МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Периодические осмотры лифтов

Вы же помните, да? Владельцы лифтов должны организовывать (а иногда… собственными силами проводить) периодические осмотры своих объектов. Этих «жертв» требует п.п. «в» пункта 4 обязательных «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов…», утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744.

Что такое осмотр? По сути… «младший брат» технического обслуживания. Если точнее – периодическая проверка технического состояния лифта «в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации». Вполне себе самостоятельная «процедура» (регламентная работа), которую выполняют «специально обученные» люди. Например (см. п. 7.3.1 «добровольного», но крайне полезного ГОСТ Р 55964-2022 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»):

  • лифтеры (и тогда речь идет о ежесменном осмотре);
  • электромеханики («смотрящие» за объектом в ежесуточном или ежемесячном режиме).

Хотя бывают ситуации, когда за лифтами «наблюдают» оба работника – независимо друг от друга либо в «плотном тандеме». Или безальтернативно один из них – как в случае с лифтами, подключенными «к устройству диспетчерского контроля» (тут «вахту» несет лишь электромеханик). Вообще, многое зависит от того, что написано в руководстве (инструкции) по эксплуатации технического устройства.

Есть, правда, в этом вопросе и «постоянные величины». Например, необходимость назначать «смотрителей» приказом руководителя (эксплуатирующей или специализированной) организации. В нем, кстати, помимо прочего устанавливают четкую…

Периодичность проведения осмотров

Владелец лифта может определить ее самостоятельно, «исходя из особенностей зданий и сооружений», в которых размещаются технические устройства (п. 7.3.3 ГОСТ Р 55964-2022 дает на это «разрешение»). Хотя «для надежности» лучше опираться на руководство (инструкцию) по эксплуатации. К тому же… вариантов так и так немного. Ведь в «базе» все осмотры нужно проводить ежесменно (ежесуточно), в начале рабочего дня (смены).

Исключения есть, но касаются они объектов с (полным) диспетчерским контролем. Их можно осматривать 1 раз в месяц, совмещая «процедуру» с ежемесячным техническим обслуживанием (ТО-1, перед проведением которого в любом случае «должны быть выполнены проверки ежесменного осмотра»). Конечно, при условии, что дистанционные средства контролируют исправность лифтового оборудования «24/7» (либо в течение рабочей смены). Иногда месячный срок сокращают, скажем, до 1 раза в две недели. Такое бывает, например, когда в жилых или общественных зданиях проводятся ремонтные «мероприятия».

Хотя при любой периодичности плюс-минус одинаковым остается…

Объем «просмотровых» работ

Обычно его расписывают (в табличной форме) на страницах руководства (инструкции) по эксплуатации. Там нет ничего «сверхъестественного» или технически сложного. Простая проверка функционирования лифта, а также исправности (отдельных элементов) лифтового оборудования. Причем «стартует» она с внимательного изучения записей предыдущей смены.

Зачем? Ну как… чтобы убедиться, что все ранее обнаруженные «недостатки» устранены. И нет никаких «препятствий» для проведения нового осмотра (вообще работы объекта в этот период). Но чтением, как вы понимаете, дело не ограничивается. «Смотритель» в конце концов должен методично (не только глазами, но и с «наложением рук») проверить:

1) Наличие правил пользования лифтом (других информационных и предупреждающих знаков) на основном посадочном этаже и в кабине.
2) Состояние («внешний вид») кабины, плавность хода ее дверей при открытии и закрытии, чистоту направляющих и башмаков.
3) Исправность (наличие, работоспособность) «осветительного» оборудования (то есть освещения как такового) в кабине и шахте, в шкафу с электрооборудованием и/или машинном помещении, на посадочных площадках (то есть на каждом этаже).
4) Функционирование световой сигнализации, в т.ч. индикаторов положения и направления движения кабины (здесь поочередно нажимают кнопки вызова на каждом этаже, отслеживают работу электронных табло и т.д.).
5) Работоспособность двусторонней переговорной связи с диспетчерским пунктом или квалифицированным (обслуживающим) персоналом (для этого жмут на кнопку «Вызов» в кабине и ждут «внятного» ответа).
6) Функционирование кнопки «СТОП» или «Отмена» в кабине (путем нажатия на нее во время движения, после чего исправный лифт замедляется и точно останавливается на ближайшем этаже).
7) Срабатывание (и фактическое состояние) всех остальных кнопок на «приказной» панели в кабине (в т.ч. на отмену приказов при повторном нажатии).
8) Исправность замков дверей шахты на каждом этаже, когда там нет кабины – для этого пытаются открыть (раздвинуть) створки с этажной площадки (в идеале они вообще не должны раздвигаться, либо «раздвижение» не должно превышать минимально допустимое значение, скажем, 2 мм).
9) Функционирование реверсирующего устройства дверей кабины (и шахты) – в данном случае нужно создать физическое препятствие на пути створок при их закрывании («нормальный» реверс тут же откроет двери).
10) Работоспособность инфракрасного устройства, контролирующего входной проем (фотозавесы) – для этого между створок в момент их закрывания помещают какой-нибудь предмет (если всё в порядке, двери снова откроются).
11) Исправность блокировочных выключателей дверей кабины и шахты (здесь кабину поочередно направляют на каждый этаж и убеждаются, что она приходит в движение только после полного смыкания «всех» створок).
12) Точность остановки незагруженной кабины при подъеме и спуске – в данном случае выборочно (не менее чем на двух этажах) замеряют расстояние «от уровней порога двери шахты и порога кабины» (оно не должно превышать минимально допустимые значения «+/-», установленные для определенных типов, марок, моделей лифтов) и т.д.

Это, что называется… «в общих чертах». Подробности, как правило, расписаны в руководстве (инструкции) по эксплуатации конкретного технического устройства. Кроме того, они должны появиться в производственных инструкциях «смотрителей» (лифтеров, электромехаников). Хотя… можно сделать отдельный документ (ПИ по осмотру лифтов), которым смогут воспользоваться все заинтересованные (уполномоченные) лица. По его содержанию особых требований нет («придерживайтесь канона»). Главное, чтобы не противоречил руководству по эксплуатации. И чтобы там был указан…

Порядок фиксации результатов осмотра

Он, кстати, не отличается оригинальностью. Никаких «секретных» схем, «тайных» алгоритмов или «уникальных» формуляров. Стандартная практика. Привычный набор шагов. Да-да, граждане… это всего-навсего записи в журналах:

…которые вносятся туда «незамедлительно» = т.е. в процессе или сразу после завершения «процедуры».

Что записывают? Так «обычные вещи»:

  • адрес объекта;
  • тип лифта, его заводской номер;
  • дату и время осмотра;
  • его результаты, в т.ч. перечень выявленных неисправностей;
  • время и причину остановки (отключения) лифта при обнаружении «критических недостатков»;
  • Ф.И.О. и должность (а также подпись) работника, проводившего осмотр.

Ну и, конечно, информацию (отметку) об устранении выявленных неполадок. Они должны быть «ликвидированы» в максимально короткие сроки. Причем до этого момента «пользование лифтом ЗАПРЕЩЕНО» (так «говорят» все руководства по эксплуатации).

Если же при осмотре обнаружены «критические нарушения» (технических требований и/или условий использования объекта), то необходимо:

  • отключить лифт;
  • вывесить на основном посадочном этаже табличку (плакат) «ЛИФТ НЕ РАБОТАЕТ»;
  • позвать «квалифицированный персонал», чтобы спешно исправлять ситуацию.
Такие «жесткие меры» потребуются в тех случаях, когда:
  • кабина начинает движение при открытых дверях (створках);
  • в кабине не работает освещение;
  • двери шахты (при отсутствующей на этаже кабине) можно открыть снаружи «без применения специального ключа»;
  • кабина движется не туда, куда ее направили («вверх» вместо «вниз» или наоборот);
  • кабина не останавливается на «приказанном» этаже;
  • точность остановки кабины превышает допустимые (для данного конкретного лифта) значения;
  • «произошел пробой изоляции на корпус» и металлоконструкции лифта (его электроаппаратов) «оказались под напряжением»;
  • при движении кабины раздаются необычные шумы и/или стуки, фиксируются рывки и/или толчки;
  • двери и/или стенки кабины имеют механические повреждения;
  • в кабине ощущается запах гари;
  • не функционирует двусторонняя переговорная связь.

Да, это «страшилки». Но в «природе» они встречаются (и не то, чтобы очень редко). Хотя в большинстве ситуаций, конечно, всё будет куда оптимистичней. Лифт после осмотра приведут в состояние, «пригодное» для перевозки пассажиров (и/или грузов). Ну и «благословят» на рабочую смену, «попрощавшись» до следующего раза. Потом проведут новый осмотр, и еще, и еще, и еще…

А что делать? Обязательное требование никто не отменял. И отменять, вроде как, не собирается. К тому же… регулярное «наблюдение» за состоянием объекта помогает заботиться о его «физическом здоровье». Тут вам и профилактика «болезней», и своевременное их «лечение» на ранних стадиях. Поэтому, граждане… соблюдайте! Проводите ежедневные осмотры в полном соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации. Наш любимый Ростехнадзор (и, кстати, ваш лифт) оценит, не сомневайтесь.


 

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru