Советы эксперта по промышленной безопасности

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Порядок надзора в области промышленной безопасности на объектах УИС

23.06.2022

Утвержден Приказ ФСИН России от 30 декабря 2021 г. № 1192 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Настоящий документ посвящен особенностям надзора в области промбезопасности на объектах УИС РФ. Согласно Приказу, надзор осуществляется ФСИН России и кустовыми инспекциями технического надзора уголовно-исполнительной системы Российской Федерации территориальных органов ФСИН России.

Напомним, что особенности взаимодействия органов ФСИН и Ростехнадзора  при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере промышленной безопасности на опасных производственных объектах уголовно-исполнительной системы регулируются отдельными документами - Приказами Ростехнадзора N 96, ФСИН РФ N 123 от 11.03.2014.

Согласно п. 2 Приказа № 1192 предметом надзора являются:

а) соблюдение территориальными органами ФСИН России, учреждениями, исполняющими наказания, следственными изоляторами, предприятиями, специально созданными для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, научно-исследовательскими, проектными, медицинскими, образовательными и иными организациями, входящими в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации (далее - учреждения и (или) органы УИС) в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом № 116-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
  • требований к безопасному ведению работ, в том числе требований, связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах;
  • требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется учреждениями и органами УИС с применением такого обоснования безопасности;
  • требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на опасных производственных объектах;
  • лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I - III классов опасности;
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Согласно Приказу, при осуществлении федерального государственного надзора проводится оценка соблюдения требований технических регламентов и обязательных требований. Надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

В соответствии с п.4 объектами федерального государственного надзора являются:
  • деятельность учреждений и органов УИС, их должностных лиц, юридических лиц в области промышленной безопасности на объектах, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний (далее - контролируемые лица);
  • продукция, указанная в приложении к Положению о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, применяемая при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, работы и услуги, осуществляемые на опасных производственных объектах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;
  • здания и сооружения на опасных производственных объектах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Федеральный государственный Надзор осуществляется в форме выездных и документарных проверок.

Согласно п.7 срок проведения выездной или документарной проверки не должен превышать 10 рабочих дней со дня начала ее проведения.

Согласно п.8 выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
В соответствии с п.9 Приказа № 1192 в ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  • осмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • инструментальное обследование;
  • экспертиза;
  • эксперимент.
В соответствии с п.10 Приказа № 1192 в ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • экспертиза.
Пункт 11 Приказа посвящен правам сотрудников органов надзора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Сотрудники имеют право:
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать опасные производственные объекты уголовно-исполнительной системы и проводить обследования используемых учреждениями и органами УИС при осуществлении своей деятельности в области промышленной безопасности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
  • привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Согласно п.12 должностным лицом ФСИН России, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является заместитель директора ФСИН России, осуществляющий координацию и контроль деятельности в области промышленной безопасности.

В пунктах 13-15 изложены правила проведения плановых проверок учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Пункты 16-18 касаются внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом (должностными лицами) органа надзора, осуществляющим (осуществляющими) проверку, составляется акт-предписание проверки соблюдения требований промышленной безопасности. Акт-предписание составляется в двух экземплярах.

Акт-предписание оформляется на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней после дня окончания проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно пункту 19 в ходе выездной проверки может быть проведён эксперимент с использованием тест-ситуации.

Согласно п.20 эксперимент проводится без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте в течение 1 рабочего дня в пределах срока, отведенного для проведения выездной проверки.

Согласно п.21 результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прикладывается к акту-предписанию.

Согласно п.22 Приказа N 1192 оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением акта-предписания осуществляются должностным лицом органа надзора, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.

В пунктах 23-24 изложены правила использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований.

В соответствии с п.25 при осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережений;
  • консультирование.
Согласно п.26 информирование учреждений и органов УИС по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется органами надзора.

Согласно п.27 обобщение правоприменительной практики осуществляется органами надзора в целях решения следующих задач:
  • выявление типичных нарушений обязательных требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
  • анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
В соответствии с п.28 информация по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного надзора направляется в учреждения и органы УИС не реже одного раза в год.

Согласно п.29 при наличии у органа надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках их нарушений должностное лицо органа надзора направляет учреждению или органу УИС, эксплуатирующему опасные производственные объекты, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Учреждением или органом УИС, эксплуатирующим опасные производственные объекты, по результатам рассмотрения предостережения могут быть поданы в орган надзора возражения в отношении указанного предостережения.

Возражения направляются не позднее 5 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Орган надзора рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет учреждению или органу УИС мотивированный ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.

При отсутствии возражений учреждение или орган УИС в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения направляет в орган надзора уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В пунктах 34-37 изложены правила проведения консультирования.

Пункты 38-41 касаются обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор.

Жалоба подлежит рассмотрению структурным подразделением ФСИН России, обеспечивающим реализацию полномочий ФСИН России по осуществлению федерального государственного надзора, в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

Приложения включают:
  1. Предложения для включения в план проведения плановых проверок учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
  2. Акт-предписание проверки соблюдения требований промышленной безопасности.
  3. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
 
Настоящий Приказ вступит в силу 8 декабря 2022 г.


Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru