Новый профстандарт «Специалист в сфере промбезопасности» с 01.09.2025
5.06.2025Осень – время перемен. Даже в промышленной безопасности. Каждый год мы получаем подарки ко «дню знаний». И 2025-й не станет исключением. Совершенно точно «поправят» ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (читайте https://mtk-exp.ru/izmeneniya_v_pravilah_provedeniya_epb_s_1_sentyabrya_2025_goda/, если пока не видели).
А еще мы получим (как вы догадались по заголовку) новый профессиональный стандарт «Специалист в сфере промышленной безопасности», утв. приказом Минтруда России от 14.04.2025 № 226н. И он, граждане… отличается от нынешней версии, утв. приказом Минтруда России от 16.12.2020 № 911н. Причем отличается серьезно. Нет, документ по-прежнему «описывает»:
- экспертов в области промбезопасности технических устройств и зданий-сооружений на ОПО;
- специалистов по техническому диагностированию ТУ и обследованию ЗС;
- работников, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля.
В общем, есть, о чем поговорить. И даже над чем поразмыслить. Поэтому… без лишних предисловий предлагаем перейти к познавательной беседе. И сначала посмотреть, как изменились, да нет, «изменятся»…
Эксперты в области промышленной безопасности
Их всё так же будут разделять на две «большие» группы – товарищей, которые выполняют:- ЭПБ технических устройств;
- ЭПБ зданий и сооружений.
Изменят (употребив красивую формулировку) «пути достижения квалификации» (кстати, одинаковы для обеих групп). То есть квалификационные требования, которые перечислены в п. 8, 9 и 10 ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (далее – ФНП ЭПБ). Собственно, их туда и «перепишут», заменив:
- «Высшее образование (техническое) – специалитет или магистратура или Высшее образование (непрофильное) – специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности»…
- «Высшее образование».
- не менее 5 лет для эксперта III категории;
- не менее 7 лет (+ не менее 10 проведенных экспертиз) – для эксперта II категории;
- не менее 10 лет (+ не менее 15 проведенных экспертиз) – для эксперта I категории.
- «Не реже одного раза в пять лет аттестация в области промышленной безопасности» (это все-таки экзамен для эксплуатантов!)
- «Соответствие квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестация в установленном Правительством Российской Федерации порядке» (как заповедуют статья 1 ФЗ № 116 и п. 7 ФНП ЭПБ).
Ну и добавят «необходимость» проходить:
- обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
- обучение мерам пожарной безопасности.
Сейчас мы наблюдаем классические:
- «подготовка к проведению экспертизы…»;
- «проведение экспертизы…».
- проведение экспертизы (технических устройств, зданий и сооружений) на ОПО III и IV классов опасности (эту «функцию» выполняют эксперты всех категорий);
- проведение экспертизы (технических устройств, зданий и сооружений) на ОПО II класса опасности («функция» для экспертов I и II категории);
- проведение экспертизы (технических устройств, зданий и сооружений) на ОПО I класса опасности («функция» только для экспертов I категории).
Скажем, экспертам ТУ (по делу или нет) частично добавят функционал диагностов (о которых еще поговорим, чуть ниже). В их «трудовых действиях» появятся:
- оценка влияния дефектов (повреждений, отклонений, несоответствий и т.д.), которые выявлены методами неразрушающего контроля или по результатам испытаний, на безопасность технического устройства;
- «определение действующих повреждающих факторов», а также механизмов повреждения и восприимчивости материала ТУ;
- «определение остаточного ресурса (срока службы)», установление срока и условий дальнейшей безопасной эксплуатации;
- итоговый выбор методов (неразрушающего и разрушающего) контроля, испытаний, измерений ТУ;
- (собственно, вот оно…) проведение функционального диагностирования технических устройств;
- разработка технического задания на диагностику, согласование ТЗ с владельцем (эксплуатантом) ОПО;
- «оформление результатов осмотра технического устройства»;
- оценка результатов, которые получены в ходе исследования изменений «свойств и структуры материалов, из которых изготовлены» ТУ;
- (тут, наконец-то, вспоминают про «высокий статус» экспертов) координация деятельности специалистов, которых привлекли к проведению неразрушающего контроля, испытаниям, техническому диагностированию и/или освидетельствованию технических устройств.
Что касается экспертов ЗС, то у них, по сути, вообще «без перемен» в действиях, умениях и знаниях. Видимо, разработчики стандарта просто взяли информацию из нынешней версии. «Подогнали» ее под новый формат. Три раза скопировали и вставили (возблагодарив Минюст за клавиши «Ctrl», «C», «V»). А потом провели «минимальную правку» (классы опасности проставили). Хотя не-е-е-т. Эксперты ЗС все-таки «получат» два новых умения (которых как раз «не достает» их ТУ-шным собратьям):
- разрабатывать ТЗ на обследование зданий и сооружений;
- согласовывать ТЗ с владельцем/эксплуатантом ОПО.
Ну что, граждане… таковы «будущие портреты» экспертов в области промышленной безопасности технических устройств и зданий-сооружений на ОПО. А теперь переходим… к «настоящим переменам».
В новом профстандарте впервые появятся… эксперты-«документалисты». То есть ребята, которые делают экспертизу обоснования безопасности, декларации ПБ, проектов на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО. Эти товарищи наконец-то получат свое место под солнцем и «обобщенную трудовую функцию». А за ней… функции «поменьше». Их четыре – в соответствии с профилями «бумажных» объектов:
- ЭПБ документации на консервацию, ликвидацию ОПО;
- ЭПБ документации на техническое перевооружение ОПО;
- ЭПБ декларации промышленной безопасности;
- ЭПБ обоснования безопасности ОПО.
- проверять комплектность документов, которые представлены на ЭПБ;
- оценивать их форму, содержание, полноту и достоверность на соответствие требованиям промышленной безопасности;
- формировать перечни замечаний к предоставленным документам «для направления на доработку»;
- оформлять заключения по итогам экспертизы.
- на обеспечение промбезопасности при остановке объекта;
- на исключение инцидентов и аварий при проведении монтажно-демонтажных работ.
Еще больше профильных действий у тех, кто проводит экспертизу декларации промышленной безопасности. Они (по версии профстандарта) должны:
- оценивать обоснованность «примененных физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска», правильность и достоверность выполненных расчетов и т.д.;
- анализировать достаточность прописанных в декларации мероприятий по предупреждению аварий, по локализации, ликвидации, снижению масштаба их последствий, по готовности к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности;
- проверять, указаны ли в должном количестве и качестве меры по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц и т.д.
- полноту и достаточность мероприятий, «компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности»;
- полноту «нестандартных» требований к эксплуатации, ремонту, консервации-ликвидации объекта; учтен ли при их «разработке» современный опыт и т.д.
- НПА в области промышленной безопасности, строительства, технического регулирования;
- НПА, которые устанавливают «специальные требования к объектам экспертизы» (скажем, ФНП, СП, РД и т.д.);
- руководства по безопасности в области ПБ;
- документы по стандартизации (т.е. ГОСТы).
- мероприятия по выведению из эксплуатации ЗС и ТУ;
- процедуру освобождения объекта от опасных веществ;
- правила отключения объекта от инженерных систем;
- алгоритм подготовки ТУ к демонтажу и ЗС к сносу;
- технологии выполнения демонтажа и сноса;
- мероприятия по очистке («производственной») площадки от («строительных») отходов.
У «технических перевооруженцев» и «обоснователей безопасности» ситуации аналогичные.
Что мы забыли? Ах, да. Квалификационные требования к «бумажным» экспертам. Они, собственно, такие же, как к другим представителям этого цеха. Ибо пункты 8, 9 и 10 ФНП ЭПБ едины для всех (даже для разработчиков нового профстандарта).
В общем, «экспертный раздел» в приказе Минтруда № 226н подробен, «осовременен» и гармонизирован с действующим законодательством. Вопрос только – зачем было так «изгаляться»? Ведь всё, что нужно экспертам, уже расписано в НПА и НТД.
А это, граждане, чтобы (можно было) проводить независимую оценку квалификации (НОК) на соответствие требованиям профессионального стандарта. Она уже сейчас является реальной (и законной) альтернативой аттестации экспертов в Ростехнадзоре. Т.е. полный аналог. Статья 1 ФЗ № 116 и п. 7 ФНП ЭПБ не дадут соврать.
Более того… НОК уже проводят – для экспертов ТУ и ЗС всех категорий. Приказом АНО НАРК от 16.12.2024 № 176/24-ПР утверждены 114 квалификаций, которые «условно» соответствуют буквенно-цифровым обозначениям областей, утв. Ростехнадзором:
- 57 штук для экспертов по промышленной безопасности технических устройств;
- 57 штук для экспертов по промышленной безопасности зданий и сооружений.
- эксперт I категории в области промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах I, II, III и IV класса опасности, использующих оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °C (7-й уровень квалификации);
- эксперт II категории в области промышленной безопасности технических устройств на опасных производственных объектах II, III и IV класса опасности, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (7-й уровень квалификации);
- эксперт III категории в области промышленной безопасности технических устройств на опасных производственных объектах III и IV класса опасности газоснабжения (7-й уровень квалификации);
- эксперт I категории в области промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах I, II, III и IV класса опасности металлургической промышленности и опасных производственных объектах I, II, III и IV класса опасности производства черных и цветных металлов (7-й уровень квалификации);
- эксперт II категории в области промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах II, III и IV класса опасности газоснабжения (7-й уровень квалификации);
- эксперт III категории в области промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах III и IV класса опасности химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств (7-й уровень квалификации) и т.д.
Жаль только, что «оценивать» могут не все желающие, а лишь специализированные Центры оценки квалификаций (ЦОКи). У нас ЦОК пока один – на базе АО «НТЦ «Промышленная безопасность». Правда, у него четыре экзаменационных центра («площадки для сдачи»), которые способны не только протестировать, но и подготовить к «испытанию» с помощью программы «Знаю ПБ» (роскошь обойдется где-то в 60 тыс. рублей). Единственный минус – они все находятся в «Московском регионе». Так что экспертам из других городов придется «оформлять командировку».
Зато заявку на НОК можно подать дистанционно – через сайт ЦОКа. Для этого нужно:
1) зарегистрироваться на сайте – создать «личный кабинет» физического или юридического лица;
2) пройти «демонстрационную версию профессионального экзамена» (чтобы и вы, и ЦОК знали, к чему готовиться);
3) «записаться» на НОК – т.е. представить электронные версии (копии) необходимых документов, среди которых:
- заявление установленной формы от «лица» компании-работодателя или самого эксперта (там указывают «желаемую» квалификацию, «буква в букву» цитируя приказ АНО НАРК от 16.12.2024 № 176/24-ПР);
- копия паспорта «претендента»;
- документы, подтверждающие уровень образования (нет высшего – НОК не случится);
- документы, подтверждающие профессиональный опыт и стаж работы (трудовая книжка, реквизиты проведенных экспертиз и т.д.);
- «письменное согласие на обработку персональных данных».
Есть еще четвертый обязательный «шаг» – оплата процедуры. Да, граждане. НОК – удовольствие возмездное. И стоит ни много ни мало 70 000 рублей. Хотя ЦОК и экзаменационные центры об этом не пишут. Тут спасибо статье RISKNEWS.
Когда все формальности соблюдены (документы проверены, деньги посчитаны), «независимые оценщики» согласовывают с экспертом дату и время проведения НОК. Причем выбираются «параметры», удобные именно для эксперта (в Ростехнадзоре такое не практикуется).
Ну а дальше… «претендент» приходит сдавать профессиональный экзамен (и приносит с собой оригиналы документов, которые подгружал в личном кабинете). Он проводится в течение 1 дня только на базе ЭЦ (т.е. очно, никаких «дистанционных аттестаций»). Под чутким наблюдением сотрудника центра (весь процесс при этом пишется на видео).
Эксперт работает за компьютером. Сначала проходит тестирование (теоретический этап). Потом (если справился с тестом) «решает» практические задания. Собеседование в рамках НОК не предусмотрено (ни для каких категорий). «Экзаменационные параметры» тоже отличаются от аттестации в Ростехнадзоре (порядок которой утвержден постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 № 1009). Прежде всего – по «объему» и «хронометражу».
Если госорган дает всем экспертам:
- 200 тестовых вопросов, на которые нужно ответить за 150 минут (2,5 часа);
- 4 ситуационные задачи, которые нужно решить за 180 минут (3 часа)…
1) Эксперт I категории должен:
- ответить на 120 вопросов за 150 минут;
- «решить» 4 практических задания за 180 минут.
- ответить на 110 вопросов за 120 минут;
- «решить» 3 практических задания за 150 минут.
- ответить на 100 вопросов за 120 минут;
- «решить» 2 практических задания за 120 минут.
Что касается «проходных баллов», то они близки к ростехнадзоровским (по крайней мере, в %-ном выражении). Например, для прохождения тестового этапа:
- эксперту I категории нужны 108 правильных ответов, т.е. 90 % (в Ростехнадзоре их должно быть 190, т.е. 95 %);
- эксперту II категории нужны 88 правильных ответов, т.е. 80 % (в Ростехнадзоре их должно быть 180, т.е. 90 %);
- эксперту III категории нужны 70 правильных ответов, т.е. 70 % (в Ростехнадзоре их должно быть 170, т.е. 85 %).
- I – 4 из 4;
- II – 3 из 4;
- III – 2 из 4.
Поэтому НОК скорее упрощает ситуацию, чтобы у людей «глаза не разбегались», и они были сконцентрированы на получении «положительного результата». А он придет, если выполнить нужное количество «тестов» и успешно пройти практическое «испытание». Правда, сообщат о нем не сразу, а в течение 30 календарных дней. За это время ЦОК оформит и выдаст эксперту свидетельство о квалификации, которое действует 5 лет (как и аттестация в Ростехнадзоре). А также внесет информацию в публичный реестр сведений о проведении НОК, что поставит жирную точку в «независимой оценке». После этого «претендент», по сути, получит «специальное разрешение на право осуществления» экспертной деятельности в рамках «подтвержденной» квалификации.
Кстати, один человек может пройти НОК по нескольким направлениям (хоть по всем). И получить несколько свидетельств. Правда, в этом случае на каждую квалификацию нужны отдельные заявки в личном кабинете ЦОК. И по каждой будет отдельный экзамен, который потребуется оплатить. Увы, объединять «направления» нельзя. Но можно «сдаваться» несколько дней подряд (никакую «дистанцию» выдерживать не нужно).
Вот, собственно, и всё, что мы хотели сказать по «экспертной тематике». Теперь идем дальше. Пришло время понаблюдать, как после 01.09.2025 «преобразится» жизнь других «игроков» промышленно-безопасной «песочницы». На очереди…
Специалисты по диагностированию ТУ и обследованию ЗС
Они, кстати, занимают «промежуточное положение». Могут быть как представителями экспертного «сословия», так и работниками эксплуатирующих организаций. Их полные профессиональные «имена» звучат и продолжат звучать весьма «многословно»:
- специалист по техническому диагностированию и освидетельствованию технических устройств на ОПО;
- специалист по обследованию и освидетельствованию зданий и сооружений на ОПО.
Хотя разделы профстандарта, посвященные этим товарищам, существенно не изменятся (простите за обилие «щ»). К ним (т.е. к обеим группам специалистов) будут предъявлять всё те же (причем одинаковые) квалификационные требования:
- наличие высшего технического (профильного) образования или высшего непрофильного вместе с ДПО в области промышленной безопасности;
- обучение и проверка знаний по охране труда, обучение мерам пожарной безопасности;
- прохождение обязательных (предварительных и периодических) медосмотров;
- аттестация по промышленной безопасности – обычная, не экспертная, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 № 13.
Даже рекомендация о повышении квалификации по соответствующему профилю (диагностирование ТУ или обследование ЗС на ОПО) «не реже одного раза в пять лет» останется на месте. Равно как и базовые трудовые функции. К ним всё так же будут относиться:
- подготовка к проведению диагностирования (освидетельствования) ТУ или обследования (освидетельствования) ЗС;
- проведение диагностирования (освидетельствования) ТУ или обследования (освидетельствования) ЗС;
- оценка остаточного ресурса и возможности продления сроков безопасной эксплуатации ТУ или ЗС.
Понятно, что у каждой будет свой набор трудовых действий, знаний и умений. Но и там… скорее «косметические» корректировки, а также «устранение недостатков» текущей версии профстандарта.
Скажем, в «оценке остаточного ресурса» ВООБЩЕ без перемен (Ctrl+C, Ctrl+V) и у ТУ-шников, и у ЗС-ников. Хотя в других «частях»… есть, на что обратить внимание.
Например, список трудовых действий обеих групп специалистов (на этапе «подготовки к проведению…») пополнит:
- «разработка и согласование с организацией, эксплуатирующей ОПО, технического задания» на диагностирование или обследование.
(умения «разрабатывать» и «согласовывать» в наборах тоже появятся)
На этапе «проведения…» диагносты должны «будут»:
- определять фактическое состояние технических устройств (да, эта фраза отсутствует в текущей версии профстандарта).
А их коллеги «обследователи» на той же стадии «займутся» (хотя занимались этим задолго до появления профстандарта):
- определением фактического состояния зданий и сооружений;
- оценкой «остаточной несущей способности и пригодности» ЗС к дальнейшей эксплуатации;
- определением соответствия строительных конструкций ЗС нормам проектной документации, а также требованиям (в т.ч. промышленной) безопасности;
- выявлением дефектов (повреждений) элементов и узлов конструкций ЗС, составлением ведомостей;
- определением фактической прочности материалов и строительных конструкций, ее сравнением с проектными параметрами;
- проведением поверочных расчетов строительных конструкций.
Еще ЗС-никам добавят интересное умение… «обследовать здания и сооружения» (здесь нужен, как минимум, улыбающийся смайлик).
И опять граждане… тот же вопрос – зачем всё это расписывать?
И опять тот же ответ – чтобы проводить независимую оценку квалификации (НОК), которая и для специалистов уже «функционирует». Есть 28 квалификаций, утв. приказом АНО НАРК от 03.04.2024 № 33/24-ПР:
Их «внешний облик» примерно такой:
- специалист по техническому диагностированию и освидетельствованию технических устройств на опасных производственных объектах химической промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств (6-й уровень квалификации);
- специалист по техническому диагностированию и освидетельствованию технических устройств на опасных производственных объектах металлургической промышленности, а также производства черных и цветных металлов (6 уровень квалификации);
- специалист по обследованию и освидетельствованию зданий и сооружений на опасных производственных объектах, использующих оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °C (6 уровень квалификации);
- специалист по обследованию и освидетельствованию зданий и сооружений на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (6-й уровень квалификации) и т.д.
Что касается процедуры НОК, то по «общей организации» она такая же, как у экспертов (только стоит, наверное, меньших денег). Ее проводит тот же ЦОК с теми же экзаменационными центрами. Они просят тот же самый набор документов и «практикуют» ту же самую технологию записи на экзамен. И да, организуют точно такой же профессиональный экзамен, состоящий из теоретической и практической части. Правда, специалистам «предложат»:
- 40 тестовых вопросов, на которые нужно ответить за 150 минут (проходной балл – 36 верных «галочек», т.е. 90 %);
- 2 практических задания, которые нужно безошибочно (на 100 %) «решить» за 120 минут.
Согласитесь… вполне подъемные «параметры», даже для начинающих диагностов и «обследователей». Но есть-таки одна «загвоздка». НОК специалистам (пока) не очень-то нужна. Ведь она не дает «разрешения на работу» или других (нормативно-обоснованных) профессиональных преимуществ (что бы не говорил ЦОК со своими экзаменационными центрами).
Процедура рекомендована Ростехнадзором и то… только в одном (необязательном) документе:
- в Руководстве по безопасности «Оценка фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на опасных производственных объектах», утв. приказом ФСЭТАН от 14.11.2023 № 407 (см. п. 14).
В то время как реальный «допуск к работе» обеспечивают:
- аттестация специалистов неразрушающего контроля (наличие действующего удостоверения и протокола);
- аттестация по промышленной безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 № 13 (это даже в профстандарте прописано – и в нынешней, и в «будущей» версии).
Последний «пункт» роднит диагностов и «обследователей» с героями нашей следующей главы. Они не проводят экспертиз и заняты исключительно «внутренними делами». Да-да, в обновленном стандарте тоже «описаны»…
Работники эксплуатирующих организаций, отвечающие за производственный контроль
По ним, как и сейчас, две обобщенные трудовые функции. Первая называется, т.е. будет называться так же – «Осуществление производственного контроля на ОПО». А вот вторая… сменит свое «фирменное наименование». Вместо:
- «Организации производственного контроля на опасном производственном объекте»...
…после 01.09.2025 мы получим:
- «Руководство деятельностью по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
Просто другая формулировка? Нет, граждане. Руководить может «кто угодно», не обязательно «организатор» ПК (вообще, этим занимается ответственный за осуществление или начальник службы ПК, который не всегда отвечает за его организацию). То есть перед нами первая «новинка». И приведет она к тому…
…что «организатор» производственного контроля как таковой профстандарт «покинет» (видимо, не нужна ему оценка квалификации). Хотя «черты» его останутся. Наряду с «чертами» осуществляющих работников и лиц, (по-прежнему) ответственных за осуществление. Причем будет сложно понять, кто из них где – т.е. в каком разделе обновленной версии документа. Ведь одни и те же трудовые действия «мелькают» в обеих обобщенных трудовых функциях (а у них «внутри» еще по две «предметных»). Возможно, люди, для которых они «предназначены», будут стоять на разных ступенях «корпоративной иерархии» и выполнять разные должностные обязанности. Но…
Нам ближе другая гипотеза. Мы считаем, что функция «Осуществление ПК» распространится на небольшие организации, где производственный контроль «сосредоточен» в руках нескольких специалистов – например, есть ответственный и парочка его заместителей. В то время как «Руководство деятельностью…» коснется крупных компаний, у которых служба ПК, СУПБ и «высококлассные» объекты.
В общем, это лирика, не относящаяся к «обзору» ПК-шных разделов обновленного стандарта. Хотя обозревать там особо нечего. Документ просто привели в соответствие с актуальной редакцией «Правил организации и осуществления производственного контроля», утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168. Сей факт отразился на «путях достижения квалификации» (квалификационных требованиях) – туда без изменений переписали содержание п. 11-12 Правил ПК.
И разумеется, на списках трудовых действий. Например, в осуществление производственного контроля (функция «Осуществление…») авторы стандарта добавили «необходимость»:
- информировать лиц, «осуществляющих по гражданско-правовым договорам на ОПО работы (оказывающих услуги) в области промышленной безопасности, к которым установлены требования промышленной безопасности, о таких требованиях» (переписали п.п. «з_1» п. 14 Правил ПК; кстати, это обязанность работника, осуществляющего…);
- контролировать соблюдение требований промбезопасности работниками ОПО и «лицами, осуществляющими по гражданско-правовым договорам на ОПО работы (оказывающими услуги) в области промышленной безопасности, к которым установлены требования промышленной безопасности» («изложили» п.п. «а» п. 14 Правил ПК в актуальной редакции);
- контролировать разработку ПМЛА на ОПО I, II или III классов опасности («включили» п.п. «ж» п. 15 Правил ПК) и т.д.
«Пункт» про контроль соблюдения требований работниками ОПО и подрядными организациями попал также в функцию «Руководство…». Вместе с «обязанностью»:
- контролировать своевременное выполнение «работниками, осуществляющими производственный контроль, возложенных на них обязанностей» (здесь пригодился п.п. «в» п. 13_1 Правил ПК).
В общем, логика понятна. Хотя в основной массе действия и умения остались, ну, т.е. останутся такими же, как сейчас. А наборы знаний ВООБЩЕ не изменятся (что логично, ведь других источников требований пока не придумали).
Короче, граждане… все «новинки» ПК-шных разделов профстандарта носят скорее «косметический» характер, и ориентированы опять же – на независимую оценку (НОК), которая… для эксплуатантов пока не проводится. Хотя утвержденные квалификации есть (постарался приказ АНО НАРК от 03.04.2024 № 33/24-ПР). Целых 3 штуки:
- специалист по производственному контролю на опасных производственных объектах (ОПО) I-III класса опасности (6-й уровень квалификации); номер в реестре – 40.20900.01;
- специалист по производственному контролю на опасных производственных объектах IV класса опасности (6-й уровень квалификации); номер в реестре – 40.20900.02;
- руководитель службы производственного контроля (7-й уровень квалификации); номер в реестре – 40.20900.70.
А значит… рано или поздно – всё будет. И возможно НОК для «производственных контролеров» станет законной альтернативой (как у экспертов), а то и заменой аттестации по промышленной безопасности. Да-да, мечтать не вредно. Вредно выпадать из реальности. Поэтому останемся в ней и двинемся дальше. Ведь у нас остался еще один, самый загадочный «клиент» обновленного профстандарта. В общем, граждане, давайте разбираться, кто такие…
Аудиторы системы управления промышленной безопасностью (СУПБ)
Товарищи абсолютно новые. Они «появятся на свет» только с 1 сентября 2025 года, когда обретет силу п. 6 статьи 11 ФЗ № 116. В нынешнем стандарте таких специалистов нет. Поэтому приказ Минтруда России от 14.04.2025 № 226н рисует их первый (и пока единственный) «профессиональный портрет». Он, прямо скажем, «сыроват», но все равно… довольно интересный.
Прежде всего, тем, что аудитор, по сути – уникальный «персонаж», который будет работать только с ОПО I класса опасности. А еще… сочетать в себе навыки эксперта и способности консультанта. Ну и водить «близкое знакомство» с тонкостями эксплуатации. Этакий универсальный солдат на «высококлассном» промышленно-безопасном фронте, который по задумке авторов профстандарта должен иметь:
- высшее техническое образование;
- опыт работы не менее 5 лет «в организациях, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности» (каких именно, какого профиля и в какой должности, не уточняется).
И не забывать про ДПО (повышение квалификации) «не реже одного раза в пять лет».
Про аттестацию (хоть обычную, хоть экспертную) речи нет. Но есть «особое условие допуска к работе», которое у многих вызовет, как минимум… недоумение (у автора статьи был «когнитивный диссонанс» и «филологическая истерика»). Смысл вроде бы ясен, но как он соотносится с нашей сферой – сказать сложно. Вот цитата (помните, да? «особое условие»):
- «Проведение оценки структурных подразделений (областей деятельности организации), в которых он ранее занимал должность, возможно только по истечении двенадцати месяцев со дня окончания аудитором работы в этих структурных подразделениях (областях деятельности) организации».
Попробуй, пойми, как это применить к промышленной безопасности. Аудитор может быть работником ОПО, который ушел на вольные хлеба и в какой-то момент пришел проверять свою бывшую организацию? Ну, окей. Тогда он может сделать это только через год после увольнения.
Или аудитору нельзя чаще, чем раз в 12 месяцев, «оценивать» одну и ту же «фирму»? Так чаще и не надо. Это вроде как будет ежегодным мероприятием.
В общем, здесь разработчики профстандарта сделали что-то непонятное (возможно, даже им самим). К тому же… поставили кри… странную «нормативную ссылку» – на ФНП ЭПБ (якобы они – источник требования). Хотя в реальности формулировка взята из профстандарта «Внутренний аудитор», который в свою очередь «цитирует» ФЗ № 4015-1 об организации страхового дела.
Короче, граждане… «всё сложно». И ясность, видимо, придет только с практикой. Хотя основную массу эксплуатирующих организаций это не затронет. Вопросом озадачатся разве что «первоклассники», которые будут составлять ТЗ на аудит системы управления промышленной безопасностью (СУПБ). И учитывать им придется не только квалификационные требования, но и трудовые функции новых специалистов. Их, кстати, три:
- планирование аудита СУПБ;
- «проведение аудиторской проверки в составе группы на площадках заказчика»;
- разработка итоговых отчетов по результатам проведения аудита СУПБ.
И у каждой, разумеется, свой набор трудовых действий (в этом «фишка» профстандарта). Скажем, на этапе «планирования…» аудитор:
- определяет цели, области (сферы) и критерии проверки;
- мониторит (т.е. читает) НПА в области промышленной безопасности, на соответствие которым будет проверять;
- разрабатывает (свои собственные) проверочные листы «по общим и специальным (отраслевым) требованиям промышленной безопасности», чтобы отмечать в них выполнение или невыполнение требований;
- (предварительно) анализирует сведения, характеризующие ОПО, проектную документацию объекта, организационно-распорядительные, эксплуатационные «бумаги» и т.д.;
- разрабатывает детальный план-график аудита СУПБ.
При «проведении проверки…» специалист:
- (предварительно) совещается с «руководителями и работниками проверяемой организации, связанными с эксплуатацией ОПО», чтобы утвердить план-график, получить дополнительную информацию, согласовать «каналы коммуникации», наладить взаимодействие с «ответственными представителями»;
- проводит индивидуальные интервью с ключевыми работниками (руководителями и специалистами) ОПО;
- знакомится с информацией о деятельности предприятия, в т.ч. связанной с функционированием СУПБ;
- (детально) изучает представленную документацию (весь «мыслимый» объем);
- собственно проводит процедуры аудита СУПБ – наблюдает «за условиями труда и безопасным ведением работ», общается с ИТР и рабочим персоналом, проводит визуальный осмотр ТУ и ЗС, собирает «аудиторские доказательства» о выполнении либо невыполнении требований промышленной безопасности;
- документирует полученные результаты, например, заполняет проверочные листы;
- проводит первичную обработку «собранных данных и фактов», в т.ч. вместе с представителями проверяемой организации;
- обсуждает результаты с ответственными лицами заказчика;
- (заключительно) совещается с «руководителями и работниками проверяемой организации, связанными с эксплуатацией ОПО», чтобы рассказать им о «наиболее критических (значительных) нарушениях» требований ПБ и об «аварийных» рисках, а также обсудить корректирующие мероприятия и предупреждающие действия;
- консультирует работников ОПО по вопросам соблюдения (выполнения) требований промышленной безопасности;
- оформляет экспресс (= предварительный) отчет, в котором излагает «обобщенный перечень» выявленных несоответствий.
На финальном («отчетном») отрезке аудитор:
- (еще раз изучает и) оценивает проектную, организационно-распорядительную и эксплуатационную документацию ОПО;
- анализирует и оценивает (собранную) информацию «о соблюдении требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО»;
- формулирует рекомендации по устранению выявленных нарушений;
- готовит предложения «по повышению уровня промышленной безопасности ОПО», а также по совершенствованию СУПБ в (теперь уже) проверенной организации;
- оформляет (большой) итоговый отчет по результатам аудита СУПБ, где дает аналитические выкладки и оценку «соблюдения проверяемой организацией требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО», расписывает корректирующие мероприятия по устранению выявленных нарушений, а также меры по совершенствованию СУПБ;
- доводит результаты аудита «до сведения руководителей проверяемой организации» (делает презентацию).
Такой вот «объем профессиональных задач» у новых специалистов. Из него вытекают необходимые (весьма интересные) умения, например:
- разрабатывать (!) и оценивать проектную, технологическую и эксплуатационную документацию ОПО (здесь «сходятся» компетенции эксперта и «эксплуатанта»);
- проводить опросы, интервью, делать запросы, наблюдать, выполнять осмотры и проверки (тут попахивает «консультантством»);
- «обосновывать свое мнение» ссылками на нормативные акты, объяснять нормы и требования НПА в области промышленной безопасности (ну, точно… консультант);
- составлять и проводить презентации по итогам аудита СУПБ (здесь не помешают «менеджерские» способности);
- поддерживать «деловые и этичные взаимоотношения» с представителями заказчика (ну точно… менеджер) и т.д.
Что касается необходимых знаний, то их аудитору нужно много. Хотя набор все-таки стандартный (правда, напоминает скорее «экспертную версию»). Специалист должен освоить, понять и «применять»:
- (все базовые и специализированные) НПА в области промышленной безопасности;
- технические регламенты ТС, ЕАЭС, РФ;
- НПА в области охраны труда, пожарной, электрической и экологической безопасности;
- перечни правонарушений в сфере промышленной безопасности, а также «размеры» их последствий (т.е. профильную часть КоАП РФ);
- градостроительный кодекс РФ;
- руководства по безопасности в области ПБ;
- документы по стандартизации (ГОСТы, своды правил) и т.д.
Такие дела, товарищи… «широкий кругозор» закладывают аудиторам СУПБ. Зато НОК будет, где разгуляться. Ее, разумеется, пока не проводят (специалисты еще не «родились»). Хотя квалификация уже есть (утв. приказом АНО НАРК от 03.04.2024 № 33/24-ПР):
- эксперт-аудитор в области промышленной безопасности (7-й уровень квалификации), номер в реестре – 40.20900.69.
Но с большой долей вероятности ее переутвердят после 1 сентября 2025 года. Как минимум – подкорректируют название, добавив туда «СУПБ».
Ну, что, граждане… таким вот получился НОВЫЙ профессиональный стандарт для экспертов, специалистов и (теперь точно) аудиторов по промышленной безопасности. Хотя его главная «трудовая функция» осталась прежней. Он всё так же должен обеспечивать проведение и «расширять горизонты» независимой оценки квалификации.
Заработает ли НОК в полную силу? Принесет ли «радость» нашей любимой отрасли? Покажет практика. Причем в самое ближайшее время. А пока ждем… давайте просто соблюдать обязательные требования. Проходить аттестацию по промышленной безопасности. Не ссориться с Ростехнадзором и получать информацию только из надежного источника. Мы ни на что не намекаем, но наши знания & опыт всегда к вашим услугам.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru