Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Обновлены правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014 обновлены правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении.

Постановление «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении» будет действовать с 1 сентября 2022 г. до 1 сентября 2028 г.

Постановлением признаются утратившими силу:

- постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»;

- пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. № 32 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора».

Расследование причины аварий на объектах теплоснабжения будет производить соответствующий отдел в структуре территориального управления Ростехнадзора по месту дислокации объекта на основании, в том числе оперативной информации собственника.

Решение о расследовании Ростехнадзор буде принимать в течение 24 часов после получения оперативной информации от собственника.

Рассмотрим документ подробнее и сравним старую редакцию правил, утвержденную Постановлением от 17 октября 2015 г. № 1114 и новую редакцию, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014.

В разделе Общие положения скорректирован пункт 2:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии. Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается
технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению
сооружений и (или) технических устройств (оборудования), полному или
частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.
 
В пункте 5, посвященном обязанностям владельца объекта при  возникновении аварийной ситуации скорректированы фразы: «передать информацию в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора», «содействовать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного энергетического надзора при расследовании», заменены на: «передать информацию в уполномоченный орган», «содействовать уполномоченному органу при расследовании». Аналогичные корректировки сделаны и в других пунктах.

Скорректирован пункт 6:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации незамедлительно, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором
произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные
пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации
в уполномоченный орган в течение 2 часов с момента выявления аварийной
ситуации, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия,
предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, - в течение 8 часов с момента
возникновения аварийной ситуации.
 
 
Скорректирован последний абзац пункта 9:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения уведомления о возникновении последствий. Содержание уведомления о возникновении последствий, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации.
 
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не
позднее 24 часов с момента получения от собственника или иного законного
владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, уведомления о
возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
Содержание уведомления о возникновении последствий, предусмотренных
пунктом 3 настоящих Правил, а также порядок и способ передачи уведомления
о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу
передачи оперативной информации, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих
Правил.
 
 
В разделе Расследование причин аварийной ситуации уполномоченным органом (в старой версии Постановления  Расследование причин аварийной ситуации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора) скорректирован пункт 10:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее - комиссия) оформляется приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора. В состав комиссии, кроме должностных лиц указанного федерального органа исполнительной власти, включаются уполномоченные представители:
а) органов местного самоуправления поселений, городских округов;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах - при возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) единой теплоснабжающей организации (по согласованию).
 
Решение уполномоченного органа о расследовании причин аварийной
ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации
(далее - комиссия) оформляется приказом уполномоченного органа. В состав
комиссии кроме должностных лиц уполномоченного органа включаются
уполномоченные представители:
     а) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации государственной политики,
нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, - при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением
производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии,
произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае,
если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения,
включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии) (по согласованию);
     в) органов местного самоуправления поселений, городских округов;
     г) единой теплоснабжающей организации (по согласованию);
     д) собственник или иной законный владелец объекта, на котором
произошла аварийная ситуация.
 
 
Внесены корректировки в пункт 12, посвященный сроку проведения расследования:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, но не более чем на 45 дней, при этом общий срок расследования не может быть более 65 дней.
 
Расследование причин аварийной ситуации начинается
незамедлительно после принятия решения уполномоченным органом о
расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней
со дня принятия уполномоченным органом такого решения.
     В случае необходимости срок проведения расследования причин
аварийной ситуации продлевается соответствующим решением уполномоченного
органа, при этом общий срок расследования не может превышать 65
календарных дней.
 
 
Внесены корректировки в пункт 15, где перечислены действия, необходимые для выявления причин аварийной ситуации:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров и иных необходимых документов;
 
 
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка (при необходимости), составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;
е) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения;
з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации;
к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;
л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов;
м) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;
н) проверка соответствия использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения;
о) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
п) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
 
Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей
оперативных переговоров, фотокопии оперативных журналов персонала,
занятого в ликвидации аварийной ситуации, и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных
устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего
(поврежденного) оборудования;
д) сбор сведений о предаварийном состоянии положения защитных
устройств и блокировок;
е) сбор сведений о причинах вывода (или избыточного ввода) защитных
устройств и блокировок в предаварийном режиме;
ж) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка
(при необходимости), составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;
з) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на
объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а
также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
и) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а
также установление причин их возникновения;
к) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий
эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная
ситуация;
л) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по
предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной
ситуации;
м) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным
и техническим требованиям;
н) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов;
о) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;
п) проверка соответствия использования оборудования объектов, на
которых произошла аварийная ситуация, установленной области его
применения;
р) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
с) проверка наличия технической документации по эксплуатации
объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
 
 
Изменен пункт 18, посвященный оформлению акта о расследовании причин аварийной ситуации:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации (далее - акт расследования). Форма и порядок оформления акта расследования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации по форме согласно приложению N 1 (далее - акт расследования).
     Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов
оборудования и классификационные признаки организационных причин
аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования
указываются в акте расследования в соответствии с приложением N 2.
     Порядок заполнения формы акта расследования утверждается
уполномоченным органом.
 
Из новой версии Постановления удален пункт (ранее пункт 19), посвященный информации, которую должен содержать акт:

19. Акт расследования содержит следующую информацию:
а) описание состояния и режима работы объектов, на которых произошла аварийная ситуация, до возникновения аварийной ситуации и во время аварийной ситуации;
б) описание причин возникновения и развития аварийной ситуации;
в) описание действий (бездействия) оперативного персонала и должностных лиц организации, на объектах которой произошла аварийная ситуация, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварийной ситуации;
г) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов, на которых произошла аварийная ситуация, а также технических регламентов;
д) перечень и описание повреждений оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
е) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварийной ситуации или затруднявших ликвидацию аварийной ситуации;
ж) перечень противоаварийных мероприятий.
 
В разделе    III. Расследование причин аварийной ситуации собственником или иным законным владельцем объекта скорректирован пункт 24 (25 в старой версии Правил):

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
25. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В состав указанной комиссии могут включаться представители единой теплоснабжающей организации и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (по согласованию).  24. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В
состав указанной комиссии входит собственник или иной законный владелец
объекта, на котором произошла аварийная ситуация, а также включаются
представители уполномоченного органа и единой теплоснабжающей организации
(по согласованию).
 
 
Также в разделе III дополнен пункт 27 (28 в старой версии Правил):

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
28. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
 
27. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий,
разработанных по результатам расследования причин аварийной ситуации,
повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил,
осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на
котором произошла аварийная ситуация.
 
 
 
Раздел IV Правил посвящен Систематизации информации об аварийных ситуациях при теплоснабжении.

В раздел внесены следующие изменения:

Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) Стало  (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014)
29. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных ситуациях. Форма и порядок оформления этого отчета утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
30. Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, путем ведения базы данных об аварийных ситуациях раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии.
31. Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об аварийных ситуациях.
 
 
 28. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные
пунктами 3 и 4 настоящих Правил, представляет в уполномоченный орган и
органы местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных
ситуациях при теплоснабжении до момента полной ликвидации аварийной
ситуации по форме согласно приложению N 3.
     Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов
оборудования и классификационные признаки организационных причин
аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования
указываются в сводном ежемесячном отчете в соответствии с приложением N 2
к настоящим Правилам.
     Порядок заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных
ситуациях при теплоснабжении утверждается уполномоченным органом.
     При завершении расследования причин аварии после представления
отчета за месяц сведения об аварийной ситуации вносятся в следующий отчет
с корректировкой отчетных данных за месяц, в котором произошла аварийная
ситуация.
 29. Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется
уполномоченным органом путем ведения базы данных об аварийных ситуациях
раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и
потребителей тепловой энергии.
 
 
 
30. Электронные копии актов расследования причин аварийной ситуации
включаются в базу данных об аварийных ситуациях.
 
 
Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014 дополнены Приложениями:

Приложение N 1 – форма акта  о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении

Приложение №2 содержит таблицы:
Учетные признаки аварийной ситуации;
Классификация видов оборудования;
Классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации;
Классификационные признаки технических причин повреждений оборудования.

Приложение №3 - форма отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении и таблицы.
 
 


Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru