МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации в 2024 году

6.06.2024

Помните, мы писали про план действий по предупреждению и ликвидации ЧС для эксплуатирующих организаций? И говорили, что нет однозначных («авторитетных» и «вменяемых») правил его разработки, требований к содержанию и оформлению?

Теперь, товарищи… они ЕСТЬ! (Бескорыстно) помогла старая добрая стандартизация. При «активной поддержке» МЧС России выпущен «доселе невиданный» ГОСТ Р 22.2.14-2023:
  • «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению»…
…который действует с 1 марта 2024 года.

И не просто действует, а устанавливает (наконец-то!) единые для юридических лиц всех форм собственности, их представительств, филиалов, дочерних обществ, а также индивидуальных предпринимателей (да-да, все они будут «организациями»):
  • «требования к разработке, содержанию и оформлению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОРГАНИЗАЦИИ» (далее, по-свойски, План действий организации либо вовсе План действий).
То есть мы получили… «эксплуатационное счастье». Профильные, узконаправленные (да, добровольные, но полезные) федеральные рекомендации. Не замутненные «субъектами РФ», «муниципальными образованиями» и другими органами госвласти. Так давайте же в них разбираться! Тщательно исследуем ГОСТ Р 22.2.14-2023, чтобы извлечь оттуда всю практическую информацию. Готовы? Тогда вперед. Путешествие обещает быть… интересным.

Часть I. Разработка Плана действий организации

План действий разрабатывают после ввода объектов в (постоянную) эксплуатацию. Когда все здания построены, технологические процессы налажены, персонал посчитан, а об авариях никто даже не слышал. Именно тогда приходит время готовить сани этот важный «руководящий» документ. Который, как вы помните, определяет объемы, способы, сроки, порядок организации и выполнения мероприятий:
  • по предупреждению и/или снижению негативных последствий ЧС;
  • по защите от ЧС работников и населения, а также «материальных ценностей»;
  • по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объектах и территории организации.
Его изготовлением обычно занимается (по принципу «или-или»):
  • структурное подразделение (должностное лицо) организации, «уполномоченное на решение задач в области ГОЧС»;
  • специализированная фирма, которая делает документы в области ГОЧС и/или промышленной безопасности.
Кто бы ни стал разработчиком, при составлении Плана он должен «плотно» взаимодействовать:
  • с «профильными» сотрудниками эксплуатирующей организации (производственниками, финансистами, ПБ-шниками, «экологами», охранниками труда и т.д.), причастными к подготовке и проведению мероприятий по направлению «ГОЧС»;
  • с органом местного самоуправления, на территории которого «живет и работает» организация, а если точнее – с его работником  или отделом, «специально уполномоченным на решение задач в области ГОЧС»;
  • с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона, руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб (АСС) или формирований (АСФ), с которыми заключен договор на обслуживание объектов;
  • с местными органами исполнительной власти и территориальными управлениями федеральных ведомств (Ростехнадзор, МЧС и т.д.), если того требуют обстоятельства.
А еще (многострадальный) «изготовитель» должен учитывать:
  • потенциальную опасность зданий, сооружений и технологических процессов;
  • наличие и объем опасных веществ, которые хранятся или применяются на объектах;
  • численность персонала…
…и рассматривать (все возможные) аварии, катастрофы, стихийные бедствия, которые могут:
  • возникнуть на эксплуатируемых объектах и за их пределами;
  • привести к ЧС природного и/или техногенного характера на территории организации.
Получилась «минутка теории». Но ведь нас интересует практика, правда? Совсем скоро мы к ней перейдем. Сначала давайте выясним…


Какие организации должны иметь План действий

Если верить ГОСТу… разные. Например:

1) «отнесенные в соответствии с законодательством РФ» к потенциально опасным (ПОО) и/или критически важным объектам (КВО). Причем не обязательно промышленные предприятия со зданиями и сооружениями «повышенного уровня ответственности». Это могут быть организации или территории, на которых возможно одновременное пребывание более 5 000 человек (стадионы, больницы, торговые и офисные центры, спортивные комплексы и т.д.);

2) эксплуатирующие ПОО III (источник ЧС регионального характера) и IV (источник ЧС межмуниципального характера) категорий опасности;

3) имеющие (в структуре, в составе или на территории) места массового пребывания людей. Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ о противодействии терроризму:

·«под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более ПЯТИДЕСЯТИ человек» (статья 3, п. 6);

4) располагающие штатом работников в 50 (!) и более человек.

Как видите, граждане… «разлет велик». И подбирается весьма «разношерстная публика» – от офиса торговой фирмы до нефтеперерабатывающего завода. Более того…

Обособленные подразделения организаций, которые «живут» на территории «другого муниципального образования или другого субъекта РФ» и которых угораздило попасть под вышеназванные критерии, должны разрабатывать свой собственный План действий. Да, с опорой на «головной вариант», но с учетом местной специфики. При этом материнская компания («в обязательном порядке») указывает в «материнском» плане:
  • «сведения обо всех разработанных планах действий обособленных подразделений» (мероприятия, в них перечисленные, расписывать не нужно).
Теперь пару слов о тех, кому повезло «меньше» (ибо они не соответствуют названным выше условиям). Казалось бы… таким организациям можно расслабиться. Вот только… им «светит» другая «бумага» – инструкция по действию работников при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Инструкция проще и компактней по объему (ее делают «в соответствии с выпиской из плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования»). Однако и здесь всё по-взрослому. Документ утверждает руководитель эксплуатирующей организации. Его подписывают:
  • председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ);
  • работник, уполномоченный решать задачи в сфере ГОЧС.
И непременно согласовывают (визируют):
  • работник (руководитель отдела), уполномоченный решать задачи в области ГОЧС органа местного самоуправления;
  • начальник пожарно-спасательного гарнизона;
  • руководители профессиональных АСС или АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
Но не будем углубляться в эту темы. Пишем про План действий. Зачем сворачивать с избранного пути? Поэтому, товарищи, движемся дальше и смотрим…

Как разрабатывают План действий организации

По «номиналу»… в три этапа. Среди них:
  • подготовительный;
  • «практический» (собственно, разработка);
  • согласования и утверждения.
На подготовительном этапе:

1) Изучают нормативную базу «по организации и осуществлению мероприятий в области ГОЧС» (ФЗ, постановления и приказы, тот же самый ГОСТ Р 22.2.14-2023 и другие выкладки МЧС России).

2) Собирают и обобщают исходные данные, в том числе:
  • выявляют (в составе организации) объекты и территории, которые представляют «существенную опасность» (для себя и окружающих);
  • получают (из всех доступных источников) максимально подробные сведения о наихудшем развитии ситуации, которая может сложиться на объектах (территории) организации в результате ЧС природного и техногенного характера;
  • анализируют характер и виды ЧС (за последние пять лет), которые уже возникали на объекте (территории), величину ущерба, сроки выполнения мероприятий по ликвидации, «объем» привлекаемых для этого сил и средств и т.д.
Примечание. Информацию об источниках ЧС, зонах «покрытия» и «поражения» можно взять из паспортов безопасности ПОО и/или КВО, а также в (любезно предоставленных) выписках из паспорта безопасности и Плана действий муниципального образования, на территории которого «живет и работает» эксплуатирующая организация.

3) Составляют календарный план по «изготовлению» (сами знаете какого) документа. А в нем разделы, сроки, ответственные исполнители, отметки о выполнении и т.д.

Когда подготовка завершена, можно чуть-чуть поработать. Перейти к практическому этапу и начать уже оформление Плана действий. В частности:

1) Спрогнозировать обстановку, которая с большой долей вероятности сложится на объекте (территории) при угрозе возникновения и возникновении (каждого вида) ЧС.
2) Установить, как выявленные факторы и риски могут воздействовать на объекты (территорию) организации.
3) Определить (и оценить):
  • зоны разрушений, затоплений (в т.ч. их площади), химического заражения, концентрации опасных веществ в окружающей среде и т.д.;
  • места завалов (в т.ч. их ориентировочную высоту и протяженность), зоны повреждения коммунально-энергетических сетей, очаги пожаров и т.д.;
  • численность работников организации, персонала ее «соседей», а также населения, которые при прочих равных могут оказаться в зоне ЧС;
  • потенциальный вред от последствий ЧС «для себя и окружающих» (медицинские потери, материальный ущерб и т.д.);
  • объем и характер мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий;
  • необходимые силы, средства, а также порядок выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
4) Выработать конкретные решения по ликвидации последствий (всех типов) ЧС и т.д.

Как видите, предстоит большая работа (о содержании документа поговорим ниже). Но в какой-то момент… она будет завершена. И останется третий, заключительный этап…

Согласование и утверждение Плана действий организации

Хотя сначала… оформленный документ (и все приложения к нему) нужно подписать. Это «нелегкое бремя» ложится на:
  • председателя КЧС и ОПБ организации;
  • работника, уполномоченного решать задачи в области ГОЧС.
А вот дальше начинается «хождение» по инстанциям. План действий согласовывают:
  • с отделом или работником, который уполномочен решать задачи ГОЧС в органе местного самоуправления;
  • с начальником пожарно-спасательного гарнизона;
  • с руководителями профессиональных АСС (АСФ), с которыми заключен договор на обслуживание объектов;
  • с федеральными органами исполнительной власти (госкорпорациями), которые регулируют или координируют деятельность организации;
  • с подразделениями или работниками органов исполнительной власти субъекта РФ, решающих задачи в области ГОЧС на территории данного региона (например, управления МЧС России по субъекту РФ).
Согласование оформляют:
  • грифом «СОГЛАСОВАНО» с подписью и печатью на титульном листе (если «согласователей» немного);
  • визой на отдельном «листе согласования»;
  • письмом согласующей организации – на бумаге или в PDF-версии с квалифицированной электронной подписью.
Лист согласования и согласующие письма вшивают в План действий сразу за титульной страницей. А потом одобренный всеми вариант утверждает руководитель эксплуатирующей организации (автограф и печать на титуле, всё как полагается).

Документ, кстати, оформляют «на бумажном носителе» (как минимум) в двух экземплярах. И делают (полностью идентичную оригиналу) электронную версию в формате PDF и/или TIF.

Один бумажный экземпляр хранят «дома», например, в «помещении дежурно-диспетчерской службы организации». Второй – отправляют в орган местного самоуправления (или в ГУ МЧС России по субъекту РФ – здесь в ГОСТе «кривенькая» формулировка), снабдив его электронной копией.

Кроме того, электронную версию Плана действий должны получить:
  • местный пожарно-спасательный гарнизон;
  • профессиональные АСС (АСФ), которые обслуживают объекты организации.
С разработкой всё. Остается малость – ввести план в «эксплуатацию». Но это происходит уже на практике – «при угрозе возникновения и возникновении ЧС». А так, конечно, пользуйтесь. Просчитывайте шаги. Моделируйте ситуации. Только помните, что документ не «вырублен в камне». Иногда могут потребоваться…

Корректировка и уточнение Плана действий организации

То есть внесение изменений, которые сделают его лучше, эффективней, реалистичней.

Уточняют в полевых условиях – при введении режима «повышенная готовность». Сравнивают «план» и «факт». Проверяют работоспособность. Калибруют основные параметры (ну, там… время реагирования подкрутить или очередность оповещения подправить).

Корректировка – процесс более обстоятельный. Можно сказать… систематический. Потому как бывает она:
  • текущей – проводят, когда появилась или изменилась информация, содержащаяся в отдельных разделах Плана действий (например, вышел новый НПА или объект реконструировали), а также по результатам учений и тренировок;
  • плановой – проводят ежегодно, «до 1 февраля по состоянию на 1 января»; при этом делают запись в листе корректировки о том, кто и когда внес изменения;
  • внеплановой (по решению руководителя организации) – обычно проводят после опробования плана в обстановке «реальной аварии» (реже – по итогам учений и тренировок); от текущей отличается объемом изменений.
За корректировки отвечает работник, уполномоченный на решение задач в области ГОЧС. Он визирует каждую отметку в «листе корректировки» (даже если сделал ее не сам). И следит, чтобы эти записи появлялись в течение 15 дней с момента «обновления».

«Неужели документ претендует на «вечность»? Корректировать-то можно сколько угодно, и в итоге… переделать очень многое».

Хотелось бы, товарищи, очень хотелось. Но… в какой-то момент понадобится…

Переработка Плана действий организации

То есть его полная (и безоговорочная) замена – новое оформление, новое согласование и новое утверждение. Обычно это связано со сроком действия документа. Ведь план «живет» 5 лет, после чего подлежит той самой переработке. Причем завершить ее надо «не позднее 15 дней» до сакраментальной даты (по крайней мере, так нам советует ГОСТ Р 22.2.14-2023).

Иногда новая версия требуется раньше срока, например:
  • при изменениях организационной структуры, направлений деятельности, производственных показателей, так или иначе влияющих на реализацию «плановых» мероприятий;
  • при появлении или обнаружении «новых факторов риска возникновения ЧС»;
  • по предписанию надзорного органа, когда с его точки зрения план расходится с реальностью.
Кажется, всё, товарищи. Мы таки пробежались по верхам. Рассмотрели этапы «жизненного цикла» Плана действий – от первичной разработки до неизбежной «реинкарнации». Теперь самое время погрузиться в детали и пристально вглядеться… в содержание документа.

Часть II. Содержание Плана действий организации

План действий оформляют в виде книги внушительных размеров, которая состоит из нескольких структурных элементов. Среди них (очередность дана по ГОСТ Р 22.2.14-2023, п. 5.1):
  • титульный лист;
  • лист согласования;
  • содержание (т.е. оглавление);
  • термины и определения;
  • сокращения и обозначения;
  • пояснительная записка (основная текстовая часть);
  • список использованных источников;
  • условные обозначения (для карт, схем и планов);
  • 5 приложений;
  • лист корректировок.
Большинство (интуитивно понятных) информационных блоков мы оставим за кадром. О некоторых – поговорим подробно. Сначала о титульном листе. Там указывают:
  • наименование разработчика (это может быть сам эксплуатант или привлеченный экспертный центр);
  • наименование эксплуатирующей организации (ее обособленного подразделения), для которой разработан документ;
  • гриф утверждения в правом верхнем углу (надпись «УТВЕРЖДАЮ», должность и Ф.И.О., место для подписи и дата утверждения);
  • гриф согласования в левом верхнем углу (надпись «СОГЛАСОВАНО», должность и Ф.И.О., место для подписи и дата согласования) – если согласований много, то их выносят на отдельный лист и размещают одно под другим;
  • населенный пункт и год разработки.
Теперь… о пояснительной записке (ей уделим особое внимание), которая состоит из двух («больших») разделов:
  • краткая характеристика организации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС;
  • мероприятия при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Как вы, наверное, догадались – им будет посвящена эта часть нашего повествования. Готовы? Тогда без лишних предисловий отправляемся в путь. Он будет долгим, но о-о-о-чень интересным.


Краткая характеристика организации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС (раздел 1)

Включает 11 объемных подразделов. Рассмотрим «начинку» каждого из них.

1) Общие сведения об организации – содержит:
  • административную характеристику (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма и форма собственности, юридический и фактический адреса, контакты, название вышестоящей организации и т.д.);
  • экономическую характеристику (код ОКВЭД с расшифровкой);
  • наименование госоргана или госкорпорации, которые «владеют» организацией либо координируют и регулируют ее деятельность;
  • сведения о правах владения ПОО, КВО или другими опасными объектами (территориями);
  • информацию об объектах (территориях) организации, где возможно «одновременное пребывание» более 5000 человек;
  • сведения о руководителе (генеральном директоре) и должностных лицах, причастных к работе в области защиты населения и территорий от ЧС (члены КЧС и ОПБ, уполномоченный по ГОЧС и др.);
  • информацию о силах и средствах, предназначенных и/или привлекаемых для предупреждения (ликвидации) ЧС;
  • сведения о персонале (согласно штатному расписанию);
  • информацию о сторонних фирмах, которые располагаются или работают на территории организации (арендаторы, подрядчики и т.д.);
  • сведения о размерах (прилегающей к объекту) территории, ее природно-климатические характеристики (климат, геологические условия, рельеф и гидрография, сейсмическая активность и т.д.).
2) Сведения об органах управления и силах организации для решения задач по защите от ЧС – содержит:
  • сведения об органах управления (уполномоченных работниках, руководителях подразделений и т.д.) – наименование (отдела, службы, департамента и т.д.), должность по штатному расписанию, Ф.И.О. и контактный телефон;
  • характеристику профессиональных АСФ организации (при наличии) – наименование, штат, реквизиты ЛНА о создании, реквизиты свидетельства об аттестации «на право ведения аварийно-спасательных работ» (дата, рег. №, срок действия), перечень проводимых работ, оснащение (список технических, транспортных и иных средств);
  • характеристику нештатных АСФ организации (при наличии) – наименование, штат, реквизиты ЛНА о создании, реквизиты свидетельства об аттестации (дата, рег. №, срок действия), перечень проводимых работ, оснащение техническими, транспортными и иными средствами;
  • характеристику нештатных формирований по гражданской обороне – наименование, штат, реквизиты ЛНА о создании, перечень выполняемых работ, оснащение (технические, транспортные и иные средства).
3) Сведения об имеющихся объектах гражданской обороны организации – содержит наименование и характеристику объектов ГО (вид, учетный номер, адрес местонахождения, назначение, параметры защищенности, проектная вместимость, балансодержатель и т.д.).

4) Сведения о резервах материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС – содержит:
  • сведения о резерве материальных ресурсов (номенклатура, назначение, количество, места размещения, характеристика готовности к использованию, реквизиты приказа о создании);
  • сведения о резервах финансовых средств (способы резервирования, назначение, суммы, реквизиты приказа о создании).
5) Сведения о рядом расположенных ОПО, ПОО, поражающие факторы источников ЧС на которых могут оказать негативное воздействие на территорию и функционирование организации – содержит:
  • характеристику ОПО, ПОО – название эксплуатирующей организации, полное наименование и адрес (местонахождение) объекта, категория опасности ПОО и класс опасности ОПО;
  • характеристику зоны действия наиболее опасного поражающего фактора, который может возникнуть на ОПО, ПОО – наименование источника ЧС и поражающего фактора, площадь (кв. м) и радиус (м) зоны действия поражающего фактора, сведения об опасных веществах (материалах, строительных конструкциях и т.д.).
6) Сведения о взаимодействующих с организацией органах управления и силах территориальной и функциональной подсистем РСЧС – содержит:
  • информацию о взаимодействующих органах управления – наименование, адрес, Ф.И.О. и должность контактного лица (оперативного дежурного), телефон;
  • сведения о профессиональных АСС и АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объектов – наименование, штат, фактический адрес, контактные телефоны (в т.ч. диспетчера/оперативного дежурного), реквизиты свидетельства об аттестации, перечень выполняемых работ, оснащение, реквизиты заключенного договора (номер, дата, срок действия и т.д.);
  • информацию о компаниях, которые на договорной основе проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) для организации – наименование, контактные телефоны (в т.ч. диспетчера/оперативного дежурного), реквизиты заключенного договора, список выполняемых работ.
7) Характеристика запланированных в организации мероприятий по предупреждению и снижению негативных последствий ЧС – содержит:
  • наименование (каждого) мероприятия и его характеристику (объемы, сроки, ожидаемые результаты и т.д.);
  • названия структурных подразделений, которые отвечают за выполнение (каждого) мероприятия.
8) Краткая характеристика сценариев возникновения и развития ЧС на территории организации – содержит:
  • сценарии развития ЧС (рассматриваются все виды аварий, пожары, взрывы, катастрофические затопления, химическое и биологическое загрязнение, массовые инфекционные заболевания, разрушение зданий и сооружений, теракты и т.д.);
  • характеристику возможной обстановки при возникновении ЧС – зоны радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения (их источник и объем), затопления, пожаров и взрывов; численность персонала и объектов, которые могут попасть в зону действия поражающих факторов; возможный ущерб (материальный, потери среди населения и работников организации); предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий.
Примечание. Чтобы добавить визуализации, можно нанести информацию на карту (схему) и включить ее в состав Приложения №1 «Возможная обстановка при возникновении чрезвычайной ситуации».

9) Краткая характеристика негативного воздействия на территорию организации наиболее опасных сценариев возникновения и развития ЧС на рядом расположенных ПОО (ОПО) – содержит:
  • (еще один) перечень ПОО (ОПО) с дополнительными характеристиками, в который входят рядом расположенные радиационно/химически/биологически и пожароопасные объекты, ГТС (наименование, адрес, расстояние до территории организации, телефоны дежурно-диспетчерской службы, виды опасных веществ и их количество); объекты обеспечения жизнедеятельности (наименование, адрес, контакты аварийных служб); ж/д узлы, станции, наливные причалы, магистрали, где возможно скопление транспорта с опасными веществами (адрес, виды ОВ);
  • описание возможной обстановки на территории организации (по наиболее опасному сценарию), если ЧС возникнет на вышеуказанных объектах – зоны загрязнения, заражения, затопления, пожаров и взрывов; численность персонала и объектов организации, попадающих в зону действия «чужих» поражающих факторов; возможный ущерб (материальный, потери населения); предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий.
10) Краткая характеристика негативного воздействия на территорию организации ЧС природного характера – содержит:
  • описание возможных ЧС природного характера (в том числе циклических явлений, характерных для места расположения организации); оценку частоты, интенсивности их проявления;
  • характеристику возможной обстановки при возникновении и развитии «природных» ЧС – зоны затоплений, ландшафтных и лесных пожаров, сейсмической активности; численность персонала и объектов, которые могут попасть в зону действия поражающих факторов; возможный ущерб; мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий.
Примечание. Чтобы добавить визуализации, можно нанести информацию на карту (схему) и включить ее в состав Приложения №1 «Возможная обстановка при возникновении чрезвычайной ситуации».

11) Выводы из оценки обстановки исходя из существующих рисков – содержит оценку источников и рисков возникновения ЧС, а также общие выводы (с опорой на всё выше написанное).

Объемы впечатляют, правда? Только это еще не конец. Идем дальше. Впереди…

Мероприятия при угрозе возникновения и возникновении ЧС (раздел 2)

Состоит из 14 (чуть менее масштабных, чуть более практических) подразделов. Взглянем на каждый из них.

1) Мероприятия, выполняемые при угрозе возникновения ЧС – содержит:
  • перечень мероприятий для режима «повседневная деятельность», которые направлены на «недопущение возникновения ЧС»;
  • перечень мероприятий для режима «повышенная готовность», которые выполняют при угрозе возникновения ЧС.
Примечание. Информацию можно дать в виде таблицы, указав там:
  • наименование мероприятий;
  • ответственных исполнителей;
  • ресурсное обеспечение;
  • сроки выполнения.
А потом включить эту таблицу в состав Приложения №2 «Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций».

2) Оповещение работников организации и населения при угрозе возникновения ЧС – содержит:
  • информацию по порядку и срокам оповещения руководителей и персонала эксплуатирующей организации, населения, АСС/АСФ, пожарной службы, диспетчеров муниципальных образований, оперативных дежурных рядом расположенных объектов и т.д.;
  • сведения о локальных (или объектовых) системах оповещения и порядке их «активации»;
  • сведения о региональных (муниципальных) системах оповещения, которые информируют население об угрозе ЧС.
3) Защита работников (персонала) организации при угрозе возникновения ЧС – содержит перечень мероприятий:
  • по радиационной, химической, инженерной, медицинской защите;
  • по эвакуации и первоочередному жизнеобеспечению.
4) Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС – содержит описание служб и формирований, готовых помочь в «нештатной ситуации» (название, срок готовности, место дислокации, контакты, численность, оснащение, виды работ и т.д.).

Информацию дают в табличной форме:



5) Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС – содержит:
  • перечень сил и средств, порядок приведения их в «боевую» готовность;
  • порядок подготовки и выдачи персоналу организации и населению средств индивидуальной защиты;
  • алгоритм приведения в готовность защитных сооружений, заглубленных помещений, автотранспорта, пунктов временного размещения и т.д.;
  • порядок герметизации наземных зданий и сооружений, укрытия в них персонала;
  • порядок проведения мероприятий по медицинской защите, жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) персонала и населения;
  • указания по профилактическим противопожарным мероприятиям и подготовке к безаварийному останову производства.
6) Организация связи при угрозе возникновения ЧС – содержит:
  • порядок организации связи и обмена информацией между участниками событий (внутренние и внешние силы);
  • перечень применяемых средств коммуникации и связи.
7) Взаимодействие и управление при угрозе возникновения ЧС – содержит порядок:
  • организации управления и взаимодействия в режиме «повышенная готовность»;
  • работы КЧС и ОПБ в организации.
8) Мероприятия, выполняемые при возникновении ЧС – содержит:
  • перечень мероприятий, выполняемых в режиме «чрезвычайная ситуация» (для каждого вида ЧС природного и техногенного характера в отдельности);
  • указание на необходимость привлекать дополнительные силы и средства территориальной подсистемы РСЧС при росте «масштабов» происшествия (например, перерастания «локального» в «муниципальный» характер и т.д.).
Примечание. Информацию можно дать в табличной форме по аналогии с 1-м подразделом и включить ее в состав Приложения №2 «Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций». Кроме того, мероприятия можно нанести на карту (схему) и оформить в виде Приложения №3 «План мероприятий по защите работников и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций».

9) Оповещение работников организации при возникновении ЧС – оформляется по аналогии со 2-м подразделом. Содержит ту же информацию по порядку и срокам оповещения, только применительно к режиму «чрезвычайная ситуация».

10) Защита работников (персонала) организации при возникновении ЧС – содержит:
  • перечень мероприятий по защите работников и порядок их выполнения (объемы, сроки, привлекаемые силы и средства);
  • порядок укрытия персонала в защитных сооружениях, а также обеспечения его СИЗ;
  • порядок выполнения противопожарных, лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий, а также реализации мер «первоочередного жизнеобеспечения» пострадавшего населения.
11) Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС и проведению АСДНР – оформляется по аналогии с 4-м подразделом (та же таблица с теми же «параметрами»). Только дополнительно указывают «ликвидаторов» и службы, проводящие АСДНР.

Потом обе формы сводятся воедино в Приложении №4 «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» (да-да, «тройная работа», но что делать…).

12) Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий и АСДНР при возникновении ЧС – содержит информацию из 5-го подраздела и дополнительные характеристики, связанные с АСДНР и ликвидацией ЧС, например:
  • порядок развертывания, приведения в готовность, обеспечения действий сил и средств, привлекаемых к АСДНР и к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
  • порядок проведения АСДНР (устранение непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения) и мероприятий по ликвидации последствий ЧС;
  • сведения о материально-техническом обеспечении сил и средств (места дислокации, заправки, порядок снабжения техники ГСМ, организация питания, медицинского обслуживания, доставки материальных ресурсов и т.д.);
  • порядок выполнения отдельных работ иными организациями (например, службами муниципального образования или субъекта РФ).
13) Организация связи при возникновении ЧС – содержит информацию из 6-го подраздела + перечень средств (видов) связи, применяемых в зоне ЧС, которые могут гарантировать «доведение сигналов управления» (т.е. 100% надежны в конкретных «полевых» условиях).

14) Взаимодействие и управление при возникновении ЧС – содержит порядок:
  • организации управления в режиме «чрезвычайная ситуация»;
  • работы КЧС и ОПБ;
  • функционирования оперативного штаба (в т.ч. список должностных лиц, контакты диспетчеров и оперативных дежурных, перечень основных задач и т.д.);
  • взаимодействия органов управления, профессиональных АСС и АСФ, иных организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, проведению АСДНР и т.д.
Получается внушительный «трактат» (на зависть великим русским писателям). Но даже это не финальная точка. Есть еще…

Приложения к Плану действий организации

Их всего 5, и носят они… рекомендательный характер. Хотя, разумеется, без них План действий будет «неполноценным». Так что поговорим о содержании этих полезных «добавок».

Приложение № 1 «Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций» разрабатывают в виде карты (схемы), куда наносят:
  • границы спрогнозированных и рассчитанных зон ЧС (зон действия поражающих факторов);
  • места дислокации сил и средств, служб и формирований, привлекаемых для ликвидации ЧС;
  • распределение (перемещение) сил и средств по участкам работ;
  • места хранения материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС.
При этом нужно сделать отдельную карту «для каждого вида прогнозируемой ЧС». Сюда же (для наглядности) можно включить информацию из подразделов 8 и 10 раздела 1 пояснительной записки.

Приложение № 2 «Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» оформляют в виде таблицы:
  • с перечнем мероприятий для режимов «повседневная деятельность», «повышенная готовность» и «чрезвычайная ситуация»;
  • с именами (или хотя бы должностями) конкретных исполнителей;
  • с указанием отведенного (расчетного) и фактического времени выполнения.


Приложение № 3 «План мероприятий по защите работников и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» готовят и в текстовой форме, и на карте (схеме). В нем расписывают («раскрашивают»):
  • маршруты перемещения сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС;
  • маршруты эвакуации персонала и населения из каждой прогнозируемой зоны ЧС;
  • пункты временного размещения для эвакуируемых;
  • планируемые участки проведения АСДНР при возникновении ЧС.
Здесь тоже для каждого вида ЧС составляют отдельную карту (схему).

Приложение № 4 «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» делают в виде сводной таблицы, включающей информацию из подразделов 4 и 11 раздела 2 пояснительной записки (форма таблицы такая же).

Приложение № 5 «Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» составляют, как удобно – в виде текста, блок-схемы, таблицы или другими «информативными» способами. Главное, изобразить:
  • схему оповещения персонала организации, а также населения, проживающего в зоне предполагаемой ЧС;
  • схему связи и коммуникации (кто, с кем и каким образом);
  • схему управления и взаимодействия (кто кому подчиняется, кто за что отвечает, кто кого привлекает, кто перед кем отчитывается и т.д.)…
…и предусмотреть (вписать) доведение сигнала об угрозе или возникновении ЧС «до органов повседневного управления РСЧС муниципального образования».

Всё, друзья. С содержанием разобрались. Теперь переходим к форме Плана действий. По ней разработчик ГОСТ Р 22.2.14-2023 дал весьма подробные рекомендации.

Часть III. Оформление Плана действий организации

МЧС (в данном случае – его «сателлиты»), по традиции, детально расписывает «технические требования» к форме документа. Вплоть до размера шрифта и нумерации страниц. Но в целом… это «бумага» формата А4, которая сшивается или сброшюровывается в твердом переплете «по короткому левому краю листа». Включает два компонента:
  • текстовую часть (напр., пояснительная записка с таблицами и схемами);
  • графическую часть (карты и планы местности, для создания и редактирования которых рекомендуют использовать профильное программное обеспечение).
У каждой составляющей – свой набор «параметров». По ним, собственно, и пробежимся в этом блоке нашей статьи. Сначала давайте посмотрим, как должна выглядеть…

Текстовая часть Плана действий организации

Наверное, как текст? Конечно. Кое-где разбавленный схемами и таблицами. Шрифт – Times New Roman (без вариантов). Размер зависит от «местоположения» фрагмента.

Например:
  • в тексте – 13-й или 14-й кегль;
  • в таблицах – 12-й или 10-й кегль;
  • в заголовках разделов и подразделов – 16-й кегль (полужирный);
  • в заголовках отдельных пунктов – 13-й или 14-й кегль (полужирный).
«Цветовыделение» не приветствуется. Списки – пожалуйста.

Ориентация страниц – альбомная. Пишем на каждой и вверху по центру проставляем порядковый номер. В остальном – «творческая» свобода (само собой, в разумных пределах).

Едем дальше. На очереди…

Графическая часть Плана действий организации

Она выполняется с опорой на ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения». Если каких-то знаков в стандарте нет (или вы придумали свои), то их смысл нужно расшифровать в таблице «условные обозначения» в правом нижнем углу карты (схемы).

Сами карты делают в масштабе, который сможет отобразить все объекты (территории) организации (при этом графические сведения должны остаться наглядными, полными и точными) и вместить всю необходимую информацию. Составители ГОСТ Р 22.2.14-2023 рекомендуют 1:25000, 1:10000, 1:5000 и 1:2000 в зависимости от решаемых задач. И не забывайте сохранять координатную сетку. А еще писать шрифтом Times New Roman 12-го или 10-го кегля.

Вот, кажется, и всё, что мы хотели вам рассказать про План действий по предупреждению и ликвидации ЧС для эксплуатирующих организаций в 2024 году (финал статьи подкрался незаметно). Наш монолог был долгим и, хочется верить, принес вам практическую пользу. Жаль, что ГОСТы по умолчанию – дело добровольное. И содержание Плана действий может меняться:
  • «в зависимости от специфики деятельности организации, возможных источников ЧС и характера воздействия поражающих факторов».
Кроме того… методические рекомендации (каждого отдельно взятого территориального органа) МЧС России никто не отменял. Добавьте сюда региональные и отраслевые НПА с НТД. И получится, что ГОСТ Р 22.2.14-2023 – скорее «опора», чем «фундамент». А при подготовке документа вы должны учесть все доступные и полезные источники.

В этой ситуации главное – помнить, что за достоверность и качество Плана действий отвечает… его разработчик внутри организации. Ну, либо уполномоченный по ГОЧС, если эта «миссия» доверена приглашенному экспертному центру. Поэтому… изучите всю нормативку. Проштудируйте содержание каждого подраздела. Контролируйте процесс! И конечно… соблюдайте обязательные требования безопасности. Поверьте, это зачтется. Особенно в условиях «реальной аварии».

 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru