Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Паспорт безопасности критически важного объекта

12.12.2022

Помните, в статье про паспорт безопасности потенциально опасного объекта  мы цитировали п. 6 «Правил разработки паспорта безопасности ПОО», утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2022 № 1265. Там написано, что «паспорт… не разрабатывается в случае отнесения потенциально опасного объекта одновременно к критически важному объекту».

(Не только у нас) был соблазн подумать, что критически важным объектам (КВО) никакой паспорт вообще не нужен.

Оказалось… всё-таки нужен (и на эксперта бывает проруха). Еще в ноябре Правительство РФ выпустило постановление от 10.11.2022 № 2034, утвердившее «Правила разработки и форму паспорта безопасности критически важного объекта».

И опять (по аналогии с ПОО)… перед нами НПА с «отложенным стартом». Он начнет действовать 1 сентября 2023 года. А уже до 1 декабря (того же 2023-го) всем компаниям (юрлицам и ИП), которые эксплуатируют КВО, нужно заветным паспортом обзавестись.

Времени осталось меньше года. Да и форма документа уже известна. Поэтому… стоит на него «взглянуть». Но сначала разберемся…

Что такое «критически важный объект»

Если верить Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 1), это объект, «нарушение или прекращение функционирования» которого (в результате ЧС) приведет:
  • к потере управления экономикой РФ, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта РФ, ее необратимому негативному изменению (разрушению);
  • к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
Ну, например… градообразующие предприятия (заводы, дворцы, пароходы), магистральные газо- и нефтепроводы, иные объекты ТЭК, крупные ГТС и многое-многое другое. По «образцам» КВО… вопросов быть не должно (они у большинства перед глазами).

С «потерей управления» и «негативным изменением» тоже всё более или менее понятно (деньги, инфраструктура, рабочие места).

А вот что такое «существенное снижение безопасности жизнедеятельности населения»? Нет, не так… что считать существенным, а что – НЕ существенным в данном случае?

Как ни странно – на это есть нормативный ответ. Он «скрывается» в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.08.2020 № 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам». Там под «существенным» понимают обстановку:
  • при которой на определенной территории невозможно проживание людей (разлились или распылились химикаты, прорвало плотину, «наглухо» отключилось отопление и электроснабжение, всё вокруг заливает нефтью и т.д.);
  • которая возникла в связи с гибелью или повреждением имущества граждан, с угрозой их жизни или здоровью (мощный взрыв, крупный пожар, затопление, «отравленное водоснабжение» и т.д.).
«А разве можно все объекты пускать под одну гребенку? Они ведь разные и по масштабу, и по объему «аварийных» последствий…». Вы правы. По значимости КВО делят на три категории:
  • объекты федерального уровня значимости, проблемы с которыми отразятся на экономике и жителях 2-х и более субъектов РФ (в основном, конечно, объекты ТЭК);
  • объекты регионального уровня значимости, проблемы с которыми повлияют на экономику и жителей одного субъекта РФ (здесь «ассортимент» гораздо больше);
  • объекты муниципального уровня значимости, проблемы с которыми могут затронуть экономику и жителей «административно-территориальной единицы» субъекта РФ (муниципального района, округа и т.д. – вот здесь в дело могут вступить градообразующие предприятия).
Разумеется, к каждой «группе» будет свой подход и свой набор специфических требований. Однако…независимо от категории, критически важные (как и потенциально опасные) объекты подлежат учету в  специальном перечне (см. постановление Правительства РФ от 24.06.2021 № 981). Его тоже ведет МЧС России, но… несколько иначе.

Во-первых, перечень не федеральный. Он состоит из ведомственных разделов, которые формируют:
  • федеральные органы исполнительной власти (в т.ч. федеральные службы);
  • госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос».
Именно они выполняют «грязную работу» – собирают данные, принимают документы от владельцев КВО, проверяют «полноту и достоверность», вносят в систему буквы и цифры. МЧС выступает всего лишь «оператором базы данных».

Во-вторых (как вы уже поняли), эксплуатантам КВО не нужно подавать документы напрямую в МЧС (как в случае с ПОО). Они работают со «своим» надзорным органом и сообщают ему (по запросу или по собственной инициативе) всю информацию для ведения перечня. Ее немало, но она стандартная:
  • наименование и реквизиты юрлица (ИП);
  • наименование и «реквизиты» объекта, «предлагаемая категория значимости» (то есть идентификацию, как в случае с ОПО или ПОО, проводит владелец/эксплуатант);
  • профиль деятельности (чем вы так опасны и почему хотите в КВО) и «состав объекта» (здания, строения, сооружения и т.д.);
  • документы о владении объектом (зданиями-строениями-сооружениями, земельными участками или акваториями);
  • декларация ПБ, декларация безопасности ГТС, декларация пожарной безопасности (если есть и если надо по закону);
  • паспорт безопасности КВО, который появится только в 2023 году и о котором идет (чуть ниже обязательно пойдет) речь в нашей статье.
«А как понять, что мой объект точно КВО? На что опираться при идентификации?».

Ну, общие критерии есть в уже упомянутом постановлении Правительства РФ от 14.08.2020 № 1225. Плюс – каждое ведомство, под надзором которого могут быть КВО, должно утвердить отраслевые «критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам». Многие это сделали (давно или совсем недавно). Например, Минэнерго, Минпромторг, Минздрав, Минтранс, ФТС, ФНС и др. Хотя… по большому счету… они просто (местами дословно) переписали:
  • «категории значимости» КВО из  п. 2 постановления Правительства РФ от 14.08.2020 № 1225 (для качественных критериев);
  • параметры ЧС федерального, регионального и муниципального характера из п. 1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (для количественных критериев).
Очень мало «творчества» (разве что вставить название «своих» объектов, к примеру, ж/д транспорт). И никаких «собственных разработок». Что ж… с ПОО та же история. Если есть готовое, зачем придумывать больше?

Кстати, наш Ростехнадзор… пока вообще «хранит молчание». Создается впечатление, что среди ОПО или ГТС так и не нашелся хотя бы один захудаленький КВО. Да, к ним, как правило, относятся «системообразующие организации и градообразующие предприятия». Но… в «Перечне системообразующих организаций российской экономики», утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития Российской экономики

от 20 марта 2020 года № 3, мы видим 646 (!) «позиций» (см. письмо Минэкономразвития от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18и https://docs.cntd.ru/document/564629735). И среди них полно крупных ОПО-шников, некоторые объекты которых… явно относятся к КВО.

Поэтому… есть подозрение, что в скором времени и от нашего любимого госоргана будет «весточка». А пока ждем, давайте поглядим на…

Правила разработки Паспорта безопасности КВО

Здесь местами возникает… легкое дежавю (особенно если вспомнить нашу статью про паспорт безопасности потенциально опасного объекта). Уж больно Правила разработки паспорта КВО напоминают аналогичные требования к их потенциально опасным собратьям.

Хотя… чему удивляться. Раньше ведь «паспорт безопасности опасного объекта» (ПБОО) был единым и для КВО, и для ПОО. Зачем вносить ненужное разнообразие?

Поэтому… оба паспорта оформляют в бумажном виде. И тот, и другой утверждает руководитель (зам. руководителя) эксплуатирующей организации или ее обособленного подразделения. И там, и там можно сделать единый паспорт безопасности на несколько объектов (одной организации), если они:
  • размещены на обособленной территории (акватории) либо на смежных территориях и расстояние между ними менее 500 метров;
  • являются неотъемлемыми технологическими частями.
Паспорт безопасности КВО после утверждения подлежит регистрации и учету в главном управлении МЧС России по субъекту РФ (по месту нахождения объекта). Точно так же, как его «младший» ПОО-шный «брат».

Документ направляют госоргану «в срок не более 10 рабочих дней со дня утверждения». При этом срок самой регистрации (и там, и там) «не должен превышать 15 рабочих дней» (со дня получения паспорта органом МЧС).

Никаких сюрпризов и в оценке соответствия готового паспорта всевозможным требованиям. МЧС проводит ее в процессе регистрации документа («а-ля согласование») и при осуществлении госнадзора в области защиты населения и территорий от ЧС.

Да… еще не забываем следить за актуальностью документа, оперативно вносить в него изменения. И уведомлять о них территориальный орган МЧС в течение 30 рабочих дней с момента корректировки. Точь-в-точь как с паспортом… безопасности… ПОО.

Правда, есть и довольно серьезные отличия.

Например, паспорт безопасности КВО имеет четкий срок действия – 5 лет (со дня регистрации в ГУ МЧС по субъекту РФ), по истечении которого документ нужно обязательно пересмотреть (переработать). Кроме того, переработка потребуется:
  • после смены эксплуатирующей организации;
  • по предписаниям МЧС об устранении выявленных нарушений, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К тому же, паспорт безопасности КВО разрабатывают в одном экземпляре. После согласования… пардон, регистрации оригинал документа возвращается в эксплуатирующую организацию. А главное управление МЧС по субъекту РФ хранит у себя… его КОПИЮ.

Неужели ж перед нами такой малозначительный документ, что контролерам для архива даже не нужен его подлинник? И это для критически важных объектов? О-о-о-чень интересно…

Хотя… удивление тут же схлынет, когда увидим, что из себя представляют…

Форма и содержание Паспорта безопасности КВО

С ними МЧС-ники («авторы» постановления) совсем не заморачивались. Взяли «уже знакомый» паспорт безопасности ПОО (местами – вообще под копирку, хотя неизвестно, какой документ был запроектирован раньше) и кое-что… отрезали.

Не верите? Скачайте форму паспорта безопасности критически важного объекта   и посмотрите сами. А мы, с вашего позволения, схематично по ней пробежимся.

Итак, паспорт безопасности КВО включает:

1) Титульный лист – вот такой:

Из «нового», как видите – только «срок действия».

2)  Раздел 1 «Общие сведения о критически важном объекте», в котором указывают:
  • данные эксплуатирующей организации (название, e-mail, ОГРН, телефоны «профильных» должностных лиц);
  • адрес КВО (с «опознавательными знаками»).
3) Раздел 2 «Сведения о силах и средствах организации, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» («один в один», как в паспорте ПОО), в котором расписывают:
  • сведения о наличии в организации профессиональных АСФ, нештатных АСФ, нештатных формирований по гражданской обороне (табличная форма);
  • сведения о наличии в организации локальных (объектовых) систем оповещения и информирования работников КВО и населения, попадающих в зоны ЧС (табличная форма);
  • сведения о наличии в организации резервных источников (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения), обеспечивающих функционирование КВО при возникновении ЧС (отдельные таблицы по каждому виду);
  • сведения о создании и наличии в организации резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС («выходные данные» соответствующих приказов);
  • сведения о пожарной охране организации (табличная форма).
4) (Обязательное) приложение 1 «Список изменений, которые вносятся в паспорт безопасности КВО» (табличная форма).
…и никаких ситуационных планов.

В итоге, получаем 11 таблиц (против 22-х в паспорте ПОО) и немного текстовой информации. Одним словом… не впечатляет (честно, мы ожидали большего… и по размеру документа, и по объему сведений).

Ведь казалось бы. Критически важные объекты… более значимы, чем потенциально опасные (при всем уважении к ПОО). Но… если «положить» рядом паспорт безопасности ПОО и паспорт безопасности КВО, то последний смотрится… каким-то «ущербным» что ли.

В нем нет «аналитического» раздела «Результаты прогнозирования и оценки последствий возникновения чрезвычайных ситуаций». Да и сведений о самом объекте маловато. Только адрес. Нет учетного номера (а ведь он должен быть… перечень-то есть), категории значимости (которых, как вы помните, три), даже наименования…

К слову сказать, в проектах постановления Правительства форма паспорта безопасности КВО была… ГОРАЗДО подробней. Видимо, не «пережила» общественных осу… обсуждений или антикоррупционной экспертизы (а может Минюст залютовал?).

Хотя нам кажется, что контролеры… просто уповают (с точки зрения «практических подробностей») на «План повышения защищенности критически важного объекта». Пусть даже Методические рекомендации по его разработке, утв. МЧС России 28.12.2011 № 2-4-60-21-14, отменены (см. письмо МЧС России от 30.12.2019 № 43-7134-11, приложение, п. 7).

Сам документ вроде как (пока) существует. И он посерьезней, чем паспорт безопасности. Как минимум, потому, что его согласовывают не только с ГУ МЧС России по субъекту РФ, но и:
  • с главным управлением МВД России по субъекту РФ;
  • с управлением ФСБ России по субъекту РФ.
Не хило, правда? План повышения защищенности представляет собой (документально оформленный) «комплекс мероприятий организационного, методического, инженерного, экономического, социального и другого характера, реализуемый объектом и направленный на повышение его защищенности от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений».

И в нем есть интересный раздел 2 «Оценка защищенности критически важного объекта». Весьма информативный с точки зрения «прогнозирования и оценки последствий возникновения ЧС». Ведь там расписывают:
  • последствия при возникновении различного вида ЧС (с указанием границ зон ЧС);
  • количество населения, которое попадает в зону ЧС и для которого нарушается жизнедеятельность;
  • возможный ущерб от возникновения ЧС для объекта, а также района (субъекта РФ и т.д.);
  • социально-экономические последствия при различных видах ЧС и т.д.
Согласитесь, хорошее дополнение к «неполноценному» Паспорту безопасности.

Вообще, документы из линейки МЧС очень похожи друг на друга. Где-то дополняют, где-то говорят одно и то же. Например, План повышения защищенности КВО чем-то напоминает План действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Этакий «гибрид» Плана действий и Паспорта безопасности опасного объекта, который существовал до 2021 года…
Ха… подзатянулось наше лирическое отступление. Всё-всё. Возвращаемся к предмету статьи. Тем более что остался только вывод… о «подлинной сущности» новоиспеченного паспорта безопасности КВО. Причем довольно оптимистичный.

У нас сложилось впечатление, что это скорее формальный… «информационный» документ. Без признаков «рабочего» или «руководящего». Там нет никаких оценок. Никаких прогнозов. Никакой аналитики. Просто цифры… факты… фамилии… явки… пароли…

Поэтому… даже если у вас раньше не было паспорта безопасности опасного объекта (ПБОО), вы без особых проблем сможете заполнить новые формы. Сочинять-таки не надо. Вся информация берется из внутренних и внешних документов (договоры, акты, приказы, положения), которые и так нужны по закону (или по производственной необходимости).


 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru