МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Проект нового Административного регламента по ведению реестра заключений ЭПБ

8.07.2024

По плану нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2024 год, в сентябре должен быть утвержден новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

Ростехнадзором разработан проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности», опубликованный на сайте проектов нормативно-правовых актов в октябре 2023 года (ID проекта 01/02/10-23/0014231).

Мы решили сравнить текст проекта нового регламента с действующим регламентом, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. N 141 и рассказать Вам, что должно измениться.

На первый взгляд обновления обширные, текст увеличился более чем в 4 раза! Но не стоит пугаться. Важных для нас изменений – раз, два и обчелся.

Важных изменений вроде как немного, но из простого, рабочего регламента, новый регламент может превратиться в непомерно-раздутый документ.

По-другому потенциально новый административный регламент еще можно назвать регламентом Вариантов. Зачем-то в регламент напихали кучу разновидностей, точнее вариантов заявителей, еще какое-то анкетирование нужно пройти, чтобы понять к какому варианту относится организация. А вариантов, на минуточку, 32. В общем, это жесть какая-то, если честно.

Большую часть текста нового регламента занимает описание этих вариантов. Наберитесь терпения при прочтении этих вариантов и поиска своей организации в этих вариантах. Начнем!

Первая глава Общие положения в действующем Административном регламенте содержит исчерпывающую информацию о том, что регламент призван определить порядок, сроки и последовательность административных процедур и отношений Ростехнадзора, его территориальных органов и их должностных лиц с заявителями и органами власти при предоставлении государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

Также указано, что государственная услуга предоставляется путём внесения в реестр заключений ЭПБ, предоставления сведений из реестра заключений экспертиз промышленной безопасности и исключения из Реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

Согласно действующему регламенту, заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся заказчиками экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию.

В проекте нового Административного регламента добавилась информация о гостайне и появилась в приложениях дополнительная информация о типе заявителей.  Уточнено, что услуга Ведение реестра ЭПБ предоставляется индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию и являющемуся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, в том числе содержащей сведения, отнесённые к государственной тайне, также ИП и юр лицу, являющемуся заказчиком экспертизы промышленной безопасности (далее - заявители), указанным в таблице 1 приложения N 1.

Услуга должна быть предоставлена заявителю в соответствии с вариантом предоставления Услуги. Вариант определяется в соответствии с таблицей 2 приложения N 1 к Административному регламенту исходя из общих признаков заявителя, а также из результата предоставления Услуги, за предоставлением которой обратился указанный заявитель.

Появление этих «вариантов предоставления услуги» и привело к увеличению размера нового Административного регламента.

Ознакомиться с проектом Приложения 1, содержащего таблицы 1 и 2 можно по ссылке.

В соответствии с проектом, информация о порядке предоставления Услуги размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно проекту нового регламента, как и прежде, услуга предоставляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Дополнительно указано, что возможность получения Услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг не предусмотрена.

Значительно расширен раздел, посвященный результату предоставления госуслуги. Ранее были приведены 6 разновидностей результата оказания услуги – внесение заключения ЭПБ в реестр, отказ во внесении, предоставление сведений из Реестра в виде выписки или справки, отказ в предоставлении сведений, исключение заключения из Реестра и отказ в исключении экспертизы из Реестра + уведомление заявителя о каждом варианте.

В новом регламенте по каждой разновидности приведено подробное описание результата - отдельно для регистрации заключения ЭПБ, отдельно для исключения из реестра и отдельно для предоставления сведений из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

Отмечено, что уведомление предоставляются в той форме, в которой были поданы заявка и документация на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Также приводится список сведений, которые должна содержать запись в Реестре.

Описан механизм оказания услуги при обращении заявителя за исправлением допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах и (или) созданных реестровых записях.
 

Сроки регистрации ЭПБ, внесения изменений и исключения в проекте нового Административного регламента

В действующем Административном  регламенте, утв. Приказом №141 указаны следующие сроки предоставления услуг:

1) внесение (отказ во внесении) заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр, подготовка уведомления о внесении (об отказе во внесении) заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр осуществляются в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора заявления о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр;
2) предоставление (отказ в предоставлении) сведений из Реестра, подготовка выписки из Реестра (справки об отсутствии запрашиваемых сведений в Реестре) либо уведомления об отказе в предоставлении сведений из Реестра осуществляются в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора заявления о предоставлении сведений из Реестра;
3) исключение (отказ в исключении) заключения экспертизы промышленной безопасности из Реестра, подготовка уведомления об исключении (об отказе в исключении) заключения экспертизы промышленной безопасности из Реестра осуществляются в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора заявления об исключении заключения экспертизы промышленной безопасности из Реестра.
 
В новой версии документа все сроки сокращены - максимальный срок предоставления услуги составляет 3 рабочих дня со дня регистрации заявления о предоставлении услуги и документов, необходимых для предоставления Услуги.

Сокращение сроков это всегда хорошо, главное, чтобы сотрудники Ростехнадзора, занимающиеся внесением заключений экспертизы в реестр, справились с этой задачей. Ну, или им в помощь, наверняка, готовится наш любимый ИИ (искусственный интеллект).

В новом Административном регламенте срок предоставления услуги определяется отдельно для каждого варианта и приведен в описании вариантов, содержащемся в разделе III Административного регламента «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур».

Вначале раздела приводится полный перечень возможных вариантов по каждой разновидности услуги. Эти варианты отличаются в том числе признаками заявителя. В частности при обращении заявителя за внесением заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, услуга предоставляется в соответствии с  восемью вариантами (например, услуга для ИП, осуществляющего деятельность в области промбезопасности, обратившегося лично; ИП, обратившегося по доверенности; ИП, обратившегося лично, являющегося заказчиком экспертизы, содержащей сведения гостайны; услуга для представителя юр лица, имеющего право действовать без доверенности; представителя юр лица по доверенности и т.п.).

При обращении за предоставлением сведений из реестра также приведены 8 вариантов. При обращении за исключением заключения ЭПБ из реестра также приведены 8 вариантов и 8 вариантов при обращении заявителя за исправлением допущенных опечаток.

Далее для каждого из 32 вариантов приводятся сроки, описания и результаты предоставления услуги (эти описания занимают 96 страниц нового регламента).

Бэбэбэ.. бэбэбэ.. бэбэ.. лица, обратившиеся по доверенности за доверенностью; лица без доверенности, но за доверенностью, лично от себя, как за себя, но для всех… хоть кто-то, объясните, зачем столько вариаций?!

В действующем регламенте скромно обозначен круг заявителей, вот он:

«Круг заявителей
4. Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся заказчиками экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (далее - заявители).»

В новом же регламент 32 варианта… 32! Тридцать два!!!

В качестве примера рассмотрим варианты для юридических лиц:

5. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и являющееся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, от имени которого обратилось лицо, имеющее право действовать от имени заявителя без доверенности
6. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и являющееся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, от имени которого обратился представитель по доверенности
7. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и являющееся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, содержащей сведения, отнесённые к государственной тайне в соответствии с требованиями закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», от имени которого обратилось лицо, имеющее право действовать от имени заявителя без доверенности
8. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и являющееся заказчиком экспертизы промышленной безопасности, содержащей сведения, отнесённые к государственной тайне в соответствии с требованиями закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», от имени которого обратился представитель по доверенности
 
Отличия между 5 и 6, 7 и 8 вариантами выделены подчеркиванием и жирным выделением. Изменения не носят масштабный характер, но непонятно зачем такая игра слов. Неужели действующая система не работает и кто-то из заявителей не понимает что такое подача по доверенности или без доверенности?

Но знаете что…? Мне пришла в голову интересная мысль. Может, таким образом, хотят доверить подачу заключений экспертизы промышленной безопасности в Ростехадзор третьим лицам, например, тем же экспертным организациям. Если так, то я такие изменения поддерживаю, т.к. сейчас, если в рамках договора на оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности экспертная организация еще должна зарегистрировать заключения экспертизы в Ростехнадзоре, то нужно готовить заявление на эксплуатирующую организацию и доверенность на подачу. Далее эти документы направляются на подпись эксплуатирующей организации, потом нужно ждать пока заявления подпишет заказчик (в это время нужно молиться, чтобы подписали без косяков, и чтобы никакие юристы, бухгалтеры и секретари не вмешивались (а они любят это дело и действуют по принципу художника) в процесс подписания). Далее подписанные документы нужно получить, подготовить папки и подать в территориальное управление Ростехнадзора. Если дадут право третьим лицам готовить и подавать заявительные документы, то это упростит процесс регистрации заключений экспертизы промышленной безопасности.

Новые сроки:

Максимальный срок предоставления услуги по регистрации ЭПБ (для всех вариантов ИП, юрлицо, лично, по доверенности и т.п.) составляет 3 рабочих дня со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги.

Максимальный срок предоставления услуги по получению сведений из Реестра составляет 1 рабочий день (для всех вариантов).


Максимальный срок предоставления услуги по исключению заключении ЭПБ из Реестра составляет 1 рабочий день (для всех вариантов).


Максимальный срок предоставления услуги при обращении заявителя за исправлением допущенных опечаток составляет 3 рабочих дня (для всех вариантов).
 
 

Документы, необходимые для предоставления услуги

В проекте нового административного регламенты приводится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно:

а) документы, подтверждающие наличие заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», - заключение экспертизы промышленной безопасности (при подаче заявления в личном кабинете на Едином портале: в виде отдельного документа; территориальный орган Органа власти, находящийся по месту нахождения опасного производственного объекта, сведения о котором составляют государственную тайну: в виде отдельного документа, экземпляр на электронном носителе);
б) документы, подтверждающие полномочия представителя, - доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя (при подаче заявления в личном кабинете на Едином портале: электронный документ; территориальный орган Органа власти, находящийся по месту нахождения опасного производственного объекта, сведения о котором составляют государственную тайну: предоставляется в случае подачи заявления на бумажном носителе, оригинал документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, или его копия, заверенная руководителем заявителя и печатью (при наличии), в виде отдельного документа).
 

Заявление на регистрацию заключения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии с проектом Административного регламента, подача документов и заявления осуществляется в личном кабинете на Едином портале.

Способами установления личности (идентификации) заявителя являются единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, усиленная квалифицированная электронная подпись.

Заявление подается в соответствии с формой, предусмотренной в приложении N 3 к Административному регламенту. Для каждого типа заявителя в приложении приведена своя форма.

Приведем для наглядности форму для варианта 1 – индивидуальный предприниматель (формы для разных вариантов значительно не отличаются, просто в случае гостайны добавлен соответствующий абзац, в случае ИП – в конце сведения об ИП, в случае юр лица – в конце сведения о юр лице).

Заявление
о предоставлении Услуги "Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности"

Сведения об экспертной организации:
полное наименование: ;
сокращенное наименование (при наличии): ;
идентификационный номер налогоплательщика: ;
основной государственный регистрационный номер юридического лица (либо сведения о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц): ;
руководитель организации (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии): ;
номер лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности и виды работ, на которые распространяется действие лицензии: .
 
Сведения о заключении экспертизы промышленной безопасности в соответствии со сведениями, содержащимися в заключении экспертизы промышленной безопасности:
наименование заключения экспертизы промышленной безопасности: ;
объект экспертизы промышленной безопасности:  документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта,  документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащего экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности,  технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов",  здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий,  декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащего экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервация, ликвидация опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности,  обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
 
Краткая характеристика объекта экспертизы:
дата подписания заключения экспертизы промышленной безопасности руководителем экспертной организации: __.__________.____ г.;
регистрационный номер заключения экспертизы промышленной безопасности, присвоенный экспертной организацией: ;
срок дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, установленный в заключении экспертизы промышленной безопасности (для технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий): .
 
Сведения о краткой характеристики объекта экспертизы:
наименование и назначение (при наличии) объекта экспертизы промышленной безопасности: ;
реквизиты регистрационного, учетного, заводского, инвентарного и (или) иного идентификационного номера (при наличии): .
 
Сведения об эксплуатирующей опасный производственный объект организации и опасном производственном объекте, в составе которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы:
полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект, в составе которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы: ;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект, в составе которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы: ;
основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя (либо сведения о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц): ;
наименование опасного производственного объекта, в составе которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы: ;
адрес места нахождения опасного производственного объекта, в составе которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы: ;
класс опасности опасного производственного объекта, в составе которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы: ;
регистрационный номер опасного производственного объекта (при наличии), в составе которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы: .
 
Подпись и печать (при наличии):
печать (при наличии): ;
подпись заявителя: ;
фамилия, имя, отчество (при наличии): ;
должность уполномоченного лица: ;
дата подписания: __.__________.____ г.
 
Сведения об индивидуальном предпринимателе:
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): ;
основной государственный регистрационный номер (ОГРН): ;
фамилия индивидуального предпринимателя: ;
имя индивидуального предпринимателя: ;
отчество индивидуального предпринимателя (при наличии): ;
почтовый адрес: ;
контактный телефон: ;
адрес электронной почты (при наличии): .

 
 
Также в Приложении №3 содержатся формы заявлений при обращении за внесением изменений в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности, за исключением и исправлением ошибок (опечаток).

Основания для отказа в приеме заявления и предоставлении госуслуги

Согласно проекту регламента территориальный орган Ростехнадзора отказывает заявителю в приеме заявления и документов при наличии в заявлении и (или) документах исправлений и повреждений, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.

В старой версии (т.е. в действующем регламенте), приведены следующие основания для отказа в приёме заявительных документов:

1) представление заявительных документов (при личном приёме) представителем заявителя без документа, удостоверяющего личность, либо без доверенности или документов, подтверждающих основания для представления интересов заявителя при подаче заявительных документов;
2) представление заявительных документов, не поддающихся прочтению;
3) отсутствие подтверждения действительности, усиленной квалифицированной электронной подписи, включающей проверку статуса (действительности) сертификата открытого ключа, при представлении заявительных документов в виде сформированного электронного дела через ЕПГУ.
 
При этом, согласно действующему регламенту, основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

В новом Административном регламенте появились основания для отказа в предоставлении услуги.

Территориальный орган Ростехнадзора отказывает заявителю в предоставлении Услуги при наличии следующих оснований:

а) наличие в представленных (полученных) документах (сведениях) противоречивой либо недостоверной информации;
б) заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя;
в) не предоставлены документы, необходимые для предоставления Услуги, в соответствии с вариантом предоставления Услуги;
г) документы (сведения), представленные заявителем, противоречат документам (сведениям), полученным в рамках межведомственного взаимодействия;
д) несоблюдение установленных статьей 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи;
е) заявитель представил заявление и документы, которые не соответствуют требованиям Административного регламента или содержит недостоверные сведения;
ж) отсутствие опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления Услуги документах и (или) созданных реестровых записях.

 

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) госорганов

В проекте Административного регламента сокращен раздел V, посвященный обжалованию решений. Теперь он содержит такую информацию:

Информирование заявителей о порядке досудебного (внесудебного) обжалования осуществляется посредством размещения информации на Едином портале, на официальном сайте Органа власти, на информационных стендах в местах предоставления Услуги.


Жалобы в форме электронных документов направляются посредством Единого портала, посредством официального сайта Органа власти в сети «Интернет».


Жалобы в форме документов на бумажном носителе направляются путем направления почтового отправления.
 
В связи с разделением в новом Административном регламенте каждой услуги на варианты (в зависимости от признаков заявителя), объем Приложений к регламенту значительно увеличился.

В Приложении 1 «Перечень общих признаков заявителей, а также комбинации значений признаков, каждая из которых соответствует одному варианту предоставления Услуги» проекта содержатся:
Таблица 1. Круг заявителей в соответствии с вариантами предоставления Услуги
Таблица 2. Перечень общих признаков заявителей.
Приложение 2 представляет собой перечень направляемых в межведомственном информационном запросе сведений.
Приложение 3 – форма заявления по каждому из вариантов, а их 32! Пережить бы это.
 
Будем следить за судьбой этого проекта. В случае принятия, новый регламент может вступить в действие уже с 1 сентября 2024 года.
 
 
С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр  


Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru