МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Обязательные требования к потенциально опасным объектам

16.02.2023

Тема потенциально опасных объектов (ПОО) в последние два года набирает обороты. Правительство РФ выпускает руководящие документы. Министерства и ведомства от него не отстают.

Например, МЧС России, которое под занавес 2022 года официально опубликовало приказ от 10.10.2022 № 994 «Об утверждении Обязательных для выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Документ (как и многие «потенциально-опасные» НПА) вступит в силу с 1 сентября 2023 года и добавит головной боли нормативных обязательств организациям, эксплуатирующим ПОО.

Согласно приказу № 994, требования должны применять (= соблюдать) в своей работе:
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • юридические лица (любой организационно-правовой формы) или индивидуальные предприниматели, владеющие ПОО на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Однако они не распространяются на ПОО:
  • «…правообладателями которых являются Министерство обороны РФ и Главное управление специальных программ Президента РФ или организации, в отношении которых указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления)».
Цель у требований обычная – защитить работников (персонал) ПОО, население и территории от ЧС на потенциально опасных объектах, которые вызваны:
  • авариями на самом объекте;
  • авариями или ЧС на рядом расположенных объектах;
  • опасными природными явлениями, катастрофами, эпидемиями, стихийными или иными бедствиями.
Никакого пафоса. Сугубо практический контекст.

Тем же отличаются и сами требования (за что спасибо МЧС России). Согласно приказу № 994, организация, эксплуатирующая ПОО, обязана:

1) Вести учет чрезвычайных ситуаций и устанавливать причины их возникновения.

2) Оценивать собственную готовность к предупреждению и ликвидации ЧС и определять достаточность мер по защите населения и территорий от ЧС.

3) Осуществлять «комплекс мер»:
  • по предупреждению возникновения и развития ЧС;
  • по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС;
  • по обеспечению устойчивости функционирования организации (объекта) в условиях ЧС и готовности к ликвидации ЧС с учетом возможных последствий их возникновения.
Для «опытных бойцов» новостей в этом списке нет. Для «новичков» сам список – новость. Однако и те, и другие найдут в подробном описании каждого пункта кое-что интересное.

Но сначала один момент. В статье мы рассмотрим требования для «обычного» владельца ПОО, который не является:
  • федеральным органом исполнительной власти;
  • госкорпорацией;
  • организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
(хотя различия не так велики).

Готовы? Тогда в путь.

Учет чрезвычайных ситуаций

Процедура не новая. Существует, как минимум, с 2003 года. До 2021-го худо-бедно упоминалась в законодательстве и регулировалась им (можете посмотреть раздел VI «гильотинированного» приказа МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»).

Учет ЧС всегда был на совести эксплуатирующих организаций. А вот установлением причин их возникновения, как правило, занимались госорганы.

Теперь же (с 01.09.2023) и то, и другое отдадут «на откуп»… эксплуатантам ПОО.

Руководитель компании должен установить «Правила организации учета ЧС и установления причин их возникновения на территории организации, эксплуатирующей ПОО» по своему разумению и почину. Издать приказ. Разработать положение. Назначить людей. Следить за ситуацией.

От МЧС только два «ультимативных комментария»:

1) «Правила» должны соответствовать «Критериям информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», утв. приказом МЧС России от 05.07.2021 № 429. То есть событие, которое фиксируют в учетных (отчетных) документах, действительно должно относиться к ЧС (с конкретным «согласованным» источником и конкретными признаками).

2) Информации, которую вносят в учетные документы по каждой ЧС, должно хватать для заполнения «срочных донесений» (формы 1/ЧС-5/ЧС), предусмотренных «Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. приказом МЧС России от 11.01.2021 № 2.

В остальном – полная свобода действий. Разумеется, без конфликтов с российским законодательством. Если «Правил» (учетных и отчетных документов) в организации не будет, может последовать наказание по статье 20.6 КоАП РФ (в конце концов, перед нами «обязательные требования»).

Что касается практической стороны дела, то учет можно вести в «Журнале учета аварий и чрезвычайных происшествий (ситуаций)».

Или доработать «Журнал учета аварий, произошедших на ОПО», шаблон которого можно найти в Приложении № 4 к «Порядку проведения технического расследования причин аварий…», утв. приказом
Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 (хотя информация, нужная МЧС, будет слегка отличаться).

Нормативной формы в законодательстве нет. Поэтому эксплуатант ПОО сам решает (коль уж дали такое право), какие учетные документы использовать.

Для установления причин возникновения ЧС можно (скорее даже нужно) создать комиссию (разумеется, приказом по организации), которая:
  • проведет осмотр места возникновения ЧС, организует фото- и видеосъемку;
  • изучит проектную, технологическую, эксплуатационную документацию;
  • выяснит обстоятельства, приведшие к возникновению ЧС;
  • опросит очевидцев;
  • найдет нарушения норм и правил в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • оценит действия персонала объекта;
  • определит размер экономического ущерба и т.д.
И в конечном итоге… выяснит причины возникновения ЧС.

Состав комиссии определяет руководитель эксплуатирующей организации (раз уж он устанавливает «Правила»). В нее можно включить всех «заинтересованных лиц». В том числе позвать представителей территориального органа МЧС, органа местного самоуправления.
Привлечь экспертов, «общественников», проектировщиков. Мало ли кандидатов (…было бы желание).

Отработав, комиссия может (опять же… скорее должна) составить «Акт по установлению причины возникновения ЧС» и приложить к нему:
  • протокол осмотра места возникновения ЧС (с графическими, фото- и видеоматериалами);
  • результаты опроса очевидцев;
  • экспертные заключения;
  • расчеты экономического ущерба и другие материалы, характеризующие ЧС.
Состав и формы «отчетных» документов определяет эксплуатант ПОО. Или можно их «подсмотреть» в «родственных» нормативных актах.

Понятно, что если ваш ПОО относится к категории ОПО, то расследование причин аварии будет проводить комиссия, сформированная Ростехнадзором. Комиссия организации может работать параллельно или в связке с ней. В конце концов, одно дело делают (по крайней мере, должны).

Оценка готовности

«Оценка готовности организаций, эксплуатирующих ПОО, к предупреждению и ликвидации ЧС и определение достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС» – процедура тоже не новая. Практикуется почти 20 лет (так было до «гильотины»).

Только раньше ее проводили госструктуры – подразделения МЧС России или органы управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ.

А теперь (то бишь с 01.09.2023) будут… сами эксплуатанты ПОО.

Разумеется, для этого нужно создать комиссию:
  • по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) – для организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (о них мы решили не писать);
  • по повышению устойчивости функционирования (комиссия по ПУФ) – в иных случаях (т.е. для всех остальных организаций, эксплуатирующих ПОО – о них, собственно, пишем).
Состав, компетенцию, документальное оформление и порядок работы комиссии определяет руководитель эксплуатирующей организации – принимает «волевое» решение и издает соответствующий приказ.

Чтобы комиссия по ПУФ заработала, потребуются, как минимум:
Примечание: подробней о повышении устойчивости функционирования организации и работе комиссий по ПУФ можно почитать в ГОСТ Р 22.2.12-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения».

Ну а дальше (коль комиссия легализована), можно проводить оценку готовности.

Она бывает:

1) плановой, причем с установленной в приказе МЧС № 994 периодичностью:
  • не реже 1 раза в 2 года – для ПОО 1 и 2 категории опасности;
  • не реже 1 раза в 3 года – для ПОО 3 и 4 категории опасности;
  • не реже 1 раза в 5 лет – для ПОО 5 и 6 категории опасности;
2) внеплановой, когда от МЧС поступила информация (предостережение или предписание) «о несоблюдении организацией, эксплуатирующей ПОО, обязательных требований в области защиты населения и территорий от ЧС».

Раз есть «плановый» вариант, значит нужно разработать «План проведения оценки готовности организации, эксплуатирующей ПОО» (причем «на пятилетний период»). Более того, План нужно утвердить приказом руководителя организации «до 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки готовности».

Вы же понимаете, да? После вступления в силу приказа МЧС № 994 (после 01.09.2023) всем эксплуатантам ПОО придется делать такой План и утверждать его до 1 декабря 2023 года. А уже в 2024 году проводить оценку готовности своих объектов.

МЧС, как ответственный госорган, дал нам намек на содержание Плана. Скорее всего, это будет таблица (как большинство планов), в которой нужно указать:
  • перечень ПОО организации, с указанием категорий опасности, полного наименования и места нахождения объекта (объектов);
  • дату начала и срок проведения оценки готовности;
  • должность и Ф.И.О. работников, ответственных за организацию и проведение оценки готовности.
Набирается, как минимум, шесть столбцов. Будет, где разгуляться.

Кстати, оценка готовности проводится не просто так, а на основании приказа (распоряжения) руководителя эксплуатирующей организации, «издаваемого не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проведения оценки готовности».

В приказе нужно прописать:
  • наименование и место нахождения ПОО;
  • реквизиты решения (приказа) о создании комиссии по ПУФ (которая, собственно, будет проводить оценку);
  • основание для проведения оценки готовности – вот здесь непонятно: то ли это План (либо информация от надзорного органа), то ли приказ, который как раз составляют; вообще, это приказ (дальше поймете, почему), но как писать в приказе «о нем самом»?;
  • задачи комиссии по ПУФ (что они должны сделать и чего достичь в ходе оценки готовности);
  • сроки проведения оценки готовности.
По результатам оценки («в срок не более 3 рабочих дней» после ее проведения) составляют:
В одном экземпляре, который должны подписать все члены комиссии и утвердить руководитель эксплуатирующей организации.

В акте нужно прописать:
  • дату и место составления;
  • наименование организации, эксплуатирующей ПОО;
  • наименование и место нахождения ПОО;
  • «основание проведения оценки готовности» – здесь это действительно «название, дата и номер приказа организации, эксплуатирующей ПОО», видимо, о проведении оценки готовности;
  • продолжительность проведения оценки (общий срок не должен превышать 20 рабочих дней);
  • вывод о результатах оценки («о готовности/неготовности», «о достаточности/недостаточности»).
О выводах скажем отдельно. Их принимают по-разному (анализируя разные «параметры»).

Например, для вывода «о готовности (неготовности) к предупреждению и ликвидации ЧС» смотрят на выполнение комплексов мер (о которых мы упомянули выше и расскажем подробней чуть ниже):
  • выполняются в полном объеме – организация ГОТОВА;
  • не выполняется одно или более требований – организация НЕ ГОТОВА.
С выводом «о достаточности (недостаточности) комплекса мер по защите населения и территорий от ЧС» другая ситуация. Там анализируют проведенные в течение года тренировки (учения) в области защиты населения и территорий от ЧС:
  • если по результатам тренировок (учений) недостатков нет – мер достаточно;
  • если обнаружились недостатки в части, касающейся укомплектованности, обеспеченности и применения сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и организации работ в зоне ЧС, или отсутствуют отчетные материалы по проведению тренировок (учений) – увы, мер недостаточно.
«А что произойдет, если выводы будут отрицательными?».

В акте честно напишут о неготовности и (или) недостаточности. А дальше, в разделе «Примечание» укажут перечень недостатков, которые нужно устранить, и сроки их устранения (своего рода «план мероприятий»).

О запрете эксплуатации ПОО, вроде, речи не идет (нет таких пунктов в приказе МЧС № 994). А то ведь не позавидуешь товарищам. Вынуждены будут «сами себя запретить» и потом оправдываться перед директором.

Комплексы мер

Их оказалось меньше, чем мы рассчитывали. И все «вещи» такие знакомые (не только нам, но и владельцам ПОО).

Например, для предупреждения «возникновения и развития чрезвычайных ситуаций» нужно (применимо к ПОО всех категорий опасности):
  • назначить приказом по организации работника, на которого «возлагается ответственность за решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС);
  • назначить приказом по организации работника, ответственного за «управление силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществление обмена информацией и оповещения населения о ЧС».
Для снижения «размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций» владелец (эксплуатант) ПОО любой категории опасности должен:
  • создавать резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Чтобы обеспечить устойчивость функционирования организации в чрезвычайных ситуациях и готовность к их ликвидации с учетом возможных последствий возникновения ЧС, владельцу (эксплуатанту) ПОО любой категории опасности нужно:
  • создать собственную аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование;
ЛИБО
  • заключить с профессиональным АСФ договор на обслуживание объекта («в случаях, предусмотренных законодательством РФ»).
Вот так всё просто, а местами привычно до безобразия. Согласитесь, многие из этих «комплексных мер» вы давным-давно практикуете (возможно, не один десяток лет).

Вообще, «новые требования» к ПОО… вовсе даже и не новые. Большинство («бывалых эксплуатантов») о них слышало, о них знает и (скорее всего) их придерживается.

Единственный момент – некоторые процедуры (например, оценка готовности… или установление причин возникновения ЧС) владельцы/эксплуатанты ПОО раньше сами не проводили…

Ну что ж, товарищи, будем «заново» учиться эксплуатировать наши потенциально опасные объекты.

Будут вопросы, обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.


Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru