План действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации в 2024 году
6.06.2024Помните, мы писали про план действий по предупреждению и ликвидации ЧС для эксплуатирующих организаций? И говорили, что нет однозначных («авторитетных» и «вменяемых») правил его разработки, требований к содержанию и оформлению?
Теперь, товарищи… они ЕСТЬ! (Бескорыстно) помогла старая добрая стандартизация. При «активной поддержке» МЧС России выпущен «доселе невиданный» ГОСТ Р 22.2.14-2023:
- «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению»…
И не просто действует, а устанавливает (наконец-то!) единые для юридических лиц всех форм собственности, их представительств, филиалов, дочерних обществ, а также индивидуальных предпринимателей (да-да, все они будут «организациями»):
- «требования к разработке, содержанию и оформлению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОРГАНИЗАЦИИ» (далее, по-свойски, План действий организации либо вовсе План действий).
Часть I. Разработка Плана действий организации
План действий разрабатывают после ввода объектов в (постоянную) эксплуатацию. Когда все здания построены, технологические процессы налажены, персонал посчитан, а об авариях никто даже не слышал. Именно тогда приходит время готовить- по предупреждению и/или снижению негативных последствий ЧС;
- по защите от ЧС работников и населения, а также «материальных ценностей»;
- по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объектах и территории организации.
- структурное подразделение (должностное лицо) организации, «уполномоченное на решение задач в области ГОЧС»;
- специализированная фирма, которая делает документы в области ГОЧС и/или промышленной безопасности.
- с «профильными» сотрудниками эксплуатирующей организации (производственниками, финансистами, ПБ-шниками, «экологами», охранниками труда и т.д.), причастными к подготовке и проведению мероприятий по направлению «ГОЧС»;
- с органом местного самоуправления, на территории которого «живет и работает» организация, а если точнее – с его работником или отделом, «специально уполномоченным на решение задач в области ГОЧС»;
- с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона, руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб (АСС) или формирований (АСФ), с которыми заключен договор на обслуживание объектов;
- с местными органами исполнительной власти и территориальными управлениями федеральных ведомств (Ростехнадзор, МЧС и т.д.), если того требуют обстоятельства.
- потенциальную опасность зданий, сооружений и технологических процессов;
- наличие и объем опасных веществ, которые хранятся или применяются на объектах;
- численность персонала…
- возникнуть на эксплуатируемых объектах и за их пределами;
- привести к ЧС природного и/или техногенного характера на территории организации.
Какие организации должны иметь План действий
Если верить ГОСТу… разные. Например:1) «отнесенные в соответствии с законодательством РФ» к потенциально опасным (ПОО) и/или критически важным объектам (КВО). Причем не обязательно промышленные предприятия со зданиями и сооружениями «повышенного уровня ответственности». Это могут быть организации или территории, на которых возможно одновременное пребывание более 5 000 человек (стадионы, больницы, торговые и офисные центры, спортивные комплексы и т.д.);
2) эксплуатирующие ПОО III (источник ЧС регионального характера) и IV (источник ЧС межмуниципального характера) категорий опасности;
3) имеющие (в структуре, в составе или на территории) места массового пребывания людей. Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ о противодействии терроризму:
·«под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более ПЯТИДЕСЯТИ человек» (статья 3, п. 6);
4) располагающие штатом работников в 50 (!) и более человек.Как видите, граждане… «разлет велик». И подбирается весьма «разношерстная публика» – от офиса торговой фирмы до нефтеперерабатывающего завода. Более того…
Обособленные подразделения организаций, которые «живут» на территории «другого муниципального образования или другого субъекта РФ» и которых угораздило попасть под вышеназванные критерии, должны разрабатывать свой собственный План действий. Да, с опорой на «головной вариант», но с учетом местной специфики. При этом материнская компания («в обязательном порядке») указывает в «материнском» плане:
- «сведения обо всех разработанных планах действий обособленных подразделений» (мероприятия, в них перечисленные, расписывать не нужно).
Инструкция проще и компактней по объему (ее делают «в соответствии с выпиской из плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования»). Однако и здесь всё по-взрослому. Документ утверждает руководитель эксплуатирующей организации. Его подписывают:
- председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ);
- работник, уполномоченный решать задачи в сфере ГОЧС.
- работник (руководитель отдела), уполномоченный решать задачи в области ГОЧС органа местного самоуправления;
- начальник пожарно-спасательного гарнизона;
- руководители профессиональных АСС или АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
Как разрабатывают План действий организации
По «номиналу»… в три этапа. Среди них:- подготовительный;
- «практический» (собственно, разработка);
- согласования и утверждения.
1) Изучают нормативную базу «по организации и осуществлению мероприятий в области ГОЧС» (ФЗ, постановления и приказы, тот же самый ГОСТ Р 22.2.14-2023 и другие выкладки МЧС России).
2) Собирают и обобщают исходные данные, в том числе:
- выявляют (в составе организации) объекты и территории, которые представляют «существенную опасность» (для себя и окружающих);
- получают (из всех доступных источников) максимально подробные сведения о наихудшем развитии ситуации, которая может сложиться на объектах (территории) организации в результате ЧС природного и техногенного характера;
- анализируют характер и виды ЧС (за последние пять лет), которые уже возникали на объекте (территории), величину ущерба, сроки выполнения мероприятий по ликвидации, «объем» привлекаемых для этого сил и средств и т.д.
3) Составляют календарный план по «изготовлению» (сами знаете какого) документа. А в нем разделы, сроки, ответственные исполнители, отметки о выполнении и т.д.
Когда подготовка завершена, можно чуть-чуть поработать. Перейти к практическому этапу и начать уже оформление Плана действий. В частности:
1) Спрогнозировать обстановку, которая с большой долей вероятности сложится на объекте (территории) при угрозе возникновения и возникновении (каждого вида) ЧС.
2) Установить, как выявленные факторы и риски могут воздействовать на объекты (территорию) организации.
3) Определить (и оценить):
- зоны разрушений, затоплений (в т.ч. их площади), химического заражения, концентрации опасных веществ в окружающей среде и т.д.;
- места завалов (в т.ч. их ориентировочную высоту и протяженность), зоны повреждения коммунально-энергетических сетей, очаги пожаров и т.д.;
- численность работников организации, персонала ее «соседей», а также населения, которые при прочих равных могут оказаться в зоне ЧС;
- потенциальный вред от последствий ЧС «для себя и окружающих» (медицинские потери, материальный ущерб и т.д.);
- объем и характер мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий;
- необходимые силы, средства, а также порядок выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Как видите, предстоит большая работа (о содержании документа поговорим ниже). Но в какой-то момент… она будет завершена. И останется третий, заключительный этап…
Согласование и утверждение Плана действий организации
Хотя сначала… оформленный документ (и все приложения к нему) нужно подписать. Это «нелегкое бремя» ложится на:- председателя КЧС и ОПБ организации;
- работника, уполномоченного решать задачи в области ГОЧС.
- с отделом или работником, который уполномочен решать задачи ГОЧС в органе местного самоуправления;
- с начальником пожарно-спасательного гарнизона;
- с руководителями профессиональных АСС (АСФ), с которыми заключен договор на обслуживание объектов;
- с федеральными органами исполнительной власти (госкорпорациями), которые регулируют или координируют деятельность организации;
- с подразделениями или работниками органов исполнительной власти субъекта РФ, решающих задачи в области ГОЧС на территории данного региона (например, управления МЧС России по субъекту РФ).
- грифом «СОГЛАСОВАНО» с подписью и печатью на титульном листе (если «согласователей» немного);
- визой на отдельном «листе согласования»;
- письмом согласующей организации – на бумаге или в PDF-версии с квалифицированной электронной подписью.
Документ, кстати, оформляют «на бумажном носителе» (как минимум) в двух экземплярах. И делают (полностью идентичную оригиналу) электронную версию в формате PDF и/или TIF.
Один бумажный экземпляр хранят «дома», например, в «помещении дежурно-диспетчерской службы организации». Второй – отправляют в орган местного самоуправления (или в ГУ МЧС России по субъекту РФ – здесь в ГОСТе «кривенькая» формулировка), снабдив его электронной копией.
Кроме того, электронную версию Плана действий должны получить:
- местный пожарно-спасательный гарнизон;
- профессиональные АСС (АСФ), которые обслуживают объекты организации.
Корректировка и уточнение Плана действий организации
То есть внесение изменений, которые сделают его лучше, эффективней, реалистичней.Уточняют в полевых условиях – при введении режима «повышенная готовность». Сравнивают «план» и «факт». Проверяют работоспособность. Калибруют основные параметры (ну, там… время реагирования подкрутить или очередность оповещения подправить).
Корректировка – процесс более обстоятельный. Можно сказать… систематический. Потому как бывает она:
- текущей – проводят, когда появилась или изменилась информация, содержащаяся в отдельных разделах Плана действий (например, вышел новый НПА или объект реконструировали), а также по результатам учений и тренировок;
- плановой – проводят ежегодно, «до 1 февраля по состоянию на 1 января»; при этом делают запись в листе корректировки о том, кто и когда внес изменения;
- внеплановой (по решению руководителя организации) – обычно проводят после опробования плана в обстановке «реальной аварии» (реже – по итогам учений и тренировок); от текущей отличается объемом изменений.
«Неужели документ претендует на «вечность»? Корректировать-то можно сколько угодно, и в итоге… переделать очень многое».
Хотелось бы, товарищи, очень хотелось. Но… в какой-то момент понадобится…
Переработка Плана действий организации
То есть его полная (и безоговорочная) замена – новое оформление, новое согласование и новое утверждение. Обычно это связано со сроком действия документа. Ведь план «живет» 5 лет, после чего подлежит той самой переработке. Причем завершить ее надо «не позднее 15 дней» до сакраментальной даты (по крайней мере, так нам советует ГОСТ Р 22.2.14-2023).Иногда новая версия требуется раньше срока, например:
- при изменениях организационной структуры, направлений деятельности, производственных показателей, так или иначе влияющих на реализацию «плановых» мероприятий;
- при появлении или обнаружении «новых факторов риска возникновения ЧС»;
- по предписанию надзорного органа, когда с его точки зрения план расходится с реальностью.
Часть II. Содержание Плана действий организации
План действий оформляют в виде книги внушительных размеров, которая состоит из нескольких структурных элементов. Среди них (очередность дана по ГОСТ Р 22.2.14-2023, п. 5.1):- титульный лист;
- лист согласования;
- содержание (т.е. оглавление);
- термины и определения;
- сокращения и обозначения;
- пояснительная записка (основная текстовая часть);
- список использованных источников;
- условные обозначения (для карт, схем и планов);
- 5 приложений;
- лист корректировок.
- наименование разработчика (это может быть сам эксплуатант или привлеченный экспертный центр);
- наименование эксплуатирующей организации (ее обособленного подразделения), для которой разработан документ;
- гриф утверждения в правом верхнем углу (надпись «УТВЕРЖДАЮ», должность и Ф.И.О., место для подписи и дата утверждения);
- гриф согласования в левом верхнем углу (надпись «СОГЛАСОВАНО», должность и Ф.И.О., место для подписи и дата согласования) – если согласований много, то их выносят на отдельный лист и размещают одно под другим;
- населенный пункт и год разработки.
- краткая характеристика организации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС;
- мероприятия при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Краткая характеристика организации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС (раздел 1)
Включает 11 объемных подразделов. Рассмотрим «начинку» каждого из них.1) Общие сведения об организации – содержит:
- административную характеристику (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма и форма собственности, юридический и фактический адреса, контакты, название вышестоящей организации и т.д.);
- экономическую характеристику (код ОКВЭД с расшифровкой);
- наименование госоргана или госкорпорации, которые «владеют» организацией либо координируют и регулируют ее деятельность;
- сведения о правах владения ПОО, КВО или другими опасными объектами (территориями);
- информацию об объектах (территориях) организации, где возможно «одновременное пребывание» более 5000 человек;
- сведения о руководителе (генеральном директоре) и должностных лицах, причастных к работе в области защиты населения и территорий от ЧС (члены КЧС и ОПБ, уполномоченный по ГОЧС и др.);
- информацию о силах и средствах, предназначенных и/или привлекаемых для предупреждения (ликвидации) ЧС;
- сведения о персонале (согласно штатному расписанию);
- информацию о сторонних фирмах, которые располагаются или работают на территории организации (арендаторы, подрядчики и т.д.);
- сведения о размерах (прилегающей к объекту) территории, ее природно-климатические характеристики (климат, геологические условия, рельеф и гидрография, сейсмическая активность и т.д.).
- сведения об органах управления (уполномоченных работниках, руководителях подразделений и т.д.) – наименование (отдела, службы, департамента и т.д.), должность по штатному расписанию, Ф.И.О. и контактный телефон;
- характеристику профессиональных АСФ организации (при наличии) – наименование, штат, реквизиты ЛНА о создании, реквизиты свидетельства об аттестации «на право ведения аварийно-спасательных работ» (дата, рег. №, срок действия), перечень проводимых работ, оснащение (список технических, транспортных и иных средств);
- характеристику нештатных АСФ организации (при наличии) – наименование, штат, реквизиты ЛНА о создании, реквизиты свидетельства об аттестации (дата, рег. №, срок действия), перечень проводимых работ, оснащение техническими, транспортными и иными средствами;
- характеристику нештатных формирований по гражданской обороне – наименование, штат, реквизиты ЛНА о создании, перечень выполняемых работ, оснащение (технические, транспортные и иные средства).
4) Сведения о резервах материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС – содержит:
- сведения о резерве материальных ресурсов (номенклатура, назначение, количество, места размещения, характеристика готовности к использованию, реквизиты приказа о создании);
- сведения о резервах финансовых средств (способы резервирования, назначение, суммы, реквизиты приказа о создании).
- характеристику ОПО, ПОО – название эксплуатирующей организации, полное наименование и адрес (местонахождение) объекта, категория опасности ПОО и класс опасности ОПО;
- характеристику зоны действия наиболее опасного поражающего фактора, который может возникнуть на ОПО, ПОО – наименование источника ЧС и поражающего фактора, площадь (кв. м) и радиус (м) зоны действия поражающего фактора, сведения об опасных веществах (материалах, строительных конструкциях и т.д.).
- информацию о взаимодействующих органах управления – наименование, адрес, Ф.И.О. и должность контактного лица (оперативного дежурного), телефон;
- сведения о профессиональных АСС и АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объектов – наименование, штат, фактический адрес, контактные телефоны (в т.ч. диспетчера/оперативного дежурного), реквизиты свидетельства об аттестации, перечень выполняемых работ, оснащение, реквизиты заключенного договора (номер, дата, срок действия и т.д.);
- информацию о компаниях, которые на договорной основе проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) для организации – наименование, контактные телефоны (в т.ч. диспетчера/оперативного дежурного), реквизиты заключенного договора, список выполняемых работ.
- наименование (каждого) мероприятия и его характеристику (объемы, сроки, ожидаемые результаты и т.д.);
- названия структурных подразделений, которые отвечают за выполнение (каждого) мероприятия.
- сценарии развития ЧС (рассматриваются все виды аварий, пожары, взрывы, катастрофические затопления, химическое и биологическое загрязнение, массовые инфекционные заболевания, разрушение зданий и сооружений, теракты и т.д.);
- характеристику возможной обстановки при возникновении ЧС – зоны радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения (их источник и объем), затопления, пожаров и взрывов; численность персонала и объектов, которые могут попасть в зону действия поражающих факторов; возможный ущерб (материальный, потери среди населения и работников организации); предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий.
9) Краткая характеристика негативного воздействия на территорию организации наиболее опасных сценариев возникновения и развития ЧС на рядом расположенных ПОО (ОПО) – содержит:
- (еще один) перечень ПОО (ОПО) с дополнительными характеристиками, в который входят рядом расположенные радиационно/химически/биологически и пожароопасные объекты, ГТС (наименование, адрес, расстояние до территории организации, телефоны дежурно-диспетчерской службы, виды опасных веществ и их количество); объекты обеспечения жизнедеятельности (наименование, адрес, контакты аварийных служб); ж/д узлы, станции, наливные причалы, магистрали, где возможно скопление транспорта с опасными веществами (адрес, виды ОВ);
- описание возможной обстановки на территории организации (по наиболее опасному сценарию), если ЧС возникнет на вышеуказанных объектах – зоны загрязнения, заражения, затопления, пожаров и взрывов; численность персонала и объектов организации, попадающих в зону действия «чужих» поражающих факторов; возможный ущерб (материальный, потери населения); предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий.
- описание возможных ЧС природного характера (в том числе циклических явлений, характерных для места расположения организации); оценку частоты, интенсивности их проявления;
- характеристику возможной обстановки при возникновении и развитии «природных» ЧС – зоны затоплений, ландшафтных и лесных пожаров, сейсмической активности; численность персонала и объектов, которые могут попасть в зону действия поражающих факторов; возможный ущерб; мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий.
11) Выводы из оценки обстановки исходя из существующих рисков – содержит оценку источников и рисков возникновения ЧС, а также общие выводы (с опорой на всё выше написанное).
Объемы впечатляют, правда? Только это еще не конец. Идем дальше. Впереди…
Мероприятия при угрозе возникновения и возникновении ЧС (раздел 2)
Состоит из 14 (чуть менее масштабных, чуть более практических) подразделов. Взглянем на каждый из них.1) Мероприятия, выполняемые при угрозе возникновения ЧС – содержит:
- перечень мероприятий для режима «повседневная деятельность», которые направлены на «недопущение возникновения ЧС»;
- перечень мероприятий для режима «повышенная готовность», которые выполняют при угрозе возникновения ЧС.
- наименование мероприятий;
- ответственных исполнителей;
- ресурсное обеспечение;
- сроки выполнения.
2) Оповещение работников организации и населения при угрозе возникновения ЧС – содержит:
- информацию по порядку и срокам оповещения руководителей и персонала эксплуатирующей организации, населения, АСС/АСФ, пожарной службы, диспетчеров муниципальных образований, оперативных дежурных рядом расположенных объектов и т.д.;
- сведения о локальных (или объектовых) системах оповещения и порядке их «активации»;
- сведения о региональных (муниципальных) системах оповещения, которые информируют население об угрозе ЧС.
- по радиационной, химической, инженерной, медицинской защите;
- по эвакуации и первоочередному жизнеобеспечению.
Информацию дают в табличной форме:
5) Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС – содержит:
- перечень сил и средств, порядок приведения их в «боевую» готовность;
- порядок подготовки и выдачи персоналу организации и населению средств индивидуальной защиты;
- алгоритм приведения в готовность защитных сооружений, заглубленных помещений, автотранспорта, пунктов временного размещения и т.д.;
- порядок герметизации наземных зданий и сооружений, укрытия в них персонала;
- порядок проведения мероприятий по медицинской защите, жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) персонала и населения;
- указания по профилактическим противопожарным мероприятиям и подготовке к безаварийному останову производства.
- порядок организации связи и обмена информацией между участниками событий (внутренние и внешние силы);
- перечень применяемых средств коммуникации и связи.
- организации управления и взаимодействия в режиме «повышенная готовность»;
- работы КЧС и ОПБ в организации.
- перечень мероприятий, выполняемых в режиме «чрезвычайная ситуация» (для каждого вида ЧС природного и техногенного характера в отдельности);
- указание на необходимость привлекать дополнительные силы и средства территориальной подсистемы РСЧС при росте «масштабов» происшествия (например, перерастания «локального» в «муниципальный» характер и т.д.).
9) Оповещение работников организации при возникновении ЧС – оформляется по аналогии со 2-м подразделом. Содержит ту же информацию по порядку и срокам оповещения, только применительно к режиму «чрезвычайная ситуация».
10) Защита работников (персонала) организации при возникновении ЧС – содержит:
- перечень мероприятий по защите работников и порядок их выполнения (объемы, сроки, привлекаемые силы и средства);
- порядок укрытия персонала в защитных сооружениях, а также обеспечения его СИЗ;
- порядок выполнения противопожарных, лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий, а также реализации мер «первоочередного жизнеобеспечения» пострадавшего населения.
Потом обе формы сводятся воедино в Приложении №4 «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» (да-да, «тройная работа», но что делать…).
12) Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий и АСДНР при возникновении ЧС – содержит информацию из 5-го подраздела и дополнительные характеристики, связанные с АСДНР и ликвидацией ЧС, например:
- порядок развертывания, приведения в готовность, обеспечения действий сил и средств, привлекаемых к АСДНР и к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
- порядок проведения АСДНР (устранение непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения) и мероприятий по ликвидации последствий ЧС;
- сведения о материально-техническом обеспечении сил и средств (места дислокации, заправки, порядок снабжения техники ГСМ, организация питания, медицинского обслуживания, доставки материальных ресурсов и т.д.);
- порядок выполнения отдельных работ иными организациями (например, службами муниципального образования или субъекта РФ).
14) Взаимодействие и управление при возникновении ЧС – содержит порядок:
- организации управления в режиме «чрезвычайная ситуация»;
- работы КЧС и ОПБ;
- функционирования оперативного штаба (в т.ч. список должностных лиц, контакты диспетчеров и оперативных дежурных, перечень основных задач и т.д.);
- взаимодействия органов управления, профессиональных АСС и АСФ, иных организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, проведению АСДНР и т.д.
Приложения к Плану действий организации
Их всего 5, и носят они… рекомендательный характер. Хотя, разумеется, без них План действий будет «неполноценным». Так что поговорим о содержании этих полезных «добавок».Приложение № 1 «Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций» разрабатывают в виде карты (схемы), куда наносят:
- границы спрогнозированных и рассчитанных зон ЧС (зон действия поражающих факторов);
- места дислокации сил и средств, служб и формирований, привлекаемых для ликвидации ЧС;
- распределение (перемещение) сил и средств по участкам работ;
- места хранения материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС.
Приложение № 2 «Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» оформляют в виде таблицы:
- с перечнем мероприятий для режимов «повседневная деятельность», «повышенная готовность» и «чрезвычайная ситуация»;
- с именами (или хотя бы должностями) конкретных исполнителей;
- с указанием отведенного (расчетного) и фактического времени выполнения.
Приложение № 3 «План мероприятий по защите работников и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» готовят и в текстовой форме, и на карте (схеме). В нем расписывают («раскрашивают»):
- маршруты перемещения сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС;
- маршруты эвакуации персонала и населения из каждой прогнозируемой зоны ЧС;
- пункты временного размещения для эвакуируемых;
- планируемые участки проведения АСДНР при возникновении ЧС.
Приложение № 4 «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» делают в виде сводной таблицы, включающей информацию из подразделов 4 и 11 раздела 2 пояснительной записки (форма таблицы такая же).
Приложение № 5 «Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций» составляют, как удобно – в виде текста, блок-схемы, таблицы или другими «информативными» способами. Главное, изобразить:
- схему оповещения персонала организации, а также населения, проживающего в зоне предполагаемой ЧС;
- схему связи и коммуникации (кто, с кем и каким образом);
- схему управления и взаимодействия (кто кому подчиняется, кто за что отвечает, кто кого привлекает, кто перед кем отчитывается и т.д.)…
Всё, друзья. С содержанием разобрались. Теперь переходим к форме Плана действий. По ней разработчик ГОСТ Р 22.2.14-2023 дал весьма подробные рекомендации.
Часть III. Оформление Плана действий организации
МЧС (в данном случае – его «сателлиты»), по традиции, детально расписывает «технические требования» к форме документа. Вплоть до размера шрифта и нумерации страниц. Но в целом… это «бумага» формата А4, которая сшивается или сброшюровывается в твердом переплете «по короткому левому краю листа». Включает два компонента:- текстовую часть (напр., пояснительная записка с таблицами и схемами);
- графическую часть (карты и планы местности, для создания и редактирования которых рекомендуют использовать профильное программное обеспечение).
Текстовая часть Плана действий организации
Наверное, как текст? Конечно. Кое-где разбавленный схемами и таблицами. Шрифт – Times New Roman (без вариантов). Размер зависит от «местоположения» фрагмента.Например:
- в тексте – 13-й или 14-й кегль;
- в таблицах – 12-й или 10-й кегль;
- в заголовках разделов и подразделов – 16-й кегль (полужирный);
- в заголовках отдельных пунктов – 13-й или 14-й кегль (полужирный).
Ориентация страниц – альбомная. Пишем на каждой и вверху по центру проставляем порядковый номер. В остальном – «творческая» свобода (само собой, в разумных пределах).
Едем дальше. На очереди…
Графическая часть Плана действий организации
Она выполняется с опорой на ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения». Если каких-то знаков в стандарте нет (или вы придумали свои), то их смысл нужно расшифровать в таблице «условные обозначения» в правом нижнем углу карты (схемы).Сами карты делают в масштабе, который сможет отобразить все объекты (территории) организации (при этом графические сведения должны остаться наглядными, полными и точными) и вместить всю необходимую информацию. Составители ГОСТ Р 22.2.14-2023 рекомендуют 1:25000, 1:10000, 1:5000 и 1:2000 в зависимости от решаемых задач. И не забывайте сохранять координатную сетку. А еще писать шрифтом Times New Roman 12-го или 10-го кегля.
Вот, кажется, и всё, что мы хотели вам рассказать про План действий по предупреждению и ликвидации ЧС для эксплуатирующих организаций в 2024 году (финал статьи подкрался незаметно). Наш монолог был долгим и, хочется верить, принес вам практическую пользу. Жаль, что ГОСТы по умолчанию – дело добровольное. И содержание Плана действий может меняться:
- «в зависимости от специфики деятельности организации, возможных источников ЧС и характера воздействия поражающих факторов».
В этой ситуации главное – помнить, что за достоверность и качество Плана действий отвечает… его разработчик внутри организации. Ну, либо уполномоченный по ГОЧС, если эта «миссия» доверена приглашенному экспертному центру. Поэтому… изучите всю нормативку. Проштудируйте содержание каждого подраздела. Контролируйте процесс! И конечно… соблюдайте обязательные требования безопасности. Поверьте, это зачтется. Особенно в условиях «реальной аварии».
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru