Развитие лифтовой отрасли в 2025 году. Утверждена «дорожная карта»
Да, товарищи… наконец-то дождались. Утвержден «многострадальный» План мероприятий («дорожная карта») по развитию лифтовой отрасли в РФ, который получил не только согласованное многими инстанциями содержание, но и официальные реквизиты – номер (МХ-П9-37390) и «дату рождения» (07.11.2024). А также (электронные) подписи должностных лиц – зампреда Правительства РФ Марата Хуснуллина и первого зампреда Правительства РФ Дениса Мантурова, запустившие «бумагу» в реализацию.
Новость хорошая, но до сенсации далеко. Ведь в марте 2024-го мы уже писали статью на эту тему, где скептически (местами с иронией) анализировали проект вышеназванного документа (от ноября 2023-го) и рассуждали над его «жизнеспособностью». Благо, в текущей (окончательной?) версии «дорожной карты» здравый смысл возобладал. Как минимум, ее покинули «радикальные» инициативы.
Да и формулировки стали мягче. Вместо громких «наделение», «восстановление», (не приведи Минюст) «лицензирование» используются аккуратные «подготовки предложений». То есть сначала Правительство (или уполномоченное ведомство) соберет «мнения» заинтересованных госорганов и госкомпаний, а только потом (через какое-то время, после долгих обсуждений) сформулирует перечень конкретных практических мероприятий.
Разумный подход. Хотя на его воплощение могут уйти долгие и долгие годы. Но не нам судить министерства и ведомства. Мы всего лишь хотим поговорить о том, что ждет лифтовую сферу в ближайшем будущем. И остановиться на тех пунктах «дорожной карты», которые касаются эксплуатации объектов и непосредственно связаны с деятельностью Ростехнадзора (как минимум, он будет участвовать в их реализации). К ним, например, относятся…
Изменения в ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»
И не абы какие, а призванные «обеспечить продление срока эксплуатации лифтов», по мнению законодателей, установленного пунктом 5.5 статьи 6 технического регламента. Формулировка уже вызвала шквал вопросов и разъяснений. Речь тут не идет о продлении срока службы (он устанавливается производителем) или о «второй жизни» для аварийных технических устройств, которые давно его превысили.
Имеется в виду период, в течение которого лифты, «отработавшие назначенный срок службы», нужно привести в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011 путем замены или модернизации. На момент утверждения «дорожной карты» он составлял 12 лет и должен был закончиться… 15 февраля 2025 года. Но, к счастью для многих, этот пункт уже реализован (как и обещали – в IV квартале 2024 года).
Совет Евразийской экономической комиссии своим Решением от 29.11.2024 № 112 внес изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (коим принят ТР ТС 011/2011):
1) пункт 3.3 самого Решения дополнили новым абзацем, согласно которому «лифты, отработавшие назначенный срок службы до 15 февраля 2025 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента»:
- в Республике Казахстан – до 15 февраля 2025 года (товарищи укладываются в сроки, честь им и хвала);
- в Республике Армения, Республике Беларусь, Кыргызской Республике и Российской Федерации – до 15 февраля 2030 года (мы получили очередное продление на целых 5 лет, осталось найти деньги на замену лифтов);
То есть… лифты не встанут. Напротив, будут «скрипеть» и «тужиться» еще, как минимум, пять лет. А наши законодатели смогут расслабиться, отвлечься и обратить свои взоры на другое, например, инновационное направление. Такое, как…
Цифровизация лифтовой отрасли
Никаких «говорящих» объектов или облачных панелей. Просто Правительство хочет создать единый цифровой сервис («виртуальный лифтовой хаб»), чтобы автоматически мониторить техническое состояние лифтов и формировать на основе этих данных аналитические прогнозы (узнавать о возможных неполадках до их возникновения). А еще внедрить туда:- систему электронных паспортов на лифтовую продукцию (например, для отслеживания нормативного срока службы, своевременного проведения технического освидетельствования, других регламентных работ и т.д.);
- единый реестр объектов лифтового хозяйства (здесь, возможно, пригодится АИС Ростехнадзора).
- повысить прозрачность и безопасность эксплуатации лифтового оборудования (когда всё на ладони или в смартфоне у надзорного органа, игнорировать и допускать нарушения сложнее);
- следить за проведением регламентных работ (технического обслуживания, ремонта и т.д.) на всех этапах жизненного цикла объекта;
- получать актуальную информацию о техническом состоянии лифтов и т.д.
- от Минстроя, Минпромторга и Минэкономразвития;
- от Росаккредитации и Ростехнадзора;
- от АО «Электронный паспорт» (которое «дружит» с Евразийским экономическим союзом и администрирует для него систему электронных паспортов (ПТС) транспортных средств, самоходных машин и других видов техники);
- от АО «ДОМ.РФ» и ППК «Фонд развития территорий»;
- от экспертного сообщества и т.д.
Короче, товарищи… это дело будущего. Но нас-то с вами интересует «сегодняшний день», правда? Ему (с точки зрения эксплуатации) в «дорожной карте» посвящен раздел 2…
Обеспечение безопасности производства, поставок, монтажа и эксплуатации лифтов
В разделе всего четыре пункта, но каждый из них обещает… далекоидущую перспективу. Так, Правительство хочет:- (2.1) вернуть Ростехнадзору полномочия «по проведению плановых проверок» организаций, эксплуатирующих объекты лифтового хозяйства (опять придется менять «резиновый» Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ, где в статье 135.1 «живет» госнадзор за лифтами и четко прописано отсутствие плановых надзорных мероприятий; ну, или выпускать профильный ФЗ, что пытаются сделать еще с 2022 года);
- (2.2) расширить полномочия Ростехнадзора – дать (вернуть?) ему право принимать участие в процедуре ввода лифтов эксплуатацию после замены (новое строительство и модернизация, к счастью нашего любимого госоргана, остаются за кадром, иначе инспекторский состав мог бы взвыть от перенапряжения);
- (2.3) установить обязательные требования по использованию оригинальных или хотя бы сертифицированных запасных частей и компонентов в процессе эксплуатации лифтов (здесь выбран простой нормативный путь – изменения в постановление Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744, а также поправки в ТР ТС 011/2011 о том, чтобы в приложение к сертификату включали перечень взаимозаменяемых/аналоговых узлов безопасности и компонентов);
- (2.4) повысить требования к владельцам объектов и специализированным лифтовым организациям, которые выполняют работы по монтажу, демонтажу, пуско-наладке, эксплуатации, техническому (в т.ч. аварийно-техническому) обслуживанию и ремонту (да, в этом вопросе есть, куда расти… к лицензированию, которое фигурировало в проекте «дорожной карты» от ноября 2023-го).
Пока это всё на уровне «предложений», которые должны быть сформулированы по итогам надзорной практики (за 2023-2024 г.г.) и анализа аварийности лифтов, введенных в эксплуатацию без участия инспекторов ФСЭТАН. Первые результаты (= инициативы) будут представлены (а будут ли?) в I квартале (по факту, не раньше марта) 2025 года. И ждут их не только от Ростехнадзора (там еще фигурируют профильные министерства).
Хотя по четвертому пункту вроде бы уже есть «первая ласточка»…
Проект Федерального закона № 775871-8 от 22.11.2024 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»
Он только начинает свое «путешествие» в Госдуме (сейчас его готовят к 1-му чтению), хотя по замыслам депутатов должен «обрести» силу довольно быстро – с 1 сентября 2025 года (а что, может проскочить как «социально значимая инициатива»).И в нем действительно есть «повышение» (по сути, ужесточение… будем называть вещи своими именами) требований к владельцам лифтового хозяйства в жилых домах (управляющим компаниям, товариществам, кооперативам и т.д.) и к специализированным лифтовым (обслуживающим) организациям.
Прежде всего, законодатели хотят добавить в Жилищный кодекс профильную статью 391 «Содержание лифтов, лифтовых шахт и помещений в многоквартирном доме», согласно которой лифты, лифтовые шахты и помещения с лифтовым оборудованием в МКД будут эксплуатироваться (только) «при условии осуществления их технического обслуживания, включающего текущий ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание».
«И в чем здесь новость?», – скажет большинство из вас. А новость в том, что работы эти, согласно проекту ФЗ, должны проводить (только) индивидуальные предприниматели или юридические лица, включенные в (пока не существующий) реестр специализированных организаций, наделенных правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию лифтов (шахт и помещений) в МКД.
То есть перед нами… очередной «естественный отбор», чтобы не каждая специализированная фирма могла получить право обслуживать и ремонтировать лифты (ну и чтобы рынок этих услуг стал наконец-то «профессиональным», ограниченным и четко «зарегулированным», чего сейчас, в общем-то, не наблюдается). Ведь попадание в любой реестр предполагает соблюдение определенных требований и соответствие определенным критериям. Эти «входные параметры» (если проект таки примут) определит Правительство Российской Федерации. Оно же установит:
- порядок ведения реестра (открытый/закрытый, где посмотреть, какие сведения содержит и т.д.);
- порядок включения организаций в реестр, а также исключения из него (т.е. «процедурный аспект» – кому, как и что подавать, за какую провинность можно лишиться права и т.д.);
- порядок и условия заключения (изменения, расторжения) договора на техническое обслуживание лифтов в МКД (причем типовую = единую нормативную форму документа утвердит не Правительство, а уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти);
- минимальный перечень работ (услуг) по техническому обслуживанию, а также порядок их выполнения (оказания), которые, безусловно, будут указываться в договоре.
- в договоре с управляющей компанией/на управление МКД (часть 3 статьи 162 ЖК РФ могут дополнить пунктом 6, содержащим такую норму);
- в уставе жилищного кооператива (статью 113 ЖК РФ могут снабдить частью 13 с этим требованием);
- в уставе товарищества собственников жилья (в статье 135 ЖК РФ может появиться часть 23 на данную тему).
- «требований к эксплуатации относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах лифтов, лифтовых шахт, помещений, в которых имеется лифтовое оборудование» (пункт 1 части 1 статьи 20 ЖК РФ может пополниться соответствующей формулировкой).
Следим за ситуацией. Держим руку на пульсе. Ждем (не дождемся) «хороших результатов». Ну и, разумеется, добросовестно и «поголовно» соблюдаем все требования лифтовой безопасности. Госорганы оценят, не сомневайтесь.
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru