Порядок (план) действий по ликвидации аварий в сфере теплоснабжения
28.05.2025
1 марта 2025 года «по-весеннему» обновился Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В числе прочего, до «неузнаваемости» переменилась статья 20 этого документа, посвященная «обеспечению готовности к отопительному периоду». Участники процесса, как водится, получили дополнительную «нагрузку», чтобы готовность была полной, а работа – безаварийной. Например, теплоснабжающие и теплосетевые организации теперь «обязаны на постоянной основе» иметь еще один внутренний нормативно-технический документ (п. 9 части 4 статьи 20 ФЗ № 190):
-
порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения, согласованный с органом местного самоуправления.
Да, этим товарищам всегда «несладко», и многие из них уже привыкли к «трудным переменам». Но здесь интересно другое. Тот же самый документ (причем с тем же самым согласованием) необходим и (всем остальным) владельцам тепловых сетей, не являющимся теплосетевыми организациями (термин, кстати, свежий; появился с 01.03.2025). Эту норму «жестко» зафиксировала часть 5 статьи 20 ФЗ № 190.
Другими словами… все организации, у которых есть «свои» (участки трубопроводов) теплосети, теперь должны иметь вышеназванный порядок (план) действий. Иначе они просто не пройдут проверку (оценку) готовности к отопительному периоду. Всё четко и ясно (хотя новый документ вряд ли кого-то испугает). Правда, что-то не дает нашей «экспертной совести» покоя. Что-то «неуловимое», лежащее в (сто раз перепаханном) поле промышленной безопасности. Возникает вполне очевидный вопрос…
Нужен ли порядок (план) действий владельцам ОПО с трубопроводами теплосети?
Ведь у теплоснабжающих организаций зачастую есть ПМЛА (с их-то «системами теплоснабжения» III, а то и II класса опасности). У остальных (теплосетевых и не очень) компаний точно будут «инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях (в том числе при аварии)» в соответствии с п. 386 ФНП ОРПД.Могут ли эти промышленно-безопасные «бумаги» легитимно заменить Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения? Стать ему «полной альтернативой». Удовлетворить «запросы» органов местного самоуправления и госэнергонадзора.
С одной стороны… вроде бы да, если верить Правилам обеспечения готовности к отопительному периоду, утв. приложением № 1 к приказу Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234. Там, в перечне обязательных документов для всех трех категорий владельцев тепловых сетей присутствует (п. 9.3.28):
- «Утвержденный в соответствии с требованиями пункта 15.4.3 Правил № 115 (= ПТЭТЭ) и (или) Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1437, порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения или предусмотренные пунктом 386 Правил промышленной безопасности инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях (в том числе при аварии)».
Поэтому, недолго думая, мы решили зайти с другой стороны – обратиться за «советом» в госорганы. А вот они оказались… весьма категоричны. По мнению Минэнерго России ПМЛА либо инструкции:
- «…не являются заменой Плана действий, при этом План действий должен соответствовать» требованиям постановления Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 и ФНП ОРПД.
- «…планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО…, а также инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях…, по своему назначению и содержанию не могут заменить порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения…».
Что собой представляет порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения
На самом деле, это не новый документ. Он и до 1 марта 2025 года фигурировал в статье 20 ФЗ № 190. Хотя нужен был… только муниципальным образованиям. Теперь же стал обязательным для всех владельцев тепловых сетей, поэтому важно понимать, как он «выглядит». Правда, тут есть одна загвоздка. В нашем «необъятном» законодательстве отсутствуют даже намеки на НПА, НТД, ГОСТы или (на худой конец) методические рекомендации, которые бы регламентировали разработку порядка (плана) действий (раньше, кстати, их тоже не было).Удалось найти лишь «базовые» требования к содержанию документа, «адресованные» муниципальным образованиям (п. 8.3.1 Правил обеспечения готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234). Но, разумеется, они могут быть «применены» ко всем участникам «теплоснабженческого» процесса. А значит – заслуживают внимания. Мы их изучили, проанализировали несколько практических примеров и пришли к выводу, что порядок (план) действий эксплуатирующей теплосети организации может выглядеть так:
1) Титульный лист, на котором присутствуют:
- наименование (теплоснабжающей, теплосетевой или не очень) организации;
- название документа;
- место и год его разработки («Москва, 2025»);
- «гриф согласования» с профильным «департаментом» органа местного самоуправления (левый верхний угол);
- «гриф утверждения» руководителем организации (правый верхний угол) и т.д.
3) Термины и понятия (перечень с «определениями»), использованные в документе (взятые из НПА/НТД или «придуманные» разработчиком).
4) Общие положения, которые могут «вмещать» самые разнообразные сведения, например:
- «действие порядка (плана) распространяется на…» (такие-то процессы, взаимодействия, процедуры и т.д.);
- «порядок (план) разработан во исполнение… на основании… с учетом положений…» (достаточно упомянуть ФЗ № 190 о теплоснабжении, приказ Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234 и, скажем, ПТЭТЭ);
- цели и задачи документа (как их видит эксплуатирующая теплосети организация);
- основные мероприятия по предупреждению аварий (содержание оборудования в исправном состоянии; теоретическая подготовка персонала; проведение противоаварийных тренировок; создание «аварийных» запасов; обеспечение сотрудников необходимым инвентарем и средствами защиты; наличие производственных инструкций и т.д.);
- перечень возможных (типовых) последствий аварийных ситуаций, а также основные источники (места) их возникновения;
- периодичность и регламент актуализации (переутверждения) порядка (плана) действий, проверки его правильности (соответствия реальному положению дел на объектах) и т.д.
6) Сценарии наиболее вероятных и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения. По сути, это таблицы, где помимо «сценариев и мест» можно расписать:
- признаки аварийных ситуаций;
- их вероятные причины;
- предполагаемые масштабы;
- уровни реагирования;
- базовые (типовые) действия персонала и т.д.
7) Количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на эксплуатируемом объекте (объектах). Здесь нужно:
- сообщить практическую информацию о профессиональных аварийно-спасательных службах (АСС) или формированиях (АСФ), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов (оперативный штат, виды выполняемых работ, оснащение – перечни оборудования, инструмента, спецтехники, СИЗ, средств связи и т.д.);
- описать «состав» собственной аварийно-технической бригады (количество работников, их квалификация, оснащенность и т.д.);
- указать расчетное «время готовности» (АСС/АСФ и своей бригады) к работам по ликвидации последствий аварийной ситуации.
- данные участников процесса по ликвидации последствий аварийных ситуаций – названия организаций, Ф.И.О. должностных (ответственных) лиц, номера телефонов и т.д. (лучше – в табличной форме);
- алгоритмы взаимодействия (в т.ч. совместной работы) и обязанности «каждого участника» (кто за что отвечает, кто кому звонит и о чем сообщает, кто что делает и в какие сроки и т.д.);
- перечни конкретных действий линейного (дежурного) персонала, руководителя организации, главного инженера, руководителя работ по ликвидации аварии, команд АСС/АСФ, собственной аварийной бригады и т.д.;
- содержание оперативной информации, которая передается по «ответственной цепочке» (скажем, дата и время возникновения аварии, ее обстоятельства и последствия, наименование отключившегося оборудования и т.д.);
- перечень мероприятий по «укреплению» взаимодействия (скажем, участие аварийных служб в разработке порядка (плана) действий организации, проведение совместных с АСС/АСФ тренировок и т.д.).
9) Состав и дислокация сил и средств. Здесь можно частично продублировать информацию из «количества» и «порядка взаимодействия», но главное – указать:
- кто конкретно будет привлекаться для ликвидации последствий предполагаемых аварий («поименный» перечень АСС/АСФ, пожарных служб, других специальных формирований, название «аварийного» подразделения эксплуатирующей организации и т.д.);
- где размещаются все эти «товарищи» (в т.ч. собственная аварийно-техническая бригада) – как минимум, перечень адресов с номерами телефонов для оперативной связи;
- как (каким образом) они будут добираться до объекта в случае аварии (т.н. «порядок доставки»);
- расчетное время прибытия каждой службы (формирования, подразделения и т.д.).
- оповещение (нужно уточнить, каким образом и в какие сроки);
- организацию дежурства эксплуатационного персонала (чтобы не допустить посторонних в зону действия поражающих факторов);
- выставление знаков безопасности, ограждение места проведения аварийно-восстановительных (ремонтных) работ и т.д.
- порядок (сроки) их создания и (периодичность) пополнения;
- объемы финансовых резервов (в т.ч. способы резервирования и условия для использования денежных средств);
- перечни материальных запасов по категориям – детали, оборудование, инструмент, СИЗ, спецтехника, медицинские изделия и т.д.
- оперативный журнал (как минимум, его форма);
- планы, графики и типовые программы противоаварийных тренировок;
- журнал регистрации учебно-тренировочных занятий;
- перечни (скажем, производственно-технических документов для дежурного персонала), блок-схемы, инструкции, формуляры и т.д.
Тут главное, чтобы итоговый документ «понравился» органу местного самоуправления, когда он будет его согласовывать. Без этой процедуры не обойтись (ФЗ № 190 категоричен), хотя регламентов для нее тоже пока не придумали. «Местных органов» много (сотен тысяч на территории нашей необъятной…). И наверняка у каждого найдутся свои «предпочтения», запросы и «заморочки».
Поэтому, граждане… серьезно подходите к разработке порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения. Старайтесь учитывать все тонкости и нюансы. Если надо, консультируйтесь с «властными структурами» (Минэнерго, Ростехнадзор, профильные департаменты органов местного самоуправления). Ну, или обращайтесь в МТК Эксперт. Мы сами всё выясним и поможем с подготовкой документа. Ведь наши знания & опыт всегда к вашим услугам.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru