Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Обновление руководства по анализу и оценке риска аварий на ОПО

10.01.2023

Ростехнадзор обновил Руководство по безопасности «Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах». Новый документ утвержден приказом Ростехнадзора от 3 ноября 2022 №387.
 
Одновременно признан утратившим силу ведомственный приказ от 11.04. 2016 №144, ранее утвердивший аналогичное Руководство.
 
Приведенные в руководстве рекомендации не являются нормативным актом, поэтому организации могут применять другие обоснованные методы оценки риска и опасностей. 
 
Документ включает общие рекомендации, описывает цели и задачи анализа опасностей на ОПО. Приводится перечень этапов выполнения анализа риска — планирование и сбор информации, идентификация опасностей, оценка риска аварий на ОПО, выявление степени опасности аварий, подготовка комплекса мер, направленных на снижение риска аварий.

Рассмотрим подробнее все изменения  Руководства.

Незначительно изменился 1 пункт Руководства. В старой версии Руководства упоминаются правила и нормы, утвержденные приказами Ростехнадзора в 2013 году, в новой версии правила и нормы, утвержденные в 2020 году.

5 пункт Руководства  дополнен определениями понятий «опасность аварии» и «риск аварии»:

«Анализ опасностей и оценка риска аварий на ОПО (далее - анализ риска) представляет собой специальные научно-технические методы исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий.

Процедура анализа риска может включать планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.

Под опасностью аварии понимается возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрыва и (или) выброса опасных веществ на ОПО. Опасность аварии на ОПО обусловлена наличием на них опасных веществ, продуктов хранения (переработки) растительного сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, возможностью образования взрывоопасных пылевоздушных смесей, энерго-массообменными свойствами технологических процессов, ошибками проектирования, строительства и эксплуатации, отказами технических устройств и их систем, а также нерасчетными (запроектными) внешними природными, техногенными и антропогенными воздействиями на ОПО. Риск аварии есть мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на ОПО и соответствующую ей тяжесть последствий.»
 
Изменился  8 пункт, в котором  говорится о целях анализа риска аварий:
      
Было Стало
8. Основная цель анализа риска аварий - установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО. 8. Основная цель анализа риска - установление степени аварийной опасности ОПО для представления лицам, принимающим решения по обеспечению промышленной безопасности ОПО, обоснованных сведений (включая количественные и/или качественные показатели риска) о наиболее опасных технологических процессах, составных частях, составляющих, участках ОПО, в том числе выполнения критериев допустимого риска, для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.
 
Оценка риска аварии может являться частью анализа риска, состоящей в определении качественных и (или) количественных показателей риска. Показатели риска - характеристики опасности аварии на ОПО (качественные, полуколичественные, количественные), учитывающие возможность и тяжесть последствий рассматриваемых негативных событий. Например, уровень риска по матрице "частота - тяжесть последствий" (приложение N 8 к Руководству) можно трактовать как качественный или полуколичественный показатель, а индивидуальный риск является количественным показателем риска.
 
Под ущербом от аварии понимаются потери (убытки) в производственной и непроизводственной сферах жизнедеятельности человека, а также при негативном изменении окружающей среды, причиненные в результате аварии на ОПО и исчисляемые в натуральной или денежной форме.
 
10 пункт Руководства дополнен определениями, которые касаются анализа  оценки рисков аварий:

«На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;

обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (зон с особыми условиями использования территорий, охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

Под качественной оценкой риска аварии рекомендуется понимать представление качественных характеристик и признаков возможности возникновения и соответствующей тяжести последствий реализации аварии для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды. Под количественной оценкой риска аварии (или количественным анализом риска аварии) понимается процесс расчета показателей риска. Поражающими факторами аварии являются физические процессы и явления, возникающие при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемых взрыве и (или) выбросе опасных веществ и определяющие термическое, барическое и иное энергетическое воздействие или токсическое, поражающее человека, имущество и окружающую среду.»

Скорректирован  13 пункт Руководства, в котором даются рекомендации по проведению анализа риска аварий на ОПО:

Было Стало
13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:
 
планирования и организации работ, сбора сведений;
 
идентификации опасностей;
 
оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;
 
установления степени опасности аварий на ОПО и (или) определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;
 
разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.
 
Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.
Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на схеме 2-1 приложения N 2 к настоящему Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству.
13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:
 
планирования и организации работ, сбора сведений;
 
идентификации опасностей;
 
оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;
 
обобщения результатов оценок риска;
 
разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.
 
При этом под идентификацией опасностей аварии понимается выявление источников возникновения аварий и определение соответствующих им типовых сценариев аварии, а состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.
 
Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на рисунке 2-1 приложения N 2 к Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к Руководству.
 
14 пункт, который содержит рекомендации по планированию  и организации анализа риска,  дополнен уточнениями:

а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

д) определить используемые методы анализа риска аварий, основные показатели риска (индивидуальный риск, потенциальный риск, коллективный риск, социальный риск, частота реализации аварии с гибелью не менее одного человека), а также, при необходимости, дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий (показатели риска аварии на ОПО или составной части ОПО, определенное с учетом статистики за последние 5 - 10 лет) и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварий, и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

В Пункте 15 нового Руководства расширен перечень сведений, которые рекомендуется собрать для описания анализируемого ОПО или его составной части (добавлен пункт «е»):

а) об идентификации ОПО;
 
б) об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;
 
в) о характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);
 
г) о характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;
 
д) о проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ;
 
е) о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта).

Изменен 16 пункт, который содержит рекомендации по идентификации опасностей аварий на ОПО, для их предотвращения:
 
Было Стало
16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:
 
а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;
 
б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;
 
в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.
 
На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.
16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:
 
а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми взрывами и (или) выбросами опасных веществ;
 
б) провести разделение ОПО на составные части, составляющие (цехи, участки, площадки, хранилища, сооружения, технические устройства или составляющие ОПО, объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них, выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;
 
в) определить основные (типовые) сценарии аварий, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий, эскалации аварий (т.е. последовательному возникновению аварий, причинами которых являются поражающие факторы аварии на соседних составных частях анализируемого ОПО или рядом расположенных производственных объектов), в том числе сценарии, учитывающие взаимное влияние последствий аварий на соседних объектах.
 
Под сценарием развития аварии понимается последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к возникновению поражающих факторов аварии и причинению ущерба от аварии людским и (или) материальным ресурсам или компонентам природной среды. Под типовым сценарием аварии понимается сценарий аварии после разрушения отдельного сооружения и (или) технического устройства, а также возникновения неконтролируемого взрыва и (или) выброса опасных веществ из единичного технологического оборудования (блока) с учетом регламентного срабатывания имеющихся систем противоаварийной защиты, локализации аварии и противоаварийных действий персонала.
 
На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные оценки риска или расчеты наиболее опасных последствий аварии (например, максимальных зон разрушения при взрыве), а также рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о необходимости проведения более детального анализа риска.
 
Дополнены уточнениями  18 и 21 пункты Руководства:

18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

а) статистические данные по аварийности, надежности технических устройств и технологических систем, соответствующие отраслевой специфике ОПО или виду производственной деятельности (характерные частоты аварийной разгерметизации типового оборудования ОПО (за исключением оборудования с обращением твердых веществ и их смесей) представлены в приложении N 4 к Руководству);

б) логико-графические методы, в том числе "Анализ деревьев событий", "Анализ деревьев отказов", имитационные модели возникновения аварий на ОПО;

в) экспертные специальные знания в области аварийности и травматизма на ОПО, надежности технологических систем.

21. В необходимых случаях в зависимости от поставленных задач (например, расчет максимально возможной зоны поражения) анализ риска аварий может исчерпываться только получением отдельных показателей опасности на ОПО и (или) его составных частях.

Показатели опасности - это характеристики опасности аварии на ОПО (качественные, полуколичественные или количественные), имеющие упорядоченные значения, соответствующие уровню опасности. Например, ОПО высокой опасности (качественный показатель), категория взрывоопасности технологического блока (полуколичественный показатель), радиус зоны разрушения (количественный показатель).

Сокращены 22 и 29 пункты Руководства:
 
Было Стало
22. На этапе обобщения результатов, в том числе для установления степени опасности аварий на ОПО, рекомендуется проводить сопоставительное сравнение значений полученных показателей опасностей и оценок риска аварий с:
 
а) допустимым риском аварий и (или) уровнем, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска аварий;
 
б) значениями риска аварий на других составных частях ОПО;
 
в) фоновым риском аварий для данного типа ОПО или аналогичных ОПО, с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;
 
г) значениями риска аварий, полученными с учетом фактических отступлений от требований промышленной безопасности, а также возможного и фактического внедрения компенсирующих мероприятий.
 
Необходимость и полнота сравнительных оценок определяются поставленными задачами анализа риска аварий. В качестве приоритетных рекомендуется использовать сравнительные сопоставления характерных для ОПО опасностей по показателям риска, которые необходимы для выявления наиболее аварийно-опасных составных частей на ОПО.
 
В случае отсутствия нормативно установленных критериев допустимого (приемлемого) риска рекомендуется определять эти критерии в обосновании безопасности ОПО.
 
При обосновании критериев допустимого (приемлемого) риска рекомендуется учитывать статистические данные по аварийности, риска гибели людей по неестественным причинам (пожары, дорожно-транспортные происшествия), критерии допустимого риска в смежных областях законодательства, связанных с ОПО (пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
22. На этапе установления степени опасности аварий на ОПО, рекомендуется проводить сопоставительное сравнение значений полученных показателей опасностей и оценок риска аварий с:
 
а) допустимым риском аварий и (или) уровнем, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска аварий;
 
б) значениями риска аварий на других составных частях ОПО;
 
в) фоновым риском аварий для данного типа ОПО или аналогичных ОПО, с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;
 
г) значениями риска аварий, полученными с учетом фактических отступлений от требований промышленной безопасности, а также возможного и фактического внедрения компенсирующих мероприятий.
 
Необходимость и полнота сравнительных оценок определяются поставленными задачами анализа риска аварий. В качестве приоритетных рекомендуется использовать сравнительные сопоставления характерных для ОПО опасностей по показателям риска, которые необходимы для выявления наиболее аварийно-опасных составных частей на ОПО.
 
Было Стало
29. Для оптимизации разработанных рекомендаций по снижению риска аварий рекомендуется использовать следующую альтернативу:
 
а) в рамках доступных ресурсов обеспечить максимальное снижение риска аварий при эксплуатации ОПО;
 
б) обеспечить снижение риска аварий до требуемого уровня, в том числе допустимого риска аварий, при минимальных затратах ресурсов.
 
Для систем управления промышленной безопасностью рекомендуется преимущественно использовать способ "а" при краткосрочном и способ "б" при среднесрочном и долгосрочном планировании безопасной эксплуатации ОПО.
29. Для оптимизации разработанных рекомендаций по снижению риска аварий рекомендуется использовать следующую альтернативу:
 
а) в рамках доступных ресурсов обеспечить максимальное снижение риска аварий при эксплуатации ОПО;
 
б) обеспечить снижение риска аварий до требуемого уровня, в том числе допустимого риска аварий, при минимальных затратах ресурсов.
 
32  пункт Руководства дополнен примером:

«При анализе опасностей рекомендуется оценивать риск аварий определением качественных признаков угроз аварий и количественных параметров случайной величины ущерба от аварий. В качестве основных и дополнительных показателей риска рекомендуется использовать числовые характеристики случайной величины ущерба от аварий, например, ожидаемый ущерб как математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии за определенный период времени»

Скорректирован и дополнен определениями видов риска  34 пункт Руководства:

Было Стало
34. Для оценки риска аварий рекомендуется использовать следующие показатели риска:
 
 индивидуальный риск Rинд,
 
потенциальный риск Rпот,
 
 коллективный риск Rколл,
 
 социальный риск F(x), частота реализации аварии с гибелью не менее одного человека R1.
34. Для оценки риска аварий рекомендуется использовать следующие показатели риска:
 
индивидуальный риск Rинд - ожидаемая частота (частота) поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых поражающих факторов аварии;
 
потенциальный риск (или потенциальный территориальный риск) Rпот - частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке на площадке ОПО и прилегающей территории;
 
коллективный риск (или ожидаемые людские потери) Rколл - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени;
 
социальный риск (или риск поражения группы людей) F(x) - зависимость частоты возникновения сценариев аварий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N (представляется в виде соответствующей F/N-кривой);
 
Изменились  рекомендуемые расчеты возможных  последствий аварий (количество погибших, количество пострадавших) при различных сценариях происшествия на ОПО . Примеры расчетов представлены в пунктах 39.1,39.2,39.3,39.4, 39.5, 39.6, 39.7,40,41,42,43,44,45 Руководства.

Незначительно изменился 46 пункт:

Было Стало
46. При анализе опасностей, связанных с отказами технических устройств, систем обнаружения утечек, автоматизированных систем управления технологическим процессом, систем противоаварийной защиты, рекомендуется анализировать технический риск, показатели которого определяются соответствующими методами теории надежности. Методы расчета надежности технических систем рекомендуется сочетать с методами моделирования аварий и количественной оценки риска аварий.
 
46. При анализе опасностей, связанных с отказами технических устройств, систем обнаружения утечек, автоматизированных систем управления технологическим процессом, систем противоаварийной защиты, рекомендуется анализировать технический риск (вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня (класса) за определенный период функционирования ОПО).
 
Также претерпели изменения приложения к Руководству:

Изменено Приложение № 1,которое содержит термины и определения ,используемые в Руководстве;

В Приложении № 2 изменилась  рекомендуемая схема «ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ НА ОПО»;
 
Изменилось приложение №3,представленное схемой  «АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ОПО»;
 
В приложении № 4 видоизменились таблицы, содержащие сведения о частоте аварийной разгерметизации типового оборудования ОПО;
 
Также изменилось приложение №8 ,которое содержит краткую характеристику рекомендуемых методов анализа риска аварий.
 


Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru