МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Новые правила безопасности АГЗС в Приказе N 530

С 1 января 2021 года вступил в силу Приказ N 530 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» от 15 декабря 2020 года (ФНП АГЗС). В этой статье рассмотрим его и сравним его со старой версией – Приказом от 11 декабря 2014 г. N 559 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».

Статья должна быть очень интересна организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим АГЗС. Особенно в свете недавнего взрыва на АГЗС в Новосибирске. К нам периодически поступают обращения за консультациями и услугами по регистрации ОПО и постановке на учет оборудования, работающего под давлением. Как известно, на АГЗС используются сосуды, работающие под давлением для хранения сжиженного углеводородного газа (СУГ). Примерно до середины 2019 г. АГЗС с СУГ можно было регистрировать IV классом опасности. Более того, все к этому привыкли. Сейчас же такие АГЗС можно регистрировать только с III классом опасности. А это предполагает получение лицензии на эксплуатацию ОПО. Конечно, многие недоумевают от этого… Как это? Вчера можно было, а сегодня нельзя? Непорядок!

Когда людям мы объясняем, что для эксплуатации АГЗС должны быть назначены лица ответственные за осуществление производственного контроля и за безопасную эксплуатацию оборудования, что нужно проводить техническое освидетельствование, что нужно оборудование ставить на учет в органах Ростехнадзора и много чего еще выполнять, то конечно у большинства шок! Они думали, что СУГ это как помидоры, купил подешевле, продал подороже! Ну и конечно любимое… это если на одной точке (в случае помидор, на базаре), то можно переехать в другое место и там начать продавать СУГ.

Очень надеемся, что такие взрывы как в Новосибирске и Волгограде наконец отрезвят горячие умы, и люди станут серьезнее относиться к эксплуатации АГЗС.

В ближайшее время мы напишем отдельную статью о легализации АГЗС. В статье будет описан порядок постановки на учет, регистрации ОПО и получению Лицензии. Всё будет описано как есть, без сглаживания углов.

А пока ознакомьтесь с изменениями и соблюдайте требования промышленной безопасности.

Раздел II. Общие требования

В пункте 16 нового приказа (п. 18 старой версии) появилось уточнение о том, что внесение изменений в конструкцию технологических систем автозаправочных станций запрещено без согласования с организациями-изготовителями указанных систем с внесением ими соответствующих изменений в сопроводительную техническую документацию.

Требования к устройству автозаправочных станций

Пункт 18 (старая версия п.20) расширен сведениями о том в соответствии с какими документами оборудование автозаправочных станций должно иметь исполнение и быть установлено:

БЫЛО СТАЛО
Оборудование, применяемое на автозаправочных станциях, подпадающее под действие технических регламентов, должно пройти соответствующую оценку соответствия.
 
Оборудование, применяемое на автозаправочных станциях, подпадающее под действие технических регламентов Таможенного союза, должно иметь исполнение и быть установлено в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза, являющегося обязательным для применения в Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г.Астане 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст.5310)
 
Пункт 23 (п. 25 старой версии) дополнен следующей формулировкой: «Запрещается пуск компрессорного (насосного) оборудования в работу с неисправной автоматикой безопасности (средств блокировки и сигнализации)».

Требования к системам безопасности

В пункте 26 (старая версия п. 28) уточнено, что автозаправочная станция должна быть оборудована наряду с автоматическими системами защиты системой ручного останова станции

Защита оборудования автозаправочных станций

В пункте 29 (старая версия п.31) появилось уточнение о том, что оборудование на площадке АГНКС должно быть огорожено дополнительным ограждением, обеспечивающим исключение повреждения автотранспортом при наезде (кроме блоков КПГ, в которых ГЗК находится в самом блоке).

Требования к проведению пусконаладочных работ и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций

В пункте 30 (старая версия п. 32) из перечня обязательных документов, которые должны быть в наличии при первичной подачи газа на автозаправочных станциях после их строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта, авторы убрали следующие документы:

- журналы авторского надзора;
- журналы строительного надзора;
- журналы проведения работ генподрядной и субподрядной организаций;
- документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов.

При этом в этом же пункте появилось уточнение, что на опасных производственных объектах IV класса опасности в числе документов должны быть инструкции по действиям работников в аварийных ситуациях.

Из пункта 32 (старая версия п. 34) о пусконаладочных работах авторы исключили фразу: Раздаточные колонки испытывают как газопроводы.

В пункте 34 (старая версия п. 36) уточнено, что перед началом приемочных испытаний эксплуатационной организации необходимо утвердить, в том числе, инструкции по действиям работников в аварийных ситуациях, если испытания проводятся на опасных производственных объектов IV класса опасности.

Пункт 37 (старая версия п. 39) дополнен:

БЫЛО СТАЛО
При проведении пусконаладочных работ перед продувкой газом газопроводы, резервуары и технические устройства подвергаются контрольной опрессовке воздухом или инертным газом с избыточным давлением 0,3 МПа в течение часа.
 
При проведении пусконаладочных работ перед продувкой газом газопроводы, резервуары и технические устройства подвергаются контрольной опрессовке воздухом или инертным газом с избыточным давлением 0,3 МПа в течение часа.


Проверка срабатывания предохранительных клапанов осуществляется в соответствии с инструкциями организации-изготовителя и проектной документацией.


Не допускается первое наполнение горючим газом, а также наполнение после полного опорожнения от горючего газа оборудования без предварительной флегматизации инертным газом.
 
 
Пункт 40 (старая версия п. 42) дополнен формулировкой, что при контрольной опрессовке стыки и соединения в условиях отрицательных температур проверяются пенообразующим раствором, который разбавляют спиртом в концентрации, исключающей его замерзание.
 
Требования к эксплуатации газопроводов, арматуры и сетей инженерно-технического обеспечения

Пункт 50 (старая версия п. 53) дополнен формулировкой при открытии/закрытии запорной арматуры запрещается применение каких-либо дополнительных рычагов при закрытии или открытии арматуры.

Пункт 56 (старая версия 59) также дополнен формулировкой: «Техническое обслуживание арматуры осуществляется в порядке, установленном эксплуатационной документацией организаций-изготовителей».

Пункт 60 (старая версия п. 63) дополнен:

БЫЛО СТАЛО
Давление настройки ПСК не должно превышать более чем на 15 % рабочее давление в резервуарах и газопроводах.
 
Давление настройки ПСК должно соответствовать проектной документации, но не должно превышать более чем на 15% рабочее давление в резервуарах и газопроводах с давлением от 0,3 до 6 МПа включительно и 10% для сосудов с давлением более 6 МПа.
 
Пункт 63 (старая версия п. 66) также значительно расширен:

 БЫЛО СТАЛО
Вместо клапана, снимаемого для ремонта или проверки, должен быть установлен исправный клапан.
 
Проверка параметров настройки клапанов, их регулировка должны проводиться на стенде или на месте их установки с помощью специального приспособления. Периодичность проверки:


для ПСК резервуаров - не реже одного раза в 6 месяцев;


для остальных сбросных клапанов - при проведении текущего ремонта, но не реже одного раза в 12 месяцев.


Клапаны после испытания пломбируются, результаты проверки отражаются в эксплуатационном журнале.
 
 
Пункт 72 старой версии приказа удален из документа:

«Периодичность текущего ремонта сетей инженерно-технического обеспечения устанавливается:
для наружных сетей водопровода и канализации - один раз в 2 года;
для наружных тепловых сетей - один раз в 12 месяцев;
для внутренних сетей водопровода, отопления - один раз в 2 года.»

Требования к эксплуатации резервуаров

Формулировка пункта 75  (старая версия п. 79) изменена:
 
 БЫЛО СТАЛО
Резервуары должны быть введены в эксплуатацию на основании письменного разрешения технического руководителя автозаправочной станции после их освидетельствования в порядке, предусмотренном Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением.
 
Резервуары должны быть введены в эксплуатацию на основании письменного разрешения ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в порядке, установленном распорядительными документами и производственными инструкциями эксплуатирующей организации.
 
Также изменена формулировка пункта 78 (старая версия п. 82):

БЫЛО СТАЛО
При обнаружении утечек газа, которые не могут быть немедленно устранены, резервуар, если он технологически связан с другими резервуарами или газопроводами, должен быть отключен от газопроводов с установкой заглушек.
 
 
При обнаружении утечек СУГ, которые не могут быть немедленно устранены в соответствии с производственными инструкциями, резервуар освобождается от газа, сбрасывается давление до атмосферного и если он технологически связан с другими резервуарами или газопроводами, должен быть отключен от газопроводов с установкой заглушек.


При обнаружении утечек газа или отсутствии целостности защитной мембраны на кожухе резервуара СПГ, которые не могут быть немедленно устранены, резервуар, если он технологически связан с другими резервуарами или газопроводами, должен быть отключен от газопроводов с установкой заглушек. Эксплуатация резервуара СПГ в кожухе без мембраны запрещена.
 
 
Не совсем понятно, что значит «резервуар освобождается от газа». Если буквально, то это увеличивает аварийность и возможность взрыва. Видимо нужно обращаться за разъяснениями в Ростехнадзор.
В пункте 82 (старая версия п. 86) также изменилась формулировка:

БЫЛО СТАЛО
Резервуары следует заполнять жидкой фазой не более 85 % геометрического объема.
При переполнении резервуара избыток газа должен быть перекачан в другие резервуары.
 
Нормы наполнения резервуаров жидкой фазой устанавливаются проектной документацией, в случае ее отсутствия - не более 85% геометрического объема резервуара.
 
Требования к эксплуатации автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов

В пункте 86 (старая версия п. 90) появилось уточнение о том, что эксплуатация КИП, не имеющих клейма, не допускается за исключением КИП, конструктивно не имеющих возможности для размещения поверительного клейма (наклейки, оттиска).

Пункт 87 (старая версия п. 91) изменен:

БЫЛО СТАЛО
Стационарные и переносные газоанализаторы и сигнализаторы должны проходить проверку не реже одного раза в три месяца контрольными смесями на срабатывание при концентрации газа 10 % НКПР в помещении, 20 % - вне помещения в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителей и поверку в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 49 (ч. 1), ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49 (ч. 1), ст. 6339; 2014,, N 26 (ч. 1), ст. 3366, N 30 (ч. 1), ст. 4255).
Устройства защиты, блокировок и сигнализации на срабатывание проверяются не реже одного раза в месяц.
 
Стационарные и переносные газоанализаторы и сигнализаторы должны иметь действующее свидетельство о поверке. Проверку работоспособности необходимо выполнять с периодичностью, определенной в руководстве по эксплуатации, но не реже одного раза в 3 месяца контрольными смесями на срабатывание установок, предусмотренных эксплуатационной документацией.
 
В пункте 90 (старая версия п. 94) появилось уточнение о том, что в техническое обслуживание входит представление приборов в процессе эксплуатации на поверку, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3021, 2019, N 52, ст.7814).

В пункте 97 (старая версия п. 101) появилось уточнение о том, что не допускаются к применению средства измерения, у которых отсутствует пломба или клеймо (за исключением средств измерения, конструктивно не имеющих возможности для размещения клейма, пломбы).

Требования безопасности при заправке газобаллонных автомобилей

Пункт 106 (старая версия п. 110) дополнен следующей формулировкой: «Перед въездом на территорию заправочной станции должны быть установлены таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования».

Пункты 111, 112, 113 полностью удалены из нового документа:

111. Баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации- изготовителя.
112. Баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля.
113. Не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
истек срок периодического освидетельствования;
нет установленных надписей;
неисправны вентили и клапаны;
поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
ослаблено крепление баллона;
имеются утечки из соединений.
 
 
Пункт  107 (старая версия п. 114) существенно дополнен формулировками:

БЫЛО СТАЛО
При обнаружении неплотностей в газовом оборудовании автомобиля или переполнении баллона газ из него должен быть слит в резервуар.
 
При обнаружении неплотностей в газовом оборудовании автомобиля или переполнении баллона, заправляемого СПГ или СУГ, газ из него должен быть слит в резервуар.


В случае, если на АГЗС не предусмотрен технологический режим обратного слива СУГ из неисправного газобаллонного оборудования транспортного средства в резервуар АГЗС, работа такой АГЗС должна быть аварийно остановлена, работники и водители заправляемых транспортных средств удалены на безопасной расстояние.


Включение АГЗС в работу до эвакуации неисправного транспортного средства на безопасное расстояние не допускается.
 
 
Также в новом приказе появился пункт 108: «Не допускается нахождение пассажиров на территории АГНКС. Нахождение водителя возле газозаправочной колонки во время заправки газобаллонного транспортного средства, а также в зоне возможного негативного воздействия при возникновения нештатной ситуации запрещается».

Требования к газоопасным работам

В пункте 109 (старая версия пп. 115-116) изменилась формулировка:

БЫЛО СТАЛО
115. Газоопасные работы на автозаправочных станциях выполняются в соответствии с настоящими Правилами.
116. На проведение газоопасных работ оформляется наряд-допуск.
 
109. На основании утверждённых техническим руководителем организации (или лицом, его замещающими) перечней газоопасные работы проводятся по наряду-допуску или без оформления наряда-допуска, но с регистрацией в журнале газоопасных работ.
 
В пункте 113 (старая версия п. 120) также изменилась формулировка:

БЫЛО СТАЛО
К выполнению газоопасных работ допускаются руководители, специалисты, обученные технике проведения газоопасных работ, правилам пользования средств индивидуальной защиты, способам оказания первой помощи, аттестованные в области промышленной безопасности в объеме настоящих Правил.
К выполнению газоопасных работ допускаются рабочие, обученные технике проведения газоопасных работ, правилам пользования средств индивидуальной защиты, способам оказания первой помощи.
 
К выполнению газоопасных работ допускаются руководители, инженерно-технические работники, обученные правилам пользования средств индивидуальной защиты, способам оказания первой помощи.


К выполнению газоопасных работ допускаются работники, прошедшие профессиональное обучение по профессии "слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования" (слесарь аварийно-восстановительных работ) с правом проведения газоопасных работ и имеющие удостоверение, обученные правилам пользования средствами индивидуальной защиты, способам оказания первой помощи.
 
 
В пункте 116 (старая версия п. 123) появилось уточнение о том, что работы по устранению утечек газа и ликвидации последствий аварий проводятся, в том числе, без инструкций по действиям работников в аварийных ситуациях.

В пункте 117 (старая версия п. 124) появились новые формулировки:

БЫЛО СТАЛО
Наряд-допуск на производство газоопасных работ ответственному лицу выдает технический руководитель автозаправочной станции.
Если работа не закончена, а условия ее проведения и характер не изменились, наряд-допуск может быть продлен лицом, его выдавшим.
 
Наряд-допуск на проведение газоопасных работ выдается ответственным лицом (лицо, выдавшее наряд-допуск) отдельно на каждое место и вид работы каждой бригаде, проводящей такие работы, и действителен в течение одной рабочей смены.


Если работа не закончена, а условия ее проведения и характер не изменились, наряд-допуск может быть продлен лицом, его выдавшим, но не более чем на одну дневную рабочую смену.


Список лиц, имеющих право выдавать наряды-допуски в организации, утверждается руководителем организации/структурного подразделения, эксплуатирующей автозаправочные станции.
 
 
В пункте 120 (старая версия п. 127) изменились сроки хранения журналов регистрации нарядов-допусков. В старой версии журналы должны были храниться постоянно, в новой – 5 лет с момента окончания журнала.

Пункт 134 (старая версия п. 142) дополнился формулировкой: «Организация взаимодействия сил и средств устанавливается планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий либо в инструкции по действиям работников в аварийных ситуациях».

Пункт 143 старой версии полностью удален из нового документа:

143. Технический руководитель автозаправочной станции является ответственным за своевременный пересмотр плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий и его согласование с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
 
Требования к проведению огневых работ

В пункте 145 (старая версия п. 154) изменена формулировка о том, при какой концентрации газа в воздухе огневые работы должны быть приостановлены. В старой версии работы следовало приостанавливать при любой концентрации, в новом – в помещении (замкнутых пространствах) 10% НКПР, на территории 20% НКПР.

Раздел III. Специальные требования к эксплуатации АГЗС

Требования промышленной безопасности при организации ремонтных работ на АГЗС

Пункты 157 и 158 старого приказа удалены из документа:

157. Персонал объекта должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты требуемых размеров в соответствии с характером выполняемой работы.
158. Выдаваемые рабочим средства индивидуальной защиты должны быть проверены, а рабочие - обучены приемам пользования ими.
 
Формулировка пункта 162 (старая версия п. 173) изменена:

БЫЛО СТАЛО
Порядок приема и передачи смены при ликвидации аварии и во время сливо-наливных работ должен предусматривать возможность завершения операций слива-налива без перерыва.
 
Не допускается прием и передача смены при ликвидации аварии и во время сливо-наливных работ.

 
Требования к проведению сливо-наливных операций

В пункте 165 (старая версия п. 176) появилось уточнение о том, что работы по сливу-наливу СУГ/СПГ производятся при наличии быстросъемных соединений - одним работником.

В пункте 182 (старая версия п. 194) также появилось уточнение что перелив СУГ/СПГ из автоцистерн может осуществляться, в том числе, путем передавливания среды из сосуда автоцистерны в резервуар автозаправочной станции.


Требования безопасности при освидетельствовании резервуаров

В пункте 251 нового приказа (старая версия п. 264) изменилась формулировка:
 

БЫЛО СТАЛО
Резервуары должны быть включены в работу после освидетельствования или ремонта на основании письменного разрешения руководителя АГЗС.
 
Резервуары должны быть включены в работу после освидетельствования или ремонта в порядке, предусмотренном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими требования при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением.
 
Изменилась формулировка пункта 253 (старая версия п. 266):

БЫЛО СТАЛО
Действия персонала АГЗС по локализации и ликвидации аварий определяются планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на АГЗС. Действия работников АГЗС по локализации и ликвидации аварий определяются планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, а для опасных производственных объектов IV класса опасности - инструкцией по действиям работников в аварийных ситуациях.
 
Пункт 267 старой версии полностью удален из документа:

267. Технический руководитель АГЗС является ответственным лицом за пересмотр плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий и его согласование с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы или профессионального аварийно-спасательного формирования, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
 
Раздел IV. Специальные требования к эксплуатации АГНКС

Общие положения

Раздел дополнился новыми пунктами 259 и 260:
259. При обнаружении утечки газа из газобаллонной установки автотранспорта, кассет для КПГ или сосудов ПАГЗ в момент заправки необходимо прекратить заправку и принять меры, указанные в инструкции по действиям работников в аварийных ситуациях.

260. На территории АГНКС запрещается стоянка (за исключением процесса заправки и его ожидания) и транзитный проезд постороннего транспорта, за исключением мест, предусмотренных соответствующими проектами.

Эксплуатация технологических газопроводов, арматуры и инженерных коммуникаций

Пункт 263 (старая версия п. 275) дополнен следующей формулировкой: «Запрещается производить подтяжку крепежных деталей фланцевых или муфтовых соединений, если газопровод находится под давлением. Снижать давление или повышать его следует постепенно, по установленному регламенту. Запрещаются ремонтные работы на газопроводах, находящихся под давлением».

В новый документ добавлен пункт 272:
«Газозаправочные рукава (РВД) должны подвергаться гидравлическим испытаниям давлением, равным 1,25 рабочего давления, с периодичностью один раз в 6 месяцев».

Аварийные работы

В пункте 290 (старая версия п. 301) появилось уточнение о том, что Участие аварийных служб устанавливается  на опасных производственных объектах IV класса опасности - инструкцией по действиям работников в аварийных ситуациях.

В пункте 291 (старая версия 302) появилось разделение действий персонала АГНКС в случае аварий в зависимости от класса опасности объекта: «Действия персонала АГНКС, относящихся ко II, III классам опасности, должны определяться планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на АГНКС, а для опасных производственных объектов IV класса опасности - инструкцией по действиям работников в аварийных ситуациях».

В пункте 292 (старая версия п. 303) теперь также есть разделение на классы опасности:
«Технический руководитель АГНКС (руководитель АГНКС), относящейся к II, III классу опасности, является лицом, ответственным за своевременный пересмотр плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, а для опасных производственных объектов IV класса опасности - инструкции по действиям работников в аварийных ситуациях».

В Разделе V Специальные требования к эксплуатации КриоАЗС удален пункт 306:

306. При хранении СПГ должен быть проведен анализ СПГ после наполнения и перед выдачей потребителю.
 
VI. Специальные требования к эксплуатации многотопливных АЗС

Раздел остался без изменений.

В приложении к документу введено следующее понятие:

МТЗС - многотопливная заправочная станция, обособленный объект заправки и сервиса (совокупность зданий, сооружений, технологического оборудования и инженерных коммуникаций), предназначенный для получения, хранения и заправки транспорта жидкими и газовыми моторными топливами.

В части остальных пунктов документ не изменен.

Приказ № 530 вступил в силу с 1 января 2021 г. и будет действовать до 2027 года.

Существенных изменений в новых Правилах мы не увидели. В соответствии с ранее действующими Правилами (п. 38), лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, могло совмещать обязанности ответственного за осуществление производственного контроля. При этом данное условие вступало в противоречие требованиям ФНП ОРПД, о том, что ответственный за осуществление производственного контроля не может совмещать обязанности ответственного за безопасную эксплуатацию.
В новых Правилах это противоречие убрано. Теперь всё как в ФНП ОРПД.

Для меня осталось нераскрытой тема проектной документации. В соответствии с п. 17 ФНП АГЗС всё оборудование, компоненты, трубопроводы и арматура должны выполнять свои функции при разрешенном рабочем давлении, установленном составе газа, температуре, погодных условиях в соответствии с проектной документацией и эксплуатационной документацией, обеспечивая безопасность при нормальном режиме работы и в случае возможных отказов оборудования.

Также требование о проектной документации упоминается в разделе «Требования к проведению пусконаладочных работ и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций».

Наибольшее количество ОПО в нашей стране это АГЗС на СУГе. Как правило, такие АГЗС представляют собой модульную конструкцию, которая монтируется на месте эксплуатации на ровной бетонированной площадке и прикрепляется болтами к этой площадке. В соответствии с п. 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса – некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Требования к составу проектной документации в нашей стране определены Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (ПП РФ № 87).

При этом в ПП РФ № 87 упоминаются только объекты капитального строительства.

Как же быть с объектами некапитального строительства? Нужно ли на них делать проекты или нет? В документации заводов изготовителей АГЗС часто вижу такую фразу: «модуль должен монтироваться не месте эксплуатации в соответствии с проектом производства работ». При этом изготовитель не ссылается на требования к проекту производства работ.

В нашей практике были случаи, когда мы регистрировали ОПО без проектной документации на модульные АГЗС, были случаи, когда нам «жестко» отказывали в регистрации ОПО без проектной документации. Еще были случаи, когда на АГЗС разрабатывался проект без подраздела «Технологические решения» и Ростехнадзор писал замечание о том, что не представлен подраздел «Технологические решения». Хотя в ПП РФ № 87 четко написано, что подраздел «Технологические решения» разрабатывается на объекты капитального строительства. Также в подпункте «4)» пункта 20 Приказа Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" написано, что прикладывается подраздел «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства. И тем не менее Ростехнадзор продолжал настаивать на необходимости предоставления подраздела «Технологические решения».

С одной стороны я их понимаю, с них требует бумажки бюрократическая бездушная машина, но логику тоже иногда нужно включать.

А для того, чтобы её не нужно было включать, нужно четко расписать правила игры. В таком случае организациям и индивидуальным предпринимателям, не побоюсь этого слова, приятно будет соблюдать требования промышленной безопасности. У них больше появится время на реальную и полезную работу.

Пока, всё что касается эксплуатации АГЗС, что называется «Кто в лес, кто по дрова»!



С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович
 


Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru