МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС

24.11.2022

Кажется, только недавно мы закончили статью про паспорт безопасности потенциально опасного объекта. И вот опять… решили взяться за документ из линейки МЧС. В этот раз «под микроскопом» план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту – План действий или План).

ВАЖНЫЙ нормативно-технический (по другой версии – информационно-справочный) документ, который:
  • определяет и детально отражает объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Его наличие, отсутствие и «работоспособность» курирует МЧС России. Оно же отвечает за «организационно-методическое руководство планированием действий». То есть утверждает порядок либо методические рекомендации по разработке Плана.

Он, кстати, нужен не только субъектам РФ, муниципальным образованиям или органам госвласти. Но и «простым» организациям. Например, эксплуатирующим критически важные (КВО) или потенциально опасные (ПОО) объекты. Наряду с ОПО и ГТС это могут быть… некоторые больницы, стадионы, торговые и офисные центры, ВУЗы и т.д. (там, где «возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек»).

Для владельцев ОПО – сразу оговоримся. Ни название «опасного производственного объекта», ни класс его опасности в данном случае роли не играют. Только принадлежность к ПОО и/или КВО. Хотя…
…банальная сеть газопотребления тоже может стать источником ЧС, например, локального характера. Для этого нужна малость. Чтобы… взрыв или пожар на ОПО (см. п.п. «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):
  • не выходил за пределы территории организации (объекта);
  • не убил и не покалечил больше 10 человек;
  • не нанес ущерб окружающей среде и имуществу на сумму больше 240 тыс. рублей.
Согласитесь, под такими критериями «ходит» почти любая «несерьезная» авария. Поэтому, граждане… лучше уточнить информацию в вашем территориальном органе МЧС. Дабы не попасть впросак и (не приведи Минюст) понести ответственность… за отсутствие Плана действий.

Да, она есть. Административная. По части 1 статьи 20.6 КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Логика проста. Не «планируешь» – значит не выполняешь предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от ЧС (ну, или требования «норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения»). Поэтому… получи штраф:
  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
Да, наказывают мягче, чем за нарушение требований ПБ. Но согласитесь… тоже малоприятно.

Хм… получилась импровизированная «минутка грусти». Не пора ли вернуться к самому документу? Ведь с ним… не всё так однозначно. Начнем с того, что в законодательстве нет прямого требования о разработке Плана действий. Только «косвенные улики».

Возьмем, к примеру, один из «столпов» –  Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Там в статье 14 написано, что «организации обязаны»:

«а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников… и подведомственных объектов… от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников… в чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ… в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Кто-то скажет: «всё четко, требование есть!». Ммм… пожалуй. Только оно «недоформулировано». Хотя… мы с вами понимаем, что «планирование» предполагает… некое документальное оформление, а не передачу информации «из уст в уста».

Берем другой «федеральный» источник. (Вполне себе действующее) постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В п. 23 написано, что (мы вырезали фрагмент с перечислением других существующих Планов):
  • «Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций… осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций… и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций».
Окей, разрабатывать никто не просит, но  вы же обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС? Ну а их нельзя проводить без Плана действий. Значит – документ придется сделать.

Да, чуть не забыли. В статье речь пойдет ТОЛЬКО о Планах для организаций, эксплуатирующих КВО и ПОО. Остальные «версии» оставим за кадром, ибо требования к их разработке слегка отличаются (а текст не резиновый).

Кстати, о требованиях. С ними тоже не всё так просто. Они, безусловно, есть. Однако при «раскопках» нашлась крайне «разношерстная»…

 

Нормативная база

Документов много, но… «отраслевых», не федеральных. Они, что называется… «статусом не вышли».

Например, есть «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий…» от 2014 года. Он «…определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в этом есть некоторая ирония – дальше поймете, почему). И даже одобрен решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 21 апреля 2014 года № 6). Но выпущен… в виде письма МЧС от 29.05.2014 № 43-2360-2 . Согласитесь, не очень «авторитетный» формат… особенно для «единых требований». Официально «Порядок» никто не отменял (хотя, наверное, отменять письмо… не требуется?). Поэтому… при прочих равных на него можно опереться.

Еще… есть Методические рекомендации МЧС. Целых две «штуки». Обширный талмуд от 2003 года и скромный 10-страничный документ от 2021-го. Причем оба варианта действуют. Только утверждены они…  заместителями министра. И, разумеется, нигде официально не публиковались.

Хотя в каждой версии… есть своя польза. Например, «Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов», утв. зам. министра МЧС России 18 августа 2003 года, изобилуют макетами (шаблонами) Планов для различных объектов и организаций. Помимо ОПО есть водопроводные станции, ТЭЦ, ВУЗы, школы-лицеи-колледжи, поликлиники и больницы. Если верить авторам документа, макеты «разработаны на основе реальных планов объектов», но… «носят рекомендательный характер и требуют неформального подхода со стороны специалистов». То есть… берем за основу и пилим под себя понравившийся шаблон.

К примеру, там вы найдете довольно «практический» вариант Плана действий для объекта с опасными веществами. Вас ждут готовые фразы и формы для заполнения. Главное – помните, что эта роскошь… родом из 2003 года. За почти 20 лет кое-что изменилось. Поэтому… опереться-таки можно, но с глубокой художественной переработкой. Кому-то понравится неплохой шаблон «Календарного плана основных мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф» на химически опасном объекте. Опять же… не забывайте делать скидку на «преклонный возраст» источника информации.

Гораздо современней (и короче) «Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на региональном, муниципальном и объектовом уровнях», утв. зам. министра МЧС России 15 марта 2021 года. Несмотря на замысловатое название, документ таки распространяется на Планы организаций: «эксплуатирующих объекты…, являющиеся источником ЧС федерального, регионального, межмуниципального, муниципального и локального характера» (к которым относятся КВО и ПОО, а может и сети газопотребления, кто знает… кроме МЧС России).

В нем всё разложено по полочкам, но, увы, без практических примеров. А еще… эти рекомендации «однобоки». С их точки зрения, План действий – не более чем карта с приложением пояснительной записки. В то время как на практике – это скорее пояснительная записка («основная текстуальная часть») с приложением карты (и много чего еще). Хотя… на карте (как и на титульном листе Плана) тоже пишут «УТВЕРЖДАЮ» и «СОГЛАСОВАНО».

Короче, документ подойдет (и поможет) опытным специалистам, которые уже имели «счастье» работать с Планом действий.

«А как быть новичкам, которые о документе слышат впервые?».

Ооо… вам помогут Методические рекомендации, выпускаемые каждым территориальным управлением МЧС. Их объем порой доходит до 200 страниц. И там… всё «разжевано до неприличия». Разработчики (в любом регионе) обобщают многолетний опыт, дают уйму теории и практики, но… напоминают, что «…материал следует применять творчески, не допуская шаблона, сообразуясь с конкретными условиями обстановки».

Главное… этот документ найти. Мы вот подробно изучали рекомендации Главного управления МЧС России по Московской области (свежие, утв. приказом ГУ МЧС МО от 2 ноября 2021 года № 139-639). Получили массу полезной информации.  Хотите так же? Пожалуйста! Скачайте документ  ну, или покопайтесь на сайте ваших региональных МЧС-ников.

Второе даже лучше. Ведь каждое управление МЧС именно в своих Методических рекомендациях «определяет единые требования к разработке, согласованию и утверждению планов действий» на территории своего региона.

Кстати, та самая ирония. Многовато в России «единых требований», не находите? У нас 85 субъектов. Плюс-минус столько же  управлений МЧС. Понимаете, да? Потенциально, в РФ существует 85 (!) версий «единых» требований к разработке, согласованию и утверждению Плана действий. С другой стороны… это лишний раз доказывает (и показывает) отсутствие полноценного «федерального документа», который ой как пригодился бы…

К чести МЧС нужно сказать, что с 2015 года они пытаются его сделать. «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС», утвержденный «нормальным» приказом федерального значения, за подписью министра. Но увы… пока «шалость» не удалась (но ведь рано или поздно получится, правда?).
Последняя «попытка» была в 2019 году. Получился интересный документ, в котором есть отличия от нынешних требований (можете скачать и изучить на досуге).

Например, в нем четко обозначено, что Планы действий нужны только организациям, эксплуатирующим критически важные и (или) потенциально опасные объекты (без всякой размытости формулировок). Причем документ «разрабатывается в единственном экземпляре, который хранится в организации». А главное управление МЧС России по субъекту РФ (и другие заинтересованные лица) получает всего-то… электронную версию.

Есть и другие «отклонения», о которых в статье писать не стоит. Мы же не будущее собрались предсказывать, а хотим расписать, что с Планом действий творится сейчас.

Так что давайте… перейдем к практике. И погрузимся в процесс под названием…

Разработка Плана действий

МЧС рекомендует проводить ее в ТРИ ЭТАПА.

На первом этапе:

1) Изучают и анализируют нормативную базу (понимают, как и о чём писать…).

2) Собирают исходные данные, которые можно взять, например, из:
·        паспорта безопасности ПОО и/или плана защищенности КВО;
·        декларации промышленной безопасности ОПО;
·        декларации безопасности ГТС;
·        «долгосрочных прогнозов» возникновения ЧС;
·        планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН);
·        планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛА);
·        сведений, представляемых госструктурами и органами местного самоуправления;
·        собственных расчетов (с применением утвержденных методик), информационных систем МЧС и т.д.

Вы же понимаете – всё зависит от категории и типа объекта, для которого нужен План действий.

3) Обобщают исходные данные, чтобы:
·        выявить производства (объекты) и территории, представляющие опасность для эксплуатирующей организации и населения;
·        проанализировать характеры и виды ЧС, объем ресурсов (сил и средств) для ликвидации их последствий, величину ущерба, сроки выполнения мероприятий и т.д.;
·        получить сведения о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах ЧС (пожаров, взрывов, заражения химическими веществами) и т.д.

Обратите внимание: при «проектировании» и разработке Плана действий рассматривать нужно только те аварии (инциденты, происшествия, бедствия, теракты), которые могут стать источниками ЧС природного и (или) техногенного характера на территории организации. Лесной пожар за 1000 км или взрыв сети газопотребления в соседнем регионе учитывать, как правило, не стоит.

4) Составляют календарный план по разработке документа – кто, что, как, когда делает и… с кого спросить.

На втором этапе… собственно разрабатывают и оформляют План действий.

В общем виде он включает ОСНОВНУЮ текстовую часть (пояснительную записку), карту (карты) и другие приложения (ниже мы подробно распишем структуру и содержание документа).

Пояснительную записку делают в формате А-4. Ориентация страниц – альбомная. Шрифт – Times New Roman. Разумеется, в методических рекомендациях (хоть «федеральных», хоть региональных) есть требования по размеру шрифта, нумерации страниц, переплету и т.д.

Карты и схемы делают в формате А-3, который потом складывается до А-4 и сшивается в общий документ. Подробные «советы» по оформлению карт есть в «федеральных» рекомендациях (от 15 марта 2021 года) и, конечно, в рекомендациях территориальных органов МЧС.

(«В среднем по больнице») на карту наносят:
·        зоны возможных (прогнозируемых) ЧС;
·        места расположения сил и средств, которые привлекают для ликвидации ЧС;
·        участки проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
·        места хранения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
·        маршруты эвакуации;
·        схемы связи и оповещения;
·        схемы управления и взаимодействия и т.д.

Согласитесь… не карта, а простыня какая-то. Спрашивается, как уместить столько информации? Да можно, ведь рекомендуемый размер карты – 800 x 1200 мм (0,8 х 1,2 м).

К тому же… МЧС разрешает создавать несколько карт (под каждый блок информации). А, например, схемы связи, управления, оповещения делать вообще не на карте.

Разработкой Плана должен заниматься (как минимум, курировать) работник (работники), уполномоченный (уполномоченные) на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС  (дальше по тексту – уполномоченный на решение задач ГО и ЧС).

Причем в плотном взаимодействии:

  • с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ;
  • с уполномоченным подразделением органа местного самоуправления, на территории которого работает организация;
  • с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований (АСФ), с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

Кстати, подписывает документ и все его приложения тоже уполномоченный на решение задач ГО и ЧС.

Спросите, что делает руководитель (директор) эксплуатирующей организации? А он контролирует процесс и… несет персональную ответственность за качество изготовленного документа (что поделаешь… «бремя власти»).

На третьем этапе проходит согласование и утверждение Плана действий. Об этих процессах расскажем чуть позже. Читайте статью до конца!

Ах да… согласно действующим требованиям (хотя нет… рекомендациям), План нужно изготовить «не менее чем в двух экземплярах» (один себе, другой МЧС или органу местного самоуправления).

Но тут важно понимать одну вещь. Документ вы делаете в первую очередь… для СЕБЯ. Ведь цель его разработки – подготовка руководства и персонала объекта (даже организации в целом) к действиям при угрозе или возникновении ЧС. Чтобы, «если грянет», быть готовым (почти) ко всему. Знать набор шагов и четкий порядок действий. А не бегать как ужаленный в одно интересное место…

План – руководящий документ. Поэтому не стоит сочинять в нем «сказки». (Вам же) лучше сделать рабочую, практически применимую версию.

Но чтобы всё получилось, надо понять, каковы…

Структура и содержание Плана действий

«Перекопав» доступные НПА, мы пришли к выводу, что документ может состоять из титульного листа, 2-х разделов и 5-7 приложений (карты, схемы и т.д.). Количество приложений склонно меняться. И зависит от «картины мира» отдельно взятого органа МЧС. В Московской области их семь (вроде как по «максималочке»), поэтому… возьмем «за образец».

Не будем тянуть известное животное за известное место и в меру подробно распишем эту «конфигурацию».

Готовы? Тогда в путь.

Титульный лист

Формально… это первый лист пояснительной записки, главная ценность которого… в отметках о согласовании и утверждении документа. Выглядит примерно так:



Хотя количество и «качество» согласований может разниться от региона к региону (читайте рекомендации вашего территориального органа МЧС).

Раздел I. Краткая характеристика объекта. Оценка возможной обстановки на нем и прилегающей к нему территории

Примечание: оценку проводят по каждому виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, которые «обнаружились» в процессе анализа исходных данных.

1.1. Район расположения (адрес, рельеф, ландшафт, климатические условия, возможные ЧС природного характера с описанием и т. д.).
1.2. Общая характеристика объекта (профиль и виды деятельности, факторы/признаки опасности, кол-во персонала, объемы производства, кол-во опасных веществ, экономические показатели и т.д.).
1.3. Пути сообщения и транспорт (основные магистрали, мосты и развязки, протяженность дорог, ж/д транспорт, автотранспорт, магистральные трубопроводы и т.д.), включая выводы о наиболее уязвимых участках путей сообщения; потенциально опасных участках газо-, нефте-, продуктопроводов; о влиянии инженерных сооружений на ведение аварийно-спасательных работ и т.д.
1.4. Перечень сопредельных объектов (в том числе – мест массового скопления людей), аварии на которых могут негативно повлиять на территорию организации (с указанием наименований, адресов, расстояний, признаков опасности, видов опасных веществ и т.д.).
1.5. Краткая оценка (характеристика) возможной обстановки при возникновении ЧС. Прогноз численности пострадавших (работников и населения), а также размера экономического ущерба при возникновении каждого вида ЧС (пожары, разлив опасных веществ, теракты, разрушение инфраструктуры и т.д.).
1.6. Структура и состав объектового звена Единой госсистемы по предупреждению и ликвидации ЧС (в т.ч. задачи, силы и средства; финансовые и материальные резервы; система связи, оповещения и управления; порядок мониторинга и т.д.).
1.7. Эвакуация работников с территории объекта при возникновении ЧС (порядок, экономические расчеты, материальные ресурсы и т.д.).
1.8. Мероприятия (в т.ч. их ориентировочный объем) по предупреждению и ликвидации ЧС, по защите работников, прилегающих территорий, материальных и культурных ценностей.
1.9. Резервы материальных ресурсов и финансовых средств на предупреждение и ликвидацию ЧС.
1.10. Выводы из оценки обстановки на территории объекта (общие выводы, оценка источников ЧС, рисков возникновения ЧС каждого вида и т.д.).

Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, которые могут оказать воздействие на нормальное функционирование объекта

2.1. Мероприятия при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности), в том числе их объем и сроки, порядок взаимодействия, эвакуации, управления силами и средствами, сроки оповещения (руководства, персонала, аварийных служб) и т.д.
2.2. Мероприятия при возникновении ЧС (режим чрезвычайной ситуации), в том числе порядок оповещения (руководства объекта, аварийных служб и работников); организация работы сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС (их состав, сроки готовности и предназначение); информация по защите работников и населения, пострадавшего от ЧС и т.д.
2.3. Обеспечение сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных работ (техническое, инженерное, материальное, медицинское, противопожарное и т.д.), а также обеспечение работ по ликвидации ЧС.
2.4. Порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), привлекаемые для этого силы и средства.
2.5. Организация взаимодействий и управления при ликвидации ЧС (информирование, оповещение, координация работ и т.д.).
2.6. Порядок действий по ликвидации ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера (по каждому виду ЧС – замысел действий, мероприятия по защите населения от поражающих факторов, организация взаимодействий и управления, оценка рисков и т.д.).
2.7. Общие выводы.

Приложение 1. Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций

Разрабатывают на карте (плане), куда наносят:

·        границы объекта;
·        органы (пункты) управления;
·        пункты постоянной дислокации аварийных служб (пожарных частей, поисково-спасательных формирований и т.д.);
·        места расположения химически, биологически, взрыво- и пожароопасных производств (с возможными зонами поражения);
·        места расположения крупных объектов массового скопления людей;
·        водоемы, гидроузлы;
·        численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС;
·        пункты размещения запасов материально-технических средств;
·        медицинские учреждения и т.д.

Карту (план) должен подписать председатель комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности объекта. Она требует… отдельного согласования.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

Делают в табличной форме. Например, так:



После общих расписывают «специальные» мероприятия – по конкретным видам аварий/катастроф (взрыв, пожар, наводнение, теракт и т.д.), которые могут стать источником ЧС на объекте.

Приложение 3. Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на ликвидацию ЧС, а также типовые решения данной комиссии по организации проведения АСДНР

Разрабатывают на карте (плане), куда наносят:

  • схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения ЧС;
  • возможную пожарную, химическую, биологическую, паводковую обстановку;
  • места размещения пунктов управления;
  • места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и средств;
  • замысел действий (районы сосредоточения основных усилий, последовательность и способы выполнения задачи, распределение сил и средств и т.д.);
  • маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;
  • маршруты эвакуации;
  • сигналы управления и оповещения и т.д.


Карту (план) должны подписать:

·        председатель комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности объекта (организации);
·        работник, уполномоченный на решение задач ГО и ЧС.

Приложение 4. Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

Таблица, в которой указывают:

·        название и численность формирований;
·        срок готовности;
·        место дислокации, телефоны диспетчерской службы;
·        оснащение техникой, оборудованием, инструментом;
·        виды выполняемых работ и т.д.

Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

Блок-схема, где расписывают:

·        позывные должностных лиц;
·        время оповещения + время суток (день, ночь);
·        частоты, типы и средства связи;
·        адресное расположение систем оповещения и т.п.

Приложение 6. Порядок проведения мероприятий по эвакуации работников организации (объекта) и населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

Еще одна карта (план). На этот раз –  с пояснительной запиской.

На карту наносят, а в записке «расшифровывают»:

·        места размещения «соседних» ОПО, ГТС, магистральных газопроводов, нефтепроводов и т.д.;
·        «прогнозы» по обстановке, которая может сложиться при авариях (разрушениях) на них;
·        границы зон (возможных) опасностей;
·        перечень населенных пунктов, попадающих в зоны (возможных) опасностей;
·        численность населения, проживающего и работающего в зонах (возможных) опасностей;
·        дислокация пунктов временного размещения;
·        данные по состоянию дорожной сети и транспорта;
·        данные по состоянию медицинского обеспечения;
·        места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и средств;
·        расчет маршрутов передвижения эвакуированного населения;
·        маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;
·        сигналы управления и оповещения и т.д.

При разработке приложения МЧС настаивает на использовании «Методических рекомендаций по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы», утв. зам. министра МЧС России 10.02.2021 № 2-4-71-2-11ДСП. Правда, в свободном доступе этот документ найти не удалось…

Приложение 7. Перечень организаций, которые могут быть привлечены к работам по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций

Таблица, в которой можно прописать:

·        название организации;
·        контакты;
·        профиль деятельности;
·        виды выполняемых работ и т.д.

Кроме того… некоторые управления МЧС рекомендуют «сообщать» в Плане действий о наличии профильных НТД (в виде ссылок или отдельного перечня). Например, таких:

1) План основных мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС на текущий год.
2) Паспорт безопасности (потенциально) опасного объекта.
3) Приказ о назначении работника, уполномоченного на решение задач ГО и ЧС.
4) Приказ о создании комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (+ положение, состав комиссии, план работы на текущий год, протоколы заседаний и т.д.).
5) Удостоверения о прохождении обязательной подготовки (повышения квалификации) в области защиты населения и территорий от ЧС:
·        руководителя организации;
·        работника, уполномоченного на решение задач ГО и ЧС.
6) Приказ о создании дежурно-диспетчерской службы объекта.
7) Договор с профессиональными АСФ на обслуживание объекта или приказ о создании собственных профессиональных АСФ.
8) Документы о создании резервов финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации ЧС…

…и т.д. Список может быть ОЧЕНЬ длинным. Вы же понимаете, всё зависит:

·        от типа объекта (ОПО, ГТС, стадион, больница и др.);
·        от профиля объекта («химия», «биология», «взрыв-пожар», «массовое скопление людей» и др.);

…и других (бесконечно многих) факторов.

Например, у ОПО есть ПМЛА и декларация ПБ, которые из той же, «аварийно-ЧС-ной» оперы. А кстати, существует ли…

Связь Плана действий с другими «аварийными» НТД

Конечно, она есть! Зачастую прямая…

Как минимум, оттуда берут исходные данные (о возможных ЧС, зонах поражения, характере последствий и т.д.) для разработки Плана действий (см. выше). Как максимум, «родственные» документы иногда цитируют. Ну, как цитируют. Скорее упоминают. Понятно, что из ПМЛА или ПЛАРН можно взять какие-то мероприятия («шаги», алгоритмы). Но… МЧС не рекомендует их переписывать или дублировать в Плане действий. Они должны учитываться «в виде ссылок на них или выводов».

К примеру, можно написать – «проводим мероприятие такое-то, предусмотренное п. N раздела X Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий…» или  что-то подобное. Короче, граждане… опираемся, но не злоупотребляем.

Вот такое вот… лирическое отступление. Давайте с ним закончим. И перейдем уже к выполнению обещаний. Самое время «посмотреть», как проходят…

Согласование и утверждение Плана действий

По «общей версии» (Методические рекомендации МЧС России от 15.03.2021), организации должны согласовывать План действий:

·        с главой органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект;
·        с руководителями профессиональных АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объекта.

На деле… каждый территориальный орган МЧС предлагает «свой подход» и может добавлять согласований. Например, ГУ МЧС по Московской области рекомендует компаниям согласовывать документ:

·        с начальником Главного управления МЧС России по Московской области;
·        с председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого располагается объект;
·        с руководителями профессиональных АСФ, которые обслуживают объект (этот пункт нигде не меняется).

Какой путь выбрать? Да любой. Но лучше… ориентируйтесь на ваш территориальный орган МЧС. Если что не так, наказывать они будут.
Согласование (в госструктурах) в среднем занимает 20 (рабочих) дней. Разумеется, «с момента подачи письменного заявления» (делается в свободной форме) и оригиналов документа. Дальше всё по «классике». Госорган может отказать (о чем пришлет «письменное уведомление с мотивированными замечаниями»). При получении отказа организация в течение месяца (у разных управлений МЧС может быть разный срок) вносит в План действий изменения (исправления) и повторно отправляет План на согласование. Если «звезды сошлись», и документ одобрен, можно переходить к его утверждению (оно возможно только ПОСЛЕ согласования со всеми инстанциями).

Но здесь… тоже не всё гладко. По мнению «общих» Методических рекомендаций от 15.03.2021: «План действий… утверждается руководителем организации».

А по версии региональных МЧС-ников (например, ГУ МЧС по Московской области) «утвердителем» может (должен?) быть: председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации. Им, конечно, бывает и директор. Но чаще это другой, специально назначенный (уполномоченный) сотрудник.

Кстати, помимо записи («УТВЕРЖДАЮ») на титульном листе и карте (картах), процедуру оформляют приказом по организации.

И не забываем самое главное. План действий – «срочный» документ (не «вечный» а-ля паспорт безопасности потенциально опасного объекта). Со «сроком годности» (в нормальных условиях) – 5 лет.

А еще… он не «деревянный». Поэтому на разных этапах могут потребоваться…

Уточнение, корректировка и переработка Плана действий

Это всё разные процедуры.

К примеру, уточнение – по сути, оперативная «практическая проверка». Стремление понять, насколько План действий (в целом и в деталях) соответствует реальной обстановке (работает/не работает, эффективен/неэффективен, «сказка»/«быль» и т.д.). Проводится только в «полевых условиях» – в режиме повышенной готовности (угроза ЧС) и режиме чрезвычайной ситуации (возникновение ЧС).

В то же время корректировка – процесс более вдумчивый, который обычно запускают в «состоянии покоя». И с большим «юридическим» весом. Ведь решение о корректировке оформляют приказом по организации (а не взмахом руки уполномоченного сотрудника).

Что такое? Да просто внесение изменений и дополнений в согласованный и утвержденный План действий. В любые его части – текстовые, графические, схематические, расчетные (числовые). Например, выросло количество опасных веществ, изменился порядок и объем проводимых мероприятий, состав сил и средств, добавились маршруты эвакуации и т.д.

Корректировка бывает:

1) Текущей – выполняют, когда появилась актуальная или новая информация, например, по результатам учений или тренировок.
2) Плановой – проводится ежегодно до 15 (20) января по состоянию на 1 января текущего года (даты могут отличаться по «желанию» территориальных органов МЧС).
3) Внеплановой – проводят по распоряжению директора организации, по предписанию надзорных органов, в процессе ликвидации ЧС и т.д.

Несмотря на частотность и масштаб, корректировка все-таки не может изменить документ «до неузнаваемости».

В отличие от переработки, которая связана  с утверждением нового и отменой существующего Плана действий. МЧС рекомендует перерабатывать документ «не реже 1 раза в 5 лет» – за 30 дней до конца срока действия. А региональные товарищи подбрасывают еще «причин». Например:

·        изменение собственника объекта;
·        реконструкция, техническое перевооружение объекта;
·        результаты технического расследования причин аварии на объекте;
·        выявление новых факторов риска возникновения ЧС;
·        предписания ГУ МЧС России по субъекту РФ (когда информация в Плане действий не «дружит» со сведениями, полученными в ходе госнадзора) и т.д.

Вообще, анализ показал, что при разработке (согласовании, утверждении, изменении) Плана действий лучше ориентироваться на Методические рекомендации вашего территориального органа МЧС. Найдите их… запросите или раскопайте самостоятельно.

Да, иногда они отличаются от «федеральных версий» (есть спорные моменты). Зато в них учтена региональная специфика… во всех смыслах и отношениях. А это… повысит шанс малой кровью согласовать документ. И избежать серьезного наказания в случае его недоработок…

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru