Новый административный регламент по лицензированию ОПО
24 октября 2015 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 11.08.2015 № 305, который утвердил новый Административный регламент по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Документ зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2015 г. за № 39229 и официально опубликован на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.10.2015 г. Одновременно утратил силу Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению госуслуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утв. приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. N 714).В целом документ является актуализированной версией старого регламента, которая приведена в соответствие с последними изменениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и о промышленной безопасности.
Что изменилось в новой версии административного регламента
Прежде всего, в тексте нового документа изменилось наименование лицензируемого вида деятельности. В прежнем регламенте использовалась формулировка «деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», а в нынешнем – «деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492).
Далее мы представим сравнительную характеристику новой и старой версии Административного регламента, в которой отразим наиболее значимые изменения в тексте документа и прокомментируем некоторые из них.
Административный регламент
Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 714)
|
Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305) |
Раздел I. Общие положения | |
п. 3 «Под взрывопожароопасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых выполняются следующие работы (услуги)…» | Исключен |
Круг заявителей. п. 4. Заявителями на получение лицензии являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие место осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Российской Федерации (далее - заявители). |
Круг заявителей.
п. 3. Заявителями на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), планирующие осуществлять (соискатель лицензии) или осуществляющие деятельность (лицензиат) в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2013, N 9, ст. 874). В случае, если результатом предоставления государственной услуги является получение сведений из реестра лицензий, заявителем является физическое (индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо. |
II. Стандарт предоставления государственной услуги | |
Наименование государственной услуги. 11. Государственной услугой является лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. |
Наименование государственной услуги 11. Государственная услуга по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. 12. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации. |
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу 12. Федеральный орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу, - Ростехнадзор и его территориальные органы в соответствии с разграничением полномочий. В компетенцию: центрального аппарата Ростехнадзора входит выдача лицензий на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, подлежащих декларированию промышленной безопасности; территориальных органов Ростехнадзора входит выдача лицензий на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, не относящихся к компетенции центрального аппарата, в том числе для организаций с иностранными инвестициями. В центральном аппарате Ростехнадзора и территориальных органах Ростехнадзора определяются структурные подразделения, ответственные за предоставление государственной услуги: подразделение, ответственное за работу с заявителями; подразделение, ответственное за предоставление государственной услуги, и подразделение, ответственное за рассмотрение заявительных документов. |
Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу 13. Предоставление государственной услуги осуществляется Ростехнадзором. 14. Административные процедуры и действия выполняются федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов*. |
*Несмотря на то, что в новом регламенте не прописаны компетенции управлений Ростехнадзора, их функции в части лицензирования деятельности на ОПО практически не изменились. Центральный аппарат Ростехнадзора по-прежнему выдает лицензии на декларируемые объекты. Кроме того, ЦА ФСЭТАН лицензирует ОПО, которыми владеют организации с иностранными инвестициями (иностранным капиталом). Территориальные органы Ростехнадзора выдают лицензии на эксплуатацию ОПО, не относящихся к компетенции центрального аппарата ФСЭТАН. | |
Описание результата предоставления государственной услуги 13. Результатами предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются: 1) выдача заявителю лицензии; 2) выдача заявителю дубликата или копии лицензии; 3) выдача заявителю выписки из реестра лицензий; 4) внесение сведений в реестр лицензий, уведомление заявителя о результатах рассмотрения заявительных документов. |
Описание результата предоставления государственной услуги
15. Результатами предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности являются: 1) предоставление (отказ в предоставлении) лицензии; 2) переоформление (отказ в переоформлении) лицензии; 3) предоставление дубликата лицензии; 4) предоставление копии лицензии;
5) предоставление сведений из реестра лицензий либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
6) принятие решения о прекращении действия лицензии по заявлению о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; 7) принятие решения о возврате документов, представленных для предоставления государственной услуги по заявлению о прекращении предоставления государственной услуги*. |
*Описание результата предоставления государственной услуги по лицензированию ОПО приведено в соответствие с нормами действующего законодательства в сфере промышленной безопасности и сфере лицензирования (ФЗ №116, ФЗ №99), а также с актуальной административной практикой Ростехнадзора. Сроки предоставления государственной услуги по лицензированию ОПО остались прежними (см. п. 16-21 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305). |
В новой версии регламента актуализирован Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по лицензированию ОПО 1-3 классов опасности. В частности, добавлены Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492 (соответственно, исключено прежнее постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г.№ 454), приказ Ростехнадзора от 14 февраля 2012 г. № 97 «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности» и приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 «Об утверждении ФНП в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (с изменениями).
В перечень документов на предоставление лицензии Ростехнадзора внесено сразу несколько изменений. Во-первых, он приведен в соответствие с нормами действующего законодательства в сфере промышленной безопасности – добавлены новые формулировки, наименования и требования к документам (соответственно, исключены требования о разрешениях на применение технических устройств, ЭПБ на планы мероприятий по локализации и ликвидации аварий, о согласовании ППК с органами Ростехнадзора и т.д.). Во-вторых, исключен пункт, который обязывает соискателя лицензии предоставлять нотариально заверенные копии учредительных документов.
Список документов на предоставление лицензии указан в п. 26 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305:
«26. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
1) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях);
2) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации);
3) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа) - в случае, если наличие таких документов является обязательным в соответствии с техническими регламентами;
4) копия положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
5) копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;
6) копии планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;
7) копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;
8) копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
9) реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации);
10) перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;
11) копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
12) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте…, сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;
13) опись прилагаемых документов».
Аналогичные изменения внесены в перечни документов, которые прилагаются к заявлениям на все виды переоформления лицензии (п. 27 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305).
Следует отметить, что в приложениях к новому административному регламенту даны рекомендуемые образцы описи документов, а также заявлений о предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о предоставлении дубликата или копии лицензии, о прекращении лицензируемого вида деятельности.
В новой версии административного регламента по лицензированию ОПО скорректирован раздел «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления» (п. 32-34). В частности, дан конкретный перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов, которые находятся в распоряжении госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также органов, являющихся обладателями базовых государственных информационных ресурсов.
В новом регламенте изменения внесены также в описание состава и последовательности административных процедур в рамках лицензирования ОПО:
Административный регламент, утв. Приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 714 | Административный регламент, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305 |
Состав и последовательность административных процедур 61. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием заявительных (иных) документов, их регистрация; 2) предварительное рассмотрение, принятие решения по результатам предварительного рассмотрения заявительных (иных) документов; 3) рассмотрение заявительных документов; 4) принятие решения по результатам рассмотрения заявительных документов, внесение сведений в реестр лицензий; 5) выдача документов, подтверждающих предоставление государственной услуги. |
Состав и последовательность административных процедур
6) выдача документов, подтверждающих предоставление государственной услуги;56. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием заявительных документов, их регистрация, отказ в приеме заявительных документов; 2) проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых к нему документов; 3) формирование и направление межведомственных запросов; 4) рассмотрение заявительных документов; 5) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении), переоформлении (отказе в переоформлении), прекращении действия лицензии по заявлению о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, внесение сведений в реестр лицензий; 7) принятие решения о возврате документов, представленных для предоставления государственной услуги по заявлению о прекращении предоставления государственной услуги. |
Соответственно, скорректированы (добавлены) и другие положения раздела III «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме», в которых подробно описывается каждый этап предоставления государственной услуги по лицензированию ОПО (п. 57-105 нового административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. № 305). Административные процедуры, их состав, структура и сроки исполнения приведены в соответствие с действующей административной практикой Ростехнадзора в свете изменений в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности и о промышленной безопасности.
Информация о территориальных управлениях Ростехнадзора, которая дана в Приложении №1 как к старому, так и к новому административному регламенту также актуализирована – обновлена контактная информация, добавлено Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю.
Хочется верить, что новый административный регламент оптимизирует процесс лицензирования ОПО, а также сделает его открытым, оперативным и удобным как для сотрудников Ростехнадзора, так и для эксплуатирующих ОПО организаций.