МТК 10 лет

Новости

Все новости


Подписаться

Популярное


Нам доверяют

Партнеры

Профилактические визиты Ростехнадзора к владельцам АГЗС

24.07.2024

Профилактика рулит. Даже у нас, в промышленной безопасности. «Возникают» новые формы, способы, мероприятия. Тестируются различные «проверкозаместители». Вот и профилактический визит (модный нынче метод) «проник» в государственный надзор за эксплуатацией опасных производственных объектов (до этого по линейке ФСЭТАН он отмечался только в строительном и горном секторе).

Причем «проник» незаметно, минуя положение о госконтроле, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082. И только по одному… даже не типу, а наименованию ОПО. Да-да, во всех регионах нашей необъятной Родины волна профилактических визитов накрыла организации, эксплуатирующие «станции газозаправочные (автомобильные)». Или, как их называют в (промышленно-безопасном) народе – АГЗС.

И это не системный сбой. И не очередная прихоть нашего любимого госоргана. Просто Ростехнадзор исполняет поручение Правительства РФ от 19.01.2024 № АН-П51-1344 и свой собственный «засекреченный» приказ от 01.02.2024 № 34, изданный, что называется, во исполнение воли вышестоящей инстанции. Ни один из документов, к сожалению, не удалось найти в открытом доступе. Однако они дали нашим контролерам право ходить по газозаправочным станциям и:
  • проверять соблюдение обязательных требований;
  • осматривать сооружения, технические устройства (прежде всего, ОРПД – сосуды СУГ), вспомогательное оборудование и территории;
  • изучать организационно-распорядительную, техническую и разрешительную документацию.
А еще наслаждаться этими «профилактическими благами» (т.е. посещать поднадзорные АГЗС) до 30 ноября 2024 года. Картинка возникает безрадостная, но с другой стороны…

Если бы такая «хотелка» случилась до 2021 года – были бы внеплановые проверки со всеми вытекающими последствиями (как с башенными кранами в 2017-2019 гг.). А сейчас, в эпоху профилактики, «добрые» контролеры обходятся «дружественными» визитами. У которых, правда, могут быть неочевидные, мало приятные последствия. Но о грустном чуть позже. Сначала давайте разберемся…

Что собой представляет профилактический визит на АГЗС

Во-первых, это не контрольное (надзорное) мероприятие. Это профилактика, разъяснительная беседа (с налетом консультирования), в ходе которой Ростехнадзор:
  • показывает (а кому-то доказывает) важность и необходимость соблюдения обязательных требований промышленной безопасности;
  • сообщает о «рублевой» и «безрублевой» ответственности за нарушение этих самых требований (и немножко об авариях-инцидентах, к которым такая «безалаберность» может привести).
Во-вторых, приход контролеров не окажется внезапным. О нем владельца АГЗС уведомят (по крайней мере, должны) за 5 рабочих дней до назначенной (определенной госорганом) даты.

В-третьих… это будет не совсем тот профилактический визит, который описан в статье 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Ведь газовые заправки (а также их эксплуатантов) посещают в соответствии с пунктами 11(5) и 11(6) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

От такого визита, увы, нельзя отказаться. В процессе проведения Ростехнадзор (вполне официально) может не только беседовать, спрашивать, разъяснять, но и (п. 11(6) постановления № 336):
  • проводить осмотр (разумеется, объекта);
  • истребовать документы (что госорган делает с большой охотой);
  • проводить испытания, инструментальные обследования;
  • организовывать экспертизы.
Благо, все «надзорные действия» должны уложиться в 1 рабочий день. Срок могут продлить до 4 рабочих дней, если «обследовательская» часть потребует больше времени.

Однако самое «необычное» заключается в том, что по результатам таких посещений Ростехнадзор может выдавать предписание об устранении выявленных нарушений (по версии ФЗ № 248 это в принципе невозможно – см. часть 8 статьи 52). Сам госорган (к счастью владельцев АГЗС) обещает устанавливать «разумные сроки» его выполнения. Но мы-то с вами не первый год в промышленно-безопасной песочнице. Знаем, что такое «разумные» в трактовке территориальных органов ФСЭТАН (а Центральный аппарат может петь любую песню).

Да и самих нарушений (если верить «профилактическим» новостям на сайтах Ростехнадзора) иногда набирается на целую «выездную проверку». Причем фиксируют «базовый набор», как по результатам обычного госнадзора. Среди выявляемых «недостатков»:
  • отсутствие лицензии на эксплуатацию ОПО («болевая точка» АГЗС, о которой много сказано и написано);
  • не аттестованные руководители и специалисты (ответственные инженерно-технические работники);
  • «некомпетентный» рабочий персонал, у которого нет производственных инструкций, знания которого не проверяются (а квалификация не подтверждается);
  • неполнота (недостоверность) сведений, характеризующих ОПО («бумага» расходится с реальностью, какое-то оборудование в ней отсутствует, не указаны параметры, характеристики сосудов СУГ и т.д.);
  • не поданный отчет о производственном контроле (бывает… и за несколько лет);
  • не переработанные с учетом актуальных требований нормативно-технические документы (ППК, ПМЛА, ПРИ);
  • «неполноценный» производственный контроль, непроведение внутренних проверок, например, «срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации» (которую надо делать 1 раз в месяц);
  • отсутствие договора с АСФ на обслуживание объекта (заключать его нужно и для ОПО IV класса опасности);
  • техническое перевооружение ОПО без (проектной) документации;
  • неправильное ведение (а то и вовсе… отсутствие) эксплуатационных журналов, журналов регистрации газоопасных работ и т.д.;
  • отсутствие графиков по техническому обслуживанию и ремонту оборудования АГЗС;
  • отсутствие утвержденного перечня газоопасных работ и т.д.
Если бы по результатам профилактического визита могли штрафовать (или накладывать другие административные санкции), то многие владельцы АГЗС не отделались бы легким испугом. Но Ростехнадзор не может… из-за части 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ (после профилактики наказание недопустимо). И это, кстати, не «голые» слова. Их подтверждают…

«Публичные отчеты» на сайтах Ростехнадзора

Правда, большинство из них носит «коллективный» характер. Территориальный орган ФСЭТАН «безлико» пишет о количестве (визитов и нарушений), качестве (что именно обнаружил) и «результатах» для эксплуатирующих организаций.

Вот, например, (жестокосердное) Северо-Кавказское управление – за полгода провело 262 визита  к владельцам (эксплуатантам) газовых заправок, нашло 2732 нарушения (в среднем 10 шт. на объект). Выдало 248 предписаний (14-ти субъектам несказанно повезло). И никого не наказало рублем (пока… об этом чуть позже).

Аналогично поступил Нижне-Волжский Ростехнадзор. Посетил 27 АГЗС. Совокупно выявил 136 несоответствий (здесь показатель ниже – 5 шт. на объект). «Подарил» 24 предписания (и тут кому-то повезло). И ни словом не обмолвился об административных наказаниях.

То же (но без красочных описаний и в меньших масштабах) сделало Верхне-Донское управление. Всего три эксплуатанта, у которых по нескольку объектов, но… предписание есть, а наказаний – нет.

Западно-Уральский Ростехнадзор заглянул на 14 АГЗС  (их эксплуатируют 7 юридических лиц) в Оренбургской области. Содержательно побеседовал. Обнаружил кое-какие нарушения. Но опять же… штрафов, запретов, даже предупреждений… и тех не наблюдается.

Приокское управление сообщило о 12-ти визитах (только за I квартал 2024-го и только в Тульской области). О финансовых санкциях ни звука. Только предписания и «перечень» типовых недостатков.

Бывают также сводки о «единичных случаях», когда госорган «профилактически» посетил только одну компанию, у которой только один ОПО (разумеется, АГЗС). Об этом написали, например, Северо-Уральское  и Ленское управление. Итоги те же – предписания без каких-либо «сиюминутных» наказаний.

Наоборот, товарищи утверждают, что всё осмотрели, всё изучили. Сделали необходимые намеки (о соблюдении обязательных требований). Провели беседы. Дали разъяснения (по сути, «бесплатные» консультации). С виду – сказочная картинка. Добрый госорган радеет о своих подопечных. Но все-таки у профилактических визитов могут быть мало приятные…

«Возможные» последствия

Причем, не отходя от кассы. Ведь если Ростехнадзор обнаружит на ваших АГЗС нарушения, которые создают реальную угрозу (или уже спровоцировали факт) «причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», то в кратчайшие сроки (даже на следующий день) может наколдовать полномасштабную внеплановую проверку. Такое право госоргану дает, как минимум, часть 9 статьи 52 ФЗ № 248 (которая особой жесткостью не отличается).

Ну а там… «полный боекомплект» – статья 9.1 КоАП РФ (часть 1, а то и часть 3), штраф минимум 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. И вероятно, сразу после проверки – ее запрет (если вы, например, работаете без лицензии).

Это, кстати, очевидный сценарий, который лежит на верхнем уровне федерального законодательства (и на поверхности здравого смысла). Однако есть и другие, менее предсказуемые варианты. Например, статья 19.7 КоАП РФ, если вы в ходе профилактического визита отказались дать инспектору запрошенные организационно-распорядительные, технические и/или разрешительные документы.

«Идея», кстати, подсмотрена на сайте Сибирского управления Ростехнадзора. Есть там интересная презентация, которую использовал на обсуждении правоприменительной практики один из заместителей руководителя (посмотрите, № 7 в списке).

Да, «цифры» по этой статье скромные:
  • предупреждение (т.е. «безрублевое» письменное порицание);
  • штраф на граждан (скажем, рабочий персонал – операторы АГЗС и т.д.) – от 100 до 300 рублей;
  • штраф на должностных лиц (руководители, ответственные ИТР) – от 300 до 500 рублей;
  • штраф на юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей…
…но обидно ж «проколоться» на такой мелочи.

Хотя главное, о чем следует помнить – Ростехнадзор контролирует выполнение предписания, которое выдано после профилактического визита. По обычной схеме, как с проверками. То есть об устранении нарушений нужно будет госоргану сообщить, да еще и прислать подтверждающие сей факт документы. Тогда предписание снимут с контроля (согласно части 1 статьи 95 ФЗ № 248).

В противном случае – состоится выездная внеплановая проверка. И появится реальная «возможность» раскошелиться по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания». А там, граждане, всё по-взрослому:
  • штраф на должностных лиц (например, генерального директора, главного инженера или другого работника, ответственного за осуществление производственного контроля и т.д.) – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • штраф на юридических лиц (в т.ч. ИП, эксплуатирующих АГЗС – см. примечание к статье 19.5 КоАП РФ) – от 400 000 до 700 000 рублей.
И никаких смягчающих обстоятельств.

Так что имейте в виду – простое профилактическое мероприятие (с душевными разговорами и дружескими намеками) может привести к очень «непростым» последствиям. Причем в самое ближайшее после визита время. Надо ли оно вам, господа-эксплуатанты АГЗС? Вот и мы об этом.

Вы же понимаете – к вам рано или поздно придут (факт 100 % безоткатный, только чудо способно вас защитить). Поэтому… мобилизуйтесь. Проштудируйте ваш объект на предмет соблюдения нормативных и технических требований.

В конце концов – призовите экспертную организацию (аудит промышленной безопасности никто не отменял). Исправьте всё, что получится. А что не получится – будьте готовы исправить сразу после профилактического визита Ростехнадзора. Ведь сроки исполнения предписания сделают «разумными» только на словах. На деле – у вас будет минимум времени, чтобы избежать финансового наказания с пятью, а то и (по совокупности) с шестью нулями.

Поэтому готовьтесь заранее (в кое-то веки вы знаете свою «судьбу»). Приводите АГЗС в порядок (вам в принципе это пригодится). А если нужна помощь (консультация, перерегистрация ОПО, разработка документов, получение лицензии и т.д.) – обращайтесь. Мы всегда и во всем к вашим услугам.


 
Остались вопросы? Получите консультацию эксперта  по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru