МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров 2021

С 1 января 2021 года вступил в силу Приказ «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» № 441 от 13 ноября 2020 года, который пришел на смену документу с аналогичным названием № 42 от 6 февраля 2014 года. В этой статье рассмотрим, какие изменения появились в Приказе.

Раздел I. Общие положения

Из старой версии исключен пункт 7: «Оборудование КД, приобретаемое за рубежом, должно соответствовать требованиям настоящих ФНП».
В новом документе пункт 7 содержит иную формулировку: «Перевозку и хранение оборудования КД, узлов и деталей необходимо осуществлять с учетом требований по безопасности, предусмотренных технической документацией».

В новом документе изменен пункт 9:
БЫЛО СТАЛО
9. КД, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих ФНП, подлежат экспертизе промышленной безопасности в следующих случаях:
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки КД, установленных организацией-изготовителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы КД, если фактический срок ее службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов КД, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых КД была повреждена.
При отрицательном заключении экспертизы промышленной безопасности дальнейшая эксплуатация КД не допускается.
9. КД подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391).
Эксплуатация КД при отрицательном заключении экспертизы промышленной безопасности запрещена.
КД введенные в эксплуатацию до вступления в силу ФНП и не модернизированные в соответствии с требованиями ФНП, должны проверяться на соответствие паспортным данным и разрешительной документации, выданной на них до вступления в силу ФНП.
 
 
 
Раздел II. Общие требования, предъявляемые к КД

Подраздел Техническая документация КД

Пункт 15 о содержании технической документации дополнен следующей формулировкой: «В случае ведения технической и эксплуатационной (журналов, протоколов проверок, контрольных листов) документации КД в электронном виде должны соблюдаться условия, установленные настоящими ФНП требования к ее содержанию и заполнению».

Подраздел Специальные требования к трассе НКД

Пункт 24 дополнен следующей формулировкой: «Радиус поворота может быть уменьшен в зоне подъезда к станциям при условии соблюдения требования пункта 26 ФНП».

Подраздел Специальные требования к трассе ППКД

Пункт 28 дополнен следующей формулировкой: «В случае увеличения отклонения в плане несущих, тяговых и несуще-тяговых канатов ППКД должны соблюдаться условия использования угловой станции или металлоконструкции КД с установленным на ней оборудованием, предназначенной для поддержания канатов по линии КД на проектной высоте (далее - линейная опора) со специальным оборудованием на оголовке».

Пункт 35 дополнен следующей формулировкой: «На линии ППКД при отклонении подвижного состава в поперечном направлении на 11°30' между крайней точкой подвижного состава и иными элементами КД внутри колеи КД должен быть просвет не менее 0,3 м».

Подраздел Зоны безопасности КД

В пункте 45 (старая версия п. 46) появилось уточнение: «Безопасное пространство, которое может быть занято человеком, находящемся в движении, вызванном использованием оборудования КД (далее - зона безопасности) не должно пересекаться с зоной безопасности другой КД, транспортного пути или с местом прохождения линии электропередачи».

Подраздел Специальные требования к зонам безопасности ППКД

В пункте 56 (старая версия п. 57) уточнено, что максимальные расстояние от низшей точки подвижного состава до земли и воды не должно превышать 60 м (в старой версии было 30 м). Также уточнено, что расстояние на отдельных участках трассы может превышать 60 м, если на таком участке находятся не более 5 кабин на каждой ветви каната.

В новую версию включен пункт 57: «Для участков трассы КД, где проектом предусмотрена эвакуация вдоль каната, высота от подвижного состава до земли не ограничена».

Пункт 58 старой версии приказа удален из нового документа.

Подраздел Дополнительные требования к зонам безопасности БКД

Пункты 63 и 64 (старая версия 64 и 65) дополнены формулировками:
БЫЛО СТАЛО
64. Пересечение лыжной дорожки с трассой для катания на одном уровне запрещено.
65. При прохождении буксировочной дорожки через мост ее ограждают с обеих сторон перилами, минимальная высота которых должна быть на один метр выше снежного покрова.
 
63. Пересечения БКД с трассами для катания и путями передвижения людей и транспорта на одном уровне не допускаются.
64. При пересечении на разных уровнях БКД с трассами для катания и путями передвижения людей и транспорта должны быть сооружены мостки. При этом трасса для перемещения пассажиров БКД на мостиках должна иметь сплошное ограждение в виде стенки высотой не менее 1,1 м от снежного покрытия.
 
 
Подраздел Зоны посадки и высадки кресельных КД

Пункт 81 (старая версия п. 82) дополнен формулировкой о том, что начало зоны стабилизации, отсчитывается от точки посадки E. Зона безопасности располагается сразу после зоны стабилизации кресла и заканчивается на расстоянии равном длине пути, проходимого креслом за 7 с (начиная от точки посадки E), а также о том, что в зоне безопасности, где расстояние от низа подвижного состава до поверхности земли превышает 3 м или уклон профиля в конце зоны стабилизации составляет более 60°, необходима установка улавливающих защитных сеток (позиция 4 на рисунке 1) на расстоянии не более 1,5 м по высоте от линии прохождения сидения кресел, длиной не менее 3 м вдоль направления движения кресел и на 0,5 м выступающей вправо и влево относительно проекции кресла на горизонтальную плоскость.

Пункт 84 удален из нового документа.

Пункт 89 (старая версия п. 91) дополнен следующей формулировкой: В зоне приближения подвижного состава к верхней станции КД с отцепляемым подвижным составом колесному конвейеру должен предшествовать горизонтальный участок каната, длина, которого обеспечивает остановку подвижного состава на указанном участке в случае выхода подвижного состава с конвейера с открытым зажимом.

В пункте 98 (старая версия п. 100) появилось дополнение о том, что в зоне посадки должна быть в том числе установлена следующая табличка: «Запрещено применять стиль «слалом» при движении по дорожке». Также в пункт включена следующая формулировка: «Перед участками буксировочной дорожки БКД, не просматривающихся операторами с конечных станций, должны повторяться знаки "не выходить за пределы буксировочной дорожки", "при падении немедленно покинуть буксировочную дорожку" и "запрещено применять стиль "слалом" при движении по дорожке".

Подраздел Канаты

В пункте 106 (старая версия п. 108) появилось уточнение о том, что при утере сертификата канат до навески на КД должен быть испытан на аттестованной канатоиспытательной станции. После проведения испытаний должно быть выдано свидетельство об испытании.

В пункте 112 уточнено, что применение каната, не соответствующего комплекту поставки КД, согласовывается с организацией-изготовителем КД.

Подраздел Двигатели, редукторы, трансмиссия КД

В подраздел добавлен пункт 144: «Привод КД должен обеспечивать работу на скорости, необходимой для выполнения магнитной дефектоскопии несуще-тяговых, тяговых и несущих канатов».

Подраздел Скорость движения и интервалы времени между подвижным составом КД

В пункте 177 (старая версия п. 178) дополнена формулировка о том,  что максимальная скорость движения кольцевых канатных дорог с отцепляемым подвижным составом с двумя несущими и одним тяговым канатами – 9 м/с. Также в пункте изменены значения скорости

БЫЛО СТАЛО
При перевозке пешеходов для КД с одно- или двухместными креслами 1,5 м/с При перевозке пешеходов для КД с одно- или двухместными креслами 1,0 м/с
При перевозке пешеходов для КД с трех- или четырехместными креслами 1,0 м/с При перевозке пешеходов для КД с трех- или четырехместными креслами 0,5 м/с
 
Подраздел Механические устройства на трассе ППКД

В пункте 224 (старая версия п. 226) появилось следующее уточнение: При срабатывании устройств безопасности должна произойти остановка дороги.

Пункт 227 (старая версия п. 229) дополнен и расширен:
БЫЛО СТАЛО
229. Канавки башмаков несущего каната должны соответствовать его диаметру. Поверхность башмаков должна иметь футеровку и возможность смазывания каната.
 
227. Канавки башмаков несущего каната должны соответствовать его диаметру. В качестве футеровки желобов опорных башмаков, по которым несущий канат перемещается при работе дороги, должен применяться антифрикционный материал. В качестве футеровки желобов опорных башмаков, на которых несущий канат лежит неподвижно, барабана для заякоривания каната, а также опорной роликовой цепи под канат должен применяться эластичный материал либо дерево.
 
 
Пункт 234 (старая версия п. 236) дополнен следущей формулировкой: Подъемные лестницы опор кольцевых дорог с наклоном к горизонтали свыше 80° и высотой более 15 м должны быть оснащены площадками для отдыха с максимальным интервалом в 15 метров начиная от уровня земли.

Подраздел Шкивы и ролики БКД

В пункте 256 (старая версия п. 258) появилось уточнение о том, что у опор БКД с высотой прохождения тягового каната менее 4 м разрешено использовать, в том числе, места для закрепления страховочных систем для работ обслуживающего персонала.

Подраздел Подвижной состав

В новый документ добавлен пункт 319: «При закреплении тягового каната на вагоне маятниковых дорог с использованием барабана минимальное количество витков каната на барабане должно быть не менее 2,25 витка, а диаметр барабана должен быть не менее 22-х диаметров тягового каната».

Подраздел Кабины кольцевых КД

В документ добавлен пункт 365: «Полезная площадь кабины определяется из расчета:
не менее 0,2 м2 на одного человека, если посадка и высадка пассажиров производится при полной остановке кабины;
не менее 0,3 м2 на одного человека, если посадка и высадка пассажиров производится на ходу».

В документ включен новый подраздел Вагоны маятниковых КД


Раздел III. Требования к КД, соблюдение которых обязательно до ее ввода в эксплуатацию

Пункт 533 (старая версия п. 535) дополнен следующей формулировкой: установку ББКД возможно производить с применением анкерных конструкций без использования железобетонных фундаментов. При этом в составе технической документации должны быть предусмотрены расчеты и чертежи таких конструкций и руководство по их установке.

Подраздел Регламентные работы на КД

В пункте 560 (старая версия п. 561) появилась следующая формулировка: Результаты регламентных работ (в том числе проверок и ревизий), кроме ежедневных проверок, заносятся в журнал осмотра и ремонтов либо оформляются актами или контрольными листами (включая контрольные листы ежедневного осмотра), содержащими сведения о проведении работ в объеме, предусмотренном руководством по эксплуатации КД или настоящими ФНП, и подписываемыми работником, выполнившим работы, а также специалистом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию КД.

Пункт 572 (старая версия п. 573) дополнен формулировками о том, что при ежегодных ревизиях на КД должны, в том числе, проводиться:
«контроль срабатывания устройств ограничения скорости на главном и аварийном приводе;
контроль срабатывания устройств ограничения давления в тормозных и натяжных устройствах;
выборочный контроль момента затяжки гаек на анкерных болтах (20% анкерных соединений)».

Также в документ добавлен пункт 579: «Контрольные и измерительные приборы, установленные на КД, а также используемые при ее обслуживании, должны поверяться и калиброваться в соответствии с технической документацией на них».

Раздел VI. Техническое освидетельствование КД

В новый документ включен пункт 593: «Первичное техническое освидетельствование проводится до начала эксплуатации КД. При первичном техническом освидетельствовании проводятся мероприятия, предусмотренные пунктом 595 ФНП.

При совмещении первичного технического освидетельствования КД с экспертизой промышленной безопасности, проводимой до ее ввода в эксплуатацию, должны быть выполнены следующие условия:
оформление по их результатам отдельных документов (акта технического освидетельствования и заключения экспертизы промышленной безопасности);
их проведение не ранее, чем за 4 месяца до начала эксплуатации КД - для КД, эксплуатируемых круглогодично;
их проведения не ранее, чем за 2 месяца до начала эксплуатации КД - для КД, эксплуатируемых посезонно».

Пункт 598 (старая версия п. 597) значительно расширен и дополнен:
БЫЛО СТАЛО
597. Техническое освидетельствование, внеочередное техническое освидетельствование и полное техническое освидетельствование проводит специализированная организация. Запись о проведении технического освидетельствования с указанием даты, номера акта и срока очередного технического освидетельствования заносится в паспорт КД уполномоченным представителем специализированной организации. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)
 
598. Техническое освидетельствование выполняется специализированной организацией, осуществляющей один или несколько видов работ в отношении КД (проектирование КД и экспертиза промышленной безопасности).
Акт технического освидетельствования содержит в том числе:
сведения о КД, позволяющие ее идентифицировать;
сведения об эксплуатирующей организации;
фамилия имя отчество (при наличии) ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию КД;
проведенные при техническом освидетельствовании проверки, испытания и измерения;
паспортные (проектные) и фактические значения контролируемых при техническом освидетельствовании параметров;
результаты проверки проведения эксплуатирующей КД организацией учебной эвакуации с отметкой на продольном профиле КД точки проведения указанной операции.
Рекомендуемый образец акта первичного (ежегодного) технического освидетельствования приведен в приложении N 7 к ФНП.
Запись о проведении технического освидетельствования с указанием даты, номера акта и срока очередного технического освидетельствования уполномоченным представителем соответствующей специализированной организации заносится в паспорт КД.
 
 
Раздел VIII. Обеспечение защищенности пассажиров КД

Пункт 615 (старая версия п. 614) расширен и дополнен:
«Учебную эвакуацию следует проводить не реже одного раза в год в месте КД, где эвакуация пассажиров наиболее затруднена. По результатам проведения учебной эвакуации эксплуатирующей организацией должен быть составлен протокол с указанием:
даты проведения учебной эвакуации;
места проведения учебной эвакуации (отмечается на предлагающемся к протоколу продольном профиле КД).
время начала и окончания учебной эвакуации операции;
сил и средств, задействованных при проведении учебной эвакуации».

Также из старой версии приказа исключено Приложение №1 «Термины и определения», а в Приложении № 7 (старая версия №8) изменено название документа:

БЫЛО СТАЛО
АКТ ЕЖЕГОДНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ АКТ ПЕРВИЧНОГО/ЕЖЕГОДНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
 
При этом, текст приложения не изменен.
 
 
 

Остались вопросы?

Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru