Перечень индикаторов риска в промышленной безопасности хотят обновить
Ростехнадзор планирует добавить шесть новых индикаторов риска нарушения обязательных требований в сфере промышленной безопасности.Проект ведомственного приказа об этом размещен на портале regulation.gov.ru и сейчас проходит стадию общественного обсуждения.
Предполагается, что он внесет изменения в «Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении ФСЭТАН и её территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397.
Сейчас в упомянутом перечне 5 позиций (мы писали о них статью – посмотрите, если пропустили. Госорган хочет нарастить общий объем до 11 пунктов и добавить в число индикаторов риска очень интересные варианты.
Давайте кратенько по ним пробежимся (нумерация пунктов – цитата из «будущего» приказа):
- «6. Привлечение к административной или уголовной ответственности за выдачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности аттестованного эксперта в области промышленной безопасности для опасных производственных объектов III, IV класса опасности, в отношении объектов экспертизы которых в течение трех лет, предшествующих дате привлечения эксперта к ответственности экспертом проводилась экспертиза, содержащая вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности».
Многозначительный индикатор, который без «конкретизации» может породить череду внеплановых проверок. Только представьте, какое количество экспертиз и для скольких компаний может проводить (подписывать) эксперт ПБ за 3 года…
- «7. Отсутствие в течение года с даты окончания ранее установленного срока эксплуатации технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте III или IV класса опасности, сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем срок его дальнейшей безопасной эксплуатации, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства».
Возможно, это еще один шаг на пути борьбы с применением «аварийных» ТУ на ОПО III-IV классов опасности.
- «8. Наличие в акте расследования причин несчастного случая со смертельным исходом, группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая сведений о причинах <…>, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатируемом юридическим лицом (ИП), в случае если такое юридическое лицо (ИП) эксплуатирует опасные производственные объекты III, IV классов опасности, отнесенные к категории ОПО по такому же признаку, как и объект, на котором произошел несчастный случай <…> (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты указанных случаев)».
При всех канцелярских изысках, суть «потенциального» индикатора проста. У компании несколько ОПО III-IV классов опасности одного типа (ПС, ОРПД, сети газопотребления, АГЗС и т.д.). На одном из них произошел НС со смертельным исходом, групповой или тяжелый НС из-за нарушения требований промышленной безопасности. В этой связи Ростехнадзор обратит внимание на все ОПО, которые эксплуатирует указанная компания. И с большой долей вероятности – придет с внеплановой проверкой.
- «9. Отсутствие в течение 2 лет с даты внесения заключения экспертизы промышленной безопасности, содержащего вывод о несоответствии здания или сооружения на опасном производственном объекте III или IV класса опасности требованиям промышленной безопасности, сведений о выводе из эксплуатации такого здания/сооружения или сведений в реестре заключений ЭПБ о заключении экспертизы на такое здание и сооружение, содержащем вывод о его соответствии требованиям промышленной безопасности».
Хорошая задумка. Но много ли компаний в наше время регистрируют отрицательную ЭПБ?
- «10. Выдача в течение трех месяцев в адрес юридического лица (ИП) трех и более предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при отсутствии сведений о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований в течение месяца с момента выдачи третьего или последующего предостережения».
- «11. Получение информации об инциденте на опасном производственном объекте при наличии признаков аварии в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Видимо, госорган будет анализировать оперативные сообщения об инцидентах, дабы выявить в них признаки аварии. Если обнаружит – придет с визитом (и недобрыми намерениями).
Вообще, в отсутствии плановых проверок (четвертый год подряд), Ростехнадзор изобретает всё больше поводов для внеплановых посещений своих подопечных.
Проект приказа только начал свой путь и еще может измениться до неузнаваемости. Что ж, будем следить за развитием событий.