПОДВОХ. Источник претензий и «хотелок» Ростехнадзора. И он же – «чудесное решение», которое мы упомянули в начале статьи. Ведь где можно размещать оборудование? Правильно. Внутри здания-строения-сооружения или… на открытой площадке.

Чем не случай с «модульной» АГЗС? Есть земельный участок. Стоит конструкция с ОРПД (сосуд СУГ). Значит нужен… проект на установку/размещение (+ монтаж) газозаправочного модуля (а не «собрание сочинений в 5-ти томах»).

«И что же писать в этом проекте?».

Хм… Давайте посмотрим на (вполне рабочем) примере.


Состав проекта для (регистрации) «модульных» АГЗС

Правда, сначала проект нужно «обозвать». Как вам такой вариант («по мотивам реальных событий»)?
  • Проект производства работ на разгрузку и монтаж заправочного модуля на объекте: Газовая заправка по адресу: … (кадастровый номер …)


Можно «разгрузку» заменить на «размещение», а «монтаж» – на «установку». Или использовать вообще ВСЕ доступные слова: «Проект производства работ на разгрузку, размещение, установку и монтаж заправочного модуля…». От этого суть не изменится, содержание – пожалуй, тоже…

Какой состав? Например, вот такой (Ростехнадзор «принимает», владельцы АГЗС довольны):

Название раздела Содержание раздела Примечания
Титульный лист - название проекта, номер (шифр)
- реквизиты и подписи разработчика проекта
- отметки о согласовании и утверждении и т. д.
Обязательный атрибут ЛЮБОЙ проектной и рабочей документации
Лист ознакомления с проектом - должность работника (например, ответственные за безопасное производство работ, монтажники, стропальщики, крановщики и т. д.)
- Ф.И.О
- дата, подпись и т. д.
В форме ТАБЛИЦЫ. К информации можно добавить № удостоверения, № приказа о назначении (ответственного), название компании и т. д.
Содержание
(= оглавление)
Перечень разделов (подразделов) с номером листа текстовой части проекта  
Пояснительная записка - общие данные
- цель проекта (разработан на разгрузку, размещение, монтаж…)
- технические характеристики газозаправочного модуля (взятые из паспорта, руководства по эксплуатации)
- подробный состав и устройство модуля
- принципиальная схема модуля
- подготовительные мероприятия (что сделать перед выполнением работ)
- требования к персоналу (который выполняет работы)
- требования по назначению ответственных (за выполнение работ, за безопасное производство работ, за ОТ и ПБ, за соблюдение электробезопасности) и т. д.
Можно отдельно прописать «мероприятия по безопасной работе крана» (при разгрузке и перемещении-размещении модуля)
Список нормативных документов Перечень НПА, на основание которых разработан проект и которые должны соблюдаться при выполнении работ ФЗ, постановления, ФНП, ГОСТы, СП, РД и т. д.
Технологические решения - общие требования (в том числе назначение газозаправочного модуля, напр., «…предназначен для кратковременного хранения и заправки газобаллонных автомобилей сжиженными углеводородными газами (пропан-бутан и их смеси) на специальной площадке», уверение в полной оснащенности-безопасности модуля и т. д.)
- технические характеристики модуля (производительность, давление, температура, габаритные размеры, параметры рабочей среды и т. д.)
- назначение и область применения модуля (в том числе климатические условия для надежной работы – температура, влажность воздуха и т. д.)
- состав и устройство модуля = описание конструкции и работы «модульной» АГЗС (в самом прямом смысле – словесное описание конструкции и «технологического процесса» во всех подробностях и деталях)
- использование модуля по назначению (процедуры, алгоритмы, требования), например, подготовка к работе, режимы работы («…может работать в двух режимах: - заполнение резервуара из автоцистерны; - заправка газобаллонных автомобилей) и т. д.
- размещение модуля на месте эксплуатации – где можно размещать («на открытой площадке»), что должно быть не месте размещения (например, «фундамент или ровная бетонированная площадка», освещение, молниезащита и т. д.), требования к установке и монтажу, к информационным материалам (маркировка, таблички) и вспомогательным элементам (электропитание, технологическая защита, операторная и т. д.)
- техника безопасности при проведении сливо-наливных операций (ссылки на НПА, что можно/что нельзя, спец. требования к персоналу и т. д.)
- характеристика (технологических) трубопроводов (можно в табличной форме – диметр, материал, рабочая температура, рабочее давление, группа-категория и т. д.)
Собственно, этот раздел (подраздел) и нужен Ростехнадзору для регистрации ОПО. Чтобы лучше понять содержание, можете «для справки» почитать постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (раздел II, пункт 22).
Расчет опасной зоны (при разгрузке и размещении модуля) - расчетная схема (минимального расстояния отлета груза)
- расчет опасной зоны от перемещения груза краном-манипулятором и т. д.
См. «Правила по охране труда при работе на высоте», утв. приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н
Организация и технология выполнения работ (по разгрузке, размещению, монтажу модуля) - подготовительные работы (что нужно сделать ДО – получить/оформить документы, назначить ответственных, проинструктировать персонал, установить кран, ограждения, предупреждающие знаки и т. д.)
- последовательность разгрузки, размещения и монтажа заправочного модуля (четко по пунктам – какие операции, как проводятся, кто и что должен делать, как обеспечить полную сохранность модуля и т. д.)
Аналог «проекта организации строительства» (см. раздел II, п. 23 ПП № 87)
Потребность в материально-технических ресурсах (для выполнения работ) В табличной форме можно дать:
- перечень ПС (марка, модель, грузоподъемность крана-манипулятора)
- перечень поднимаемого оборудования (собственно, заправочный модуль)
- перечень грузозахватных приспособлений
- список нужного персонала и квалификационные требования к нему (специальность, кол-во человек, документы для допуска к работе и т. д.)
- перечень СИЗ и т. д.
«Прямым текстом» можно расписать:
- указания для персонала (что делать крановщику, стропальщику, ответственному)
- последовательность работ по перемещению груза (алгоритм по пунктам)
- требования к грузозахватным приспособлениям и таре
- требования пожарной безопасности при производстве работ
- «условия сохранения окружающей природной среды» (например, правильная заправка ПС или требование о том, что «при производстве работ нужно принимать конструктивные и технологические меры по снижению уровня шума») и т. д.
В графическом виде (текст + картинки) можно дать:
- знаковую сигнализацию, применяемую при перемещении грузов кранами
«Мероприятия по сохранению окружающей природной среды» и «Требования пожарной безопасности» могут быть отдельными разделами проекта
Лист внесения изменений - содержание правок
- подпись сотрудника, который вносит (фиксирует) правки
- дата внесения изменений
В табличной форме
Графическая часть - стройгенплан
- разрез
- схема строповки
- схема размещения заправочного модуля на месте эксплуатации и т. д.
Содержание и сам факт наличия графической части остается на усмотрение проектировщика
 
Как-то так… Разумеется, проект можно дополнять (или изменять) под конкретные задачи. Главное соблюсти «дух», а не «букву» (и, конечно, обратиться к профессиональным исполнителям).

А еще… важно помнить, что монтаж и проверка (пуско-наладка) газозаправочного модуля должны оформляться СВИДЕТЕЛЬСТВОМ О КАЧЕСТВЕ МОНТАЖА. Лучше зафиксировать это в проекте – как напоминание для вас и «руководство» для монтажников.

Забыть про сей документ – значит «хапнуть» проблем при вводе объекта в эксплуатацию и (что важнее) при постановке на учет в Ростехнадзоре сосуда АГЗС как технического устройства. Почитайте на досуге п. 215 (п.п. «б») и п. 224 (п.п. «г») радела IV ФНП ОРПД.

Без постановки сосуда на учет ОПО точно не зарегистрировать. Хоть с проектом, хоть без него.

Хотя без проекта… шансы легализовать АГЗС все равно «стремятся к нулю». Ростехнадзор он такой…. Сказал «надо» – на попятную не пойдет.

Так что ДЕЛАЙТЕ проект. Не жалейте (вполне адекватных) денег.

Или вам хочется работать нелегально? Жить «под гнетом» административных и уголовных статей?

Тогда почитайте:
  • статью 9.1 КоАП РФ (особенно часть 3, где штрафы до 1 000 000 руб.);
  • статью 14.1 КоАП РФ (все АГЗС = ОПО III класса опасности, для их эксплуатации нужна лицензия);
  • статью 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии).
А если еще авария… ммм… просто «праздник» для госорганов.

Перспективка так себе. Уж поверьте.

Да и зачем вообще искать «обходные пути», когда решение (то бишь проект, описанный в статье) уже есть в природе…

 

Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru