Обновлены правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014 обновлены правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении.Постановление «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении» будет действовать с 1 сентября 2022 г. до 1 сентября 2028 г.
Постановлением признаются утратившими силу:
- постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»;
- пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. № 32 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора».
Расследование причины аварий на объектах теплоснабжения будет производить соответствующий отдел в структуре территориального управления Ростехнадзора по месту дислокации объекта на основании, в том числе оперативной информации собственника.
Решение о расследовании Ростехнадзор буде принимать в течение 24 часов после получения оперативной информации от собственника.
Рассмотрим документ подробнее и сравним старую редакцию правил, утвержденную Постановлением от 17 октября 2015 г. № 1114 и новую редакцию, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014.
В разделе Общие положения скорректирован пункт 2:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии. |
Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии. |
В пункте 5, посвященном обязанностям владельца объекта при возникновении аварийной ситуации скорректированы фразы: «передать информацию в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора», «содействовать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного энергетического надзора при расследовании», заменены на: «передать информацию в уполномоченный орган», «содействовать уполномоченному органу при расследовании». Аналогичные корректировки сделаны и в других пунктах.
Скорректирован пункт 6:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации незамедлительно, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации. |
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации в уполномоченный орган в течение 2 часов с момента выявления аварийной ситуации, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации. |
Скорректирован последний абзац пункта 9:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения уведомления о возникновении последствий. Содержание уведомления о возникновении последствий, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации. |
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения от собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. Содержание уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил. |
В разделе Расследование причин аварийной ситуации уполномоченным органом (в старой версии Постановления Расследование причин аварийной ситуации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора) скорректирован пункт 10:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее - комиссия) оформляется приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора. В состав комиссии, кроме должностных лиц указанного федерального органа исполнительной власти, включаются уполномоченные представители: а) органов местного самоуправления поселений, городских округов; б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах - при возникновении чрезвычайных ситуаций; в) единой теплоснабжающей организации (по согласованию). |
Решение уполномоченного органа о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее - комиссия) оформляется приказом уполномоченного органа. В состав комиссии кроме должностных лиц уполномоченного органа включаются уполномоченные представители: а) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, - при возникновении чрезвычайных ситуаций; б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (по согласованию); в) органов местного самоуправления поселений, городских округов; г) единой теплоснабжающей организации (по согласованию); д) собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация. |
Внесены корректировки в пункт 12, посвященный сроку проведения расследования:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования. В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, но не более чем на 45 дней, при этом общий срок расследования не может быть более 65 дней. |
Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения уполномоченным органом о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня принятия уполномоченным органом такого решения. В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается соответствующим решением уполномоченного органа, при этом общий срок расследования не может превышать 65 календарных дней. |
Внесены корректировки в пункт 15, где перечислены действия, необходимые для выявления причин аварийной ситуации:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия: а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности); б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров и иных необходимых документов; в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок; г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования; д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка (при необходимости), составление схемы и эскиза места аварийной ситуации; е) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц; ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения; з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация; и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации; к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям; л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов; м) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям; н) проверка соответствия использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения; о) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация; п) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла аварийная ситуация. |
Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия: а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности); б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров, фотокопии оперативных журналов персонала, занятого в ликвидации аварийной ситуации, и иных необходимых документов; в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок; г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования; д) сбор сведений о предаварийном состоянии положения защитных устройств и блокировок; е) сбор сведений о причинах вывода (или избыточного ввода) защитных устройств и блокировок в предаварийном режиме; ж) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка (при необходимости), составление схемы и эскиза места аварийной ситуации; з) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц; и) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения; к) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация; л) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации; м) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям; н) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов; о) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям; п) проверка соответствия использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения; р) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация; с) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла аварийная ситуация. |
Изменен пункт 18, посвященный оформлению акта о расследовании причин аварийной ситуации:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации (далее - акт расследования). Форма и порядок оформления акта расследования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. |
Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации по форме согласно приложению N 1 (далее - акт расследования). Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов оборудования и классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования указываются в акте расследования в соответствии с приложением N 2. Порядок заполнения формы акта расследования утверждается уполномоченным органом. |
Из новой версии Постановления удален пункт (ранее пункт 19), посвященный информации, которую должен содержать акт:
19. Акт расследования содержит следующую информацию: а) описание состояния и режима работы объектов, на которых произошла аварийная ситуация, до возникновения аварийной ситуации и во время аварийной ситуации; б) описание причин возникновения и развития аварийной ситуации; в) описание действий (бездействия) оперативного персонала и должностных лиц организации, на объектах которой произошла аварийная ситуация, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварийной ситуации; г) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов, на которых произошла аварийная ситуация, а также технических регламентов; д) перечень и описание повреждений оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация; е) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварийной ситуации или затруднявших ликвидацию аварийной ситуации; ж) перечень противоаварийных мероприятий. |
В разделе III. Расследование причин аварийной ситуации собственником или иным законным владельцем объекта скорректирован пункт 24 (25 в старой версии Правил):
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
25. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В состав указанной комиссии могут включаться представители единой теплоснабжающей организации и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (по согласованию). |
24. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В состав указанной комиссии входит собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, а также включаются представители уполномоченного органа и единой теплоснабжающей организации (по согласованию). |
Также в разделе III дополнен пункт 27 (28 в старой версии Правил):
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
28. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация. |
27. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий, разработанных по результатам расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация. |
Раздел IV Правил посвящен Систематизации информации об аварийных ситуациях при теплоснабжении.
В раздел внесены следующие изменения:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
29. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных ситуациях. Форма и порядок оформления этого отчета утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти. 30. Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, путем ведения базы данных об аварийных ситуациях раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии. 31. Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об аварийных ситуациях. |
28. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящих Правил, представляет в уполномоченный орган и органы местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных ситуациях при теплоснабжении до момента полной ликвидации аварийной ситуации по форме согласно приложению N 3. Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов оборудования и классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования указываются в сводном ежемесячном отчете в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам. Порядок заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении утверждается уполномоченным органом. При завершении расследования причин аварии после представления отчета за месяц сведения об аварийной ситуации вносятся в следующий отчет с корректировкой отчетных данных за месяц, в котором произошла аварийная ситуация. 29. Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется уполномоченным органом путем ведения базы данных об аварийных ситуациях раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии. 30. Электронные копии актов расследования причин аварийной ситуации включаются в базу данных об аварийных ситуациях. |
Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014 дополнены Приложениями:
Приложение N 1 – форма акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении
Приложение №2 содержит таблицы:
Учетные признаки аварийной ситуации;
Классификация видов оборудования;
Классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации;
Классификационные признаки технических причин повреждений оборудования.
Приложение №3 - форма отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении и таблицы.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru